Роман российских чиновников с iPhone подошел к концу. Тотальный запрет Apple

Привет.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Россия отличается тем, что многие вопросы имеют большую инерцию, люди прикипают к знакомым вещам, неохотно от них отказываются. В Нижнем Новгороде во время ЦИПР наблюдал интересную картину. Генеральный директор российской компании, которая производит железо, ту самую инфраструктуру, в ресторане достал свой iPhone 14 Pro Max и попросил помощника переставить SIM-карту в обычный Android-смартфон. Было это в день, когда по стендам был запланирован проход премьер-министра Михаила Мишустина. Смена SIM-карты объясняется легко: восприятие iPhone на высоком уровне, мягко говоря, не очень хорошее, несмотря на то, что это был фетиш для большинства чиновников всех рангов. И даже сегодня все остается именно так, большинство министров используют iPhone/iPad как для работы, так и в личных целях, считают их связкой устройств успешного, состоявшегося человека. И вот этой идиллии начал приходить конец, причем это уже не первая попытка заставить чиновников сменить свои iPhone на что-то другое. Но впервые эта попытка может стать успешной.

В начале июня ФСБ России официально заявила, что компания Apple предоставляет спецслужбам США доступ к iOS для взлома устройств политиков и чиновников других стран. Совместно с «Лабораторией Касперского» привели доказательства этого, в то время как в Apple привычно отрицали свое участие в чем-либо, тут, впрочем, ничего нового.

Примеров взлома iOS огромное количество, но ни один из них не считался достаточным, чтобы запретить использование российскими чиновниками этих устройств. Более того, несмотря на градус отношений между Россией и США, потенциальные риски слежки (а как оказалось, вполне реальные), чиновники спокойно использовали iPhone, государство создавало мобильные версии софта для доступа к тем или иным ресурсам, одним словом, вело себя нелогично.

В сентябре 2022 года я задавался вопросом, как чиновники могут быть столь близоруки, допускать утечки информации. Заявление ФСБ России все расставило по своим местам, но никаких публичных действий не произошло.

Теперь можно утверждать, что план по отказу от техники Apple все-таки есть и он будет постепенно распространяться на всех чиновников. Первыми ласточками стала администрация президента, в Государственной Думе также планируется мягкая замена iPhone/iPad на другие модели устройств. Не говоря о том, что в министерствах происходит ровно то же самое. И это грозит навсегда изменить рынок в России, сделать компанию Apple нишевым, маргинальным игроком.

До конца 2023 года различные ведомства и министерства начнут принимать решения об отказе от техники Apple для служебного использования, что автоматически сделает невозможной ее покупку за государственный счет. Чиновники, которые получали такие устройства за счет бюджета, не смогут, как раньше, их приобрести, но что еще печальнее, такое их использование запрещают напрямую. В зависимости от места работы и должности человека меры убеждения будут различаться — кого-то будут убеждать словами, кто-то получит выговор и перспективу увольнения. Но основная задача государства — сократить до минимума число потенциальных утечек информации, в течение ближайшего года заставить чиновников отказаться от iPhone.

Пока нет похода против личных устройств, но с одной оговоркой. Они не могут использоваться для доступа к государственным системам, рабочей почте и переписке. И на стороне государства будет видно, с какого устройства и куда вы пытаетесь зайти. В какой-то момент такой доступ могут просто отключить.

Для чиновников отказ от iPhone/iPad — это смена привычного уклада жизни, необходимость осваивать Android, что, безусловно, будет раздражать многих. Но никакого иного выхода не остается. Более того, через какое-то время появление политика с iPhone на людях будет восприниматься очень негативно, свои же начнут обсуждать этот вопрос и высказываться, почему это неправильно.

Что-то мне подсказывает, что руководитель «Сбера» Герман Греф останется привержен iPhone, он души в нем не чает, и это видно по всему «Сберу», по тому, что это стало правилом для компании. Но в новых условиях станут невозможны разработки под iOS, вначале для государства, а потом и для компаний с государственным участием. Фактически следующий шаг — это высвобождение ресурсов, которые компании тратят на iOS, необходимость создавать свои приложения за счет экономии средств под ту же «Аврору». Это один из следующих шагов, которые сделает государство, когда аппаратные войны отойдут на задний план.

Давление на чиновников, использующих iPhone, будет возрастать постепенно, первый этап — это отказ от устройств для служебного использования. На втором этапе будут рекомендовать и вовсе от них избавиться, для ряда высокопоставленных чиновников запрет распространится и на ближайших родственников (жены, мужья, дети). Что логично.

На Старой площади уже провели закупки смартфонов Samsung, ряд сотрудников их получили (Fold4, S23 Ultra и ряд обычных S23). Причина выбора Samsung понятна, это ближайший конкурент Apple, отличные устройства. Но главное, что у Samsung не было ни одной истории утечки пользовательской информации за эти годы, тот же Knox никто не смог сломать.

Очень часто встречаются примеры демагогии на тему того, что если устройства Apple дырявые как решето, то с Android все должно быть намного хуже. Люди, рассуждающие так, не понимают, как устроен рынок операционных систем и производителей. В Apple создают как железо, так и софт, при этом могут самостоятельно оставлять дыры в безопасности для заинтересованных сторон.

В Google отдают Android производителям, и уже те делают железо. В Google в теории могут включать те или иные уязвимости, но сами производители дополнительно создают рубежи обороны, что делает маловероятной ту или иную уязвимость. Риски утечки информации с Android-смартфона намного ниже, если только сам пользователь не взламывает его. По умолчанию Android дает максимальный уровень защиты. И поэтому смена iPhone на Android-телефоны — это верный шаг.

Важный аспект заключается в том, что iPhone/iOS будут становиться все менее интересными не только для потребителей, но и для разработчиков. Мы видели это на примере банков, которые попали под санкции. Они пытались создавать свои приложения под другими именами, но их вновь блокировали. Сегодня по количеству функций, скорости развития их приложения на iOS отстают от таковых на Android минимум на полгода, разрыв будет нарастать. Поэтому многие банки просто ориентируются на веб-версии, а не на нативные приложения. И это правильный подход.

Тенденция, которую намечает государство, не сиюминутная, никто не выкинет в мусорку свои iPhone в тот же час. Но то, что чиновники зададут тон и будут переползать на Android, это факт. В перспективе 2-3 лет это может создать интересное восприятие, в России iPhone перестанет быть признаком статуса, модными станут другие устройства, например, те же смартфоны с гибкими экранами, благо они действительно интереснее и при этом довольно дорогие.

Речь идет не о том, что произойдет отказ только от устройств, намного большее значение имеет отказ от iOS как операционной системы в разных устройствах, что немедленно скажется на продажах железа, а также услуг от Apple. И это очень тревожный звонок для Apple, учитывая, что российский рынок остается одним из ключевых в Европе даже сегодня, с учетом параллельного импорта. Очень долго государство запрягало, очень медленно меняет свои подходы. Но в любом случае, если вы хоть как-то соприкасаетесь с государством, вам стоит подумать о том, какой смартфон и планшет вы выберете следующим. Самое время подготовить пути отхода с техники Apple.

Большинство наших читателей поддерживают запрет на использование iPhone чиновниками, посмотрите на результаты опроса.

[email protected]
наверх