#285. Как ARM победно шествует по миру

Как ARM победно шествует по миру

Автопроизводители

В середине октября прошел ежегодный саммит Qualcomm, на котором показали новый чипсет Snapdragon 8 Elite. Это мероприятие в основном для партнеров и разработчиков. До нас оно долетело в виде эха. Realme отправила пресс-релиз, что скоро выпустит смартфон на этом чипсете, который будет выбивать 3 млн баллов в тесте AnTuTu v10. К слову, стали появляться первые скриншоты тестов производительности, и пока что результат не 3 млн, а только 2.7 млн баллов.

Меня же больше заинтересовал список гостей мероприятия. Отметились Т. М. Ро, президент мобильного подразделения Samsung, Марк Цукерберг, генеральный директор и основатель компании, которую нельзя называть в России, и Сатья Наделла, генеральный директор и председатель Microsoft, а ещё на мероприятии был целый десант автопроизводителей, в который, помимо прочих, входили представители Mercedes и General Motors. И даже Тото Вольф был, это генеральный директор и совладелец Mercedes-AMG PETRONAS команды «Формулы-1».

Все это говорит о том, что ARM-архитектура на подъеме и все хотят поучаствовать в этом празднике жизни. Ну а европейским и американским производителям в целом стоит сократить свое отставание от китайцев. Приведу несколько примеров технологий, которые представила Qualcomm.

Так перед водителем появится полупрозрачный оверлей по типу проекции, на котором может отображаться информация по «точкам интереса», мимо которых он проезжает. Например, если проедет мимо музея, то появятся название, часы работы и стоимость билетов. С одной стороны, это звучит как банальность, с другой — подобные вещи требуют больших вычислительных мощностей и хорошего интернета.

Другая технология подразумевает настройку динамиков таким образом, чтобы создавать для каждого пассажира свою аудиозону. То есть если, например, пассажир на заднем левом сиденье скажет, что ему холодно, то машина конкретно для него изменит климат-контроль. Разумеется, для этого в автомобиле должен быть зональный климат-контроль.

А в конце Qualcomm показала мою мечту. Если в точке назначения нет парковки, то автомобиль может высадить вас на месте, а затем, используя ИИ, доехать до заранее обозначенной локации с парковкой. А потом приедет и заберет вас обратно.

В данном случае, пожалуй, наибольший интерес представляют комментарии автопроизводителей, которые все как один говорили, что это уже не концепт, а дело ближайшей пары лет.

Nvidia, ARM Holdings и Qualcomm: грызня из-за денег

После саммита в прессу просочились слухи, что Nvidia приобрела лицензию у Arm Holdings. Напомню, что у большинства современных технологий есть компания, которая владеет технологией и продает на нее лицензию. Например, у OLED-экранов это Universal Display Corporation, у которой на бирже тикер OLED. А у ARM-чипсетов это компания Arm Holdings, которая занимается разработками и каждый год представляет новый дизайн чипсета, а затем продает лицензии на право пользоваться технологией. Обычно Arm Holdings проводит презентацию весной, показывая возможности нового чипсета. А затем Qualcomm, Apple, MediaTek, Samsung получают «синьку» (blueprint) и занимаются доработкой чипсета, пытаясь выжать из технологии максимум. А потом уже свои наработки отправляют на контрактные производства. Например, на фабрики TSMC или Samsung.

И если Intel никому лицензии на x86 продавать не хотела, то Arm Holdings, по сути, весь свой бизнес на этом построила.

И вот, согласно слухам, Nvidia купила лицензию на разработку чипсетов. Согласно Reuters, Nvidia в этом непростом деле поддерживает Microsoft, которая недовольна тем, как качественно Apple доминирует в сегменте ARM-ноутбуков. Сотрудничество с Nvidia также показывает, что Apple разочаровалась в возможностях Qualcomm и Samsung, бывших до этого ближайшими партнерами на ARM-арене.

Поговаривают, что уже через год Nvidia может представить свой первый ARM-процессор. В принципе, срок реалистичный, учитывая, что Nvidia недавно вступила в партнерстве с MediaTek. Вероятно, на выходе может получиться продукт как у Qualcomm и AMD. Если забыли, то у всех чипсетов Snapdragon графическая часть называется Adreno. Название придумали, взяв название графики Radeon и поменяв буквы местами.

В принципе, у Nvidia есть все шансы на успех, учитывая, что сама Qualcomm сейчас судится с Arm Holdings. Так, Arm Holdings опубликовала 60-дневное уведомление об аннулировании лицензии Qualcomm на производство и продажу чипсетов с архитектурой ARM. Вряд ли Qualcomm лишится лицензии, хотя, конечно, сейчас все выглядит очень серьезно. Пожалуй, тут тоже стоит напомнить, в чем весь сыр-бор. Так Qualcomm в 2021 году купила компанию Nuvia, лицензию которой Arm Holdings аннулировала до этого. То есть Qualcomm не могла использовать наработки Nuvia в своей деятельности, но использовала. Это не нравится Arm Holdings, которая говорит, что если хотите пользоваться опытом Nuvia, то нам надо пересмотреть условия лицензии (то есть платите больше!).

Соответственно, спор рано или поздно урегулируется тем, что Qualcomm заплатит много денег. Тут, кстати, можно вывести очень четкую мораль: не кусай руку, которая кормит.

В заключение данной истории скажу, что приход Nvidia — это великолепное событие для всего игрового мира. ARM-чипсеты Apple показали, что вполне способны запускать современные ААА-игры, но им не хватает оптимизации. Учитывая опыт Nvidia в игровой сфере, а также их огромное влияние, когда все игровые студии адаптируют свои продукты под графику GeForce, скоро нас ждет полноценный ARM-гейминг. То есть появятся игровые ноутбуки, которые весят килограмм и не требуют подключения к розетке.

И вполне вероятно, что Nvidia решилась подойти к снаряду ещё и по той причине, что у Apple кое-что начинает получаться.

Apple и игры

Как говорится, дорогу осилит идущий, или в случае с Apple ползущий. Уже почти третий год Купертино пытается всех убедить, что macOS и iPhone — отличные игровые платформы. Так, уже есть целых 3 компьютерные игры, которые грустно работают на iPhone. Особенно раздражает наличие настроек графики, с которыми пользователю надо возиться. Хотя, по идее, в настройках должно быть всего две опции качества графики: iPhone 16 Pro или iPhone 15 Pro.

Впрочем, компания не сдается и уверенно подсвечивает игровые возможности своих продуктов. Например, вот изображение со страницы нового Mac mini. Тут рядом с ПК лежит контроллер от PlayStation 5.

В теории, кстати, на Mac mini можно играть в Cyberpunk 2077, Death Stranding и Control. Плюс Apple на аппаратном уровне поддерживает трассировку лучей, и даже у компании есть аналог DLSS в виде MetalFX AI апскейлинга.

Глядя на сервис Apple TV+, можно предположить, что компания будет развивать игровую составляющую схожим путем, то есть медленно добавляя новые релизы и ожидая, пока количество перейдет в качество.

Игровой рынок в чем-то похож на стриминговый. Тут все так же упирается в эксклюзивы, и все компании мечтают сделать свою «Игру престолов», которая будет выходить долгие годы, удерживая подписчиков.

Возможно, история со скорым приходом Nvidia простимулирует Apple ускориться. Хотя, возможно, эта битва уже проиграна и сохранится статус-кво «Apple не про игры». Все-таки, в отличие от Apple, у Microsoft есть своя охапка игровых студий, которые по команде быстро адаптируют свои релизы под ARM-Windows.

Заключение

Когда говорят, что последние годы технологии не развиваются, это большая натяжка. Сегодня на горизонте маячат несколько больших проектов, которые могут изменить устройство мира вокруг нас.

ARM архитектура уже практически на равных борется с процессорами х86 и даже побеждает, перетягивая на свою сторону все больше игроков. И во многом происходящее на руку производителям смартфонов, чья техника становится все более универсальной. Смартфон HUAWEI, раскладывающийся в планшет, лишнее тому подтверждение.

В свою очередь, смартфоны находятся под прессингом со стороны зарождающейся категории в виде умных очков дополненной реальности. Устройство, которым можно управлять «силой глаза» и голосом, перспективнее смартфонов. Тут можно возразить, что и смартфонами можно управлять голосом, но тут есть разница подходов. В случае со смартфоном хочется тыкнуть пальцем в экран, потому что изначально интерфейс и логика у системы сенсорные. В случае с очками все создается под управление через слежение за зрачками и голосом.

И пока что все эти технологии кажутся футуристично-далекими, но по факту они уже здесь, и им остается буквально 2–3 года до коммерческого успеха. При этом обратите внимание, как лидеры рынка, которые казались несокрушимыми, теряют свои позиции. В данном случае я говорю про Intel. Проблемы у корпорации были давно, но никто всерьез не верил в них. Ну да, некий кризис, все равно весь рынок у Intel в кармане. А в итоге компания разваливается на куски.

[email protected]
наверх