Антиповесточное безумие? Зачем Ghost of Yotei хотят сделать «воук-игрой»

В X (бывшей Twitter) и на YouTube активно распространяли утверждение, что недавно вышедшая игра-эксклюзив PS5 Ghost of Yotei заканчивается сценой, где героиня и ее подруга растят вместе ребенка. Оказалось, что конечно же это не так, однако подобные тезисы наводят на мысль, что игру зачем-то специально хотят сделать «воук», хотя она таковой и не является. Можно найти разные посты или ролики по теме: помимо фальшивой концовки, у блогеров и продажи в 2 млн копий якобы нарисованные, и актриса неправильная, и геймдизайнер плохая. Попробуем понять, а почему в сети так хотят налепить «воук-клеймо» на игру, которая этого как раз совсем не заслуживает.

Дискурс давно не про игру

Ghost of Yotei волей-неволей оказалась вовлечена в «культурную войну», где с каждой из сторон баррикад стараются перенести игру на свою сторону. Вряд ли разработчики хотели такого развития событий, даже учитывая повышение интереса к проекту через скандалы.

Ведь люди в сети активно нападают или защищают новинку, исходя из своих аргументов, а не из достоинств релиза. Судя по соцсетям, часть геймеров все эти споры и онлайн-окрики крайне утомили, особенно учитывая, что большинство споров даже не связаны с игрой.

Все пользователи имеют право высказывать свою точку зрения, быть за или против, приводить мнения о проекте на основе полученной информации. Хотите критиковать игру — критикуйте. Хотите бойкотировать — ваше право.

Но что точно поражает в этой ситуации — это выдумывание целых мотивов и выдача своих домыслов за правду и ничего кроме правды. Ведь если так называемое «анти-воук» движение начинает выдумывать, то оно точно не меняет что-то к лучшему. Наоборот, такие шаги с ложью это скорее попытка копировать худшие практики «воук-активистов», пытающихся, наоборот, везде найти неприязнь к женщинам и так далее.

Источник: playstation.com

Да, возможно в самом начале было справедливо то, что игра Ghost of Yotei оказалась в центре скандала. Все из-за того, что Дрю Харрисон, старший художник по персонажам в студии Sucker Punch Productions, опубликовал безвкусную шутку об убийстве американского активиста Чарли Кирка: «Надеюсь, стрелка зовут Марио, чтобы Луиджи знал, что его брат его поддержит».

Однако кажется далеко не все были в курсе, что Харрисона уволили, а соучредитель студии Брайан Флеминг подтвердил это и прямо уточнил, что прославление политического насилия стало причиной такого решения. То есть сотрудник был наказан за кровавый призыв. Это стоит иметь в виду всем, кто до сих пор хочет бойкотировать игру из-за этого сообщения Харрисона.

И да, если следить за историей с главной героиней по имени Ацу, то ее действительно озвучивает актриса Эрика Исии, открыто заявляющая о своей бисексуальности. Как и то, что кто-то может охарактеризовать ее роль в сюжете как месть мужчинам в Японии эпохи Эдо. Ведь сюжет игры можно описать по-разному. Например, одинокая женщина пачками убивает мужчин-воинов. Это и вызвало гнев некоторых геймеров, усмотревших в этом идеологическую риторику. Так что справедливым будет сказать, что удовольствие от игры зависит от вашей терпимости к тем вольностям и жанровой стилизации, которые позволила себе игра.

Зачем же выдумки?

И вот мы плавно переходим к дальнейшей критике, последовавшей после релиза игры. И тут уже можно резко высказаться, назвав это вполне себе цирком. Почему?

Например, то как анти-воук пользователи соцсети X обвиняют стримеров в том, что они являются частью скоординированной пиар-кампании по восстановлению имиджа игры. Или то, что все положительные отзывы — это фразы будто из «медиа-материалов для СМИ», а не реальные впечатления.

Если сначала это были конкретные сообщения о конкретных действиях человека, как с Хариссоном, то теперь это перешло в лихорадочные разговоры о корпоративном сговоре и идеологической обработке. Возможно подобные сообщения были бы убедительны, если бы их подкрепляли хоть малейшие доказательства.

Теперь это как будто отголоски рефлекса, возникшего после GamerGate, когда подозрения о тесных взаимоотношениях между журналистами и разработчиками порой подкреплялись реальными переписками. Но тут такого нет и в помине.

Думаю, будет справедливо говорить, что часто сторонники прогрессивной риторики в играх и в культуре в целом имеют свои неприятные черты: моральное хвастовство своей позицией или стремление проверить каждого на идеологическую чистоту, будто ты вступаешь в религиозную секту. Но надо признать и суровую истину: крайне сложно, если не невозможно убедить активистов, приверженных собственному эмоциональному абсолютизму, в ошибочности их взглядов.

И этот эмоциональный абсолютизм будто начал «заражать» и анти-воук активистов. Теперь они начали руководствоваться похожими действиями. Ведь возмущение распространяется быстрее доказательств, а домыслы, маскирующиеся под правду, превращаются в истину в последней инстанции. Причем это делается с каждой из сторон, формируя две противоположные реальности.

А хороша ли Ghost of Yotei как игра?

А ведь если смотреть на проект с точки зрения чистой критики, то это достойный сиквел сюжетной одиночной игры в японском сеттинге, не шедевр и не провал.

И в попытке правильно оценить игру, точно не стоит жертвовать объективностью ради выплеска эмоций на отдельных сотрудников студии, которых считают чуть ли не личными врагами.

В Ghost of Yotei Ацу конечно не Артур Морган из Red Dead Redemption 2 — перемены в ее характере не так хорошо прописаны и больше заметны в сюжетных роликах, чем в геймплее. Однако она и правда меняется на протяжении своего пути по сюжету, постепенно уходя от образа поглощенной жаждой мести наемницы в сторону воина, которая находит что-то, ради чего стоит жить вне битв.

Это типичная игра с открытым миром, как и ее предшественница, Ghost of Tsushima 2020 года. Здесь нет строгого порядка прохождения заданий, можно легко пройти побочный квест, доступный в самом начале игры, уже после завершения основного сюжета.

Однако для многих игроков в этом все еще и заключается привлекательность жанра. Ведь основной сюжет всегда будет линейным — развиваться в одном направлении. Когда же речь заходит о побочных квестах, то у каждого игрока создается собственная история.

Возвращаясь к столь двоякой оценке игры, стоит понимать, что тут зачастую заметно два типа мышления:

Оба варианта достаточно разумны, и поэтому конфликт между репрезентацией и достоверностью порой так глубок — единственно верного ответа нет.

Добавьте к этому тенденцию, когда известные франшизы меняют главных героев-мужчин на женщин: Wolfenstein, The Last of Us или Gears of War. В этот ряд косвенно можно внести и Ghost of Yotei, ведь в прошлой части воином был мужчина.

Иногда это может казаться надуманным, маркетинговым ходом, а не реальным сюжетным или игровым решением. И поэтому разработчикам стоит понимать, что это может раздражать людей, особенно поклонников серии. Перемены не всегда к лучшему. Но разработчикам также стоит помнить — критики таких решений не настроены против женщин.

Ведь геймеры спокойно относятся к женщинам в главных ролях с собственными франшизами: Mirror’s Edge, Horizon, Bayonetta. Все они получили признание. И почему бы и нет? Ведь персонаж с самого начала ощущается неотъемлемой частью истории. Так что Ghost of Yotei вовсе не воук-игра, а критика проекта в начале (без выдумок) была обоснована и подразумевала переживания о качестве игры. И не более того.

romvaleri@gmail.com
наверх