Аудиокниги и чтение: как оставаться читателем в эпоху слушателя.

«Читать — значит жить много жизней.» — Уильям Блейк

Вторая и заключительная часть статьи предсказуемо посвящена читательскому опыту, наблюдениям и некоторым рекомендациям по восстановлению навыков чтения, позволившим мне примириться с реальностью нового времени, сохранив для себя навыки старого.

Осознание проблемы

Осознание‒ первый шаг к исправлению!

По роду деятельности мне бывает необходимо читать заумную техническую литературу, которая частенько навевает скуку, поэтому все звоночки в виде расфокусировки внимания я пропускал как несущественные, дескать, а кого это вообще не вгоняет в тоску? По-настоящему я оценил это как проблему, когда пару лет назад взялся перечитывать любимую книгу Терри Пратчетта. До сих пор не понимаю, что сподвигло меня на настоящее чтение, поскольку «Стража! Стража!» озвучена прекрасным «самиздатовским» чтецом Дмитрием Игнатьевым. Так вот, не случилась еще вторая глава, а я уже интересовался чем угодно, кроме как повествованием. Подобные казусы продолжили происходить и раздражать. Время от времени я брался за книгу, бумажную или электронную, и через 15 минут оказывался в состоянии смертельно уставшего ленивца, предпринявшего попытку забраться на дерево…

Чтение всегда было неотъемлемой частью моей жизни, и хотя за долгие годы нового времени айфон многократно сгружал читалку в архив как редко используемое приложение, там всегда хранилась и приумножалась солидная библиотека и находился с десяток книг разной степени прочитанности. И, наверное, поэтому ощущение бунта собственного мозга наложилось на осознание важности цели этот список решительно дочитать. Посему, испытав острое чувство упущенной выгоды, я немедленно принялся разбираться, в чем тут дело.

Диванно-научное объяснение проблемы.

Да, слушает человек посредством ПСС, но слышит-то он слово!

Чтение и восприятие устной информации — это два различных процесса, задействующие разные нейропсихологические механизмы. Исследования показывают, что восприятие информации на слух может быть легче для большинства людей по сравнению с чтением, что связано с особенностями работы сигнальных систем головного мозга.

Первая сигнальная система отвечает за первичные раздражители: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание ‒ для простоты я бы назвал ее изначально глупой. Вторая же – система понимания абстракций, к коим, например, принадлежит язык, то есть речь. Иными словами, слушая устную речь, человек как бы сразу получает расшифровку языковых абстракций, в то время как чтение «с листа» требует распознавания символов, слов и синтаксических структур, интерпретации и лишь после этого – осмысления знаков.

За миллионы лет эволюции мозг человека пришел к некоему архитектурному оптимуму, который почти не изменялся на протяжении последних десятков тысяч лет. Основной принцип этого оптимума я бы описал так – современный мозг подобен огромной мышце, насчитывающей миллиарды фасций. На некоторые из них мы способны влиять прямо, на некоторые — опосредованно, а некоторые находятся в папке system32, и без админского доступа лучше бы их не трогать. При определенных усилиях человека мозг способен эти фасции продуцировать и развивать, но достаточно лишь забросить эти конкретные фасции – они довольно быстро деградируют, ибо неэффективно носить в себе кучу мышц, которые просто не используются.

Отсюда следует довольно простая картина – с самого рождения и до самой смерти человек, за очень редким исключением, постоянно тренирует ту самую пресловутую вторую сигнальную систему – устная речь окружает нас повсюду, более того, мы на ней думаем и видим сны, то есть думаем, даже когда не думаем. Применительно к моей аналогии это подобно жизни в волшебном тренажерном зале, где каждое действие вызывает напряжение мышц. Кстати, один из ярких примеров редких исключений – дети-Маугли, которые были выращены животными. Не получив должной тренировки второй сигнальной системы в детстве, они утрачивают способность к абстрактному мышлению и практически не социализируются (хорошо, что Киплинг и Берроуз об этом не знали). В то время как письменная речь приобретается человеком значительно позже и служит, по сути, конвертером с абстрактного языка на конкретный.

Таким образом, почти круглосуточно «качающийся» навык устной речи, (он же и слушания этой речи) наголову разбивает жалкий навык чтения буковок, достаточно только задвинуть тренировки оного на второй план. Фитнес-инструкторы учат, что если не хочется идти в зал, то начни собирать сумку, а как же иначе замотивировать разленившийся мозг?

Маленькие хитрости

Чтение в самолете. Вехи
  1. Уловка 22. Манипулятивный приём из одноименной трагикомедии Джозефа Хеллера, при котором неподготовленный человек попадает в ловушку своего выбора. Так как сам я по волевым показателям от своего мозга ушел недалеко, то и брать решил хитростью, а не измором. Волею судеб мне часто случалось летать по необъятной, при этом на приемлемо небольшие расстояния – не более двух часов в воздухе. Дальнейшее – дело техники. Так как аудиокниги я слушаю исключительно онлайн, то с момента потери сети мой мозг начинал конвульсивно озираться в поисках привычной жвачки, а я коварно подсовывал ему одну из книг, которые обязательно надо дочитать, и дело пошло. Загнанный в рамки сенсорной отмены, я был вынужден читать и за год дочитал все, что требовалось, удвоил объемы еще не дочитанного и вспомнил, каково это — погружаться в книжный мир глазами.
  1. Уважение. Есть особая категория книг, которую я принципиально выделяю из общего списка, – литература о Великой Отечественной Войне и военных буднях наших предков после горячей фазы этой войны. Проза, стихи, документальные исследования – к сожалению, читаю и перечитываю я это нечасто, но недавно найденную, забытую с детства книгу «На острове нелетная погода» Ивана Черных я буду читать только с листа. Можно сказать, что таким образом я заставляю себя приобщиться малой толикой своих усилий к титаническим трудам и лишениям героев прошлого. Косвенно в этот пункт можно добавить рекомендацию о том, что важную и сложную литературу предпочтительнее читать, в то время как в дороге прекрасно зайдет любимая книжка Лукьяненко, озвученная хорошим актером, или аудиоспектакль по старым добрым детективным вехам.
  2. Ритуальность. В прошлой части я уделил некоторое внимание моменту паузы в бесконечной беготне как безусловному плюсу от общения с книгой. Даже вечером бывает непросто найти тихое и комфортабельное место для чтения, поэтому лучшим из вредных советов тут является кровать. Буквально 15 минут чтения перед сном действуют как медитация, замедляют ритмику трудового дня, выступают контрапунктом к приему сна, за что организм довольно скоро скажет спасибо. Главное — не увлекаться, поэтому можно использовать таймер или чтение по главам
  3. Чтение вслух. Ультимативная способность, потенциал которой я сам еще до конца изучил. Прекрасно подходит для людей, которым приходится выступать на публике, требуется читать с телесуфлера, и вообще любому человеку, который хочет улучшить свою дикцию или, чем черт не шутит, попробовать себя в качестве актера озвучания. Данное действие можно сочетать как с ребенком при чтении сказок на ночь, так и в качестве практики укрепления отношений с любимым человеком – нет ничего милее, чем близкий человек, читающий тебе на ночь Муми-троллей Туве Янссон. Так как роль чтеца можно передавать, это побудит естественный интерес второй половинки к чтению, если такового не имелось, и станет своего рода методом игрового обучения.
А давай еще главу?!
  1. Чередование и возвращение. При всех описанных выше экзерсисах совершенно не требуется отказываться от аудиокниг. Более того, я рекомендую читать и слушать одну и ту же книгу с разбегом, скажем, в полгода-год. Сравнение собственного представления характера героя и видения актера озвучания – весьма занимательный эксперимент. По-настоящему оценить труд и уровень чтеца можно тогда, когда сам прошагал в его башмаках хотя бы пару глав. Понял ли он автора? Угадал ли с тембром героя? Смог ли передать те интонационные особенности, которые заметил читатель?

Некоторые выводы.

По прошествии того времени, когда описанные выше упражнения перестали вызывать досаду и начали приносить удовольствие, я в полной мере осознал достоинства синтеза обеих форм общения с книгой. Сохраняя когнитивные навыки читателя, я нисколько не снизил темп потребления литературы привычным мне методом «ракушек». А напротив, навел порядок на виртуальных книжных полках и у себя в голове. И пусть я еще далек от уровня чтения Кирилла Головина или Александра Клюквина, нейронные мышцы мозга регулярно посещают книжный тренажерный зал. На том стоит и стоять будет клуб спортсменов-читателей!

А по вопросам виртуального обмена книгами и чтецами приглашаю всех спортсменов в комментарии!

[email protected]
наверх