Как в тысячный раз закрывали YouTube, или других «экспертов» у нас нет

Привет.

Давненько не рекомендовал прочитать книгу Тома Николса «Смерть экспертизы», но моментально вспомнил о ней, когда читал новости о том, что «российские власти готовятся к блокировке YouTube и создали специальный сайт». Идиотизм самой новости зашкаливает, равно как и в различных новостях, статьях, написаннх вокруг этого. Идеальный пример, чтобы обсудить то, что каждый суслик — агроном в наших широтах.

Давайте посмотрим на предысторию вопроса, как появилась сама мысль о том, что YouTube будут блокировать. Сообщение внутри «Ростелекома» для сотрудников, просьба просматривать YouTube через внутренний сайт.

На моей памяти такого рода ресурсов в «Ростелекоме» было под десяток, в других компаниях счет ежегодно идет на тысячи. В мире интернета любая информация о том, как перемещается пользователь, на какие кнопки нажимает, какие находки в интерфейсе ему нравятся, а что он игнорирует, на вес золота. Для создания качественных, хороших продуктов нужно знать, как все устроено у коллег по цеху, и натурные испытания позволяют получить такую информацию. В случае «Ростелекома» это явно было сделано в пользу Wink, продукт считается приоритетным, он успешен на рынке. Попенять компании можно только за то, что из нее наружу просачиваются внутренние ссылки, документы и тому подобное, то, что не должно никуда уходить. У большой четверки операторов такие утечки почти никогда не происходят.

Сказать, что предложенный метод тестирования уникален, нельзя. Видел нечто подобное на протяжении последнего десятилетия во многих компаниях по всему миру, операторы изучали сайты конкурентов, онлайн-магазины собирали опыт других игроков, в том числе из других стран. Достаточно обыденный, скучный инструмент. Примерно такой же скучный, как человек с лопатой, который копает траншею где-то на улице. Новостной составляющей тут просто нет. Но если вдруг кто-то скажет, что этот человек делает подкоп в Австралию или пытается проникнуть в Кремль, то согласитесь, что эта картинка заиграет новыми красками.

Современные медиа обращаются к очень простым вещам — страху, неприятию, сексу. Чем проще раздражители, тем лучше. И люди, использующие такие приемы, постепенно становятся их заложниками, они сами начинают воспринимать мир через другую призму.

Современный YouTube — во многом замена телевизору, многие люди черпают информацию именно там. Последние два года политика YouTube относительно российских медиа и простых блогеров однозначна. Компанию заставили принять сторону в конфликте России и западных стран во главе с Америкой. Цензура, закрытие множества каналов без объяснения причин. В России это вызывает не только возмущение, но обращения в суды, чтобы восстановить попранные права, и суды принимают решения в пользу истцов. Одним из громких дел стал иск телеканала «Царьград» о блокировке аккаунта на YouTube, которая случилась в 2020 году. Суд был выигран, а YouTube стали начислять штрафы, которые быстро превысили миллиард рублей. Весной 2022 года приставы перевели с заблокированных счетов компании миллиард рублей в пользу телеканала. Параллельно Google проводила процедуру банкротства в России, чтобы избежать всех возможных исков и выплат. Де-факто Google из России ушла и никаких коммерческих операций в нашей стране не ведет. Россия для Google стала проблемой — тут нет больших денег, есть огромные штрафы и параллельно присутствует энное количество пользователей, которые продолжают потреблять продукты компании и, пусть косвенно, приносят какие-то деньги. Не тот рынок, за который нужно бороться, плюс политическое давление никуда не делось.

Смешно тут то, что, уйдя из России, Google фактически прекратила обслуживать российских пользователей, добиться чего-то от компании крайне сложно, время ожидания высоко, а результат вовсе не гарантирован. Тем не менее, многие продолжают использовать тот же YouTube как некий основной канал для получения прибыли, продажи контента.

В России часто раздаются голоса о том, что YouTube враждебен и его нужно заблокировать. Мол, у нас есть замена в виде того же RuTube, других сервисов. Но давайте будем реалистами, RuTube существует столько же лет, сколько YouTube, но в условиях максимального приоритета, фактически неограниченных бюджетов последних лет он не показал значимого взлета. Проект большой, но тягаться с YouTube на равных он не может. Изменить привычки людей, которые смотрят те или иные шоу, ищут информацию на YouTube, очень сложно.

Почему закрытие YouTube маловероятно? Причина не в огромном объеме контента, в том числе полезного. Тут вопрос в том, что в силу своего размера YouTube — это социально-значимый ресурс, который мы не контролируем, но последнее не играет роли. Если вы хотите создать негативные настроения внутри России, подлить масла в огонь тех, кто выступает против всего, что делает страна, и выступает по умолчанию, без разбора, то закрытие доступа к YouTube — это самый простой вариант. Политики это осознают, и если убрать популизм отдельных депутатов Госдумы или сенаторов, риторику, рассчитанную на обывателя, то планов по блокировкам нет. За последние два года я слышал из разных уст примерно одно и то же — вот-вот, и мы закроем YouTube, осталось только нажать на кнопку. Но ничего не происходило, проблема не техническая, она смысловая. Никто не хочет создавать негативный фон внутри страны.

Более того, стратегия, которой придерживается государство, выглядит долгосрочной: делать упор на российские сервисы, перетягивать туда людей, но вначале тех, кто создает контент. И тут мы видим, что та же Google своими блокировками нам в этом помогает. Постепенно аудитория российских сервисов увеличивается, процесс неспешный, он займет годы. Блокировка YouTube этот процесс перечеркнет и, напротив, подогреет интерес к запрещенной социальной сети, которая к тому же популярна. Более того, в аспекте доверия к информации это даст дополнительные очки в глазах людей. Если запрещают, значит, боятся, а возможно, что там правду говорят. На фоне информационной войны против России это худший вариант из возможных.

Другой момент — это усилия государства по защите информации, один из приоритетов, которые есть сегодня. Минус тут в том, что использование различных VPN, в том числе создаваемых на деньги наших противников, дает массу информации другой стороне. Закрытие YouTube подтолкнет к использованию таких сервисов еще сильнее, а обход блокировок прост как никогда. Но дополнительно мы получим увеличение трафика в России, использование VPN поднимает объем трафика в среднем на 8%, а если это просмотр роликов на YouTube, то будьте уверены, что трафик вырастет заметно.

Пропагандисты с той стороны привыкли малевать наших чиновников как конченых идиотов, которые спят и видят, как бы что-то запретить. Безусловно, не все наши чиновники Эйнштейны, но большая их часть плюс-минус соображает, что делает, а также есть контроль со стороны вышестоящих. И считать их глупыми нельзя, будь они таковыми, YouTube, который вызывает раздражение и крики «а давайте его быстренько закроем», действительно был бы закрыт. Формально как минимум. Но последствия этого шага слишком велики, и пока для него нет причин. Оговорюсь, что в какой-то политический момент выгода от закрытия YouTube для России может перевесить минусы, но пока это время точно не наступило.

Как работает пропаганда? Она привязывает любое событие к некому нарративу, который должен подтверждать ранее сказанное. Западная пропаганда выкупила целый ряд российских граждан, вывезла их в Европу и оплачивает их крестовый поход против России. Обычный набор утверждений тут не меняется: Россия — бедная и экономически неразвитая страна, у России нет будущего, чиновники все как один воруют и далее по списку.

Поэтому упражнение по натягиванию совы на глобус такими пропагандистами хорошо освоено, из них пытаются создать «голос народа». И, конечно же, они на обычную новость о внутренних тестах «Ростелекома» создают привычный нарратив — в России готовятся пускать всех на YouTube через специальный сайт, чтобы блокировать то, что не нравится властям. Идиотизм этих людей зашкаливает, он выше моего понимания. Иноагент Миша Климарев, который создает под видом VPN-сервисов троянские программы для слежки за российскими пользователями, — один из первых, кто начинает кричать о кровавом режиме. Это привычное поведение человека, который изначально сделал ставку против России и все деньги получает от этого противостояния со своей страной, у него нет никаких идеалов и принципов. Это просто бизнес и ничего больше. Как пропагандист он совершенно не обязан разбираться в технологиях, в том, как они работают, что мы, собственно, и видим. Но это удобная крышечка для продвижения VPN-клиентов, которые денно и нощно следят за своими пользователями.

Не поленился и обратился в пресс-службу «Ростелекома», получил ответ о созданном ресурсе: «Проводилось ограниченное тестирование для целей развития собственных продуктов с видео. Для внутренней команды тестировщиков был развернут аналитический функционал пользовательского поведения на одной из самых популярных платформ видеохостинга. Полученные данные помогут повысить удобство наших сервисов».

Ровно то, о чем писал выше, никакой сенсации тут нет. Но главное, что этот нарратив пропагандистского толка подхватили многие, стали обсуждать, как именно будут блокировать YouTube, словно это дело решенное. Цитировать «экспертов», которые, мягко говоря, ничего не смыслят в вопросе, а дают политически выверенные комментарии.

Я осознаю, что проще действовать на рефлексах, не задумываться о происходящем вокруг и в целом не думать. Интернет, в конце концов, вытерпит любую глупость, ему не привыкать. Но сколько можно «закрывать» YouTube и создавать страхи, которые уже мало кого пугают? Только я помню с десяток раз, когда его вот-вот должны были закрыть. Малозначительные выступления о закрытии я даже не беру в расчет. И каждый раз признаками закрытия становятся события из совсем другой оперы. Не удивлюсь, если в следующий раз YouTube будут «закрывать» после подслушанного в автобусе разговора, где один прилично одетый мужчина, что ехал в сторону Лубянки, скажет другому мужчине: «Вот теперь точно все, завтра закроем YouTube». Наступит завтра, а YouTube вновь будет работать. Но главное тут не само событие, а создание негативного восприятия тех же чиновников. Вначале из-за их глупости, что они хотят закрыть YouTube, а потом из-за того, что они так долго хотят, но не могут его закрыть. Беспроигрышная позиция для пропагандистов. Но серьезно обсуждать такие вещи, исходя из подобных предпосылок, точно нельзя. И это хорошо характеризует тот момент, в котором мы живем. Экспертиза мертва. Журналисты не пытаются минимально проверить информацию, а сразу создают теории заговора. Другие «эксперты» нагнетают жути, все при деле.

Быть в этой кутерьме тем, кого обманывают, или понимать, что именно происходит, — выбор каждого человека. Думать или просто плыть по течению, потребляя все небылицы, которые вам скармливают. Выбор за вами.

[email protected]
наверх