Стоит ли покупать Quest 3 ради игр и других развлечений?

Многие не верят в будущее VR-рынка, хотя большинство скептиков даже ни разу не пробовали современные шлемы в действии. Часть из них, возможно, «катались» на аттракционах в ТЦ, а кто-то и вовсе пробовал что-то типа Half Life: Alyx, но, так или иначе, все знакомы с виртуальной реальностью благодаря «шлемам» для смартфонов, или огромным HTC Vive, или древним Oculus. Я был одним из них, но все равно купил Quest 3.

Первое знакомство с VR

Для меня, как и для многих, шлемы виртуальной реальности казались баловством и ничем другим. Что может дать такая игрушка? Просто развлечь на пару вечеров и отправиться пылиться на дальнюю полку к другим ненужным устройствам – именно так я думал, пока не попробовал Meta* Quest 3 (здесь и далее, компания Meta* признана в России экстремистской организацией). Весь мой опыт VR-шлемов ограничивался игрой Half-Life: Alyx на протяжении 20–30 минут. Тогда я был удивлен уровнем графики и возможностями в игре, так как в моем представлении это было не более чем аттракционом на один раз. И, несмотря на мое восхищение, меня тогда все же смутило, что сам шлем был огромным – кажется, это был HTC Vive или какой-то древний Oculus.

С тех пор, наверное, прошло больше года. За это время я присматривался к PlayStation VR2, однако высокая стоимость гарнитуры, ее бесполезность (на тот момент) без связки с консолью, стоимость игр и их малое количество не позволили мне согласиться на покупку такого действительно бесполезного устройства. Тогда я решил рискнуть и взять Quest 3 – в отличие от еще более бюджетного. И вот выходит Vision Pro, в котором нет как такового контента для развлечений, и стоит он неоправданно дорого. Очевидно, что я наконец-то заинтересовался VR, но из-за ограниченного функционала гарнитуры Apple для моих задач и его чрезвычайно высокого ценника я отказался от этой покупки. И тогда я вспомнил, что есть доступная альтернатива – Quest 3. Правда, я не сразу купил шлем из-за разных обстоятельств и оттягивал покупку до лета. И вот я владелец бюджетного шлема виртуальной (VR) или смешанной реальности (MR).

Конкуренты и игры

На рынке также имеется Pico 4, которая даже дешевле Quest 3 и предлагает практически тот же функционал, но эту модель я даже не стал рассматривать из-за более широкой библиотеки автономных игр на шлеме Цукерберга. Так как шлем покупался мной в основном ради VR-игр, я хотел получить максимальный вариант, который может предложить Quest 3. Среди эксклюзивных проектов для этого шлема значатся Resident Evil 4, Assassin’s Creed Nexus VR, Asgard’s Wrath 2, Sniper Elite VR: Winter Warrior и куча других. Скоро выйдет игра по Бэтмену, а в будущем еще и GTA: San Andreas, но в релиз последней верится с трудом, так как она была анонсирована еще в 2021 году и якобы все еще находится в разработке. Причем все перечисленные мной игры полностью автономны, и для их запуска не нужно подключать шлем к компьютеру.

Основная проблема в играх на Quest заключается в том, что сервисы компании Meta* заблокированы в России, из-за чего купить игры невозможно, да и всякими обходными путями тоже, наверное, не стоит – ведь это можно расценивать как финансирование деятельности экстремистской организации.

Потому брать игры можно несколькими способами – загружать бесплатные, коих не так уж и много в магазине Meta*, пиратить или покупать в Steam и играть в связке с ПК.

Автономные игры

Список автономных игр на Quest 3 настолько обширный, что я даже пожалел, что купил версию на 128 ГБ. В основном проекты попроще весят не более 2 ГБ, тяжелые игры — уже от 5-7 ГБ, доходя до 20 ГБ и выше. Тем не менее, 128 ГБ хватает на Resident Evil 4, Assassin’s Creed Nexus VR, The Walking Dead: Saints & Sinners, десяток игр попроще типа SuperHot VR, Fruit Ninja, House Flipper и приложений для просмотра фильмов.

Так как это автономные игры, движения пользователя не ограничены подключенным к ПК проводом. Правда, для удобства все же потребуется большая игровая зона – хотя бы 3 на 3 метра, чтобы ненароком не стукнуться о стену или стоящую рядом мебель. Но и бояться выйти за пределы очерченной зоны тоже не стоит – при приближении к ней на экране появится указатель границы.

В моем случае VR-игры не вызвали дискомфорта, головокружений и тошноты. Почти двухчасовая сессия в виртуальной реальности прошла успешно. За это время я наиграл более 40 минут в Resident Evil 4, где каждый элемент управления ощущается почти идеально – ты не чувствуешь обмана, даже несмотря на то, что графика далеко не реалистичная. Самое непривычное – перестраиваться между играми, адаптируясь к их механикам и управлению. Например, где-то оружие может быть на поясе, где-то за спиной и т.д. Кроме того, в каждой игре перемещение ощущается по-разному. Например, в Resident Evil 4 проще выбрать перемещение телепортом – указываешь стиком точку телепорта и сразу же оказываешься там. Такой режим я выбрал не столько из-за удобства, сколько из-за того, чтобы избегать таким образом моментов, когда тебя окружает толпа врагов. А уже в Assassin’s Creed я выбрал привычное перемещение вперед-назад с помощью стика. Поначалу такой тип может привести к укачиванию, но уже на пятой минуте к этому привыкаешь.

Отдельного внимания заслуживают фитнес-игры и ритм-игры. В последнее время я не мог найти времени походы в спортзал ввиду своей занятости. Но с помощью тех же Beat Saber, BoxVR и прочих нашел способ развлекаться и при этом нормально так пропотеть 20 минут в день. Как мне показалось, «геймификация спорта» – очень полезная история для тех, кто не особо жаждет заниматься спортом или просто не может найти время на спортзал. Тягать железо тут, конечно, не получится, однако держаться в тонусе и размяться – почему бы и нет.

Касаемо графики придираться к Quest 3 я не стал лишь потому, что перед нами портативный VR-шлем, способный запускать игры с вполне приемлемой картинкой. Тем более что некоторые игры имеют отдельные патчи, в которых есть улучшения для Quest 3. Правда, большинство тайтлов все же идут в режиме обратной совместимости с Quest 2 – вот тут графика могла бы быть лучше.

PCVR-игры

В поисках игр с высокой графикой можно пойти в Steam. Но тогда потребуется производительный ПК. Среди наиболее популярных проектов: Half-Life: Alyx, Fallout 4 VR, The Elder Scrolls V: Skyrim VR. Из них из всех я успел купить лишь первую, в рамках распродажи она обошлась мне в 4760 тенге в казахстанском Steam (около 900 руб.).

Я решил запускать игру по беспроводу – через Steam Link, что было большой ошибкой с учетом того, насколько плохой у меня интернет и сам роутер. По итогу я получил мыльную и дерганую картинку, которая иногда еще и рассыпалась на пиксели. Причем я временами снимал шлем, поглядывал, как ситуация обстоит на мониторе компьютера, и там все было хорошо. По всей видимости, для комфортного гейминга в PCVR придется покупать нормальный пятиметровый провод с USB 3, что обойдется тысячи в полторы. Короткий провод для активных игр не подойдет, а менять роутер и провайдера или тариф на съемной квартире не разрешили.

Еще я купил буквально за 150 руб. Among Us VR. В свое время много играл в обычную, плоскую, версию. Решил проверить, как дела обстоят с объемным вариантом. Походить по локациям мне показалось веселым, однако в игре я ни разу не наткнулся на русских пользователей, из-за чего продолжать не стал – играть с англоязычными детьми, которые вечно орут в голосовой чат, мне было неинтересно.

Естественно, PCVR-игры на шлеме виртуальной реальности не ограничиваются лишь этими двумя проектами, но за время тестирования я успел купить лишь их, и пока расширять библиотеку не планирую, поэтому тут мне рассказать больше нечего.

Игры в смешанной реальности

Одним из наиболее перспективным вариантом развития индустрии, как мне кажется, является режим смешанной реальности, когда в наш мир можно проецировать виртуальные объекты. Quest 3 такой формат поддерживает и даже предлагает сразу несколько бесплатных игр и приложений, которыми можно пользоваться в MR-режиме.

Веселая игра и технодемка First Encounter отлично демонстрирует возможности Quest 3 в смешанной реальности – после того, как пользователь отсканировал свою комнату, в нее приземляется инопланетный корабль, из которого выпадает пистолет. Затем комнату начинают атаковать милые пушистые пришельцы – стреляя в них, игрок их помещает в тот самый корабль. Сессия длится около пяти минут, чего более чем достаточно. Очень необычный опыт, в котором твоя комната видоизменяется.

Есть еще парочка игр наподобие этой. Например, Drop Dead: The Cabin, действие которой также происходит в комнате пользователя, но вместо милых пришельцев – зомби.

Также есть интересные MR- или AR-приложения. Больше всего меня заинтересовала Wooorld – это 3D-карта мира, в которой многие города доступны в объемном формате. Причем по многим локациям, в том числе в России, расставлены достопримечательности и 360-фотографии. Отличный способ «путешествовать», не выходя из дома.

Плоские игры с PlayStation 5 и ПК

Еще один способ поиграть в шлеме – транслировать на него картинку с домашней консоли PlayStation 5 или ПК. Да, консольные VR-игры таким образом не запустить, однако растянуть их на большой виртуальный экран, если дома стоит небольшой телевизор или если он занят, – почему бы и нет.

Вместо фирменного приложения PS Remote Play я решил попробовать Chiaki с более широкими возможностями настройки. Так как перед нами, по сути, обычный Android, скидываем в «Избранное» в Telegram APK и устанавливаем – готово.

И вот, подключив контроллер DualSense к Quest 3 по Bluetooth, можно играть во все, что есть на PlayStation 5, на большом экране. Правда, есть небольшая задержка в управлении и передаче картинки – меньше 1 секунды, но из-за этого в шутеры играть точно не выйдет. Возможно, в этом проблема моего домашнего интернета, потому как раньше на другой квартире Chiaki работал шустрее.

Консолью трансляция не ограничивается. То же самое можно делать и с компьютером: играть в плоские игры, накатывать модификации на обычные игры, добавляя в них поддержку VR, и многое другое. Но лично мне ничего из этого не понравилось, а модификации, как правило, платные и предлагаются по подписке, да и работают не идеально.

Приложения

Наигравшись в VR-игры, можно и отдохнуть, включить YouTube, RuTube, VK Video, Boosty, пиратский кинотеатр – что угодно, достаточно установить VR-приложение или APK.

Лично я в основном смотрю на шлеме YouTube или фильмы в 3D. Последнее, к слову, ощущается далеко не так, как в кинотеатре, так как можно настроить яркость картинки, да и сам эффект глубины создается по-настоящему глубокий, извините за тавтологию. При просмотре фильмов в Full HD или 4K качества изображения более чем достаточно.

Если вдруг кому интересно, то VR-фильмы и игры для взрослых тут тоже есть. Забава, конечно, спорная, как минимум потому, что бесплатно 8K- или 12K-ролик найти сложно, а платить за такое – сомнительное удовольствие. Такие фильмы идут в 3D-формате на 180 градусов, из-за чего плотность картинки тут очень важна, впрочем, как и в любом VR-ролике. Например, запустив на YouTube 360-видео, где можно рассмотреть происходящее со всех сторон, даже 4K недостаточно. Ощущение, будто смотришь видео в 240p или 360p.

Работа в смешанной реальности

Разрекламированное повседневное использование Quest 3 в смешанной реальности и работа в нем оказались бесполезными. Во-первых, это неудобно. Если говорить о MR-игре, то все внимание полностью в любом случае направлено на виртуальные объекты, из-за чего огрехи реального мира, который передается через камеру шлема, мы не видим. Тут же, стоит тебе нацепить шлем, включить ролик на YouTube и попробовать помыть посуду не получится.

Основная проблема заключается в том, что из-за посредственных камер в Quest 3 просто невозможно работать в сквозном режиме – картинка получается очень шумная вне зависимости от уровня освещения. Да и смотреть в смартфон в шлеме не вариант, так как картинка плывет, а окружение, смартфон и руки могут принимать необычайно странные формы – это уже как повезет и насколько хорошо себя будут чувствовать камеры в шлеме. Управление руками и жестами тоже ужасное – иногда камеры могут не видеть ваших рук и вытворять все, что им захочется, а иногда не регистрировать действия, даже если идеально видят руки.

О чем может идти речь, если шлем не позволяет даже опрокинуть стакан, чтобы попить воды? В общем, от сквозного режима я не в восторге, хотя вся реклама этого шлема упирала как раз на это, особенно в свете выхода Vision Pro.

Про сам Quest 3

Кроме того, шлем и его крепление портят прическу, геймеры и любители полноразмерных наушников должны понять. Правда, в этом случае у тебя еще потеют все лицо и голова, из-за чего прическу вернуть в адекватный вид будет сложно, а на лице из-за этого могут начаться проблемы с кожей.

И, наконец, этот шлем сломал мне очки! Я даже выдвигал накладку специально на несколько сантиметров, чтобы было свободное место между линзами и очками, но это не помогло – когда я надевал шлем, он немного сдвинул очки, после чего сжал сбоку дужку так, что они сломались.

По итогу нужно было потратиться на более удобное крепление, которое вместе с тем предлагает еще и поддержку внешних магнитных аккумуляторов. В комплекте с ремешком идет один аккумулятор, добавляющий 1,5-2 часа использования. Сам шлем живет плюс-минус столько же.

Вот за что можно похвалить Quest 3, так это за качество экрана и звука, который идет из дужек в креплении. Он громкий и объемный, чего хватает на игры и просмотр фильмов.

Источник: media.wired.com

Вывод

И все же на данном этапе своего существования шлемы виртуальной реальности все еще остаются аттракционом для баловства и не более – в них впо-прежнему нельзя работать, уйти в VR на целый день не получится, пользоваться шлемом в MR-режиме тоже не вариант, так как даже просто попить кофе, не снимая шлем, это уже целый челлендж.

Пока такие устройства не станут настолько простыми в использовании, как обычные очки или смартфон, рекомендовать их к использованию сложно. Поэтому если вы давно интересовались, что из себя представляет VR-шлем, лучше сходить в VR-клуб и проверить лично. В идеале, конечно, попробовать именно Quest 3. Во всяком случае, среди многих решений на рынке это одно из самых доступных и в то же время технологичных.

Лично я горел идеей попробовать Quest 3 и все же остался им доволен, поэтому убирать на дальнюю полку его не стану. Это очень индивидуальная история – вам же гаджет может не понравиться и даже может показаться бесполезным и неоправданно дорогим. Попробовать точно стоит, а вот пользоваться им каждый день вряд ли кто-либо захочет.

*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

[email protected]
наверх