podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2
[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

«Клонирование» на современном рынке цифровых плееров

МР3-плееры – глобальные рынки>>>

МР3-плееры – глобальные рынки. Давление со стороны устройств-заменителей>>>

Классификация современных цифровых плееров и перспективы отрасли>>>

Используемые технологии и решения >>>

OEM на рынке цифровых плееров>>>

В предыдущем материале мы осветили тему сложных и запутанных отношений, сложившихся сегодня между оригинальными производителями и компаниями-реселлерами. На этом фоне недобросовестные производители, изготовляющие товары-клоны, пытаются ловить рыбу мутной воде.

Проблеме «клонирования» и будет посвящен сегодняшний материал. В нем будет достаточно ссылок на статью про OEM, так что читателю имеет смысл с ней ознакомиться.

OEM – совершенно легальный способ производственной кооперации, различные формы которого используются сегодня при изготовлении всех без исключения электронных товаров. А клонирование – это воровство интеллектуальной собственности, неавторизированное использование чужих идей при производстве продукта. Официально оно считается преступлением, хотя многие государства смотрят на это сквозь пальцы.

Пример. «Борьба» с воровством дизайна часто непоследовательна. В то время как на массовое копирование чужих разработок китайскими производителями официальные власти не обращают никакого внимания, шум поднимется в куда более сомнительных случаях. Например, дело Apple против IOPS, когда американская компания обвинила корейского разработчика в воровстве дизайна на примере iPodmini и IOPSZ3. В реальности Z3 в 4-5 раз меньше iPodmini, имеет ландшафтную ориентацию дисплея и вообще мало общего с iPod-ом

Почему столь разные с этической, правовой и технической стороны явления при освещении темы цифровых плееров оказываются связанными? Потому что с точки зрения покупателя эффект от них бывает одинаков. «Сходные до степени смешения» плееры-«близнецы» продаются разными компаниями под разными торговыми марками. Разобраться где клон, а где OEM-продукт порой сложно и профессионалу. Сосуществование OEM и клонирования очень опасно как для производителя, так и для покупателя. Путаница в этих вопросах может привести к приобретению конечным пользователем некачественных товаров по завышенным ценам и к ущербу для репутации компании-производителя. Именно поэтому целесообразно рассматривать эти явления в комплексе, попытаться показать их нюансы и разницу между ними.

Аутсорсинг и психология покупателя

Существует и часто используется словосочетание «рядовой потребитель». Чаще всего оно пускается в ход в споре, когда оппонент аргументирует свое мнение техническими терминами, сложными подробностями. В таком случае ему возражают, что, мол, рядовому потребителю все это неинтересно, ему подавай цену пониже, марку поизвестнее да дизайн покрасивее.

В этих утверждениях есть зерно истины, хотя пренебрежительные интонации в отношении пресловутого «рядового потребителя» необоснованны и не делают чести говорящему. Ведь подавляющему большинству людей и так есть чем заняться, помимо изучения рынка, технологических тенденций. Претензии должны быть к производителям и реселлерам, создавшим ситуацию, когда порой невозможно купить добротный товар, не проведя полноценное маркетинговое исследование.

В любом случае, «рядовому потребителю» вряд ли будет понятна схема взаимоотношений между OEM-производителями и реселлерами-брендообладателями, изложенная в нашем предыдущем материале. Они просто не захотят забивать себе голову подобными сложными построениями. Такой покупатель любит простоту, ясные и четкие, чеканные формулы. В последнее время такой формулой стала «все сегодня делается в Китае», а точнее, ее более радикальный вариант – «все сегодня делается на одном китайском заводе».

Что может быть ужаснее для мнительного покупателя, чем такие надписи на плеере Sony?

Особенно эта фраза полюбилась владельцам наплодившихся брендов-«пустышек» и продавцам-консультантам, продающим продукцию под этими брендами. «Это ничем не хуже Sony, Panasonic, все равно все делается на одном заводе», – заученно повторяют они доверчивым покупателям.

В чем главный порок этого тезиса? Он в игнорировании сложности и многоступенчатости процесса современного производства. Этот «аргумент» опускает современную промышленность на уровень средних веков, когда один деревенский кузнец был и разработчиком, и изготовителем, и «сервисной службой». Но сегодня непосредственное изготовление продукта – это лишь часть процесса, причем ее влияние на качество конечного продукта далеко не самое значительное.

Штаб-квартира Reigncom (фото pcpop.com) ответственна за «рождение» плееров iriver в куда большей степени, чем фабрика в Китае.

Если при проектировании и разработке продукта допущены грубые ошибки, самый высокий уровень организации производства не позволит выпустить качественный продукт.

Пример. IOPSMFP-300 (фото с сайта mpmate.com) был передовым плеером для своего времени, и качество его изготовления было на высоте. Но ряд принципиальных просчетов в конструкции привел к высочайшему уровню брака. По слухам, несколько крупных европейских компаний-дистрибуторов объявили себя банкротами из-за невозможности справиться с сервисным обслуживанием этих аппаратов.

Если заказчик выбрал неподходящие или низкокачественные материалы и комплектующие, то самые высококвалифицированные рабочие не изготовят добротное изделие.

Пример. Чувствительность iPodnano 1G к царапинам стала притчей во языцех. Но виноват в ней не завод-изготовитель, а разработчик, выбравший слишком мягкий пластик для лицевой панели (фото с сайта arstechnica.com).

Если в погоне за повышением процента годных изделий заказчик понизит требования к выходному контролю, то даже самая лучшая фабрика будет «гнать» брак.

Это только несколько способов влияния, которое заказчик может оказывать на «один китайский завод». В результате чего качество продукта, изготовленного на этом самом заводе, у разных заказчиков будет сильно отличаться.

Взаимное влияние клонинга и OEM-брендов

Как мы уже говорили, аргумент «все делается на одном заводе» часто используется владельцами OEM-брендов, чтобы оправдать подозрительное сходство своей продукции с товарами, встречающимися под другими торговыми марками в других странах, а порой и в той же самой. При этом, естественно, компания-владелец OEM-бренда объявляется «главной»: разработчиком, владелицей всех патентов и юридических прав. Другие торговые марки, в том числе и бренд компании-оригинального производителя, в лучшем случае выдаются за клиентов, закупающих аппарат у, якобы, «головной» фирмы. А особо не стесняющиеся в средствах VAR-компании заходят так далеко, что обвиняют (правда, только на словах) коллег-реселлеров в воровстве дизайна, в клонировании.

А не редка и ситуация, когда реселлер продает аппарат-клон, называя его оригиналом. В итоге получается абсурд: компания X разработала плеер. Компания Y украла дизайн плеера и занимается производством клонов. Реселлер A закупает клоны компании Y и продает их под своей торговой маркой. Рядом реселлер B продает такой же продукт под своей торговой маркой. Только это уже не клон, а оригинальный продукт от компании X, закупленный по OEM-соглашению. Покупатель видит один и тот же на вид товар под четырьмя брендами, X, Y, A и B, слышит заявления продавцов, что все «изготовлено на одной фабрике», а порой и взаимные обвинения в клонировании. Голова у него идет кругом.

Пример. Плеер IOPSF4 (слева) поставлялся в Россию в нескольких лицах: OEMRovermediaAriaDP400FM (в центре) и «клонированный» – JumperT210 (справа)

Таким образом, вопросы клонирования и оказываются тесно связанными с вопросами OEM.

Что копируют китайские производители?

В производстве MP3-плееров клонирование достигло успехов, которых оно редко достигает в других областях. В Европе и Азии плееры-клоны уже продаются под торговыми марками, считающимися «респектабельными», во вполне приличных торговых организациях.

Эти клоны можно найти под европейскими торговыми марками в европейских Интернет-магазинах.

В чем секрет такой популярности и востребованности этого нечестного приема?

Мы уже говорили о низком технологическом барьере для выхода на рынок цифровых плееров. Клонирование и вовсе опускает этот барьер «ниже плинтуса», устраняя самую серьезную статью затрат – разработку дизайна. Самостоятельная разработка качественного дизайна – это то, чего не могут себе позволить две тысячи компаний, обосновавшихся в континентальном Китае, Гонконге.

Большинство корейских компаний использует аутсорсинг, обращаясь к услугам дизайн-ателье при разработке дизайна плеера. Услуги таких ателье недешевы. Многие китайские компании тоже решили использовать «аутосорсинг», только бесплатный, в форме воровства идей, экономя значительные денежные средства. Отсюда невиданное по любым стандартам изобилие клонов.

Почти на 100% это аппараты на флэш-памяти, ведь такие модели больше востребованы на основных рынках, в Азии и Европе. Кроме того, их значительно проще и дешевле производить, нежели HDD-модели.

Пример. MPIOSOLID – плеер на жестком диске. Но у него неплохой дизайн, который так и просится быть склонированным. Что делать китайскому производителю? Очень просто – «скрестить» его с iPodnano.

В первую очередь копируются плееры лидеров рынка – Apple и Samsung.

Пример 1. Самым копируемым аппаратом следует признать iPodnano. Впрочем, два элемента iPodnano оказались сложными в воспроизведении для китайских компаний – сенсорное управление (у большинства – навигационная клавиша) и 3,5 мм выход на наушники (у большинства – 2,5 мм).

А некоторые китайские производители пытаются привнести в сенсорное управление nano что-то свое.

Пример 2. Наиболее удачные модели Samsung расходятся во множестве копий – YP-T6.

Кроме этого, копируются и наиболее удачные аппараты корейских компаний.

Примеры. Китайские копии корейских плееров. Сверхувниз: iriver n10, iAudio G3, Safa M600F, i-bead 400, Qoolqee K7, Monolith MX-7010, Tekmax ioneit.

Вообще, копирование можно в какой-то мере считать мерилом рыночного успеха модели, невостребованный дизайн никто воровать не станет.

Пример. Дизайн MicrosoftZune был скопирован (в образе флэш-плеера) еще до выхода аппарата на рынок. Это дало возможность некоторым аналитикам предсказать неплохие рыночные перспективы устройства.

Внутреннее клонирование также необычайно развито: всякий новый китайский дизайн в течение недели начинает предлагаться десятками, если не сотнями, фирм.

Пример. Подобные дизайны, родившиеся где-то в недрах Шензена, сегодня предлагаются сотнями китайских компаний.

Скопировав ту или иную модель, производитель часто выпускает серию «по мотивам», внося в дизайн те или иные изменения.

Пример. Развитие образа Craft от iriver.

В реализации этой массы клонов китайским компаниям очень помогает миф об «одном заводе». В него верят уже не только «рядовые потребители», но и многие компании-реселлеры. И, сравнивая оригинал с клоном, они все чаще говорят себе: «Это же все равно то же самое», – и предпочитают клоны оригиналам. Ценник, отличающийся в 2-3 раза в меньшую сторону, помогает заглушить последние сомнения. «Если нет разницы, зачем платить больше?».

Может, они правы? Может, если отбросить «ненужный» морализм, клоны и вправду «то же самое», но дешевле? К сожалению, для любителей сэкономить – это не так.

Чем клоны отличаются от оригиналов?

1. Другая аппаратная платформа

Оригинальные разработчики, корейские и американские, используют в основном либо корейские платформы, такие, как Telechips или Nexia, либо американские Sigmatel и Portalplayer. Китайцы же за прошедший год практически поголовно перешли либо на платформы национальных производителей, либо на тайваньские решения. К ним относятся чипы от Actions Semiconductors, Sunplus, Ali. Продукцию этих производителей нельзя однозначно назвать низкокачественной. Однако, идя на поводу у потребностей соотечественников, Actions имеет в своем портфеле очень и очень бюджетные решения. А Sunplus и вовсе производит платформы для недорогих цифровых фотоаппаратов, которые при желании можно использовать в плеерах, но возможности их находятся на уровне плееров, встроенных в камеры. Иногда еще используются чипы от Sigmatel, но только их бюджетные, урезанные версии.

Использование в клонах подобных решений имеет следующие последствия:

Однотипный интерфейс, одинаковый как по структуре, так и по графическому исполнению. Эстетические и эргономические качества его низки. Производительность платформ невысока, отсюда порой замедленная реакция на команды пользователя, особенно при высоких разрешениях дисплея.

Пример. Много разных плееров, много разных поставщиков, а интерфейс один.

Однотипный набор функций, находящийся на очень низком, по сегодняшним меркам, уровне. Обычный набор: поддержка только MP3 и WMA без DRM, запись только в формат WAV ADPCM, для плееров с цветным дисплеем – несколько встроенных игр очень низкого качества, примитивные функции просмотра изображений и текстовых файлов.

Пример. Сопоставление спецификаций SamsungYP-F1 и двух его клонов показывают разницу в функциональности: у клонов «хромает» поддержка форматов, ниже скорость USB, почти в два раза меньше время работы от аккумулятора.

Часто предлагается возможность просмотра видео, даже на дисплеях, абсолютно к этому не приспособленных. Считается, что это должно помочь продать аппарат, убедить покупателя в его преимуществах перед оригиналом: «Как же, он же и видео показывает!». В реальности исходный видеоматериал необходимо преобразовывать в понятный плееру формат. Процесс этот долог и часто нестабилен, производится программным обеспечением сомнительного качества со спартанским интерфейсом. Потребительские характеристики и соотношение качество/размер полученного видеофайла обычно невысоки. Порой такой файл в реальности представляет собой «слайд-шоу» из множества несжатых изображений в сопровождении звуковой дорожки в виде низкобитрейтного MP3. Что поделать, мало какая «клонерская» платформа имеет достаточное быстродействие для декодирования MPEG-форматов.

Интерфейс программы-конвертера в формат MTV, весьма распространенный среди клонеров. Обратите внимание на «дизайн» интерфейса, «богатство» настроек, параметры выходного файла

Часто невысокое качество звука. Это может быть следствием не только недостатков аппаратной платформы, но и ошибок при проектировании всей схемы плеера.

Крайне низкая скорость обмена данными с компьютером. Все китайские клоны используют стандарт USB 2.0 Full Speed, а это дает среднюю скорость записи не выше 1 МБ/с. На этом фоне особенно смешно выглядят заявления о клонах с 8 ГБ встроенной памяти. Эта встроенная память на таких аппаратах будет заполняться более двух часов!

Пример. Спецификация одного из самых распространенных аппаратных решений, используемых в клонах, показывает, что платформа, скорее всего, является копией устаревшего чипа от Sigmatel, имеет невысокое быстродействие, низкую скорость USB-соединения, слабую выходную мощность аудиоусилителя. Это решение подходит для дешевого аппарата, но серьезно уступает современным платформам.

2. Другой дисплей

Дисплеи, устанавливаемые китайскими компаниями в свои клоны, по своим характеристикам редко дотягивают до оригиналов. Это может быть замена TFT LCD на пассивную CSTN-матрицу или пассивный же цветной OLED. Монохромные ЖК-дисплеи в клонах часто страдают низкой контрастностью, неравномерностью подсветки. Случается и экономия на разрешении: вместо 4-строчного дисплея ставится 3- или 2-строчный. Оригинальные дисплеи практически всегда заменяются на стандартные, распространенные с соответствующими последствиями для дизайна плеера. Часто наблюдается «улучшение»: вместо монохромного ЖК устанавливается OLED-дисплей, черно-белый или цветной, или цветной ЖК. Однако потребительская ценность такого улучшения сомнительна: новые дисплеи плохо вписываются в дизайн, читаемость информации у них на низком уровне.

Пример. SamsungYP-F1 и его клоны. Обратите внимание, что ни один из клонов не оснащен 3-строчным инверсным LCD с белой подсветкой, как у оригинала.

3. Другие органы управления

Часто китайские компании оказываются не в состоянии воспроизвести органы управления оригинала, особенно сенсорные, но также иногда и джойстики, джог-дайлы. То, что устанавливается взамен, всегда менее удобно: это либо тугой, утомляющий пальцы джойстик, либо просто набор однотипных клавиш, причем некачественных, с плохим откликом.

Пример. Craft первого поколения от iriver и его клон. Обратите внимание на клавишу вместо джойстика.

4. Более низкое качество сборки

Если реселлер закупает клоны, то, в большинстве случаев, он настроен на максимальное снижение себестоимости. Идя навстречу пожеланиям клиента, производитель экономит на всем, на чем можно, в том числе и на выходном контроле. Следствием является и высокий процент брака, и часто неряшливая сборка – «кривое» расположение отдельных частей конструкции, люфты, непрочность.

Клонер редко копирует дизайн один в один. На это обычно не хватает желания, умения, или себестоимость получается слишком высокой. В отдельных случаях производитель боится, что ему предъявят официальные обвинения, и намеренно вносит в дизайн отличия. Как правило, копируются основные, отличительные черты дизайна.

Пример. SamsungYP-Z5 и его клон – похожи, но не копии

Таким образом, при приобретении клона вместо оригинала от Apple, Samsung или какой-либо корейской компании покупатель приобретает подобный «букет» дефектов и недостатков. Конечно, такие копии имеют куда более низкую цену (хотя далеко не всегда), и только потребитель может решить, нужен ли ему качественный оригинал за полную цену или подделка подешевле. Но чего нельзя говорить, так это то, что копии – это «то же самое». В абсолютном большинстве случаев компания-клонер не имеет никакого отношения к компании, разработавшей оригинал. Это банальное воровство интеллектуальной собственности, которое особенно сильно ударяет по небольшим корейским компаниям, не имеющим известности или авторитета. Ведь последние тратят значительные финансовые средства на заказ разработки нового дизайна. А компании-клонеры берут его бесплатно и предлагают реселлерам по бросовой цене. Неудивительно, что за последний год число корейских производителей плееров упало более чем в три раза.

Пример 1. Корейский плеер SafaSR-M800F был скопирован такое бесчисленное количество раз, что продажи оригинального аппарата в Европу практически прекратились.

Пример 2. Корейская EZ-AV страдает от «клонеров» уже не один год.

При этом китайские компании сами же роют себе могилу – без корейских разработчиков им станет нечего копировать! В последнее время китайский ассортимент все более беднеет, зацикливаясь на клонировании iPod nano и Shuffle, Samsung-ов. Новые идеи почти не появляются, так как они своими руками иссушили их источник.

Как отличить подделку от оригинала?

Проще всего с продукцией известных брендов: если на прилавке копия модели от Samsung или Apple под другой торговой маркой – это на 100% подделка. Откровенно уголовные случаи, когда на подделке стоит логотип iPod или Yepp, мы не рассматриваем – найти такое на нормальной розничной точке малореально.

Пример. С этими копиями SamsungYP-T7 все ясно, правда, только тем, кто знает, как выглядит SamsungYP-T7

С продукцией корейских компаний «второй руки» сложнее. Она может продаваться и под своей торговой маркой, и под брендом компании-реселлера. Таким образом, логотип не поможет отличить оригинал от подделки. Тут может помочь близкое знакомство с продуктом через Интернет. Отличия в интерфейсе, органах управления, дисплее, расцветке корпуса, отсутствующие на сайте производителя, – все это свидетельствует о том, что перед покупателем клон.

Пример. Stormblue – не Samsung, во многих странах продукция этой компании продается под другими марками. Но если изучить сайт производителя, ее модель AV-700 можно легко отличить от подделок.

К сожалению, «оставшиеся в живых» корейские компании сами усложняют себе жизнь, разбавляя свой ассортимент китайскими моделями, закупленными по OEM-соглашениям. Да и клонирование им не чуждо – чего стоит nano-мания, охватившая большинство корейских разработчиков.

Кто-то, возможно, помнит «коллекцию» корейских nano-клонов из прошлых обзоров. Вот новый экспонат от корейской Cenix (фото с сайта Aving).

Увы, все это уменьшает шансы для «рядового пользователя» приобрести качественное устройство. Таковым можно лишь посоветовать приобретать продукцию известных торговых марок из числа компаний с репутацией, присутствующих на глобальных рынках. Причем делать это в респектабельных розничных компаниях. Однако таким образом можно пропустить по-настоящему интересные модели, которые все еще порой выпускают небольшие корейские и китайские компании. Помочь здесь может изучение рынка, ознакомление с профессиональными обзорами продукции, отзывами покупателей.

Главное – не покупать слепо незнакомый товар и не слушать продавцов, рассказывающих о том, как «все разливается из одного котла».

Алексей Дорожин (adoro@list.ru)
Опубликовано - 12 октября 2006 г.

   

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

24.03.2017 ZTE потерпела убытки в 4 квартале из-за штрафа в США

24.03.2017 Цены и варианты Xaiomi Mi 6 и Mi 6 Plus попали в сеть

24.03.2017 В сервисе Google Авиабилеты для России теперь можно планировать поездки и на поезде

24.03.2017 Samsung продемонстрировал концепты умных часов на базе Gear S3

24.03.2017 Meizu M621C-S прошел сертификацию TENAA

24.03.2017 EZVIZ представила на российском рынке полнофункциональную систему «умный дом»

24.03.2017 Флагман Nokia получит сдвоенную камеру с оптикой Carl Zeiss

Hit

24.03.2017 Видео на канале: Обзор смартфона 4Good R407

24.03.2017 В России представлены игровые ноутбуки Lenovo Legion Y520 и Legion Y720

24.03.2017 Google избавит Hangouts от поддержки SMS

24.03.2017 Panasonic сделает крупного испанского разработчика автомобильных систем своей дочерней компанией

23.03.2017 Fossil представила более 300 моделей умных часов

23.03.2017 Le XiubaleR получит Helio X20 и Android 7.1.2

23.03.2017 LG Pay будет запущен в Корее в июне

23.03.2017 Casio представила версию смарт-часов Pro Trek WSD F20 с сапфировым стеклом

23.03.2017 Два смартфона Meizu с быстрой зарядкой зарегистрированы в Китае

23.03.2017 Красный iPhone оказался аномально популярным в Китае

23.03.2017 Яндекс увидел угрозу для своих «Денег» в СП Сбербанка и Alibaba

23.03.2017 Apple запустила вебсайт «Бизнес» в России

Hit

23.03.2017 Видео на канале: Обзор Huawei P10

23.03.2017 «Связной» и «Евросеть» могут объединить

23.03.2017 Panasonic представил для тайваньского рынка новый смартфон – ELUGA PURE

23.03.2017 В Карты Google возвращается возможность делиться с друзьями своим местоположением

22.03.2017 ZTE представила обновление линейки Nubia в Китае

22.03.2017 Huawei представит смартфон линейки Honor 5 апреля

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.