Привет.
В моем личном перечне любимых фильмов записано множество картин, которые хочется пересматривать. Жанры самые разные. Но один фильм стоит особняком. Это «Начало» Кристофера Нолана.

Это единственный фильм, который я ходил смотреть в кинотеатр несколько раз исключительно по своему желанию. Был еще кэмероновский «Аватар», но там меня один раз пригласил кинотеатр, а другой раз с компанией друзей еще сходил. «Начало» же я сам хотел пересматривать и пересматривать. Лента впечатлила. Мощный актерский состав, интересная и необычная задача и умелое вовлечение зрителя. Согласитесь, когда тебе рассказывают о каких-то сложных технологиях, далеких от твоего профиля, есть неслабая вероятность выпасть и начать верить на слово создателям. Если проводить аналогию, далекую от фильмов, то смотреть фильм с сюжетом, закрученным вокруг неизвестных тебе вещей, — это все равно как смотреть, как кто-то из математиков решает одну из задач тысячелетия, в которой абсолютное большинство не поймет даже самого условия. При этом фильм Нолана — это тот редкий случай, когда домохозяйка берется решить сложную задачу и решает ее. Это, к слову, реальный случай. Примечателен он тем, что сегодня математика все больше уходит в абстракции, отдавая предпочтение алгебраическому изложению и отстраняясь от геометрического. Но, тем не менее, в ней нашлось место и буквально домохозяйке. За кухонным столом она сумела начертить пятиугольник, которым по условию задачи можно замостить поверхность без пробелов и наложений. На секундочку, это весьма непростая задача. Вот как ее описывает профессор Кейси Манн из Вашингтонского университета:
«Проблема классификации выпуклых пятиугольников, которыми можно замостить плоскость, является красивой и достаточно простой математической задачей, доступной для понимания даже детям. Эта проблема уже в течение ста лет не имеет полного решения».
Оригинальная статья вот здесь. А все варианты паркета из пятиугольников сегодня выглядят вот так:

Так вот. Фильм «Начало» — это та самая геометрическая задача, которая основана на знакомых каждому правилах в мире, где царят малопонятные строчки программного кода. Давайте же разберемся, какими технологическими достижениями он может похвастаться и полезны ли они будут в перспективе.
Сюжет фильма строится вокруг специалистов по извлечению информации. Но речь вовсе не о пытках. Речь о конструировании обстановки, которую подсознание во сне воспринимает по своему назначению и добровольно отдает ценные сведения извлекателям. То есть, условно говоря, если вы входите в квартиру, то вешаете верхнюю одежду на вешалку. А значит, если вы во сне войдете в помещение и увидите вешалку, то воспользуетесь ей. История фильма завязана как раз на такой вот предсказуемости подсознания и управлении им. Должен сказать, что мое впечатление от фильма было во многом обусловлено тем, что в свое время я интересовался вопросами, связанными со сновидениями (насколько помню, у Кастанеды об этом много чего написано). А потому творение Нолана выступило своеобразной экранизацией того, что витало в голове в качестве фантазий об управляемом сновидении. Управляемое сновидение, к слову, не просто вожделенная хотелка. Это реальное явление. С ним сталкиваются многие. Проблема в том, что наш мозг, который выплескивает в наших снах накопленные в подсознании картинки, предпочитает отдыхать, а не работать еще больше. Поэтому, как только мы понимаем, что находимся во сне, мозг нас будит. У поклонников Кастанеды существует множество практик, как растянуть момент пребывания во сне в осознанном состоянии. Нолан же предлагает просто использовать машину для подачи снотворного.

Так эта штука выглядит в фильме. Трубки от капельницы в смотке, через которые нескольким людям подаются препараты, препятствующие пробуждению. Примечательно, что на стадии подогрева аудитории была запущена рекламная кампания, где рассказывали о необычном изобретении, которое Нолан использовал в фильме. К нему в Интернете была целая инструкция:

Причем, чтобы убедить будущих зрителей, инструкции придали весьма реалистичный вид. А учитывая, как аудитория падка на всякие теории заговоров (оцените хотя бы сегодняшнюю компанию по раскручиванию в США инопланетных технологий), поверить в то, что правительство обладает устройством для управления сновидениями, становится проще простого.


Собственно, придуманное Ноланом устройство сразу же вскрывает два главных достижения этого невероятного девайса. Первое — способность удержать человека во сне. Второе — возможность объединения в один сон нескольких человек. Именно это и необходимо, чтобы решить поставленную перед главными героями задачу по внедрению в разум определенного человека мысли о том, что ему не следует развивать компанию своего отца.
И хотя в фильме нам не будет показано каких бы то ни было коммуникационных технологий, отсылающих к будущему и передовым разработкам, полюбоваться глазу будет на что. Не зря же один из четырех «Оскаров» в 2011 году достался фильму за визуальные эффекты:
Фильм затрагивает по меньшей мере две, на мой взгляд, весьма серьезные проблемы, одна из которых напрямую не подсвечивается авторами, но отчетливо видна в повседневной жизни. Зацикленность. Ее очень легко видеть со стороны. Нередко, например, можно наблюдать, как наши уважаемые читатели, забыв о существовании такого понятия, как «вкус», без какого-либо тормоза бросаются на оппонента только из-за того, что он «обижает» их любимого производителя. В фильме демонстрируется крайняя степень проявления подобных установок. Ничем хорошим, к слову, это не заканчивается.
Вторая же проблема показывается решенной в фильме, но недостижимой для большинства в реальности. В одной из сцен герой Леонардо Ди Каприо проводит кастинг сотрудника на роль архитектора сновидения. И здесь впору вспомнить ту самую домохозяйку с пятиугольниками на паркете. Девчонка рисует в блокноте лабиринт и подтверждает свои способности неукротимой строительницы непроходимых лабиринтов.
Классное собеседование. А главное, такое показательное. Ведь всем известно, что для того, чтобы убедить чей-либо разум в реалистичности обстановки, нужно хорошо уметь рисовать лабиринты. А затем нам показывают вот это:
Видимо, эти навыки как-то переплетаются. Но шутки шутками, а Нолан действительно акцентирует внимание на том, что во сне мозг смазывает огрехи. К слову, это реально так. Пока к спящему человеку не приходит осознание, что он спит, ему будут казаться абсолютно нормальными вещи, которые в реальной жизни будут лютым абсурдом.
Что еще следует знать о механике процесса сна в фильме, так это то, что сновидение бывает многоуровневым. И сон внутри сна — это интересный ход. Сюжет объясняет это изобретательностью участников операции по внедрению мысли в разум объекта, когда они намеренно проникают все глубже в подсознание человека, но и в реальной жизни человек может пережить подобное. Феномен называется «ложное пробуждение».
Главной претензией многих критиков данного фильма было отсутствие немыслимых в реальной жизни явлений. Нолан показал серую обыденную реальность, только во сне. Кому-то не хватало красок, кому-то — вкраплений картин из выдуманных миров. Один парень жаловался, что ему иногда драконы снятся, а у Нолана нам разве что катафалк и похороны под дождем не показали (дождь, кстати, был). На мой взгляд, это было сделано намеренно, как вполне осмысленная метафора. Согласитесь, что замени волшебный чемоданчик на устройство виртуальной реальности, и все встанет на свои места. Сюжет игры, объединяющий тысячи человек на одной арене, мир, который подменяет собой реальность, погружение внутрь квестов с выдуманными персонажами вместо решения собственных проблем в настоящей жизни. А главное, не требуется вообще никаких усилий. Человек разово приобретает необходимое оборудование и отключается от реальности. В фильме, к слову, умело завуалирована тревога за людей. Мы вроде бы смотрим боевик про то, как каскадеры прыгают в невесомости во время классно поставленных боевых сцен, но в то же время видим кадры с людьми, которые убегают от реальности в искусственный мир сна. Вот эта пугающая сцена:
Мысленно отбросьте антураж подвального помещения с кушетками, замените их на удобные кресла компьютерного клуба, вместо капельниц с сомнацином (так называется препарат) протяните оптоволоконные кабели, людей разбудите, наденьте на голову наушники и усадите перед мониторами, и ничего, в общем-то, не поменяется. Если же компьютерный клуб будет с уклоном в VR, то это буквально будет побегом от реальности.
Не подумайте, что мы тут разводим брюзжание на тему того, что технологии используются неправильно. Вовсе нет. Я сторонник и шлемов виртуальной реальности, и любой динамики в вопросе отхода от бесполезных перемещений людей. Сегодня мы не будем поднимать эту тему, поскольку рассуждения о том, кому невыгоден отказ от перемещений людей, быстро уведут нас от технологий. Разбор данного фильма показался мне интересным потому, что он, по сути, концептуально описывает технологию, достижение которой может осуществляться очень разными путями. То есть то, что мы обычно делаем в изобретательских «Уголках». Нолан показал медикаменты, а инженеры завтра предложат коммуникационные устройства. Картина, на мой взгляд, интересная именно этим подходом. Сюжет здесь вторичен.
Поделитесь своим впечатлением от ленты. Уверен, что вам тоже есть что сказать.
Приятного просмотра!