podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2
[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

Используемые технологии и решения. Часть 1

Используемые технологии и решения. Часть 2 >>>

МР3-плееры – глобальные рынки>>>

МР3-плееры – глобальные рынки. Давление со стороны устройств-заменителей>>>

Классификация современных цифровых плееров и перспективы отрасли>>>

За восемь лет существования цифровые плееры пережили существенную эволюцию. Усовершенствования коснулись практически всех аспектов устройства аппаратов. Сегодня в плеерах используется большой диапазон технологий, аппаратных и программных решений.

Проводные интерфейсы обмена данными

В настоящее время абсолютным стандартом в отрасли является USB (Universal Serial Bus). Альтернативные разновидности проводных интерфейсов, такие, как Firewire, Ethernet, не получили распространения на рынке.

Первый iPod считался «элитарным» продуктом, так как поддерживал исключительно интерфейс Firewire

Переход флэш MP3-плееров с USB 1.1 на USB 2.0 занял очень продолжительное время и, по сути, не закончен до сих пор. В настоящее время на рынке имеется множество устройств, в основном китайского происхождения, использующих т.н. стандарт USB 2.0 Full Speed. С точки зрения потребителя, это представляет собой работу со скоростью USB 1.1, т.е. не быстрее 1 МБ/с на запись, хотя технически используется протокол USB 2.0. Большинство производителей аппаратных платформ имеют в своем ассортименте бюджетные варианты с USB 2.0 Full Speed интерфейсом. В погоне за минимальной себестоимостью многие разработчики плееров предпочитают именно их.

Появление термина USB 2.0 FullSpeed было вызвано технической необходимостью, обеспечением  обратной совместимости устройств, но его быстро взяли на вооружение специалисты по маркетингу (на фото – фрагмент сайта www.powerman-mp3.ru)

Те аппараты, которые имеют поддержку USB 2.0 High Speed, т.е. скорости свыше 1 МБ/с, тоже часто разочаровывают. Большая их часть имеет скорость 1,5 – 2 МБ/с на запись, 4 МБ/с считается хорошим результатом. Излишне объяснять, какое неудобство это создает для современных плееров, которые уже достигли емкости памяти в 8 ГБ. «Быстрые», со скоростью на запись до 8 МБ/с, платформы предлагала корейская компания Telechips. К сожалению, в погоне за экономичностью производитель снизил эти показатели у своих последних решений.

TelechipsTCC767 – SOC с, пожалуй, самым быстрым USB-интерфейсом среди флэш-плееров. Но, к сожалению, слишком дорогая для массового применения (фото с сайта www.pcpop.com)

Все вышесказанное относится к флэш MP3-плеерам, в которых традиционно применяются одночиповые решения, включающие в себя USB-контроллер. Плееры на жестких дисках оснащаются отдельными контроллерами USB и обеспечивают обычно хороший уровень скорости обмена данными (не менее 6 МБ/с).

Протоколы обмена данными

Протоколы обмена данными – это программная «сторона медали» процесса взаимодействия плеера с компьютером. В настоящее время наиболее распространены  два из них: UMS (USB Mass Storage), также известный как MSC (Mass Storage Compliant), и MTP (Media Transfer Protocol).

Первый знаком большинству, он позволяет подключать накопители к компьютеру без необходимости установки дополнительных драйверов и ПО. Подключенный по такому протоколу плеер видится операционной системой как сменный накопитель, запись и чтение данных осуществляется стандартными средствами операционной системы.

Флэш-драйвы и MP3-плееры – ровесники, появились в 1998 году. Их объединение в одном устройстве было просто вопросом времени (на фото – один из первых флэш-драйвов от M-systems)

MTP – протокол, поддерживаемый Microsoft, он позволяет производить обмен контентом с плеером через программу Microsoft Media Player. При этом устройство не доступно для прочих средств ОС. Microsoft Media Player входит в стандартную поставку большинства дистрибутивов Windows XP и является ответом на оболочку Apple iTunes. Кроме того, он позволяет приобретать музыку в Интернет-магазинах, если они поддерживают формат WMA DRM (WMA с защитой авторских прав), также продукт Microsoft. С помощью Microsoft Media Player, WMA DRM и активно развиваемых web-сервисов по продаже контента Microsoft собирается противостоять Apple iTunes, формату AAC DRM, Интернет-магазину iTunes.com. Альянс производителей плееров, включающий iricer, Creative, Toshiba, по замыслу компании из Редмонда должен противостоять iPod, в ближайшее время и сама Microsoft планирует присоединиться к ним.

Протокол MTP неотделим от программной оболочки WindowsMediaPlayer

На презентации бета-версии WindowsMediaPlayer 11 в Японии анти-iPod альянс обрел зримые очертания (фото с сайта imp3.net)

UMS – самый универсальный, удобный для пользователя протокол, его поддерживает абсолютное большинство современных плееров, большая часть операционных систем. Претензии к нему имеются не у потребителей, а у производителей контента – этот протокол не имеет никакого механизма защиты авторских прав (DRM).

Подход к этому вопросу у производителей плееров разнится:

  • Использовать только UMS-протокол без ограничений воспроизводить записанный через него на плеер контент и полагаться на порядочность пользователя – подход большей части китайских и корейских компаний, в т.ч. Samsung, iAudio. Авторские «правозащитники» очень косо смотрят на такие устройства, считают их идеальными орудиями преступления – нелегального копирования контента.
  • Использовать UMS-протокол, но при переносе на плеер кодировать контент с помощью специализированной программы. Воспроизводиться плеером будет только закодированный контент. Этот подход практикуется многими крупными компаниями, включая Apple, Sony.
  • Использовать MTP-протокол либо предоставлять пользователю выбор между MTP и UMS. Воспроизводить только контент, записанный по MTP-протоколу (иногда возможно воспроизведение и записанного по UMS контента). Это подход iriver, Sandisk, в последнее время и Creative.
  • Разделить емкость накопителя на две части – для одной из них использовать UMS, для другой – свой, закрытый протокол, требующий установку драйверов и ПО. Воспроизводить контент плеер может только с «закрытого» раздела. Это подход Creative, хотя с последними продуктами компания решительно перешла в MTP-лагерь.
  • Использовать только свой, закрытый протокол, не предлагая UMS в качестве альтернативы. Подход практиковался раньше многими фирмами, включая iriver, но на сегодняшний день безнадежно устарел.

Два последних пути можно назвать вымершими, новейшие устройства предлагают один из первых трех.

В последнее время внимание начало привлекать расширение стандарта UMS, U3, позволяющее автоматически запускать программы с мобильного накопителя без их установки на компьютер. Использование его сможет облегчить жизнь пользователю, плеер которого проигрывает только программно перекодированный контент, теперь такая программа будет «всегда с собой». Камнем преткновения является ограниченная поддержка стандарта операционными системами, поэтому со встраиванием iTunes в плееры пока придется подождать.

В этот «умный накопитель» от Kingston «встроена» программа для просмотра графических файлов ACDSee

Поддержка форматов контента

Существует два основных способа загрузки музыки, видео и т.п. на плеер: может использоваться либо программа-загрузчик, либо стандартные средства Windows. Создать качественную и удобную программу для загрузки контента – непростая задача, поэтому в большинстве случаев второй путь предпочтительнее для пользователя. Идеология  Drag&Drop с ее простотой, отсутствием необходимости в установке ПО и драйверов является одной из сильных сторон многих современных плееров.

Аудио

В пестрой группе используемых аудиоформатов можно выделить трех явных лидеров. Формат MP3 – лидер «бесплатного» аудио, большая часть музыки на сайтах и в p-2-p сетях закодирована в этот формат. Битрейта 192 Кб/с, наиболее распространенного сейчас, хватает большинству потребителей. Все современные и не очень плееры поддерживают этот формат полностью, со всеми битрейтами.

Формат AAC (Advanced Audio Coding) используется компанией Apple, точнее, в основном используется его версия с интегрированной защитой авторских прав Fairplay, эта защита – собственность компании. Именно в этом формате продается музыка на сайте iTunes.com – лидере онлайн-продаж. Огромный парк iPod’ов обеспечивает устойчивую популярность формату. За пределами королевства Apple формат почти не распространен среди плееров.

Формат AAC должен был стать преемником MP3, но стал таковым лишь в границах «страны iPod»

WMA (Windows Media Audio) – формат, объединивший вокруг себя противостоящие Apple компании во главе с Microsoft. Многие альтернативные iTunes Интернет-магазины продают музыку в этом формате, в его разновидности WMA DRM (Janus), с системой защиты авторских прав от Microsoft. Большинство MP3-плееров поддерживают этот формат, исключение составляют устройства от Apple.

Долгое время было непонятно, каким образом Microsoft собирается  «пересаживать» публику с MP3 на WMA. Теперь «рычаг» найден – это DRM

Эти три формата составляют основную часть современной сжатой цифровой музыки.

Особняком стоит OGG – независимо разрабатываемый формат, замышлявшийся как замена MP3, но так и не оправдавший этих надежд: рядовым пользователем более высокое, чем у MP3, качество оказалось не востребовано. Тем не менее, он пользуется популярностью определенной части «продвинутых» пользователей. Многие MP3-плееры, в основном корейского производства, поддерживают этот формат, в последнее время его поддержку предлагают и китайские платформы.

Один из первых плееров с полноценной поддержкой формата OGG, корейский IOPS MFP-300

С ростом объемов накопителей и расширением Интернет-каналов популярность стали набирать т.н. Lossless-форматы, форматы сжатия без потерь. Такие форматы, по утверждению их разработчиков, не удаляют ничего из исходного аудиоматериала и, как следствие, обеспечивают аутентичное CD-качество. Lossless-разновидность есть у WMA-формата, также имеется воплощение этой технологии от Apple – Apple Lossless Audio Codec, ALAC. Другие распространенные форматы – Monkey Audio APE и FLAC. До недавнего времени только продукция компаний Apple и Cowon-iAudio могла похвастаться поддержкой Lossless-форматов, ALAC и FLAC соответственно. Но китайский производитель платформ для MP3-плееров Actions Semiconductor – второй по величине игрок на рынке – уже заявил о поддержке своими чипами формата Monkey Audio APE. Так что можно ожидать серьезного пополнения рядов плееров для аудиофилов за счет продукции множества китайских производителей.

Продукция компании Cowon-iAudio пользуется признанием многих энтузиастов, в том числе и за последовательную поддержку Lossless-формата FLAC (на фото модель U3)

Можно упомянуть практически вымерший на потребительском рынке формат ATRAC от Sony – один из примеров поражения японской компании при продвижении своих закрытых форматов. Он не поддерживается никем, кроме плееров от Sony (если не считать Mini-disk плееры).

Sony традиционно ставит защиту авторских прав выше интересов покупателей, что приводит к подобному (с сайта www.42hours.org, посвященного «42 часам частной интеллектуальной собственности, уничтоженной программой SonicStage от Sony»)

Большое количество поддерживаемых форматов, особенно экзотических, нужно далеко не всем пользователям. APE, FLAC, OGG востребованы в основном энтузиастами. Они сжимают в этот формат Audio-CD или активно пользуются P-2-P сервисами. Большинству достаточно одного MP3-формата, в среде пользователей он-лайн музыкальных сервисов может быть востребована поддержка форматов AAC и WMA, особенно их DRM-разновидности. Следует отметить, что число поклонников Lossless-форматов продолжает расти, в будущем этот сегмент, может быть, в чем-то сравним с пользователями «зеркалок» в области цифрового фото.

Кроме поддержки собственно воспроизведения форматов, важна и поддержка тэгов, информации о треке, содержащейся в файле. Большинство современных аудиоформатов имеют тэги, которые, будучи правильно и добросовестно заполненными, могут позволить узнать многое о песне и ее исполнителе. Многие плееры используют тэги для навигации по файлам, загруженным в них, в этом случае поддержка тэгов является обязательной. Чем большее количество тэгов такой плеер поддерживает (название композиции, исполнитель, альбом, музыкальный стиль, год создания и т.д.), тем более гибкий и богатый режим навигации. Для производителей плееров, навигация в которых основана не на тэгах, а на именах файлов, существует искушение не реализовывать поддержку тэгов вообще. Это плохо для пользователя, так как информация в тэгах, как правило, намного более полная, чем та, которая может содержаться в названии файла, и лучше структурирована. Поэтому аппараты уважающих себя производителей все же поддерживают тэги, хотя порой не полностью, к примеру, аппарат может поддерживать тэги MP3-файлов, но не WMA или OGG. Для неанглоязычных стран актуальной становится поддержка тэгов на местных языках, по ее отсутствию часто можно опознать «черный», контрабандный продукт, не предназначенный для данного рынка.

Редкий случай нестандартного использования тэгов – плееры от корейской i-bead (на фото – модель i-bead 400) могут автоматически менять установки эквалайзера, в зависимости от музыкального стиля, прописанного в тэгах

Видео

Разнообразие форматов видео, пожалуй, больше, чем аудио, и проблема совместимости здесь стоит намного острее. В настоящий момент современные плееры с поддержкой видео делятся на три категории:

  • Поддерживает исключительно свой, закрытый формат видео. Все видеофайлы требуют преобразования в «понятный» плееру формат специальной программой. При этом формат, по сути, не является сжатым, в результате преобразованные файлы многократно увеличиваются в размере. Это устаревший метод, актуален только для самых дешевых MP4-плееров производства Китая.

Файлы в формате с громким названием MTV занимают в разрешении 96 на 64 точки куда больше места, чем исходные полноразмерные видеофайлы

  • То же, но формат является сжатым (обычно разновидностью MPEG4), результирующие файлы имеют приемлемый размер. Характерен для абсолютного большинства современных MP4-плееров корейского и китайского производства.

Программа-транскодер для плееров на платформе Telechips, пожалуй, одна из наиболее легких для освоения программ-транскодеров

  • Поддерживает распространенные форматы видео – MPEG4, DIVX, XVID, WMV. Поддержка чаще всего ограничивается одним или несколькими форматами и не охватывает всего диапазона разрешений, частот кадров, битрейтов. Встречается сейчас в основном в функциональных PMP на жестких дисках.

Очевидно, что существующее изобилие закрытых форматов (а их насчитывается не менее десятка) – явление временное. Будущее за плеерами, поддерживающими стандартные видеоформаты, которые не будут требовать от пользователя постоянного перекодирования видеофайлов или хранения их в нескольких вариантах.

Самый популярный видеоплеер – iPod 5G –использует открытый видеоформат

Изображения

Большинство плееров с цветными дисплеями имеют возможность отображения графических файлов. В основном это JPEG – самый распространенный формат, используемый в цифровой фотографии. Производители так и позиционируют свои устройства как устройства с функционалом для просмотра цифровых фотографий (Photo-viewer). При этом прогрессивный JPEG (JPEG progressive), распространенный в  Интернете, часто не поддерживается. Аппаратная мощность плееров, особенно недорогих моделей, ограниченна, поэтому отображение фотографии в большом разрешении может занимать до 10 секунд.

Для подобных плееров с 1” дисплеем 96 на 96 пикселей разрешения функция просмотра JPEG-файлов практически бесполезна (на фото SorellSF3000)

Функция «просмотра фото» в плеере может дополняться возможностью просмотра слайд-шоу, в том числе под музыку, с эффектами перехода, настраиваемым интервалом показа. Часто имеются возможности увеличения изображения (Zoom), перемещения области увеличения (Pan), вращения его вокруг оси (Rotate). Встречаются и плееры с поддержкой галереи предпросмотра. Наиболее полным комплектом фотовозможностей обычно обладают мощные PMP на жестких дисках.

Некоторые PMP изначально создаются для использования в паре с цифровым аппаратом (на фото – EpsonP-4000)

Кроме JPG, временами встречается поддержка форматов BMP и GIF. Иногда плееры (в основном дешевые, китайского производства) умеют «читать» только BMP-формат как наиболее примитивный. Временами можно встретить плееры с поддержкой анимированных GIF-файлов.

Качественный MP3-плеер обычно способен одновременно отображать фотографии и проигрывать музыку, дешевые аппараты порой не имеют такой возможности в силу программного или аппаратного ограничения.

Текст

Чтение с помощью портативных электронных устройств становится все более популярным, пальму первенства здесь держат КПК, многие покупают эти устройства исключительно для этой цели. Но и у плееров здесь есть свои аргументы, прежде всего, отсутствие необходимости в конвертации текстовых файлов, легкая загрузка Drag&Drop. Пока поддержка текстовых файлов ограничивается в основном стандартными TXT, в таком виде она имеется у большинства устройств на рынке. Отдельные функциональные PMP уже предлагают поддержку PDF- и HTML-форматов.

Экрана современного PMP вполне хватает для чтения, хотя производители обычно ленятся придать ему более удобную портретную ориентацию (на фото – iAudio A2)

Качественный MP3-плеер обычно позволяет одновременно читать текст и слушать музыку, дешевые аппараты порой не имеют такой возможности в силу программного или аппаратного ограничения.

Загружаемые программы

Для сотовых телефонов, смартфонов, КПК возможность загрузки дополнительных программ уже давно является востребованной возможностью. Плееры в основном такой возможности не имеют из-за иной архитектуры, отсутствия стандартных, общераспространенных операционных систем. Производители не спешат менять ситуацию, считая невозможность загрузки программ приемлемой платой за простоту плееров, легкость их использования, низкую стоимость.

Сторонние сообщества программистов пока преуспели в адаптации ПО к портативным плеерам намного больше (Doom на iPodnano, кадр из видео с сайта idoom.hyarion.com)

Тем не менее, ряд исключений имеется – сегодня это, в первую очередь, iPod’ы, игры для которых теперь можно приобрести отдельно. Это удовольствие не так дешево, около $5 за игру, зато производитель обещает идеальную адаптацию управления с помощью Clickwheel.

Другой пример – плееры от iriver, имеющие поддержку Macromedia (теперь Adobe) Flash. Предполагается, что она дает возможность загрузки на плееры популярных в Интернете Flash-игр. К сожалению, игры, ориентированные на ПК, оснащенный манипулятором «мышь», редко удобны для небольшого плеера, оснащенного четырехпозиционным контроллером, поэтому список игр для новинок iriver достаточно ограничен. Хотя сама идея использования технологии Flash в плеере интересна, отдельные PMP, к примеру, используют ее в интерфейсе, в меню.

iriveru10 – первый плеер с возможностью загрузки Flash-программ

Отдельные китайские производители позволяют загружать дополнительные программы, в основном игры, на плеер. При этом используются закрытые форматы, что серьезно снижает привлекательность этих решений, особенно на фоне невысокого качества предлагаемых программ. Возможно, стандартизация загружаемых программ войдет в перечень стандартов MP4-плеера, разрабатываемый китайским правительством.

На такое качество в лучшем случае могут сегодня рассчитывать покупатели «китайских PSP» (на фото – игра для NESAdventureisland 3 с сайта www.nes-roms.com)

Роадмапы некоторых производителей аппаратных платформ включают в себя решения с поддержкой Java. Будет ли это воплощено в реальности и в каком виде – пока неизвестно.

Запись

Несмотря на название «плеер», большинство современных плееров обладают возможностью записи чего-либо.

Самой распространенной функцией является запись голоса с помощью встроенного микрофона. Микрофон обычно используется моно, конденсаторный, всенаправленный, аналогичные используются в цифровых диктофонах. Качество записи также примерно соответствует качеству цифрового диктофона среднего уровня. Формат записи может быть WAV ADPCM, MP3, WMA либо какой-нибудь альтернативный формат. MP3- и WMA-форматы предпочтительны, по сравнению WAV ADPCM, из-за лучшего соотношения качество/объем. Считается, что WMA лучше приспособлен для записи речи. Качественная реализация функции записи речи в плеере предусматривает многоступенчатую настройку качества записи, настраиваемую функцию голосовой активации, ручную и автоматическую регулировку уровня сигнала, функцию меток даты и времени, возможность программируемой записи, ручное удаление записей без подключения к компьютеру. Желательно также наличие встроенного динамика и возможность подключения внешнего микрофона, поддержки вокодера (специального кодера, адаптированного для сжатия человеческой речи). Плееров с качественно реализованным диктофоном мало, в основном это продукты небольших корейских компаний, в продукции ведущих производителей диктофон реализован слабо, присутствует только номинально.

Конвергенция шагает в двух направлениях: MP3-плееры обзавелись встроенным микрофоном, а диктофоны научились проигрывать MP3 (на фото – OlympusWS-320M)

Другой востребованной возможностью является запись радиотрансляций. При наличии кодирования в MP3- или WMA-формат и хорошем приеме можно пополнять свою фонотеку с радиоэфира. Многие плееры предоставляют возможность автоматической программируемой записи по расписанию.

Многие плееры оснащены линейным стереоаудиовходом. Он может использоваться для записи звука с любого аналогового источника. В сочетании с возможностью аппаратного кодирования в MP3- или WMA-формат это может использоваться для оцифровки музыки, хранящейся на традиционных носителях, таких, как компакт-кассеты, CD, винил, без участия компьютера. Хотя настройки качества записи часто достигают 320 Кб/с, оно не удовлетворит взыскательного пользователя из-за ограниченных возможностей аналогово-цифрового преобразователя. Но среднестатистическому человеку его вполне хватит.

Аналоговый линейный вход украшает многие MP3-плееры, особенно корейского производства (на фото он совмещен с разъемом для подключения наушников)

Наконец, ряд PMP способен записывать видео в формат MPEG4 с аналогового видеоисточника. Для этого такие устройства оснащены аналоговым видеовходом. Запись обычно ведется в стандартный MPEG4 SP с максимальным разрешением 1/2 D1 (480x352), соответствующим стандарту SVHS. Это превращает плеер в портативный цифровой видеомагнитофон, качество записи для эстетов малопригодно, но не хуже, чем на DVD 12-в-одном.

Неоднократно предпринимались и предпринимаются попытки интегрировать в плеер фото-/видеокамеру, пионером такого подхода была компания iriver с моделью ifp-1000. Такие решения не получают широкого распространения и не получат: пользователям не нужно еще одно устройство с камерой. После iriver ни один крупный игрок не выпускал подобных устройств. Мелкие производители иногда устанавливают в плееры модули камер, уже недостойные установки в мобильные телефоны, их качество съемки неприемлемо с любой точки зрения. В основном это дешевые MP4-плееры китайского производства, создатели которых часто набивают свои творения чем попало, не думая о качестве.

ifp-1000, первый плеер со встроенной фотокамерой. Тот случай, когда почин iriver не был поддержан отраслью

Следует отметить, что современные плееры ведут запись со всех источников без каких-либо ограничений по времени или качеству (за исключением ограничений, накладываемых аппаратными возможностями), за что обвиняются в потворстве пиратству.

Радио

Интеграция FM-радиотюнера стала удачной находкой для производителей. Функция оказалась хорошо востребованной, чему способствовали возможности, недоступные для обычных приемников – запись, в том числе в MP3-формат, программируемая запись по расписанию.

Редкий и любопытный пример симбиоза плееров и радио – в то время как большинство производителей предпочитает встраивать радиотюнер в плееры, китайская компания Degen поступила наоборот и встроила MP3-плеер в портативный радиоприемник (модель DE1121)

Аппаратно FM-тюнер в современном плеере представляет собой одночиповое решение. В роли антенны выступают наушники, точнее, разъем для наушников выступает в роли FM-розетки, к которой можно подключить любой кабель с разъемом mini-jack. Энтузиасты иногда используют удлинительные кабели для наушников с целью улучшения приема.

Как минимум 5 последних лет в основном используется одна и та же микросхема от NXP (бывшей Philips) – TEA5767. Следствием этого являются общие для всех плееров ограничения – FM-диапазон не шире 73-108 МГц. В России это означает принципиальную невозможность приема УКВ. Нет в чипе и функции RDS, уже получившей свое распространение в мобильных телефонах. В области аналогового радио уже несколько лет наблюдается застой – реализация функции тюнера у разных плееров абсолютно одинакова, различается разве что число заносимых в память станций, формат записи, функционал записи по расписанию.

Новейшие микросхемы от NXP с поддержкой RDS, приемом AM-диапазона уже несколько лет как доступны, однако производители предпочитают дешевый TEA5767 и его аналоги.

Впрочем, Microsoft Zune обещает иметь RDS-функциональность, это пример того, как необходимость для новых игроков бороться за рынок может являться катализатором прогресса.

Ради святого дела борьбы с iPodMicrosoft сподобилась-таки встроить RDS в свое творение

Все же ожидать кардинальных изменений функциональности аналогового радио, скорее всего, уже не стоит – производители переключаются на цифровое радио. Азиатские компании предлагают возможности приема DAB для Азии и Европы, для США выпускаются плееры, способные принимать сигнал местных спутниковых провайдеров – XM, Sirius. Главный минус подобных сервисов заключается в их платности, однако имеется и ряд плюсов – значительно более высокое качество, возможность заказа контента. В любом случае, усилия разработчиков сейчас сконцентрированы именно на цифровом радио.

SIRIUS Stiletto: приемник спутникового радио с 2 ГБ встроенной флэш-памяти и WiFi

Trilocfusion: DAB-приемник с 1 ГБ памяти на борту

Помимо приема радио, популярностью пользуются и FM-трансмиттеры, устройства, позволяющие плееру транслировать проигрываемую музыку на небольшое расстояние в FM-диапазоне. Они наиболее востребованы в автомобиле, где позволяют пользователю задействовать его автомобильную аудиосистему для прослушивания музыки со своего плеера при помощи FM-приемника в магнитоле. FM-трансмиттеры обычно представляют собой отдельные устройства, но иногда они встраиваются в плееры.

Корейский MuroMR-100 – один из немногих плееров со встроенным FM-трансмиттером

Телевидение

Возможность приема и записи радио стала хорошим Selling Point для MP3-плееров, для PMP таковым должна стать возможность приема телепередач.

Так как аналоговое ТВ стремительно вымирает, как в США и Европе, так и в азиатских странах, PMP с возможностью приема такового практически не появлялось в широкой продаже.

Цифровое ТВ, напротив, быстрыми темпами интегрируется в современные PMP, особенно преуспели в этом корейские производители. Сегодня они предлагают как плееры со встроенными приемниками, так и отдельно стоящие приемники для подключения к PMP через USB-host или видеовход.

Для приема DMB корейские производители предлагают устройства разных размеров: на фото – небольшой DMB-плеер LGFM35

К сожалению, техническому прогрессу в очередной раз мешает война стандартов. Помимо существования нескольких разновидностей эфирного цифрового ТВ – DVB-T в Европе, ATSC в США, Южной Корее, ISDB-T в Японии – для мобильных устройств разработаны собственные стандарты, которых также немало: DMB в Корее, MediaFlO в США, DVB-H в Европе. Результатом этого является то, что корейское PMP-изобилие не попадает на прилавки Европы и США, а активные разработки PMP для европейских и американских стандартов не ведутся ввиду слабой распространенности мобильного ТВ за пределами Кореи.

ArchosAV700TV– один из первых некорейских PMP с возможностью приема цифрового ТВ, причем немобильного стандарта (DVB-T)

Развитие мобильного ТВ как такового и его интеграция в PMP является одной из важных задач, решаемых индустрией сегодня.

Беспроводная передача данных

Первые плееры с интегрированными беспроводными технологиями появились в Корее еще в 2003 году, тогда это был Bluetooth. Распространения и популярности они не получили ввиду малой распространенности технологии, отсутствия качественной периферии.

Корейский ZenurocomXlive – один из первых плееров с Bluetooth

Сегодня ряд небольших корейских компаний предлагают модели с опциональным Bluetooth-интерфейсом. Обычно поддерживаются профили A2DP и AVRCP, FTP встречается реже. Лидеры рынка не спешат интегрировать Bluetooth в свои модели, считая его преимущества несущественными, а его наличие в плеере – намного менее востребованным, чем в мобильном телефоне. Играют свою роль и недостаточная доступность и качество Bluetooth-периферии. С другой стороны, производители Bluetooth-наушников часто включают в их комплект адаптеры с mini-jack аудиовходом, делающие их совместимыми с большинством плееров на рынке.

Одна из немногочисленных современных моделей с Bluetooth, StorblueXukeA9

Более перспективной выглядит интеграция WiFi. Первоочередной сферой применения этого интерфейса должна стать возможность выхода в Интернет через WiFi-точки доступа и приобретение контента без необходимости использования компьютера. Таким образом, плеер сможет стать самодостаточным устройством.

Первым экспериментальным внедрением такой концепции стал плеер MusicGremlin, продаваемый небольшой одноименной американской компанией. Помимо собственно плеера, пользователю предлагается сквозное решение – возможность беспроводного подключения к он-лайн музыкальным сервисам, приобретение и скачивание контента непосредственно на устройство. Также можно обмениваться данными через WiFi с другими пользователями или с ПК под управлением Windows.

Как и положено гремлину, устройство не блещет красотой и изяществом

Конечно, MusicGremlin не станет суперхитом, но на его примере можно будет оценить перспективы данного подхода. Поддержка WiFi должна стать орудием Microsoft при продвижении ее плеера Zune, хотя возможности приобретения музыки и видео через WiFi, очевидно, пока не будет. Довольно долго уже ожидается и беспроводной iPod от Apple. Беспроводную игровую консоль с использованием корейской разновидности WiFi – WiBro – анонсировала iriver. PMP с WiFi представлен компанией Archos.

Оригинальное решение предложила компания Sony – в ее PMP mylo главной функцией беспроводных интерфейсов станет поддержка онлайн-пейджеров типа Goole Talk, т.е. коммуникационная функция.

Sony обещает «жизнь он-лайн» при помощи mylo

Интеграция беспроводной связи, в первую очередь WiFi, является одной из защитных мер индустрии пред лицом нарастающего давления смежных рынков. Однако успешность этой защиты сильно зависит от успеха конкурентной борьбы самих WiFi-стандартов с сервисами передачи данных, предлагаемыми сотовыми сетями последнего поколения.

Память

MP3-плееры традиционно лидировали среди мобильных устройств по объему встроенной памяти. По мере того как производители накопителей, будь то Flash-память или жесткие диски, преодолевали очередной рубеж, первыми в очереди на увеличение объема памяти стояли именно эти устройства. В настоящее время актуальными носителями являются Flash-память и жесткие диски.

В силу компактности, низкого энергопотребления, отсутствия механических частей Flash-память как носитель наиболее перспективна. Эта отрасль развивается наиболее быстрыми темпами, максимально доступный объем встроенной памяти удваивается в среднем раз в год. Крупнейший производитель памяти – Samsung – еще в 2002 году спрогнозировала такую динамику, назвав ее «New Memory Growth Theory», своеобразным законом Мура для этого рынка. В настоящее время он составляет 8 ГБ.

Ченг Хванг Гью (Hwang Chang-gyu), президент и управляющий отделением полупроводниковых технологий Samsung Electronics, он же  «корейский Мур» (фото с сайта TheKoreaTimes)

Оговоримся, что объем встроенной памяти зависит от: 1) максимальной доступной емкости флэш-чипов; 2) количества контактных площадок под память на плате плеера. В миниатюрных плеерах производитель ограничивается обычно одной площадкой, аппараты среднего размера, как правило, имеют две, отсюда разные максимально возможные емкости для разных моделей. Объем памяти также может быть ограничен возможностями чипа.

Контактная площадка под стандартный чип NAND флэш-памяти

Жесткие диски все еще не имеют альтернатив в Jukebox’ах и PMP, где востребованы объемы от 20 ГБ. Такой объем сейчас в состоянии обеспечить только 1,8” жесткие диски. С легкой руки Apple основным минимальным объемом сейчас уже считается 30 ГБ.

Если верить Samsung, то через год-другой и 1,8” HDD придется потесниться (на фото – прототипы CF-карт емкостью до 64 ГБ)

Особенностью 1,8” жестких дисков является то, что модели повышенной ёмкости, от 60 ГБ, могут иметь большую толщину из-за наличия двух пластин, что требует от производителя разрабатывать два варианта корпуса. Внедрение технологии перпендикулярной записи ведущими производителями HDD решает эту проблему, позволяя ограничиться одной пластиной для винчестеров большой ёмкости, но такие решения еще не стали массовыми из-за их стоимости. На сегодняшний день максимальный анонсированный объем 1,8” жесткого диска составляет 120 ГБ.

High-tech натюрморт: 40- и 80-гигабайтовые 1,8” жесткие диски от Toshiba рядом с AA-батарейкой от нее же

Жесткие диски форм-фактора 1” или меньше, т.н. Microdrive, находят все более ограниченное применение, затраты по их интеграции в продукты невыгодны, т.к. рост их объема отстает от флэш-памяти, размеры их больше, надежность ниже. Подобные носители продолжают использоваться в Jukebox’ах начального уровня. Максимально доступным объемом в настоящее время является 12 гигабайт.

iriveriGP-100 одним из первых использовал 1” жесткий диск в качестве накопителя

Используемые технологии и решения. Часть 2 >>>

Алексей Дорожин (adoro@list.ru)
Опубликовано - 25 сентября 2006 г.

   

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:
Hit

24.03.2017 Видео на канале: Обзор смартфона 4Good R407

24.03.2017 В России представлены игровые ноутбуки Lenovo Legion Y520 и Legion Y720

24.03.2017 Google избавит Hangouts от поддержки SMS

24.03.2017 Panasonic сделает крупного испанского разработчика автомобильных систем своей дочерней компанией

23.03.2017 Fossil представила более 300 моделей умных часов

23.03.2017 Le XiubaleR получит Helio X20 и Android 7.1.2

23.03.2017 LG Pay будет запущен в Корее в июне

23.03.2017 Casio представила версию смарт-часов Pro Trek WSD F20 с сапфировым стеклом

23.03.2017 Два смартфона Meizu с быстрой зарядкой зарегистрированы в Китае

23.03.2017 Красный iPhone оказался аномально популярным в Китае

23.03.2017 Яндекс увидел угрозу для своих «Денег» в СП Сбербанка и Alibaba

23.03.2017 Apple запустила вебсайт «Бизнес» в России

Hit

23.03.2017 Видео на канале: Обзор Huawei P10

23.03.2017 «Связной» и «Евросеть» могут объединить

23.03.2017 Panasonic представил для тайваньского рынка новый смартфон – ELUGA PURE

23.03.2017 В Карты Google возвращается возможность делиться с друзьями своим местоположением

22.03.2017 ZTE представила обновление линейки Nubia в Китае

22.03.2017 Huawei представит смартфон линейки Honor 5 апреля

22.03.2017 OPPO F3 Plus представлен официально

22.03.2017 VAIO Phone A – первый Android-смартфон бренда

22.03.2017 LG представила свою платежную систему – LG Pay

22.03.2017 ФАС согласует с Google условия мирового соглашения в течение 10 дней

22.03.2017 J’son & Partners Consulting: текущее состояние российского рынка сотовой связи и прогноз

22.03.2017 ESET: мошенники зарабатывают на любопытных пользователях WhatsApp

22.03.2017 Анонсирована следующая версия Android O

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.