Тренд на тупость

Примечание редакции Mobile-review.com. Мы подбираем материалы в раздел «Мнение», чтобы показать то, как воспринимают рынок компании в других странах. Мнения в таких материалах зачастую не совпадают со взглядами нашей редакции, но дают понимание рынка, его медийной составляющей.

По материалам The New Yorker

Уилл Сталтс слишком много времени сидел в своем айфоне, бесконечно прокручивая ленту соцсети, ранее известной как Twitter*. Он строчил гневные послания Илону Маску, как будто миллиардеру было до него хоть какое-то дело. Его девушка Дейзи Кригбаум страдала зависимостью от Pinterest и YouTube, залипая в видео на своем айфоне перед сном. Два года назад они оба попробовали инструмент ограничения экранного времени от Apple, но обнаружили, что его слишком легко отключить, поэтому пара приняла решение сменить свои iPhone на более низкотехнологичные устройства. Они слышали о так называемых «тупых» телефонах, в которых не было никаких наворотов – экрана высокого разрешения, магазина приложений, съемки видео, – которые вызывали такое привыкание к смартфонам. Но им было трудно сориентироваться в процессе приобретения новых устройств. «Информация была разрозненной и труднодоступной. Многие люди, которые больше всего знают о «тупых» телефонах, проводят меньше всего времени в Интернете», — говорит Кригбаум. В этом есть определенная ирония: чтобы найти способ меньше находиться в сети, требуется много времени на онлайн-поиски.

Сталтсу двадцать девять лет, а Кригбаум двадцать пять. Пара увидела в своей проблеме бизнес-идею. «Если бы кто-то мог собрать все это и упростить, предложив лучшие варианты, возможно, больше людей перешло бы на них», — говорит Кригбаум. В конце 2022 года ребята создали компанию Dumbwireless, чтобы продавать телефоны, тарифные планы и аксессуары для людей, которые хотят сократить время, которое они проводят, уткнувшись в экраны. Это была не первая попытка Сталтса заняться бизнесом, его прошлые попытки включали бренд одежды «Сделано в Америке» в Колорадо (как он говорит, «провал») и кофейню на задворках не особо посещаемого клуба Hollywood comedy, которую находит еще меньше людей («обреченное предприятие», по словам Кригбаум). Однако Dumbwireless оказался гораздо более успешным.

Дом пары в восточном Лос-Анджелесе превратился в своего рода магазин «тупых» телефонов с пятью сотнями коробок с устройствами, сложенных там, где должна была быть гостиная. Сталтс принимает деловые звонки на свой личный мобильный номер, и недавно первый звонок раздался в 5 утра (представьте, для того, чтобы работать с клиентами, он должен использовать смартфон!). Каждый заказ пакуется вручную и иногда сопровождается рукописными записками. Ребята еще не уволились со своей основной работы, связанной со сферой услуг, но в прошлом месяце Dumbwireless продала продукции на сумму более семидесяти тысяч долларов, что в десять раз больше, чем в марте 2023 года. Кригбаум и Сталтс заметили рост продаж в октябре прошлого года, что, по их мнению, могло быть как-то связано с наступлением сезона праздничных покупок. Вот некоторые из их популярных предложений: Light Phone, e-ink устройство, практически не имеющее приложений; Nokia 2780, традиционный телефон-раскладушка; Punkt, швейцарское устройство, похожее на калькулятор, которое выглядит как аксессуар для Нео из «Матрицы» (это, кстати, как раз фильм эпохи «тупых» телефонов).

Растущая потребность в «тупости» устройств может быть частично мотивирована дискурсом о безопасности детей в Интернете. Родители все чаще сталкиваются с доказательствами того, что такие сайты, как Instagram* и TikTok, намеренно пытаются подцепить на крючок их детей. Согласно некоторым исследованиям, использование этих сайтов может повысить тревожность подростков и снизить их самооценку, а смартфоны позволяют детям постоянно заходить в эти соцсети. И что, разве эта ситуация выглядит как-то здоровее для взрослых? Спустя почти два десятилетия использования iPhone общественность, похоже, испытывает коллективную тоску от цифровой жизни. Столько часов каждый день мы проживаем в наших портативных светящихся экранах, но Интернет уже даже не приносит удовольствия. Нам не хватает самоконтроля, чтобы отучить себя от этого, поэтому мы жаждем устройств, которые активно мешают нам втянуться. Это означает отказ от преобладающих технологий и переход к тому, что Кэл Ньюпорт, автор The New Yorker, назвал более продуманным «цифровым минимализмом».

Light Phone вышел в 2017 году, еще до того, как усталость от смартфонов стала мейнстримом. Соучредители компании Кайвей Танг и Джо Холлиер продали десятки тысяч телефонов. Light Phone II, выпущенный в 2019 году, оснащен монохромным сенсорным экраном, который позволяет пользователям совершать звонки, отправлять текстовые сообщения и использовать несколько пользовательских приложений: будильник и таймер, календарь, навигацию, заметки, музыку и библиотеки подкастов. Здесь нет приложений для социальных сетей или стриминга. «Смысл в том, чтобы принести пользу, в которую не встроена экономика внимания», — говорит Танг. Как и в случае с Dumbwireless, в последнее время спрос на Light Phone резко возрос. С 2022 по 2023 год выручка удвоилась, и, по словам основателей, в 2024 году она удвоится снова. Холлиер вспомнил новую книгу Джонатана Хайдта «Тревожное поколение» о вредном влиянии смартфонов на подростков. Light Phone получает все больше заказов, в том числе оптовых, от церквей, школ и учреждений дополнительного образования. В сентябре 2022 года компания начала партнерство с частной школой в Уильямстауне, штат Массачусетс, чтобы снабдить «лайтфонами» сотрудников и студентов; смартфоны теперь запрещены на территории кампуса. По данным школы, эксперимент оказал благотворное влияние как на продуктивность занятий учащихся, так и на социальную жизнь кампуса. Танг говорит: «Сейчас мы ведем переговоры с двадцатью-двадцатью пятью школами».

К удивлению Танга и Холлиера, некоторые из перебежчиков на Light Phone — представители поколения Z. Некоторые из них моложе iPhone. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью их жизни, но они также лучше осведомлены и лучше мотивированы, чем предыдущие поколения, чтобы противостоять негативным последствиям. Apple недавно разрешила сторонним разработчикам писать ПО, которое получает доступ к функции «Экранное время» iPhone, а это означает, что некоторые новые программы теперь могут помочь пользователям ограничить время использования экрана, блокируя приложения. Ти Джей Драйвер и Зак Насговитц, два инженера, которым чуть больше двадцати, воспользовались этим и создали аксессуар для iPhone под названием Brick, чтобы бороться с чрезмерным использованием телефона. Brick, выпущенный в сентябре 2023 года, представляет собой намагниченный пластиковый куб с соответствующим приложением, которое позволяет вам выбирать, какие функции вы хотите заблокировать на своем смартфоне. Постукивание по нему активирует или снимает блокировку. Драйвер и Насговитц начали с одного 3D-принтера для производства аксессуаров; теперь у них пятнадцать машин работают круглосуточно, и они отгружают несколько сотен устройств в день.

Не существует единого решения для всех. Каждый цифровой наркоман зависим по-своему. Сталтс из Dumbwireless использует приложение Unpluq, которое работает аналогично Brick, блокируя определенные приложения на его смартфоне, в то же время позволяя ему поддерживать каналы обслуживания клиентов магазина, включая электронную почту и Shopify. Кригбаум — постоянный пользователь Light Phone на протяжении последних двух лет. Она рассказала, что не скучает по своему смартфону, но ее новое устройство может вызывать некоторую неловкость при встрече с другими молодыми людьми, которые спрашивают, как поддерживать связь. Конечно, они имеют в виду социальные сети; для огромного количества представителей поколения Z, которые не пользуются «тупыми» телефонами, обмен номерами, чтобы писать смс или, не дай бог, звонить, кажется архаичным. «Я отвечаю: “Думаю, увидимся, если я тебя увижу”», — говорит Кригбаум.

Автор The New Yorker пишет:

Когда я хочу оторваться от своего iPhone, я вытаскиваю сим-карту (что, к сожалению, невозможно на некоторых новых iPhone) и вставляю ее в красную раскладушку Nokia 2780, щелчок закрытия которой мгновенно возвращает меня в школьные годы, когда раскладушки были на пике популярности. После удивительно легкого процесса переключения я беру это простое устройство с собой на ежедневные прогулки с собакой. Если бы у меня был в руках смартфон, я бы обновлял Инстаграм* или постоянно проверял электронную почту, пока моя собака делает свои дела или обнюхивает деревья. С Nokia я отрезал себя от таких бессмысленных цифровых раздражителей, но сохранил возможность отвечать на текстовые сообщения или телефонные звонки, если это необходимо (я слишком миллениал, чтобы вообще выходить из дома без телефона). Я замечаю, что больше смотрю по сторонам, что особенно приятно весной, и более расслаблен, когда возвращаюсь с прогулок. Когда я вставляю SIM-карту обратно в iPhone, устройство на мгновение кажется абсурдным: огромный экран, наполненный бесконечными развлечениями и информацией, который всегда со мной, куда бы я ни пошел. А затем я быстро открываю все свои обычные приложения — электронную почту, Instagram*, Slack — чтобы посмотреть, что я пропустил.

*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

[email protected]
наверх