Привет.
В 2022 году многие локальные игроки посчитали, что появление параллельного импорта, официальный уход брендов из России развязывают им руки. Наступает полная свобода действий, можно без оглядки на юристов больших компаний делать что угодно и получать дополнительные барыши. Информационная накачка о «плохих» компаниях, которые покинули Россию, привела к ошибочным шагам, многие на собственном примере узнали о том, что в России продолжает работать охрана чужой интеллектуальной собственности.
Вот одна из свежих новостей, что хорошо иллюстрирует эту во многом закрытую от обывателя область права. В России на днях прошла регистрация торговой марки Coco Chanel, она принадлежит швейцарской компании, правообладателю всех товарных знаков Chanel. В 2022 году компания закрыла все магазины в России, соблюдает санкции против страны и не продает предметы роскоши, более того, российские покупатели какое-то время не обслуживались в бутиках компании в других странах мира. Так почему модный дом вдруг регистрирует торговую марку в России, оплачивает услуги юристов и продолжает поддерживать защиту всех своих предыдущих марок? Ответ следует искать в том, что отсутствие защиты для бренда означает возможность появления локальных марок, которые получат права на ваш бренд и будут использовать его в своих интересах. Вполне реальной выглядит ситуация, когда марка Chanel в отсутствие защиты может использоваться в России для производства чего угодно, в том числе косметики. Допустить потерю марки правообладатель не может, так как это основа его бизнеса.
Чтобы защитить свои торговые марки в России, компаниям не нужны официальные представительства и дочерние компании, им достаточно нанять юристов, которых наделяют соответствующими правами. Многие компании, которые никогда не вели бизнес в России, тем не менее, регистрируют свои торговые марки на территории нашей страны, чтобы избежать даже потенциальных проблем с перехватом марки. В эпоху Интернета нужно контролировать возможность не столько создать аналогичный продукт с тем же именем, сколько открыть сайт с именем компании, который может извлекать прибыль из популярности марки.
Помимо юристов, которые отвечают за регистрацию торговой марки, нанимаются компании, которые следят за соблюдением прав, например, вычищают интернет-сайты от подделок, обычно они получают сдельную оплату за свои труды (месячное обслуживание предполагает гарантированное число дел, дополнительные оплачиваются отдельно). Давайте посмотрим, как в России построена работа юристов, нанятых Apple в этой области.
10 ноября 2024 года владельцы ресурса DNR.RED получили следующее сообщение (параллельно письма были отправлены хостинг-провайдеру):
«Мы обращаемся к Вам от имени компании Apple Inc. (далее – “Apple”), корпорации штата Калифорния, с зарегистрированным адресом Уан Эппл Парк Уэй, Купертино, Калифорния 95014, Соединенные Штаты Америки. Apple является владельцем широкого перечня прав интеллектуальной собственности (далее – “Права ИС”), относящихся к всемирно известным технологическим продуктам и программному обеспечению компании, включая, среди прочего, знаменитый логотип Apple, товарные знаки “Apple”, “iPhone” и многие другие. Права ИС Apple включают также авторские права на официальные изображения продукции и элементы дизайна веб-сайта apple.com. Кроме того, Apple принадлежат Права ИС, охраняющие внешний вид, форму и конфигурацию продуктов компании. Указанные Права ИС охраняются по всему миру в соответствии с национальным и международным законодательством в сфере товарных знаков, патентов и авторских прав.
Apple стало известно о нарушении Прав ИС компании на веб-сайте dnr.red (далее – “Веб-сайт”) путем предложения к продаже и реализации контрафактной продукции, маркированной товарными знаками Apple, осуществляемого без разрешения правообладателя или его уполномоченных представителей (далее именуемое “Нарушение”):
https://dnr.red/donetsk/search/elektronika/audiotehnika/naushniki/airpods-2-premium-383720.html
https://dnr.red/donetsk/search/elektronika/audiotehnika/naushniki/airpods-3-premium-383716.html
https://dnr.red/donetsk/search/elektronika/audiotehnika/naushniki/airpods-2-256460.html
https://dnr.red/donetsk/search/elektronika/audiotehnika/naushniki/airpods-3-382298.html
https://dnr.red/donetsk/search/elektronika/audiotehnika/naushniki/naushniki-apple-airpods-2-pro-600029.htmlУказанное Нарушение вызывает серьезную обеспокоенность у Apple, поскольку оно способствует формированию у потребителей ложного впечатления о том, что предлагаемые к продаже на Веб-сайте контрафактные товары были произведены Apple. Контрафактные и иные произведенные с нарушением прав Apple товары как правило не функционируют как оригинальная продукция Apple и могут представлять опасность.
Мы просим Вас обеспечить немедленное прекращение Нарушения владельцем Веб-сайта. В случае несоблюдения им указанного требования, мы просим Вас заблокировать Веб-сайт. Настоящим мы под страхом наказания за лжесвидетельствование подтверждаем, что:
(1) Мы уполномочены действовать от имени Apple,
(2) Apple является владельцем Прав ИС,
(3) Указанные права были нарушены вышеописанными действиями.
Настоящее письмо подтверждает факт Вашей осведомленности об обстоятельствах, свидетельствующих о факте Нарушения. В связи с тем, что нарушающие материалы размещены на Ваших серверах (в рамках Вашей сети), мы требуем от Вас немедленного и окончательного прекращения Нарушения.
Настоящее письмо является конфиденциальным сообщением, связанным с интеллектуальной собственностью Apple, и не подлежит публикации. Письмо не является исчерпывающим описанием фактов или правовых норм, относящихся к предмету сообщения. Ничто в тексте настоящего письма не может расцениваться как отказ Apple от любых своих прав, все из которых безоговорочно сохраняются за компанией.
Если у Вас есть какие-либо вопросы относительно вышеизложенного, пожалуйста, направьте нам ответное письмо.
Правоподтверждающие документы доступны по ссылкам:
https://docs.brandmonitor.ru/163c4a64ab844f2a905450d30f653bb9.pdf
https://docs.brandmonitor.ru/d5b9c28ab22546eda498a9afb3fcb25b.pdf
https://docs.brandmonitor.ru/1b0011c20bfe4d529c3f00c97050e23e.pdf
https://docs.brandmonitor.ru/30e04ad9b7cb49b18f9bb980eae6187f.pdf
https://docs.brandmonitor.ru/04529e3833af49e5b20b1a6e9b3a30e0.pdf
https://docs.brandmonitor.ru/6d7dedad7693417aa6eae927de3c0903.pdf
https://docs.brandmonitor.ru/880c58911dff4be58b7107a6edd81be9.pdf
https://docs.brandmonitor.ru/511dab82e1f5453ca39dec38821586b8.pdf
https://docs.brandmonitor.ru/7abeb249aa9445789ebbb9c58b753a24.pdf
https://docs.brandmonitor.ru/c5cc8847e7294f36bc2816879a2b0c42.pdf
https://docs.brandmonitor.ru/936b13d4b4e6457a803d7ebbd07cbcf3.pdf».
Обратите внимание на то, как переданы права на преследование нарушителей, доверенность от 2023 года, подтверждена она в России в 2024 году. Вот этот файл.
Если открыть ссылки из письма, то там будет описание торговых марок, которые зарегистрированы на Apple. И они защищены законом в России. Сегодня все упомянутые объявления о продаже поддельных товаров с сайта изъяты, посмотрите, как они выглядят.
Подобную работу ведут многие крупные бренды, причем они добиваются судебных решений в свою пользу. Ярким примером такой работы является компания Harman (торговая марка JBL, дочка Samsung), она поступает ровно так же, как и Apple. Число контрафактных товаров под маркой JBL ошеломляющее, они широко распространены в регионах. Схема действия юристов нанятых компаний выглядит очень просто.
На первом этапе они изучают места, где продают такие товары, затем намечают список потенциальных жертв. На втором этапе осуществляется контрольная закупка, фиксируются все документы. Через небольшое время магазин получает претензию о продаже поддельного товара с заключением со стороны компании о том, что приобретенный товар не является оригинальным. В первый раз объем претензии составляет 50 тысяч рублей плюс юридические расходы, покрытие купленного товара. В следующий раз сумма претензий растет. В российских судах принимают сторону правообладателя, магазин не может отбиться от претензий и вынужден платить. Для регионального магазина такие издержки выглядят ощутимыми.
Правоприменительная практика неодинакова в отношении крупных и маленьких компаний, под ударом оказывается, как правило, небольшой бизнес. Нанятые правообладателями компании не идут войной против маркетплейсов, так как боятся ответных действий юристов крупных площадок, которые могут поставить под вопрос их легитимность. Тут огромное поле для разных рассуждений, и, несмотря на отсутствие в России прецедентного права, никто не хочет обострять ситуацию. Не секрет, что большие площадки постоянно размещают контрафакт, хотя официально якобы борются с ним. Привык приводить в пример Ozon, где защиты чужих марок нет, выкладывают как явные подделки, так и просто выдуманные товары под чужими брендами. Посмотрел навскидку несколько брендов, там все как всегда, полным-полно подделок, их легко определить на глазок, никакой экспертизы не требуется.
У споров относительно брендов есть и другое измерение, когда сами компании перетягивают одеяло на себя. Бывает так, что дистрибьюторы пытаются лишить производителя защиты торговой марки, чтобы запускать под ней свои товары (особенно много таких дел против Xiaomi, так как по факту ей не принадлежат марки сторонних компаний, на них нет никакой защиты в России). Но бывают и тяжбы напрямую между производителями. Ярким примером служит та же Xiaomi, которая лишилась защиты торговой марки для планшета Mi Pad, так как в Apple посчитали, что она созвучна iPad, и в 2020 году обратились в Российскую Палату по патентным спорам. Охрана торговой марки Mi Pad была изъята, но запрета на торговлю планшетами под этой маркой не случилось, то есть решение для Apple было половинчатым.
Считать, что сегодняшний российский рынок защиты интеллектуальной собственности — это некое подобие Дикого Запада, где каждый творит что угодно, нельзя. Инструменты для защиты брендов работают, и поэтому компании, ушедшие из России, приходят с регистрацией торговых марок, платят за это деньги в бюджет и никто не планирует от них отказываться. Те же, кто посчитал, что теперь можно заниматься контрафактом и за это ничего не будет, сталкиваются с последствиями вне привычных каналов (одно дело — продавать на рынке от лица ИП «Вася Пупкин», совсем другое — в обычной рознице или на интернет-сайте). Риски в каждом канале продаж сильно разнятся, и их нужно четко осознавать. Защита брендов и торговых марок в России продолжает работать, и, как по мне, это правильно. Еще бы как-то наладить работу на маркетплейсах, чтобы вычистить оттуда подделки. Их очень много в совершенно разных категориях товаров, и периодически я наталкиваюсь на них в покупках (недавно купил за полную стоимость, без скидок, поддельные насадки на зубную щетку Oral-B на «Яндекс.Маркете», пришлось возвращать продавцу). Хотелось бы, чтобы работа шла в этом направлении, но, увы, в ней никто особо не заинтересован. Тут та же проблема, что у юридических компаний, представляющих интересы брендов, чиновники не хотят связываться с крупными площадками, они не чувствуют в себе сил решить этот вопрос. Отсюда только периодические призывы к ним, чтобы они устроили саморегулирование и были ответственными. Площадки обещают исправиться, публикуют выдуманные цифры борьбы с контрафактом, но по сути ничего не меняется.