Технологичная поп-культура. Фильм девятый. Рай не на Земле

Привет.

Космос и технологии, которые лежат в основе путешествий в этой недружественной среде — это острие науки. То, что привычно и естественно на Земле, в условиях вакуума, невесомости и гигантских скоростей может оказаться весьма сложной задачей для инженера. Уверен, все помнят истории о том, как проводились разработки обычной шариковой ручки для условий космических полетов. А многие ведь и не задумываются о том, что такие банальные вещи могут и не работать в отличной от земных условий среде. Больше того. Многим и в голову не приходит, что разработки для иной среды в принципе нужны. Отчасти именно поэтому фильмы про космос настолько приближены к земным условиям жизни. Кинематографисты не хотят слишком много денег тратить на постановку бытовых сцен на канатных подвесах, а зрителю не очень-то и хочется на это смотреть. Им подавай все то, что в квартире, только на космической станции. Отвлеклись. Сегодня посмотрим на фильм-контраст. Мне он очень нравится. Технологий в нем хватает. Так что оценим. Поехали.

Уже с постера на нас смотрит то, чего в реальной жизни мы видеть, пока не можем. Вернее, не так. Видеть можем. Но только в виде прототипов. Экзоскелет, управляющийся от импланта в черепе, летающий транспорт, футуристическая космическая станция. Увы, только руины городских построек сегодня не фантастика.

Все в духе киберпанка. High tech. Low life. Только здесь технологии словно бы развиваются для того, чтобы эту самую жизнь уничтожить. Так, стоп. Мы же ничего не рассказали про фильм.

«Элизиум — рай не на Земле» — это картина режиссера Нила Бломкампа. Он же выступил сценаристом и продюсером. То есть контроль над лентой практически, как у Кроненберга в «Экзистенции». Фильм повествует о нелегкой жизни жителей бедных районов Земли, которые обслуживают привилегированную элиту, обосновавшуюся на космической станции в виде бублика под названием Элизиум. На Земле происходит добыча, а на станции потребление. Метафору на современное общество рассмотреть проще простого. Разумеется, кругом несправедливость и ущемления прав. Жители Земли страдают, болеют и умирают. И единственным приключением для них является полет к станции, чтобы лечь в одну из капсул (будем называть их так), которая вылечит любую болезнь. Конечно же, это непросто. И отнюдь не все желающие добираются до станции, поскольку злой начальник службы безопасности бдит и сбивает весь транспорт на подлете. Но может и повезти. Главное же приключение начинается тогда, когда в результате планирования переворота для захвата власти на Элизиуме, один из элиты, руководящий промышленностью на Земле, оказывается захвачен очень мотивированной командой, в составе которой оказывается и герой Мэтта Дэймона, спасающий дочь подруги детства, и которому нечего терять. А, ну и еще команда, разумеется, борется со злым диктатом Элизиума, ни в грош не ставящим население Земли. Вот теперь все.

Итак, разруха и руины на Земле очень напоминают локации Йоханнесбурга, где Нил Бломкамп снимал свой дебют в большом кино «Район №9», а также позднее снимет «Робота по имени Чаппи». Однако данная лента снята в Мехико (трущобы) и Ванкувере (Элизиум). Земляне усиленно трудятся на клочках цивилизации в виде заводов, построенных для обслуживания интересов элиты. Герой Мэтта Дэймона, например, делает это на предприятии по производству роботов.

При этом предприятие традиционно контрастное. Конвейер с оборудованием для работяг на ладан дышит, а вот кабинет высшего руководства — пик технологий. Коммуникационные возможности с космической станцией, прозрачные дисплеи, гарнитура-имплант за ухом.

Гипс на руке героя Дэймона, кстати, имеет самое нелепое объяснение на свете. И его нелепость тянется вслед за другой нелепостью. Итак, приготовьтесь. Максу (так по сценарию зовут нашего героя) ломает руку робот за неповиновение при обыске. То есть Макс, зная, что робот сильнее, правее и ему (Максу) в этом противостоянии ничего не светит, не может вовремя замолчать. Понимаю, что это как бы такая аллюзия на борцов с системой, которые не могут поступиться своими принципами, но ведь герой не знает, что с ним произойдет фантастическая цепочка совпадений, которая перевернет его жизнь и ниспошлет блага на весь род человеческий. То есть в его воображении эта ситуация могла привести только к проблемам, из-за которых он мог лишиться работы и столкнуться со сложностями в удовлетворении самых базовых потребностей в еде. Ну вот зачем? Тем более что непобедимых слуг системы было аж двое, а об их непобедимости Макс знает не понаслышке:

А чуть меньшая нелепость — это внешний вид самого Макса. Ну вот как в условиях изнурительной работы, усталости, плохой экологии, недостатка питания и тому подобных лишений можно выглядеть вот так:

Актеру здесь 42 года. Вот большие сомнения есть насчет подобного состояния. Впрочем, это, конечно, зависть. А вот чему завидовать не хочется, так это административному ресурсу, с которым приходится иметь дело жителям Земли. Казалось бы, живой человек существенно бы удешевил содержание подобных структур, учитывая, за какие гроши и в каких условиях работают люди, но на личном контакте могли сыграть. Поэтому земляне получили что-то поистине убогое:

Подобная система, в самом деле, заставляет взглянуть на этот мир с жалостью к людям. Неудивительно, что в таких условиях им не удается быть здоровыми и радующимися жизни. Удивительно то, что их состояние позволяет им вообще что-то планировать и куда-то отправляться. К слову, технология полета весьма впечатляющая. Оставим за скобками расхождение с тягой, объемом топлива и прочим, и просто оценим искусность устройств. Вот они идут на взлет в атмосфере Земли:

И вот они уже летят в космосе. Никакой разгерметизации, никаких диких перегрузок для пассажиров. Более того, они в этом кораблике еще и без невесомости летят, набившись в кузов, как в той провинциальной маршрутке.

Подлет к станции показан красиво. И хотя мы все знаем, что атмосфера вокруг Земли сохраняется благодаря гравитации и магнитному полю Земли, но система устройств в кадре позволяет поверить в то, что здесь все учтено. Боковые барьеры, вращение станции с центробежной силой, какая-то труба в центральной части с распылителями непонятно чего. Короче, инженеры все предусмотрели.

После приземления главной задачей тяжелобольных пассажиров является добраться до медицинской капсулы, которая буквально лечит все. И сделать это требуется быстро, пока вертолеты с роботами не прилетели.

Хотя в такой системе точно могли бы сделать, что-то вроде Hyperloop от Илона Маска (он, кстати, как раз из ЮАР), расположенного кольцом. Поскольку вертолеты при таком уровне технологий выглядят как-то глупо. Итак, больные земляне оказались на Элизиуме и разбегаются в поисках капсулы.

Разумеется, кого-то ловят. В данном скоротечном вояже на станцию сбивают два из трех челноков, и только одной девочке из всех пассажиров удается попасть в дом с заветным устройством для лечения:

Далее идентификационная система медотсека сканирует паспорт на руке девочки для доступа к технологии и излечивает ее недуг.

После их депортируют из «рая» обратно на Землю. Ресурсов потрачено было много, потеряно три корабля, по меньшей мере два пилота погибло, но структура повествования такова, что эти сведения только подсвечивают самоотверженность людей, идущих на такие жертвы только лишь ради самой жизни. Благородно, в общем.

А в то время, когда одни получают шанс жить, другим достается от жизни по полной. И то самое производство, на котором трудится Макс, оказывается для него палачом. И вместо лечебной капсулы он оказывается в радиационной камере, где получает несовместимую с жизнью дозу облучения.

Дальше начинаются чудеса гаражного тюнинга. Вот только модификациям подвергается герой Мэтта Дэймона. Мы видим тот самый экзоскелет, который и дарит нашему герою небывалые возможности.

Параллельно же нам пытаются показать разницу в уровнях технологий, но фактически демонстрируют сегрегационный подход в соответствии с чистотой работы. И там, где в кости Макса чуть ли не саморезами в условиях антисанитарии рабочие крепили промаслянные гидроцилиндры экзоскелета, представитель элиты Элизиума, заведующий производством роботов, сидя в стерильном кабинете, профессионально и со стилем топ-менеджера, который демонстрирует, что вышел из рядов обычных программистов, стучит по клавишам, создавая диверсионную программу.

Продакт-плейсмент никто не отменял. Поэтому элита, которая за время пользования Apple Watch привыкла к умным часам, разжилась и собственным премиальным производителем:

Ну а премиальный транспорт теперь самый что ни на есть премиальный, и спорить об этом будет только безумец:

Земляне же гоняют на каком-то общедоступном барахле (шутка):

Транспортная тема всплыла в процессе захвата этого самого элитного руководителя. Но все пошло не по плану. Мало того что информация в его голове оказалась малость не та, так еще и противостоять Максу и компании направили не только роботов, но и модифицированного бойца с очень серьезной подготовкой. И если дронами нас сегодня уже не удивишь, то вот всякими силовыми щитами, вполне.

Последующие события не выделяются какой-то особой оригинальностью. Погоня, драки, превозмогание и борьба за идею. Наши победили. Макс пал сакральной жертвой, но все жители Земли получили право лечиться на Элизиуме. На тему состоятельности подобного результата можно спорить сколько угодно, но в каком бы фильме что-то подобное ни происходило, итог всегда был один. Громкое заявление, за которым ничего не следует. Еще одним интересным ходом является момент с идентификацией граждан при укладывании в капсулы лечения. Зачем? Постройте закрытый бублик-станцию, и никакой землянин без разрешения никогда в принципе не попадет к вам. Ведь площадки для приземления и взлета предусмотрены не на каждой лужайке, и даже корабли Элизиума стартуют из специальных ангаров. Но устройство станции тем не менее предполагает и попадание на нее в любом месте, и взлом встроенной системы, к которой можно подключиться. А ведь можно было банальные программируемые браслеты всем выдавать при посещении станции, и никто бы снаружи заранее даже теоретически не смог бы подготовиться. То есть фактически система с классовым разделением устроена таким образом, чтобы люди могли ее обходить. Та самая «Матрица», где все принимают правила игры, а система находится в равновесии. В пользу этого также говорит и то, что на Земле, в руках у простых людей находились космические корабли, способные долететь до станции. И здесь встает вопрос: а что мешало вместо обыска обычных работяг на автобусных остановках нагрянуть с рейдом и уничтожить саму возможность покидать Землю?

Не думаю, что Бломкамп копал так глубоко. Скорее, это что-то подсознательное. В природе все существует в равновесии, и если появляется какая-то возможность, то у нее будут как сторонники, так и противники. В рамках сюжета это выглядит как ход администрации станции по сохранению у людей надежды на спасение и лечение, которую периодически дают реализовать, чтобы все остальные не поставили на себе крест и продолжали работать на заводе.

Фильм многими критикуем, но мне нравится. Он выглядит очень свежо на фоне стандартного представления Голливуда о мрачном будущем и проводит интересные параллели с настоящим.

Приятного просмотра!

patentsreview.com@gmail.com
наверх