Новые модели:
Huawei Mate 30 Pro
Huawei Mate 30
iPhone 11
iPhone 11 Pro
iPhone 11 Pro Max
Samsung Galaxy Note10+
Samsung Galaxy Note10
Honor 8S
BQ 2818 ART XL+
BQ 1846 One Power
Xiaomi Mi A3
Huawei P smart Z
Huawei Y5 (2019)
Huawei P30 lite
Samsung Galaxy A80 (2019)
Новые обзоры:
Samsung Galaxy S10 Lite
Samsung A51
Panasonic TOUGHBOOK P-01K
HTC Wildfire E1 и E1 Plus
Redmi Note 8T
Vivo V17
Samsung A20s 2019
Oppo A9 2020
BQ Magic S
Philips S397
|
Версия
для печати
Российский рынок цифровых плееров – частные маркиМР3-плееры – глобальные рынки>>> МР3-плееры – глобальные рынки. Давление со стороны устройств-заменителей>>> Классификация современных цифровых плееров и перспективы отрасли>>> Используемые технологии и решения >>> OEM на рынке цифровых плееров>>> «Клонирование» на современном рынке цифровых плееров>>> В предыдущих материалах мы осветили вопросы, связанные с OEM-сотрудничеством между производителем и реселлером, в результате которого продукт, произведенный одной компанией, реализуется другой фирмой под своей торговой маркой. Мы затронули причины, по которым это явление получило такое распространение на рынке цифровых плееров, напомним их вкратце. OEM делает максимально дешевым входной билет на рынок как для производителя, так и для реселлера, каждый из них занимается своим делом, которое у них получается лучше всего: один разрабатывает и производит, другой рекламирует и продает. Если оба участника имеют необходимые ресурсы и опыт, подобные союзы обычно бывают успешными. Срез между производителями и продавцами сегодня совпадает с географическим разделением труда: производители находятся в Юго-восточной Азии, в странах с дешевой рабочей силой и постоянно растущим научно-техническим уровнем. На долю компаний остального мира осталась дистрибуция всей огромной массы продукции, производимой в азиатских странах, поэтому торговые марки реселлеров появляются повсеместно: в Европе, Южной Америке, на Ближнем Востоке, в Африке. Впрочем, в самой Юго-Восточной Азии производители также предпочитают не связываться с брендингом и оставлять вопросы продаж и рекламы профессионалам. Не стала исключением и Россия. Первые цифровые плееры под частными торговыми марками появились здесь еще в 2001 году, но реальный успех к ним пришел на рубеже 2003-2004 гг., когда MP3-плеер из диковины начал превращаться в продукт массового спроса. Сегодня ряд российских прайват-лейблов являются серьезными игроками на рынке и успешно конкурирует с глобальными брендами. Помимо них присутствует немалое количество игроков второго эшелона, с переменным успехом пытающихся уцепиться за небольшие доли рынка. В целом из более 130 торговых марок, так или иначе представленных на российском рынке в последние годы, частные оставляют примерно 25%, при этом их рыночная доля в объеме продаж сегодня значительно больше и достигает 40-50%. Кто владельцы российских прайват-лейблов? В первую очередь это крупные оптовые компании, основная специализация которых – дистрибуция цифровой техники, компьютерных комплектующих. Несколько торговых марок принадлежат крупным розничным сетям, обычно тем, которые, помимо розничной торговли, имеют еще и направление дистрибуции. Наконец, ряд прайват-лейблов организован небольшими компаниями, созданными исключительно под это направление. Наиболее успешные российские марки являются специализированными, то есть охватывающими исключительно направление персональных аудиоустройств, хотя присутствуют и «зонтики», покрывающие несколько смежных товарных категорий. Как уже говорилось в статье, посвященной глобальным рынкам, в России имеется своя продуктовая специфика. Она заключается в доминировании корейских продуктов, ограниченной популярности аппаратов китайских производителей. Ведущие частные марки предлагают именно корейские плееры. Тут играет роль и специфика поведения российского потребителя, предпочитающего более дорогой, но и более качественный продукт, и недооценка потенциала Low-End-рынка дистрибуторами. Проблемы российского рынка частных MP3-брендовКомпания, решившая создать частную торговую марку MP3-плееров на российском рынке, встречает целый ряд вызовов. Первый из них – это найти продукт, который будет иметь спрос в России. Еще недавно это не составляло особого труда, т.к. на корейском рынке присутствовало несколько десятков разработчиков, каждый из которых имел в активе по нескольку моделей, то есть продуктов на всех хватало с избытком. Сегодня количество корейских производителей сократилось критически, а число российских компаний, имеющих амбиции на MP3-рынке, наоборот, выросло, и найти хороший продукт стало нетривиальной задачей. Альтернативой является работа с китайскими производителями, но найти среди них интересного поставщика нелегко, им зачастую нечего предложить, кроме низкой цены. Российские дистрибьюторы только начали осваивать это направление. Найденного поставщика необходимо удерживать, что требует постоянного повышения объемов закупок. Падение количества независимых корейских разработчиков в период 2004-2006 гг. Затем продукт нужно оплатить и привезти в Россию. Тут можно увидеть целый ряд сложностей. Во-первых, практически ни один азиатский производитель второго эшелона не поставит товар в кредит. Следовательно, реселлеру придется выводить из оборота значительные финансовые средства. Производитель не всегда имеет товар на складе, обычно он работает под заказ. Таким образом, дистрибутор вынужден ждать, пока товар будет произведен, а затем пока будет доставлен, в сумме это может занять до двух месяцев. Во-вторых, вопросы логистики и таможенной очистки традиционно являются больным местом для российских компаний. Серьезные задержки, высокие дополнительные расходы и даже потери товара не являются редкостью. После того как товар, наконец, доставлен, следующим вызовом является его продажа. Некоторые дистрибуторы имеют свои розничные сети, но их мощность обычно недостаточна для поддержания необходимого уровня продаж, оттого встает необходимость построения дилерской сети. Специфика российских условий заключается в том, что именно успешная работа с дилерами является главным ключом к успеху. К рекламе, PR реселлеры практически не прибегают. Таким образом, жизнь российской компании-владелицы частной торговой марки MP3-плееров сложно назвать легкой. Тем не менее, их есть в чем упрекнуть. В частности, информационная поддержка продаж находится на самом рудиментарном уровне. Усилия по продвижению и продажам ложатся, в основном, на розничного продавца-консультанта, которому в условиях жесткого дефицита достоверной информации приходится активно импровизировать, чтобы «впарить» товар покупателю. Отсутствует толком и продвижение направления в целом, российский потребитель весьма смутно представляет себе картину, сложившуюся на рынке. Нет специализированных периодических изданий, web-сайтов, не говоря уже о телевизионных передачах. Очень слабо развиты пользовательские коммьюнити. Создание и поддержка всей этой информационной инфраструктуры в интересах компаний-дистрибьюторов, однако те практически не уделяют этому внимания. Таким образом, создалась ситуация, когда на рынке присутствует большое количество частных марок, незнакомых потребителю, а их информационная поддержка по большому счету отсутствует. Последствия этого предсказуемы – MP3-рынок начинает восприниматься покупателем как заваленная «китайским хламом» помойка. Ассортимент «Евросети» – 32 торговых марки, о большинстве из которых потребителю ничего не известно Другим больным вопросом является сервисное обслуживание. Уровень брака у корейских производителей порой бывает высоким, к тому же, нередки ситуации, когда последний разоряется и прекращает поддерживать дистрибутора в гарантийном вопросе. Все это требует от того серьезных вложений в сервисную инфраструктуру, ответственного подхода к этому вопросу. Не облегчает задачу и то, что Россия – страна, мягко говоря, немаленькая, и гарантийные вопросы необходимо решать в одиннадцати часовых поясах на огромных расстояниях. Даже у крупных компаний в этих условиях не получается держать марку, сервисное обслуживание является объектом постоянной критики со стороны потребителей. В подобных условиях и существуют российские «прайват-лейблы», их много и они разные, некоторые уходят, некоторые появляются, и большинство из них – загадка для потребителя. Они перемешиваются с глобальными MP3-брендами, многие из которых также являются новичками на рынке потребительской электроники, получающаяся в результате картина способна запутать любого. Попытаемся провести классификацию российских частных торговых марок и вкратце рассказать о большинстве из них. Оговорка В таких вопросах, как OEM-сотрудничество, доказать что-либо практически никогда не возможно. Производитель будет все отрицать, защищая клиента, реселлер тоже все будет отрицать по понятной причине. Каких-либо официальных расследований никто проводить не будет из-за отсутствия заинтересованности, да и законодательной базы. В условиях отсутствия возможности представить какие-либо доказательства просьба считать все изложенное в статье предположением. Основные игрокиНа российском рынке присутствует немало частных торговых марок, но лишь немногие из них смогли подняться над статусом дешевого «нонейма». Те из них, которые смогли стать серьезными игроками на рынке, а местами и потеснить глобальные бренды, входят в категорию основных игроков. Критерием причисления к этой категории стала как их рыночная доля, так и рекламная активность. Основную часть их ассортимента составляют аппараты производства небольших корейских компаний-разработчиков. Каждый реселлер имеет свой пул поставщиков, из продукции которых он выбирает модели для своего продуктового ряда. В их числе есть как «якорные» поставщики, продукты которого являются ядром линейки, и ассортиментные поставщики, сотрудничество с которыми может быть одноразовым. Случается, что разные модели от одного поставщика идут под торговыми марками нескольких конкурирующих компаний, это не удивительно с учетом дефицита качественных корейских разработчиков в последнее время. К основным игрокам мы причислили четыре компании, они перечисляются в алфавитном порядке. NexxПоявление на рынке: лето 2003 года. ИсторияТорговая марка Nexx является самым успешным прайват-лейблом на рынке на сегодня. У его истоков стояла московская компания Алион, крупнейший дистрибьютор цифровой техники. Помимо Nexx, Алион являлся эксклюзивным поставщиком на российский рынок продукции сингапурской Creative и корейской Mpio. Но ни с одним из этих брендов не было достигнуто такого успеха, как с Nexx. В 2006 году по продажам Nexx занимает от 14 до 20% российского рынка, входит в его Top-5. Секретов успеха у лейбла несколько. В первую очередь это ранний выход на рынок. В 2003 году российский рынок испытывал сильнейший продуктовый голод, большая часть плееров завозилась в малых количествах небольшими фирмочками, «серьезные» торговые марки можно было пересчитать по пальцам. На этом безрыбье Nexx сходу стал серьезной рыбой, тем более, практически за целый 2004 год на рынке не появилось серьезных конкурентов. Второй секрет – грамотная дистрибуция, компания Алион, существующая на рынке давно и имеющая большой вес на нем, смогла добиться серьезной представленности своих продуктов. Хотя рекламные и промоутерские усилия по продвижению Nexx сложно назвать серьезными, они все равно выгодно выделялись на остальном фоне: в 2003 году большинство торговых марок, включая iriver, вовсе не имели никакой информационной поддержки. У Nexx же почти сразу появился Интернет-сайт, POS-материалы, начались конкурсы и акции для розничных покупателей. Это тоже способствовало успеху марки. Важной вехой в развитии бренда стало партнерство с крупнейшей российской розничной сетью салонов сотовой связи «Евросеть». В 2004 году последняя начала активно развивать направление персонального цифрового аудио, быстро добившись на нем впечатляющих успехов. Nexx стал одним из первых ее серьезных партнеров, в 2005 году их сотрудничество быстро начало углубляться. Сегодня именно «Евросеть» реализует большую часть продукции Nexx (до 70% по некоторым данным), так что с определенной натяжкой Nexx сегодня можно назвать «прайват-лейблом» «Евросети». Смена приоритетов в дистрибуции сказалась и на продуктовом ряде Nexx: сегодня его большую часть составляют бюджетные устройства. Продуктовое наполнениеПервым поставщиком Nexx стала гонконгская компания Perception Digital с двумя моделями простых бюджетных флэш-плееров. К этому партнеру Nexx будет потом неоднократно возвращаться, он станет одним из основных, якорных поставщиков. Тем не менее, вся его продукция относится к бюджетной категории, это недорогие, но малоинтересные плееры. Чтобы подняться над образом «нонейма», был необходим более качественный поставщик. Им стала корейская компания EZ-AV. В конце 2003 – начале 2004 года она принадлежала к числу наиболее перспективных малых корейских компаний. Так, она в числе немногих отказалась от «iriver-подобного» дизайна и предпочла схему, близкую к iPod, одной из первых она начала использовать OLED-дисплеи, реализовала поддержку формата OGG. Ее плееры имели интересный дизайн и отличную функциональность – как раз то, что было нужно Nexx. EZ-AV надолго стал ключевым поставщиком лейбла, ее продукция стала лицом бренда. С развитием партнерства с «Евросетью» возникла нужда в дополнительных поставщиках бюджетных плееров, которые заполнили бы пробел между Low-End Perception Digital и High-End EZ-AV. Таковым стала корейская Cenix с ее простыми и добротными продуктами. Помимо трех основных поставщиков-«якорей», под брендом продавались и другие аппараты. Так, с моделью NF-450 связана довольно мутная история: его дизайн был разработан корейской компанией Konine, но, по слухам, Nexx закупал модель не у него, но непосредственно у контрактного производителя, таким образом, снизив стоимость. Правда, разработчик не получил ни копейки, но тут уже виноват контрактный производитель, таким мошенническим способом похитивший разработку. Следует упомянуть и ныне покойную корейскую компанию iTouchstone, которой Nexx обязан своей второй моделью на жестком диске, причем «самой маленькой в мире», а также компанию Wavesystec, также уже свернувшую MP3-бизнес, как альтернативного бюджетного поставщика модели NF-350. Nexx – один из немногих прайват-лейблов, предлагавших плееры со всеми форматами памяти – помимо уже упомянутых флэш- и HDD-плееров, предлагались и CD-MP3-продукты от Cenix и Sorell. Текущее состояние и перспективыСегодня состояние бренда можно охарактеризовать как «бюджетный застой». Ретейловские мощности «Евросети» позволяют поддерживать высокий уровень продаж, но развитие компании остановилось. Последние модели –NF-315, NF-375 – представляют собой наихудшее воплощение бюджетного жанра китайского производства – низкокачественные монохромные ЖК-дисплеи, платформы от тайваньской Ali со столь низкой производительностью, что элементарная работа с текстовым меню происходит с задержками. Изготавливаются они на контрактной основе, на фабрике Sanyo в Китае (причем некоторые модели NEXX, например, NF-355, продаются в Испании под маркой Sanyo). Их розничная цена сейчас значительно превышает то, что они стоят на самом деле, Nexx явно начал требовать «плату за бренд». Сложно говорить о перспективах компании: уход EZ-AV с рынка неизбежен, в результате High-End-сегмент для компании становится потерян. В бюджетном сегменте усиливается давление, ценовая конкуренция, там появляются аппараты с лучшим функционалом, более высокого качества по таким же или более низким ценам. В ассортименте Nexx нет ни одного MP4-плеера, которые быстро набирают популярность. Если компания не предпримет резких шагов в преддверие Нового года, даже «Евросеть» вряд ли сможет спасти ее от падения рыночной доли. Сама компания открыто заявляет о своем намерении попробовать себя на новых рынках, это может свидетельствовать о потере интереса к MP3, осознании отсутствия долгосрочных перспектив на этом рынке. Будущие новинки от Nexx: слева направо NF-270, NF-385, NF-390, NF-810 (пока еще с лого Cenix, с сайта Aving) – три скучные бюджетные модели и nano-клон Продуктовая линейка Nexx в условном хронологическом порядке
QumoПоявление на рынке: весна 2005 года Этот лейбл тоже можно назвать «самым», на этот раз в области ширины и разнообразия продуктового ряда. За неполные два года существования под торговой маркой Qumo продавалось огромное количество аппаратов. Фактически, этот бренд – живое воплощение одного из отличительных признаков OEM-бренда, один оригинальный производитель физически не потянул бы такой продуктовый ряд. ИсторияУ истоков Qumo стояла московская компания Neo-group, крупный дистрибьютор цифровой электроники, компьютерных комплектующих. На MP3-рынок эта компания входила постепенно. Словно нерешительный пловец, она сначала «пробовала воду ногой», завозя небольшие количества различных корейских аппаратов. Затем был «проект» Neomp3 – под таким «зонтиком» в России продавалась продукция корейских компаний Hanbit и Stormblue. Но это был еще не OEM – на плеерах стояли «родные» лейблы, Xdrum и Xuke соответственно. Убедившись, что все идет хорошо, компания дала старт проекту «Qumo». Само собой разумеется, предыдущие проекты при этом аккуратно закрывались, и до сих пор в Интернете можно найти несчастных в поисках прошивки к плееру i-Lyn, Ez-max, Xdrum или Xuke. Впрочем, это уже нюансы. Как и предыдущий лейбл, Qumo имеет тесные связи с «Евросетью». Партнерство Neo-group с гигантом сотового ретейла началось еще до появления у нее собственной торговой марки, поэтому Qumo прочно обосновался на прилавках «Евросети» с самого начала своей жизни на рынке. С определенной натяжкой ее можно назвать High-End прайват-лейблом «Евросети», в то время как Nexx является ее Low-End прайват-лейблом. Продуктовое наполнениеСегодня у Qumo два «якорных» поставщика с чем-то похожими названиями: Mobiblu и Stormblue. Партнерство с Mobiblu – особая удача, компания является весьма крупным корейским продукт-провайдером, по масштабу сопоставима с Mpio. К тому же у нее самый широкий и разнообразный продуктовый ряд, компанию можно назвать продуктовым агрегатором, она собирает проекты малых корейских разработчиков, интересные разработки дизайн-ателье и воплощает их в продукции. Mobiblu ответственно за появление в ассортименте Qumo целой россыпи интересных продуктов, включая Qumo Moby и Qumo Cuby – миниатюрные плееры-кубики, Qumo-Nonstop – плеер с 153 часами работы от одного заряда, Qumo Movie – плеер-медальон с функцией просмотра видео. Вскоре в продажу должны поступить Qumo Blade – «тонкий» плеер, еще не получивший российского «имени», Mobiblu Boxon – MP4-плеер с 1,7” цветным OLED. Stormblue куда скромнее по масштабам, но ей Neo-group и Qumo во многом обязаны своими успехами на рынке. Ее модели MP-600, AV-700, MP-650 (первые две – под «родным» брендом Stormblue, Xuke, последняя – уже под брендом Qumo) помогли им закрепиться в «Евросети». Модели от Stormblue, продававшиеся в России под ее собственными брендами Сейчас там неплохо продается модель A9, она же Qumo Video, готовятся к продаже модели R4 и A10 – бюджетный плеер с двустрочным OLED и очередной клон iPod nano. К числу остальных поставщиков Qumo относятся компании Hantel (в Корее ее продукция продавалась под маркой Qoolqee) – две модели, Dynetel – две модели, iBulldog (бюджетный бренд компании Digitalway, владелицы бренда Mpio) – две модели, Enox – две модели, Ezmax – «две с половиной» модели (одна практически не продавалась под маркой Qumo), Hanbit – одна модель. Была и сверхбюджетная модель от безвестного китайского поставщика. Как можно видеть, пул поставщиков обширнейший. И это все, за исключением одной, корейские компании, за два года Qumo фактически сумел «сгрести» под себя большинство корейских разработчиков. Как следствие – большинство его продуктов недешевы, принадлежат к среднему или высшему сегменту. В продуктовой линейке Qumo множество пресечений, к примеру, три MP4-плеера – Qumo Video, Qumo Senso и Mobiblu Boxon. Другие примеры: Smart и Movie – два миниатюрных плеера с видео, Bulldog и Micro – два плеера «по мотивам» Samsung YP-T6, пара «nano-киллеров» Blade и Urban. Это следствие, во-первых, желания дать различным дилерам эксклюзивные модели, также не исключен мотив элементарной жадности, «чтобы другим не досталось». Все MP3-плееры Qumo на флэш-памяти, других разновидностей в линейке не присутствует, и вряд ли они появятся. Помимо бурного продуктового разнотравья, для Qumo характерен относительно высокий уровень маркетинговой активности. Компания имеет сайт с форумом, обзоры ее продуктов регулярно появляются в СМИ, присутствует и небольшой объем наружной рекламы. Обращает на себя внимание и нейминг – в отличие от большинства компаний, Qumo для всех своих продуктов придумывает имена собственные, хотя при таком количестве все равно начинаешь путаться в них. Но все равно это лучше, чем было бы какое-нибудь QF-3579. Текущее состояние и перспективыСегодня Qumo выглядит, на первый взгляд, довольно весомо. Широченный продуктовый ряд, пополняющийся едва ли не ежемесячно, «продвинутые» продукты с интересным дизайном, последними «модными» функциями: сенсорным управлением, Bluetooth, большими TFT-дисплеями, поддержкой различных типов медиа. Много эксклюзивных моделей: самых маленьких, самых «долгоиграющих», самых «выносливых» и т.д. Но бомбой замедленного действия, подложенной под бренд, выглядит его зависимость от корейских поставщиков. Мнение экспертов здесь едино: все они не жильцы. Судите сами, из мощного пула поставщиков Qumo сегодня:
Здоровье главного «якоря», Mobilblu, тоже оставляет желать лучшего, его материнская компания Hyunwon закончила прошлый год с $16 млн. убытка на фоне $61 млн. продаж, в этом году серьезного улучшения не предвидится. Очевидно, что рассчитывать на Корею до бесконечности не получится. Так что будущее Qumo зависит от того, сможет ли она так же успешно находить интересные модели в том же количестве на огромном и бесформенном китайском рынке, как она делает это сейчас на съежившемся до предела рынке корейском. Продуктовая линейка Qumo в условном хронологическом порядке
Алексей Дорожин ([email protected]) Есть, что добавить?! Пишите... [email protected] |
Новости: 13.05.2021 MediaTek представила предфлагманский чипсет Dimensity 900 5G 13.05.2021 Cайты, имеющие 500 тысяч пользователей из России, должны будут открыть местные филиалы 13.05.2021 Amazon представила обновления своих умных дисплеев Echo Show 8 и Echo Show 5 13.05.2021 МТС ввел удобный тариф без абонентской платы - «МТС Нон-стоп» 13.05.2021 Zenfone 8 Flip – вариант Galaxy A80 от ASUS 13.05.2021 Поставки мониторов в этом году достигнут 150 млн 13.05.2021 Состоялся анонс модной версии «умных» часов Samsung Galaxy Watch3 TOUS 13.05.2021 Tele2 выходит на Яндекс.Маркет 13.05.2021 OPPO представила чехол для смартфона, позволяющий управлять устройствами умного дома 13.05.2021 TWS-наушники с активным шумоподавлением Xiaomi FlipBuds Pro 13.05.2021 В России до конца следующего года появится госстандарт для искусственного интеллекта 13.05.2021 ASUS Zenfone 8 – компактный флагман на Snapdragon 888 12.05.2021 Компания Genesis представила внешность своего первого универсала G70 Shooting Brake 12.05.2021 В России разработан высокоточный гироскоп для беспилотников 12.05.2021 В Россию привезли новую версию смарт-часов HUAWEI WATCH FIT, Elegant Edition 12.05.2021 Раскрыты ключевые особенности смартфона POCO M3 Pro 5G 12.05.2021 Honor 50: стали известны дизайн и другие подробности о смартфоне 12.05.2021 Чипсет Exynos 2200 от Samsung будет устанавливаться и в смартфоны, и в ноутбуки 12.05.2021 МТС начала подключать многоквартирные дома к интернету вещей 12.05.2021 iPhone 13 будет толще и получит более крупные камеры по сравнению с iPhone 12 12.05.2021 Xiaomi договорилась с властями США об исключении из чёрного списка 12.05.2021 Xiaomi выпустила обновлённую версию умного пульта Agara Cube T1 Pro 12.05.2021 Игровые ноутбуки с NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti уже в России! 12.05.2021 Индийский завод Foxconn сократил производство в два раза 12.05.2021 Lenovo отказалась от очного участия в предстоящем в июне Mobile World Congress Подписка |