В США выступили против монополии Apple, что это значит для рынка?

Привет.

Различные иски в адрес Apple появляются постоянно, они различаются размером претензий, их сутью, но в последние годы сформировалась тенденция, когда в Apple из раза в раз проигрывают такие иски, что оборачивается выплатами в сотни миллионов долларов. И каждый раз последующие иски повышают ставки, растет размер претензий, как следствие, растут потенциальные штрафы для Apple.

Зачинщиком наступления на Apple можно считать Евросоюз, это часть давления, которое оказывается на американских IT-гигантов, задача европейских чиновников — пополнить казну за счет выплат, последние можно считать косвенными налогами. Принятие закона о персональных данных (GDPR) можно считать частью такого давления. Интересно, что борьба Epic Games и ряда других компаний против монополии Apple в аспекте iOS, допуска сторонних разработчиков на платформу играет на руку европейских чиновникам. Дополняют их аргументы против бизнес-модели Apple.

В США наступление на IT-сектор началось еще во времена администрации Трампа, в Конгрессе представителей корпораций постоянно опрашивали насчет их действий, бизнес-моделей. И владельцы многомиллиардных корпораций либо наемные менеджеры выглядели как нашкодившие школьники, которым устраивают выволочку.

В то же время меньшее внимание уделялось Apple, компания стала своего рода священной коровой для Америки. Причина не в качестве продуктов или сервисов, а в том, что акции компании гарантируют различным организациям доход, в частности, значимая часть пенсионных накоплений как в фондах, так и в частных компаниях вложена в акции Apple. Схема работает безотказно — акции растут как на дрожжах, фонды вкладывают больше денег, а сама Apple направляет миллиарды на обратный выкуп акций, чтобы поддержать их котировки (еще несколько десятков лет назад buy back считался в США уголовным преступлением, теперь это рыночная практика). На сегодняшний день Apple — самая дорогая частная компания в мире, ее капитализация составляет почти три триллиона долларов! При этом никаких реальных результатов, которые демонстрировали бы изменение положения компании, нет. Если посмотреть на капитализацию Apple во времена, когда она достигла триллиона долларов, и сегодня, то мы увидим, что тогда перспективы на рынке были намного шире, сегодня рынок сокращается. В Apple все так же зависят от одного продукта — iPhone. Он составляет более 50% от всех продаж Apple, другие продукты — просто компаньоны для него, даже компьютеры компании не являются самостоятельными, они часть экосистемы и зависят от популярности того же iPhone. Утрированно, но верно.

Бизнес-модель Apple проста — контролировать пользователя, привязывать его к своей экосистеме и не давать уйти на Android. Никто не трогал бизнес-модель Apple до момента, пока европейцы не продемонстрировали на практике, что компанию можно заставить подчиняться законам и менять свой подход к рынку. Из ярких изменений отмечу появление USB Type C во всех продуктах, распоряжение дать доступ сторонним разработчикам к iOS, в частности, возможность создавать свои магазины приложений. Конечно же, в Apple не открыли систему, создали массу препятствий, чтобы альтернативные магазины не были выгодны для своих создателей. Тем не менее, это разрушает бизнес-модель компании и открывает дорогу для последующих исков.

В мире чиновников хорошо развит принцип подобия и боязнь быть первыми. Чиновник — явление интернациональное, и чиновников в Европе, США и России объединяет намного большее число тем, чем обычных жителей этих регионов. Можно сказать, что это другой тип поведения и сценариев, которые используют в своей работе чиновники. И в этой прослойке хорошо развито копирование успешных сценариев, когда на каком-то рынке уже доказана слабость позиции коммерческой компании, а значит, те же приемы можно использовать и на своем рынке. Именно это и произошло после наступления европейцев на Apple, американские чиновники решили не оставаться в стороне, откусить свой кусочек пирога.

Завязка сюжета проста — Министерство юстиции США, а также пятнадцать штатов подали классовый иск против Apple за монополию iOS, ограничение конкуренции, монополизацию рынка смартфонов. Чтобы иметь цифры перед глазами, давайте посмотрим на доли рынка поквартально. Данные CounterPoint Research.

В США доля iPhone превышает 60% в штучном выражении, в деньгах это почти 85%. Как следствие, компания действительно занимает монопольное положение на рынке, и претензии к ее бизнес-модели имеют под собой основания. В частности, App Store является выгодоприобретателем от продаж iPhone, а пользователи не имеют альтернативы для покупки приложений. И вынуждены платить не только цену, которую выставляет разработчик, но и процент, который сверху берет Apple. Ситуация с Android противоположна, разработчики могут продавать свои приложения напрямую, в том числе через альтернативные магазины приложений.

«Потребители не должны платить более высокие цены, потому что компании нарушают антимонопольное законодательство, — сказал в своем заявлении генеральный прокурор Меррик Гарланд. — Если оставить без внимания Apple, она будет только продолжать укреплять свою монополию на смартфоны». Вот вам еще одна фраза из иска против Apple и его причин: «освобождение рынков смартфонов от антиконкурентного и эксклюзивного поведения Apple и восстановление конкуренции для снижения цен на смартфоны для потребителей, снижения комиссий для разработчиков и сохранения инноваций на будущее”.

В качестве примера приводится невозможность использования умных часов конкурентов с iOS, чтобы они получили доступ ко всем функциям системы. Что привязывает покупателей к покупке Apple Watch, лишает их выбора.

В иске со стороны министерства цитируется переписка Стива Джобса, в которой он утверждает, что нет ничего хорошего в том, как легко покупатели могут переключиться с iPhone на Android. И предлагает привязать разработчиков к платежной системе Apple, чтобы все оказались привязаны к экосистеме Apple и не могли с легкостью ее покинуть.

В Министерстве юстиции просят суд прекратить антиконкурентную практику Apple, но не требуют какого-то наказания в виде выплат. Последнее остается на стороне суда, он может взыскать те или иные деньги в пользу как государства, так и пострадавших сторон. Как пострадавшие могут фигурировать как покупатели, которые переплачивали за продукты и сервисы, так и партнеры компании.

Логика защиты со стороны Apple заключается в том, что компания не занимает монопольного положения на рынке, юристы компании предлагают рассматривать долю Apple во всем мире, а там она соответствует четверти рынка. Учитывая, что в США, как правило, рассматривают локальный рынок, а не глобальный, шансы на успех этой стратегии не очень высоки. Но учитывая умение юристов компании затягивать судебные процессы, мы можем ждать, что рассмотрение этого дела займет как минимум несколько лет. Но шансы проиграть у Apple нешуточные, в отличие от предыдущего десятилетия. И одним из поводов так думать являются действия компании в Европе, где она постепенно уступает давлению, соглашается с навязанными правилами игры. Чиновники и политики чувствуют слабость и начинают давить, так как для них это возможность сделать свою карьеру, зарекомендовать себя с наилучшей стороны. Только обыватели считают, что Apple крайне сильна, но это не так. Компания на сегодняшний день — это отражение фондового рынка. И пока она дает деньги для инвесторов и фондов, пока сам фондовый рынок существует в таких условиях работы, с ней ничего не будет происходить. Любой иной бизнес после подачи кассового иска такого масштаба на родном рынке отреагировал бы резким падением акций. Понятно, что наличие такого иска ничего хорошего не несет в среднесрочной перспективе. Но акции Apple упали до открытия биржи, а потом отскочили обратно. Никаких реальных потерь в капитализации компании не случилось.

И это доказывает устойчивость компании, напрямую связавшей свою судьбу с фондовым рынком. Это не про продукты, сервисы и другие направления развития, они уже не играют такой роли. История про акции, их стоимость и движение на рынке. Поэтому кризис Apple напрямую связан с кризисом фондового рынка, компания упадет вместе с рынком. И упадет заметно сильнее, ведь пузырь, раздутый с акциями IT-сектора, рано или поздно должен будет лопнуть. По косвенным признакам ситуация уже выходит из-под контроля, деньги становятся ничем не обеспечены, и их становится все больше и больше.

[email protected]
наверх