Привет.
Сегодня мы будем говорить о весьма необычной ленте. Многие вспомнят ее прообраз в виде оригинальной картины Ридли Скотта с Харрисоном Фордом в главной роли и обязательно вздохнут по впечатляющей игре Рутгера Хауэра и эпичной сцене с ним в финале. Фильм при желании можно буквально разобрать на цитаты. Сравнивать же ленты мы не будем. Они слишком разные. А разбирать мы будем именно фильм Дени Вильнева, потому что он… новогодний. Да-да, вы не ослышались. С момента его появления мы каждый год смотрим его перед боем курантов. У меня даже есть будильник, который сигнализирует о включении этого фильма ровно в тот момент, когда по прошествии практически всего хронометража перед курантами будет определенная сцена. Назовите меня странным, но в этом фильме я вижу больше надежд, сострадания и чувств, чем в любом традиционном новогоднем фильме, которые нам показывали долгие годы. Но давайте же начнем просмотр и оценим технологический уровень будущего, которое ждет нас уже в 2049 году. Будущее из «Назад в будущее» не состоялось, из «Джонни Мнемоника» — тоже. У «Я, робот» еще есть время (2036 год), но о нем как-нибудь в другой раз. Поехали.

Фильм начинается с кадров мрака, где нам сразу же демонстрируют огромные территории, занятые фермерскими угодьями. Причем не просто пашнями и засеянными различными плодово-овощными культурами полями, а сугубо технологическими достижениями инженеров, направленными на выживание на мертвой земле. Сначала мы видим энергетические станции на солнечных панелях.

Далее делается затравка с летающим автомобилем, который и довозит зрителя до тех самых ферм. Музыкальное сопровождение очень мрачное. Давит на зрителя буквально все. Серый цвет, пасмурная Калифорния, которая должна была бы быть солнечной, рутинные действия и тянущееся вступление, которое на самом деле довольно-таки быстрое.

Прибытие главного героя, которого зовут Джо, сразу сопровождается предупреждением для будущих поколений. По крайней мере, я это расценил именно так. Либо вы живете в гармонии с природой и не стесняетесь ручного труда на полях в духе Александра Лукашенко, либо полу́чите мертвый мир с кучей железок, которые будут потом его (мертвый мир) исследовать.

Я бы мог бесконечно говорить про одно только вступление. Архитектура построек, дизайн костюмов, конструкции электронных устройств. Не зря спецов по созданию эффектов из фильмов Вильнева часто упоминают 3D-художники. К слову, у нас тут вышел урок по Blender, где мы в самом начале показали рендеры нашей изометрической комнаты. Загляните, оцените. Они в самом начале. Получилось неплохо. Но продолжим. Итак, первая сцена проливает свет на устройство мира будущего, где нам рассказывают о существовании человекоподобных роботов, которые называются репликанты. Их программное обеспечение оказывается настолько продвинуто, что отличить их от людей можно только с помощью специальных тестов и физического осмотра с целью выявления особой маркировки. Этим и занимается главный герой. Его, кстати, играет Райан Гослинг. Казалось бы, у нас будут репликанты, которые неотличимы от нас и податливы к программированию для конкретных целей. Вот они, специалисты для непопулярных у людей вакансий. Но при взгляде на окружающие пространства как-то вовсе не радостно:

Между тем нам показали летающий транспорт, дроны, голосовое управление техникой, видеосвязь. И все это в одной только машине. Что примечательно, перед нами не просто технологии, какими мы привыкли видеть их сегодня. Ну, то есть, если какая-то технология существует — это не просто игрушка, как бесконечные вариации смартфонов с гибким дисплеем для весьма надуманных сценариев использования. Фильм показывает нам настоящих рабочих лошадок, которые не боятся грязи:

Разумеется, машина корпоративная, и чистота салона не всегда у пользователей будет на первом месте, но перед нами не грязь, а именно поношенность. Взгляните на держатель планшета. Собственно, если расценить и Джо как машину, то видно, что он эксплуатируется исключительно в рамках своей функции, без особого сострадания со стороны начальницы. Из фантастических технологий стоит отметить возможности сканирования. Посмотрите, что умеет дрон с высоты десятка метров:

Жизнь людей в этом мире будущего, прямо скажем, не фонтан. Что сказывается и на их характерных поведенческих чертах. Это очень располагает к репликанту Джо, который не напрашивался на создание, но вынужден занимать совершенно конкретное место в социуме, четко следуя протоколу не только поведения, но и существования (постоянные проверки на предмет того, не появился ли в его софте разум). Досуг же Джо выглядит как-то вот так:
Я вдохновлялся этой небольшой студией, когда мы патентовали держатель для шлема виртуальной реальности. Как-то так мне и видится будущее человека при развитии технологий. Запертые по миниатюрным студиям люди, постоянно пребывающие в виртуальной реальности. Здесь по квартире пустили голограмму, но на деле же проще нацепить на человека шлем с продвинутым экзоскелетом, который легко будет имитировать и мебель, и воздействие на тело. Впрочем, подобного мрака нам не показали. Напротив. Мы видим стремление интеллекта всех мастей к открытому миру.

На изображении выше репликант дарит продвинутому голосовому голографическому помощнику устройство переноски, позволяющее выходить за пределы зоны действия квартирного проектора. А теперь потерпите небольшую параллель про людей. Телевизор в полстены, оборудованный стол с продвинутым компьютером, стриминговое оборудование, статуэтки по играм на полках, плакаты и т.п. С одной стороны, уют и дизайн. С другой — келья. Но это так, мысли вслух.
И вот только мы тут поразглагольствовали о том, что технологии сугубо прикладные, как фильм подбрасывает нам картину из другого социального слоя. Причем не в привычном сегодня понимании, когда мы видим очень состоятельных господ, которые едят черную икру ложками. Нам показывают репликантов, которые занимают более привилегированное положение, нежели остальные репликанты. И это осознание заложено в их программный код. Так вот. Отличия в социальном слое проявляются в том, что вместо банального «зашитого» в голову коммуникационного устройства мы видим украшение с интегрированным в него этим самым коммуникационным устройством.

Хотя, возможно, это сделано для того, чтобы при общении с уважаемыми клиентами-представителями рода человеческого репликанты дополнительно обозначали свои намерения прервать встречу, например, внешними факторами. Мол, звонят мне. Если же делать им светящиеся светодиоды в глазах, то здравствуй, зловещая долина. А так — вроде как и максимально тактично, и человек лишний раз не вспоминает, что перед ним продвинутый пылесос.
Чуть позднее в фильме появляется персонаж Джареда Лето. В качестве актера он мне не нравится. Я вообще вывел некую закономерность. Если человек получает «Оскар», то очень часто начинает думать, что он суперзвезда драматических ролей, и перегибает с хара́ктерностью персонажей, превращая каждого из них в каких-то фриков. Это произошло и с Джаредом. Он и до премии был, скажем так, не совсем обычным представителем даже среди творческих натур, но после награды его понесло. Но не упомянуть мы его не можем. У него интересная модификация глаз, которая позволяет ему видеть с помощью летающих миниатюрных дронов.
И хотя у Джареда и здесь перебор с погружением в роль, как ни странно, воспринимается его безумие органично. А стремление расширить свои возможности за счет внедрения в тело всяких приемников для управления внешними устройствами только подчеркивает фанатизм и идейность. Мне же как любителю модулей очень понравилась коробочка со съемными блоками связи. Можно было бы все сделать программно, но так выглядит более стильно.
Наблюдение за подобным статус-кво, когда многие люди придавлены нуждой, а роботы получают уход визажистов, провоцирует вопрос о том рычаге, который держит людей в узде. И ответ не заставляет себя долго ждать. Мы видим, что наделенные весьма широкими полномочиями высокопоставленные репликанты получают доступ к управлению оружием, способным уничтожать любую угрозу, пока инициатор нападения наслаждается маникюром:

В данной сцене мы видим то ли спутниковое наблюдение за территорией и последующие ракетные удары по ней, то ли наведение осуществляют дроны. Но в любом случае ситуация, вне всякого сомнения, впечатляющая. И снова не лишена иронии. Репликант защищает другого репликанта от толпы людей.
Люди же между тем уже чуть ли не с рождения в буквальном рабстве. Мы видим сотни детей в заброшенных цехах промзоны, где они занимаются разбором и сортировкой неработающей электроники:

Не репликанты. Не роботы на конвейере. Люди. Дети.
Дальнейшие события уже слишком сильно завязаны на сюжете, поэтому мы пересказывать их не будем. Отметим только еще одно интересное устройство, которое используется в контексте работ по трехмерному моделированию.
Если отбросить сомнения в реалистичности использования компьютера для столь скоростного рендеринга на лету динамической сцены в процессе изменения ее отдельных элементов и сконцентрироваться исключительно на устройстве, то надо сказать, что 3D-художники убили бы за такую «гармошечку». Фигурально, разумеется, выражаясь. Удобство рисуется идеальным. В реальности же, конечно, одного только вращения и нескольких кнопок на каждой стороне для столь быстрого изменения трехмерных объектов будет маловато. Естественно, речь идет о сегодняшнем уровне 3D-пакетов.
Дальше нас ждет посещение радиоактивной пустоши, которой стал Лас-Вегас, человеческая драма в нечеловеческих отношениях, противостояние репликантов, воссоединение семьи и та самая сцена, символизирующая конец года. Когда нужно просто остановиться и насладиться частью живой природы. Вспомнить, каково это — не гнаться за KPI, забыть на несколько мгновений про графики платежей, дедлайны и все бытовые заботы и просто вспомнить ощущения из прошлого, когда мы могли радоваться мелочам. Хоть бы тому же снегу.
Приятного просмотра и с наступившим новым годом!