[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

OEM на рынке цифровых плееров

МР3-плееры – глобальные рынки>>>

МР3-плееры – глобальные рынки. Давление со стороны устройств-заменителей>>>

Классификация современных цифровых плееров и перспективы отрасли>>>

Используемые технологии и решения >>>

OEM-ом сегодня принято называть такую форму производственной кооперации, при которой компания-производитель изготавливает продукт, который затем будет реализовываться под торговой маркой другой компании-брендообладателя.

В материале, посвященном глобальным рынкам, были отмечены причины, приведшие к особой роли OEM для современного рынка цифровых плееров. В общем виде механизм следующий.

С одной стороны, низкая технологическая стоимость входного билета на рынок приводит к появлению огромного числа компаний-производителей. Брендинг как таковой для них в принципе отсутствует. С другой стороны, традиционные лидеры рынка портативной аудиотехники, владельцы сильных брендов долго воздерживались от серьезной экспансии по MP3-направлению. Как результат, на рынке возник перегрев в сфере производства на фоне вакуума в области брендинга. Так как природа не терпит пустоты, туда устремлялось бесчисленное множество компаний, используя уже имеющиеся торговые марки, либо создавая новые. Никакой производственной базы, по крайней мере, по MP3-направлению, эти фирмы не имеют, традиционная сфера деятельности для них, как правило, торговля, дистрибуция. Желая предлагать потребителю продукт под своей торговой маркой, они обращаются к мощностям компаний-производителей, не имеющих маркетинговых ресурсов для создания и поддержания брендов. В последние годы эти процессы идут с постоянно увеличивающейся интенсивностью. Как следствие, число торговых марок, созданных в результате союза компании – OEM-производителя и компании-брендообладателя сегодня сопоставимо с числом «честных» брендов со своим производством.

Общая схема MP3-рынка. Глобальные компании, имеющие и производственные мощности, и узнаваемый бренд не могут или не хотят удовлетворить весь спрос. Компании, имеющие производственные мощности, имеют производственную возможность удовлетворить спрос, но не имеют возможности попасть на потребительский рынок напрямую. Возникает «черная» дыра в области брендинга, притягивающая всех, желающих заработать на рынке.

Анатомия подобных «двучленных»  торговых марок и будет задачей сегодняшнего материала.

История термина

Оговоримся, что использование слова «OEM» в его сегодняшнем значении в принципе безграмотно. Но скорость развития этого явления сильно обогнала скорость развития понятийного аппарата для него. Поэтому в терминологии существует большая путаница, нет согласия в использовании тех или иных обозначений. Однако слова OEM, OEM-ить, с-OEM-ленный уже вошли в широкое обращение, так что будем пока использовать их.

OEM – сокращение от английского Original Equipment Manufacturer(-ing), то есть производитель (производство) первичного оборудования. Этот термин использовался в автомобильной индустрии, обозначая производителя отдельных узлов автомобиля, изготавливающего их для компании – производителя конечного продукта. То есть компания – OEM-производитель производит то или иное оборудование, которое затем будет включено компанией-покупателем в состав готового продукта – автомобиля и будет продано под торговой маркой этой компании-покупателя. Такая компания-покупатель называется Value added reseller (VAR), то есть продавец, продающий товар с добавлением стоимости (ценности). Такой «добавленной стоимостью/ценностью» в данном случае является и сборка, и брендинг.

В компьютерной индустрии OEM стал очень востребованной формой сотрудничества, все компьютеры сегодня собираются из узлов, изготовленных компаниями – OEM-производителями. Именно отсюда термин «OEM» пошел в массы. Отдельные узлы – компьютерные комплектующие – изготовленные в рамках OEM-сотрудничества стали попадать на розничный рынок, где обрели популярность за свою существенно более низкую цену. Понятие «OEM-упаковка» прочно вошло в словарный запас «продвинутого компьютерщика».

А что будет, если компания – OEM-производитель станет изготовлять не только отдельные узлы, но и все изделие целиком? С развитием производственных мощностей в Юго-Восточной Азии этот вопрос все чаще и чаще задавали себе VAR-компании. Передача всего процесса производства, от закупки сырья до сборки в «чужие» руки стала абсолютно логичным продолжением тенденций специализации и аутсорсинга. Каждый должен заниматься тем, что у него получается лучше всего. В области производства сегодня лучше – значит дешевле. Поэтому миграция производственных процессов в регионы с низкой стоимостью производства была молниеносной и неудержимой.

Вот здесь-то, ранее ясный и понятный, термин «OEM» стал стремительно «мутнеть» и «затуманиваться», обрастать новыми значениями и разновидностями.

Дело в том, что современное производство – сложный и многоступенчатый процесс. Схематично его можно разделить на следующие этапы:

Маркетинговый анализ потребностей покупателей

–>

Генерация идеи нового продукта

–>

Формулировка общего технического задания

–>

Разработка дизайна и технической схемы (могут идти в разном порядке), создание прототипа

–>

Испытания, работа над ошибками, создание прототипа, годного для массового производства

–>

Закупка сырья, узлов, комплектующих

–>

Непосредственно процесс производства

–>

Контроль качества продукции, послепродажное обслуживание

Эта цепочка не учитывает научно-исследовательские работы, необходимые для «поддержания формы» отдела исследований и разработок, чтобы тот мог выдавать достойные идеи и концепции.

Любое звено этой цепи может быть отдано на аутсорсинг, т.е. в «чужие руки». К примеру, OEM-производитель может, помимо производства, закупать сырье и оборудование, а также «доводить» прототип заказчика до годного для массового производства изделия. А может вдобавок и разрабатывать техническую схему устройства по спецификациям заказчика. И так далее. В результате число возможных форм сотрудничества Value added reseller с OEM-производителем очень велико. Их официальная классификация отсутствует, это породило множество родственных терминов, таких как ODM, CM, OIM и т.д. Согласия относительно использования этих обозначений нет. Попытаемся дать их примерную классификацию.

CM – Contract Manufacturing, производство по контракту

Это наиболее низкая степень вовлеченности компании-производителя в процесс. VAR самостоятельно разрабатывает прототип для массового производства, самостоятельно закупает сырье и комплектующие, осуществляет контроль качества. Производитель только предоставляет производственные площади и рабочую силу. Влияние компании-брендообладателя на процесс производства является максимальным. Про произведенную продукцию можно обоснованно говорить, что она имеет качество бренда VAR-компании. Такая схема доступна либо для крупных компаний, имеющих опыт в производстве, либо для стартапов, изначально созданные под эту схему, с персоналом, имеющим опыт организации и контроля производства, технических разработок. Так, большинство корейских компаний используют именно эту схему.

Пример. Корейская компания Maycom никогда не имела собственных производственных мощностей. До 2005 года вся ее продукция, в т.ч. MP3-плееры и диктофоны производилась по контракту на корейских заводах. С 2005 года производство, с целью снижения издержек было перенесено в Китай, на мощности компании Shenzhen Gaoxinqi Technology, однако так и осталось контрактным. То есть Shenzhen Gaoxinqi Technology просто предоставляет Maycom площади, оборудование и рабочую силу, а закупки комплектующих осуществляются по списку и за счет Maycom.Это, впрочем, не мешает компании – CM-производителю порой демонстрировать продукты от Maycom под своим логотипом – правда, не для продажи, а только для демонстрации своих возможностей как контрактного производителя.

На фото производящийся по контракту M-birdXZ-22

ODM – Original Device Manufacturing, то есть производство первичных изделий

При данной форме сотрудничества вовлеченность производителя больше – он самостоятельно закупает узлы и сырье, самостоятельно осуществляет первичный контроль качества. Однако разработка продукта остается в руках VAR-компании. Следует упомянуть два вида ODM-сотрудничества.

В первом случае VAR-компания самостоятельно создает прототип, пригодный для массового производства.

Во втором она лишь дает техническое задание и формулирует требования к дизайну. Разработка принципиальной схемы ложиться на компанию производителя.

В первом случае участие компании-брендообладателя не меньше чем при контрактном производстве, и конечный продукт, соответственно, имеет все характеристики «брендованного».

А вот во втором случае это уже более сложный вопрос. Конечно, VAR-компания вряд ли пропустит на конвейер некачественную, негодную схему. Но можно ли про продукт, принципиальное устройство которого было разработано инженерами компании X, говорить, что это продукт компании Y? Здесь сложно дать однозначный ответ.

Первый тип ODM сотрудничества характерен для многих крупных компаний, например, для Apple, Sony. Как правило, это компании, обладающие одновременно и хорошим маркетинговым потенциалом, и высоким уровнем инженерной базы по направлению.

Пример. Пожалуй, самый известный пример VAR-компании, предпочитающей ODM схему – AppleComputers. Ее пул ODM-производителей достаточно велик и включает в себя такие крупные тайваньские компании как Asustek, Foxconn, Inventec. Так, за производство 1GShuffle отвечал Asustek, 1Gnano - Foxconn, iPod – Foxconn, Inventec.

Компании Foxconn не удалось остаться в тени: в последнее время чередой идут публикации, обвиняющие ее в невыносимых условиях труда для рабочих на фабрике по производству iPod (т.н. iPod-city) – фото www.mailonsunday.co.uk

Второй тип предпочтительнее, если компания имеет хороший маркетинговый аппарат, и опытный департамент промышленного дизайна, но не хочет создавать отдельное инженерно-конструкторское подразделение для узкого направления, например, MP3-плееров. По некоторым данным, такой схемы придерживается, к примеру, Philips, хотя эта информация может быть неточна.

Пример. До недавнего времени компания Philips владела мощнейшим полупроводниковым производством и, в числе прочего, выпускала платформы для цифровых плееров. Эти платформы пользовались большим уважением, так как использовались ведущими производителями MP3-плееров – iriver и MPIO. Как ни странно, MP3-плееры, продающиеся под торговой маркой Philips сами эти платформы не использовали, но были построены на основе решений от Sigmatel или PortalPlayer. Это дает серьезнейшие основания подозревать, что разработкой этих аппаратов занимается не Philips, а сингапурская компания-производитель Eastech, а голландская корпорация лишь дает общее техническое задание.

Чипы от бывшей Philips можно найти в китайских продуктах, включая BBK, Meizu, но не в плеерах, продающихся под маркой Philips (фото imp3.net)

Часто VAR-компании отдают производственные процессы на аутсорсинг по частям. Так, практически все корейские компании, за исключением MPIO, заказывают дизайн своей продукции у сторонних фирм, это и есть секрет неплохого дизайна их аппаратов. Такой вид сотрудничества хорошо сочетается с CM или ODM – в руках VAR-компании остаются только два узких специализированных направления: брендинг и инженерные разработки.

Схема разделения труда при производстве типичного корейского цифрового плеера

Пример. Корейская компания Cowon-iAudio пользуется услугами корейского же дизайн-ателье Dadamdesign. Эта фирма создает дизайн для моделей от Cowon, начиная с ее самой первой модели, При этом Cowon-iAudio – далеко не единственный клиент Dadam, можно назвать, к примеру, разработчика PMP корейскую Maxian, дизайн ее MP-2220 также разработан Dadam. Можно даже увидеть общие мотивы в iAudio 5 и MP-2220, например, покрытие лицевой панели тонким слоем прозрачного пластика.

iAudio 5 на сайте Dadam design

OEM

Помимо обозначения явления в целом, термин OEM используется и в более узком смысле, для обозначения одной из своих форм. Если в предыдущих двух формах VAR-компания активно участвовала в разработке продукта, то схема, именуемая OEM, подразумевает, что производитель самостоятельно осуществляет всю цепочку процессов разработки и производства, от анализа потребностей покупателей до контроля качества. На долю VAR-компании остается лишь маркетинг – брендинг, дистрибуция, реклама. Ее участие в производстве чисто символическое. Можно, конечно, сказать, что VAR-компания с хорошей репутацией не станет продавать под своим брендом товар, недотягивающий по потребительским характеристикам до некоего уровня. Но если подходить формально, то продукт продаваемый под торговой маркой компании-брендообладателя в этом случае нельзя назвать ее продуктом – он был и разработан и произведен другой компанией. При такой форме сотрудничества входной билет для VAR-компании очень дешев: все, что ей нужно сделать для выхода на рынок – это придумать концепцию торговой марки и найти поставщика. Неудивительно, что бренды этого типа в количественном отношении занимают сегодня значительную часть рынка.

Пример. Компания Ixing – результат кооперации корейской Technonia Inc., отвечающей за разработки и  Yusan Industries LTD, отвечающей за производство. Их последний продукт – семейство TM-S: TM-S1, TM-S2 и TM-S3, созданный «по мотивам» iPodnano. Предусмотрительно было разработано три типа дизайна корпуса – «про запас». В силу слабости маркетингового подразделения и неготовности компании к поиску зарубежных покупателей был найден партнер – компания Safa. Последняя, хотя и имела многолетний опыт самостоятельной разработки цифровых плееров, не побрезговала удачным дизайном. Так родилась модель SafaSS110. Но предприимчивые сотрудники Safa не остановились на этом и перепродали модель немецкой Maxfield. Так появился MaxSin, OEM от OEM-а. А для третьего, наименее удачного варианта дизайна все еще продолжается поиск покупателя.

«Лица» TM-S

Типы OEM-брендов

На рынке цифровых плееров можно выделить несколько типов OEM-брендов.

Первый тип – компании из других, часто абсолютно других, рынков, имеющих там свое производство, историю, но решившие добавить в свой ассортимент MP3-плееры как ассортиментный товар. Это может делаться для промоутерских целей, плееры здесь выступают в качестве сувениров, подарков.

Пример. Компанию Disney нельзя обвинить в наличии давних традиций разработки и производства портативной аудио-техники. Тем не менее, MP3-плееры под этим брендом присутствуют на рынке, в частности, MP4-плеер MixMax. Причем в данном случае имеет место не «чистый» OEM,а, скорее, ODM, это можно сказать по характерной форме навигационной клавиши.

DisneyMixMax

Может здесь быть и желание извлечь дополнительную стоимость из своего бренда. Число таких компаний не поддается учету, кажется, что только ленивый бренд еще не обзавелся «своим» MP3-плеером. Причем большинство этих компаний имеют заслуженную и весомую репутацию, продукты под их торговыми марками обычно воспринимаются серьезно, с интересом. Отсюда возникают ситуации, когда СМИ уделяют изрядное количество внимания закупленному по OEM-соглашению, рядовому, неинтересному устройству от «ведущего производителя», игнорируя по-настоящему интересную, оригинальную разработку малоизвестной фирмы.

Пример. Попав в Европу, американцы с удивлением узнают, что компания Teac, оказывается, «производит» MP3-плееры. А попадая после этого в Корею или Китай, удивляются еще больше, увидев эти модели под совсем другими названиями.

TEACMP-400, он же MuroMP-200. Судя по названию, европейцы оценивают эту модель на 200 пунктов выше, чем корейцы

Впрочем, иногда такое сотрудничество заставляет производителя по-настоящему заинтересоваться MP3-рынком и позже выступить на нем уже с самостоятельными разработками.

Пример. Компания Sandisk начинала свой MP3-бизнес с OEM-сотрудничества с корейской компанией Cenix. Однако, увидев потенциал рынка, она быстро переключилась на ODM схему, перейдя на самостоятельную разработку аппаратов, и сейчас стремительно идет к тому, чтобы стать глобальным игроком на MP3-рынке.

SanDisk Digital Audio Player онжеCenix MP-480

Ключевой особенностью данного типа является наличие у него собственных производственных мощностей или хотя бы собственного отдела исследований и разработок, ориентированных, однако не на плееры, а на другую продукцию или сферы деятельности.

Второй тип можно назвать брендами-зомби. Это уважаемые торговые марки, часто с длинной историей собственных разработок. Но на каком-то этапе они полностью свернули производство, а чаще всего – сменили владельца. Теперь от них остался лишь логотип, под которым продается продукция, закупаемая по OEM-схеме. Новые владельцы торговой марки, естественно, не сообщают конечному покупателю ничего об этом, а наоборот, громко кричат о столетних традициях качества и т.п. Это наиболее нечестная OEM-схема, граничащая с мошенничеством. В большинстве случаев, владельцы торговых марок хотят выжать из них максимум, как следствие, плееры являются лишь частью широкого продуктового зонтика из разнородной продукции.

Пример 1. Компания Akai как производитель высококлассной аудио аппаратуры из Японии скончалась уже довольно давно. Тем не менее, постмортем она продолжает выпускать различную продукцию, в том числе и MP3-плееры, которые имеют явно китайский «оттенок».

Akai MP-5600ED онже Luxpro EZShare

Пример 2. Компания Mpman была изобретателем MP3-плеера. Сегодня под ее торговой маркой на европейском рынке продают низкопробные продукты китайского производства. При этом от слогана «Изобретатели MP3-плеера» владельцы бренда не отказываются.

Авторство GenericMP3-плееров, продающихся под маркой Mpman установить сложно…

Ключевая особенность этого типа – фактическое отсутствие у компании какой-либо производственной или инженерной базы, такие фирмы являются чисто маркетинговыми предприятиями, паразитирующими на репутации торговой марки.

Третий тип – новые бренды, созданные специально под OEM-проекты. В отличие от первых двух типов, такие торговые марки не могут пользоваться репутацией и известностью полученной за прошлые заслуги, их владельцам все надо начинать с нуля. Эти бренды можно назвать наиболее честными, их репутация и успех полностью определяются взвешенным подбором поставщиков, грамотной маркетинговой политикой. Существуют и зонтичные бренды, где MP3-плееры являются лишь одним из наименований, и специализированные MP3-бренды. В большинстве стран подобные торговые марки сумели добиться ощутимого успеха.

Пример. Компания Trekstor добилась ощутимого успеха в Германии, продавая широкий спектр китайских и корейских аппаратов под своей торговой маркой. Разумный подбор продуктовой линейки, оригинальный и интенсивный маркетинг сделали бренд Trekstor весомым игроком, как в Германии, так и в ряде стран Восточной Европы.

«Самый дорогой MP3-плеер в мире» TrekstorOrganixGold, он же i-bead 400 в другом корпусе

Альтернативные классификации

Приведенная классификация может быть подвергнута критике. Дело в том, что единого соглашения об использовании терминов OEM и ODM не существует. Они очень часто меняются местами, и OEM-ом обозначается то, что было описано нами как ODM и наоборот. Сложно понять, как использовать всю эту терминологию правильно, т.к. эти аббревиатуры уже давно оторвались от своего первоначального значения и зажили собственной жизнью. Мы используем наиболее популярный вариант, как это понимают рядовые азиатские компании: OEM – «мы ставим Вашу торговую марку на наш готовый продукт», а ODM – «мы сделаем то, что Вы пожелаете». Хотя для многих из них словосочетание «OEM/ODM welcome (приветствуется)» уже превратилось в бессмысленное заклинание для привлечения клиентов, над смыслом которого они не задумываются.

В других вариантах терминологии есть понятие OIM – Original Idea Manufacturing, производство первичной идеи. Несколько неуклюжий термин, который должен отделить самостоятельную разработку идей продукции и предложения готовых решений от ODM-производства, т.е. производства согласно запросам компании-заказчика. В принципе, OIM можно назвать синонимом OEM в том значении, в котором оно было приведено выше.

 

Вариант 1

Вариант 2

Производитель осуществляет всю производственную цепочку от генерации идеи до контроля качества продукции

OEM (Original Equipment Manufacturing)

OIM (Original Idea Manufacturing)

VAR-компания дает общее техническое задания, производитель разрабатывает дизайн продукта и осуществляет производственный процесс

ODM (Original Device Manufacturing)

ODM (Original Device Manufacturing)

VAR-компания полностью разрабатывает дизайн продукта, производитель отвечает только непосредственно за процесс производства

ODM (Original Device Manufacturing)

OEM (Original Equipment Manufacturing) или EMS (Electronic Manufacturing Services)

Варианты классификации типов сотрудничества производителей и реселлеров. Второй вариант более правильный, но первый – более распространенный

Мотивы VAR-компаний

Мотивы, толкающие компании на CM или ODM сотрудничество понятны – это снижение себестоимости продукции. Сложнее для рядового потребителя понять мотивы компаний, идущих на сотрудничество по OEM-схеме. Почему они предпочитают вкладывать средства в создание новой торговой марки, а не закупают товар под брендом производителя? Одна из причин – слабость торговых марок производителей. Они, как правило, имеют неблагозвучно звучащие названия, невзрачные логотипы, отсутствие фирменного стиля, идеи.

Пример. Как правило, названия китайских торговых мерок либо неблагозвучны и труднопроизносимы на европейских языках, либо представляют из себя «модифицированные» копии названий известных торговых марок, а порой и просто смешны.

С другой стороны они такие в первую очередь потому, что производители знают, что покупатель предпочтет поставить свое «клеймо» на продукт. Свои бренды им нужны лишь для примера.

Иногда «бренд» производителя может быть и таким

Главная причина привлекательности создания «своих» берндов в другом. Оно дает компании полный контроль над продуктом, гарантирует, что он не появится у компаний-конкурентов. Важность этого фактора сложно переоценить: в условиях такой ограниченной монополии компания может контролировать уровень прибыльности, а это может существенно улучшить ее финансовое положение. Другая важная возможность: выбор наиболее удачных моделей у множества производителей и включение их в единый, широкий продуктовый ряд своего бренда. Узкий, несбалансированный продуктовый ряд – проблема большинства небольших азиатских поставщиков. OEM дает возможность обойти ее. Таким образом, своя торговая марка становится инструментом, позволяющим за короткий срок получить высокий уровень продаж при высокой норме прибыли.

Почему это особенно характерно для цифровых плееров? Как мы уже отмечали ранее, причина этого - брендовый вакуум, ограниченность конкурентоспособного предложения у традиционных поставщиков. Это создает тепличный климат для OEM-марок, способствует их появлению и развитию.

Динамика сотрудничества производителей и реселлеров

Картина на CM-ODM-OEM рынке не статична. VAR-компании часто переходят с одной формы сотрудничества на другую: теряя интерес к какому-либо направлению они переходят с CM на ODM и даже OEM, отдавая все больше «забот» в руки компании-производителя.

Пример. Французско-американская RCA-Thomson со своим брендом Lyra была в числе пионеров рынка цифровых плееров. Однако сегодня большую часть ее ассортимента составляют OEM-продукты.

RCA M5002 и MSI P610

И, наоборот, по мере роста заинтересованности в продукте брендообладатели могут брать на себя все больше, переходя в обратном направлении, от OEM с ODM и даже CM (см. выше о Sandisk).

C другой стороны, какой CM-производитель не мечтает обзавестись собственным брендом и получать полную меру прибыли со своего продукта? Тайваньские и гонконгские компании даже придумали для этого свою аббревиатуру – OBM, Own Brand Manufacturing, производство для своего бренда. Путь любой амбициозной азиатской компании – от CM через ODM и OEM – к OBM. Так появляются новые торговые марки, имеющие в багаже богатый опыт разработок и производства.

Пример. AVConceptHoldingsLimited, в прошлом производственный партнер iriver прошел путь от CM-производителя до владельца бренда Signeo, не последней торговой марки на рынке Японии. Теперь они сами выступают в роли VAR-реселлера и закупают на OEM условиях продукцию китайских и корейских компаний

Первые шаги в области брендинга AVConcept сделала еще в 2001-2002 гг: торговая марка Soul, под которой на отдельных рынках продавались CD-MP3-плееры разработки iriver

Моральный аспект проблемы

Для рядового покупателя наличие товарного знака компании на товаре до сих пор должно означать, что товар разработан и изготовлен этой компанией. CM или ODM производство уже вызывает у него недоверие: то, что японская, немецкая или американская компания отдают непосредственное производство в руки «каких-то китайцев» воспринимается как зло, хотя теперь и неизбежное. То, что если бы этот продукт был бы произведен в Японии, Германии или США, то, возможно, у покупателя не хватило бы денег на его приобретение, того не волнует. О том, что, в отличие от китайцев, ни он, ни японцы, европейцы или американцы не станут работать за $10 долларов в месяц, что делает производство на этих территориях нерентабельным он и знать не хочет. Покупатель скажет, что все это корпорации делают лишь ради своих прибылей и будет прав. О том, что получают эту прибыль компании, делая больший объем продаж за счет предложения ему товара по более низкой цене, он, правда, не думает.

А захотел бы недовольный «китайским» качеством покупатель поменяться с ней местами?

Не надо забывать то, что редкая компания слепо придерживается одной схемы. В ассортименте многих, в том числе и глобальных брендов можно найти и продукты, сделанные по ODM схеме, и OEM продукты.

Пример. Сингапурская Creative относится к числу лидеров в области разработки MP3-плееров, что не мешает ей порой прибегать с OEM-сотрудничеству. Так, модель SF-3700 от корейской компании Sorell закупалась Creative на OEM условиях и продавалась под названием MuvoVidz

Следствием этого является окончательное запутывание покупателя. Слишком очевиден иногда разный уровень продуктов, продаваемых под одной торговой маркой, отсутствие стиля производителя и разработчика в отдельных моделях. Доверие к бренду размывается. Такая ситуация еще сложнее, чем просто общее падение качества, так как какие-то наименования могут иметь высокий уровень потребительских характеристик, а какие-то явно «недотягивать». Репутация торговой марки страдает от этого, так как даже пресловутый «рядовой покупатель» начинает догадываться, что дело нечисто.

Впрочем, когда у некоторых потребителей падает доверие к торговым маркам, они начинают присматриваться к объективным характеристикам, искать отзывы купивших продукт – в общем, думать, что является позитивным процессом.

Если CM и ODM, то есть наиболее «честные» способы организации производственно-продажной цепочки на сегодня, вызывают у потребителя негативные эмоции, то что говорить об OEM? Ни одна компания, естественно, не скажет честно ему в лицо: «Да, сами мы ничего не разрабатываем и не производим, мы просто торговая компания, владельцы торговой марки. Мы закупили эти продукты у поставщиков из Юго-восточной Азии, стараясь выбрать из них самые достойные. Мы наносим свои торговые марки на них, чтобы вы могли доверять их качеству, за которым мы следим». Для рядового покупателя такая концепция слишком запутанная, она не вызовет у него доверия. Отсюда возникает необходимость прямого обмана. В странах с богатыми традициями производства потребительской электроники компании-брендообладатели могут называть себя местными производителями.

Пример. Neonumeric называет себя «marqueFrancaise» (французской торговой маркой), а вопрос о национальности разработчиков и производителей аккуратно обходит. Тем не менее, ее слоганом является design & technologie.

Neo SafaLCD онже Safa SR-M800F. Интересный штрих в психологии европейских реселлеров – они часто включают названия брендов компаний-производителей в названия своих моделей

Для других государств ложь заходит дальше. Бренду присваивается национальность какой-либо страны, продукция которой пользуется доверием у населения: западноевропейской, Японии, США, Кореи. Чтобы избежать судебного преследования, подобная компания-пустышка может и впрямь быть зарегистрирована в этом государстве.

Исключить полностью утечку информации о реальном положении дел реселлер не в состоянии. Хотя обычно OEM-производитель предоставляет реселлеру право эксклюзивной продажи модели, по которой заключено соглашение, оно почти всегда ограничено рамками рынка одной или нескольких стран. В других государствах эта модель будет продаваться под иными торговыми марками. В условиях современной информационной прозрачности, этот факт рано или поздно становится известен определенному количеству пользователей. К тому же порой случаются  накладки, и модель с зарубежного рынка попадает на внутренний, имея дизайн и характеристики модели VAR-реселлера, но другой бренд. К тому же предусмотрительный производитель часто делает несколько вариантов дизайна корпуса, чтобы «подоить» один и тот же рынок два или более раз, это тоже не ускользает от внимательного покупателя.

Пример. Для своей модели Tuny 8 корейская компания Dynetel изготовила два варианта корпуса, один с сенсорным управлением, другой с обычным. В некоторых странах эти варианты продавались под разными торговыми марками.

Бывают и случаи обмана, когда производитель нарушает соглашения и продает одну и ту же модель на OEM-условиях нескольким покупателям одновременно. Все это делает бренд реселлера очень уязвимым для «черного» пиара. Компании-конкуренты часто прилагают усилия, чтобы вывести его «чистую воду», он отвечает тем же. Таким образом, концепция OEM-бренда, не содержащая ничего аморального сама по себе, густо оплетается паутиной лжи и скандалов. В результате вокруг OEM-брендов очень часто возникает не слишком здоровая атмосфера.

Каким способом можно отличить OEM-бренд от «настоящего»?

Во-первых,  в большинстве случаев OEM-бренды ограничены географически. Если поиск в интернете не находит продукции данной торговой марки в продаже за рубежом – это повод для подозрений.

Пример. Если плееры под маркой eDesign затруднительно найти за пределами Соединенного Королевства логично предположить, что эта марка имеет местное происхождение. С учетом последних успехов английской электронной промышленности в области плееростроения можно сделать вывод о том, что перед нами OEM-бренд.

Во-вторых, модели оригинальных производителей обычно имеют какую-то объединяющую идею, преемственность в интерфейсе, дизайне. Если аппараты под торговой маркой абсолютно не похожи друг на друга – это тоже повод для подозрений.

В-третьих, оригинальные производители редко имеют широкий модельный ряд – на это у них просто не хватит ресурсов. Если в линейке компании больше 3-4 моделей – то и это повод для подозрений.

Пример. Широкий и разнообразный продуктовый ряд французской Inovix не только привлекает покупателя, но и служит индикатором того, что перед ним – OEM-бренд

Наконец, есть и другие индикаторы, такие как названия файлов прошивки, регистрация якобы официального сайта на местную компанию-дистрибутора компанию, а также крайне энергично-озлобленное отрицание представителями компании ее OEM сущности. Под особым подозрением фирмы, претендующие на происхождение из стран, не отмеченных достижениями в портативной электронике в последние годы: Великобритании, Германии, Франции, Японии, США.

Главное помнить, что OEM ­ само по себе не является злом. Фактически, это просто способ дистрибуции. СМИ часто обвиняют компании – владельцев OEM-брендов в некачественной сервисной поддержке, а также в тенденции неожиданно исчезать, оставляя пользователя наедине с купленной продукцией и ее возможными неисправностями. Но сегодня и оригинальный производитель может запросто исчезнуть в один момент – это уже коснулось крупных компаний, таких как Rio Audio, что уж тут говорить о небольших корейских фирмах! Так что в плане надежности и качества сервиса особой разницы между OEM-брендом и оригинальным производителем нет, первые даже порой предпочтительней из-за больших ресурсов, стоящих за ними.

Однако знание оригинального производителя часто позволяет узнать больше о продукте, сроках выхода новых прошивок, нюансов его использования. Для некоторых оно дает шанс стать участником глобального коммьюнити пользователей устройства. Поэтому для «продвинутого» пользователя поиск таковых – занятие оправданное.

Алексей Дорожин ([email protected])
Опубликовано - 04 октября 2006 г.

   

Есть, что добавить?! Пишите... [email protected]

 
Новости:

13.05.2021 MediaTek представила предфлагманский чипсет Dimensity 900 5G

13.05.2021 Cайты, имеющие 500 тысяч пользователей из России, должны будут открыть местные филиалы

13.05.2021 Amazon представила обновления своих умных дисплеев Echo Show 8 и Echo Show 5

13.05.2021 МТС ввел удобный тариф без абонентской платы - «МТС Нон-стоп»

13.05.2021 Zenfone 8 Flip – вариант Galaxy A80 от ASUS

13.05.2021 Поставки мониторов в этом году достигнут 150 млн

13.05.2021 Состоялся анонс модной версии «умных» часов Samsung Galaxy Watch3 TOUS

13.05.2021 Tele2 выходит на Яндекс.Маркет

13.05.2021 OPPO представила чехол для смартфона, позволяющий управлять устройствами умного дома

13.05.2021 TWS-наушники с активным шумоподавлением Xiaomi FlipBuds Pro

13.05.2021 В России до конца следующего года появится госстандарт для искусственного интеллекта

13.05.2021 ASUS Zenfone 8 – компактный флагман на Snapdragon 888

12.05.2021 Компания Genesis представила внешность своего первого универсала G70 Shooting Brake

12.05.2021 В России разработан высокоточный гироскоп для беспилотников

12.05.2021 В Россию привезли новую версию смарт-часов HUAWEI WATCH FIT, Elegant Edition

12.05.2021 Раскрыты ключевые особенности смартфона POCO M3 Pro 5G

12.05.2021 Honor 50: стали известны дизайн и другие подробности о смартфоне

12.05.2021 Чипсет Exynos 2200 от Samsung будет устанавливаться и в смартфоны, и в ноутбуки

12.05.2021 МТС начала подключать многоквартирные дома к интернету вещей

12.05.2021 iPhone 13 будет толще и получит более крупные камеры по сравнению с iPhone 12

12.05.2021 Xiaomi договорилась с властями США об исключении из чёрного списка

12.05.2021 Xiaomi выпустила обновлённую версию умного пульта Agara Cube T1 Pro

Hit

12.05.2021 Игровые ноутбуки с NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti уже в России!

12.05.2021 Индийский завод Foxconn сократил производство в два раза

12.05.2021 Lenovo отказалась от очного участия в предстоящем в июне Mobile World Congress

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2021. All rights reserved.