Привет.
В прошлый раз мы говорили о том, как технологии нас выручат в период пандемии вируса. Частично мы этого коснулись во времена COVID-19, и многое было нам знакомо. Всегда хочется надеяться на лучшее и верить, что подобные испытания больше не выпадут на наш век, но жизнь очень ловко умеет менять цвета полосок, выдавая закончившуюся черную за белую. Кто понял, тот понял. В общем, давайте посмотрим фильм о том, что было бы, если бы мы могли предсказывать подобные события.
У нас, кстати, уже был фильм на схожую тему. С его технологическим разбором можно ознакомиться по ссылке ниже:
Но если в «Особом мнении» речь шла исключительно о предсказаниях в рамках жизней отдельных людей, то в сегодняшнем фильме прогнозы коснутся всего человечества. Примечательно, что оба фильма сняты по рассказам Филипа Дика. При этом «Особое мнение» появилось на три года позже. Итак, давайте же посмотрим, что сняли по небольшому рассказу, который был опубликован в журнале Imagination в 1953 году.

Речь идет о фильме «Час расплаты», который словно бы должен был стать хитом. Произведение именитого фантаста в основе. Джон Ву — режиссер. Бен Аффлек и Ума Турман в главных ролях. Оценили, кстати, ее дочь в последних сезонах «Очень странных дел»? Вылитая мамочка. Второстепенные роли также разошлись вполне себе колоритным актерам. А еще в фильме не подвели и спецэффекты. Однако сборы оказались провальными, и даже мировое турне картины не позволило заработать (для этого нужно как минимум двукратное превышение сборами бюджета). Что же не так с этой лентой?

Фильм начинается с близкой нашему читателю темы. Выставки достижений компьютерных технологий, на которой показывают монитор с трехмерной картинкой, которую можно видеть без каких-либо очков.

Сегодня иллюзия подобной трехмерности вполне успешно достигается с помощью изогнутых экранов. Уверен, что вы все видели небольшие видео, где аналогичным образом на публику на улице с рекламного экрана выезжает автомобиль, выкатывается бутылка или раскладывается Samsung Galaxy Fold.

Экран же из фильма, безусловно, использует более продвинутую технологию. И инженеру в исполнении Бена Аффлека, которого в фильме зовут Майкл, поручают превзойти разработку данной компании. Должен сказать, что лента мной высоко оценена еще и из-за профильного образования. Я ее посмотрел чуть раньше, чем познакомился с ТРИЗ и патентами, но, видимо, склад ума уже был такой, что мне понравился подход. Суть в том, что Майкла закрывают в исследовательской лаборатории на пару месяцев для разработки конкурентного решения на базе существующего. В патентах и ТРИЗ это происходит сплошь и рядом. Один заказчик хочет собственный вариант известного продукта. Ты его делаешь, а буквально через несколько месяцев к тебе обращается производитель того прототипа, что ты обходил, и просит обойти уже тот, что ты сам же ранее делал для конкурента. К слову, об этом. Если вдруг сталкиваетесь с ситуацией найма специалиста для подобных маневров с обходом патентов, прописывайте ограничения для него в последующей разработке конкурирующих решений. Сколько бы вам такой пункт договора ни стоил. Отвлеклись. Итак, Майкл в лаборатории.

По внешнему виду лаборатория больше похожа на ремонтную мастерскую, где меняют разбитые дисплеи и аккумуляторы смартфонов. И, судя по дальнейшим действиям Майкла, все именно так и есть. Он производит разбор монитора и подключается к устройству.




Но вот потом начинаются чудеса. Хотя то, что делает главный герой, в общем-то, мало похоже на работу с проектированием электроники. Слишком уж много подвижных механических элементов в конструкции, словно монитор работает на шестеренках. Но зато голограммы. Аналогичные, кстати, были и у Спилберга в «Особом мнении».
В процессе работы герой Аффлека проявляет чудеса инженерии и разрабатывает качественно новый продукт. В этой истории впечатляют не только способности персонажа, который раскрывается и как специалист, способный работать руками, и как мастер программирования, но и уровень технологий инструмента. Управление голограммами — это очень круто. Также нельзя не сказать и про получившийся продукт. Смотрите сами:

С одной стороны, монитор и голографический проектор — это отличные друг от друга продукты. И они точно будут отличаться и по техническим показателям, и по целевой аудитории. С другой же стороны, это самый что ни на есть творческий подход в рамках ТРИЗ, когда продукт эволюционирует, но опирается на существующие разработки. Как-то так хотелось бы видеть переосмысление продуктов одного сегмента от разных производителей. В недавнем прошлом как аналогию можно было выделить резистивные и емкостные дисплеи. Еще раньше — qwerty-коммуникаторы и смартфоны только лишь с сенсорной клавиатурой. Сегодня это двустворчатые раскладушки с дисплеями, разгибающимися в разные стороны (Galaxy Fold и Mate Xs), которые превратились в Mate XT. Технологии известные, но дающие качественно новый уровень удобства при объединении.
Мы уделили так много времени параллели инженерии на первых минутах фильма с ТРИЗ не просто так. Дело в том, что подобные навыки очень типичны именно для изобретателей, которые занимаются разработками в разных областях. По ходу фильма станет понятно, о чем речь.
После того как Майкл закончил проект, нам показывают одну из технологий, которая могла бы решить множество проблем современных корпораций, чувствительных к нарушению режима коммерческой тайны.

Главному герою стирают память. Насколько это даже гипотетически реально, я судить не возьмусь. Но логика ясна. Специалист забывает о проекте и лишается даже теоретической возможности предъявить претензии на интеллектуальную собственность компании. И продать два месяца своей жизни за весьма впечатляющий гонорар (чуть больше полумиллиона долларов) не выглядит такой уж невыгодной сделкой. Однако узким местом является момент с развитием навыков. Ведь освоив работу с технологией тех же трехмерных голографических проекторов, можно претендовать на еще более привлекательные задачи, но память этих навыков уже не сохранила. Следовательно, приходится либо довольствоваться каким-то фиксированным уровнем с однотипными проектами, либо заниматься саморазвитием в свободное от работы время. В принципе, и в этом есть смысл, если принять, что подготовка является качественной и в дальнейшем нет нужды шлифовать ее опытом. Но момент, безусловно, спорный.
В процессе перехода к основной сюжетной линии нам мимоходом показывают уровень потребительской электроники мира, где доступно стирание памяти. Просто напомню, что несколько минут назад мы видели, как инженер переизобретал голографический монитор:

Выглядит как-то мелковато. С другой стороны, на момент съемок на дворе был 2003 год. А тогда это вполне себе неплохой вариант.
Далее один из хороших друзей главного героя предлагает ему поучаствовать в новом проекте, в основе которого лежит оптика. Это к вопросу о том, что его навыки позволяют ему принимать участие в чем угодно. Это, конечно, преувеличение, но оно очень напоминает патентование изобретений. Часто приходится вникать в очень разные сферы, что отлично расширяет кругозор. Оптика же фильму нужна была для того, чтобы заглянуть в будущее. И, на мой взгляд, это было обыграно весьма любопытно. Фильм нам подкидывает пару подсказок. Сначала вот эту:

А затем нам показывают статуэтку из дома Майкла, которая, хотя и является символом псевдонауки, тем не менее, многими расценивается как некое тайное знание.

И когда Майкл, посозерцав тематическое убранство своей квартиры, все же решается на длительный проект, мы становимся свидетелями еще одного приема, который намекает на продуманность вселенной, где происходят ключевые события.

Нам объясняют, что уничтожение ключевых воспоминаний вручную производиться не будет. Достаточно всего лишь сделать укол специальным изотопом, чтобы «пометить» нужные воспоминания. А затем повторный укол спустя время их уничтожит. И если попытаться смоделировать ситуацию, то получается, что фактически ты за мгновение становишься богат и морально не утомлен какими бы то ни было ситуациями за эти пару лет, которые и привели к этому богатству. Один нюанс: нужно быть очень способным человеком, который умеет добиваться успеха.
Патенты, кстати, в фильме тоже есть. Уже после второго укола, который стер память Майклу, его задерживают сотрудники правоохранительных органов (ФБР) и пытаются заставить рассказать, как так получилось, что чертежи из проекта ученого, которого наняла компания друга Майкла и с которым Майкл работал последние три года, оказались в заявках на патенты, которые он (Майкл) подписал.

Претензия ФБР состоит в том, что технологии, переданные ученым, составляли государственную тайну. А из-за его смерти они не могут связать патенты с компанией друга Майкла. И эта часть сюжета, конечно, знатный просчет. Ни одна компания не отдала бы интеллектуальную собственность в руки подрядчика. А следовательно, это были те самые служебные изобретения, которые связать с компанией никакого труда не составляет. Впрочем, учитывая важность изобретения, никто бы этих наемных специалистов никогда бы в авторский состав не вписал. Даже само изобретение бы патентовать не стал. Так что это промах. Благо мало кто может это заметить.
Далее сюжет будет подкидывать нам множество событий-совпадений в духе серии фильмов «Пункт назначения». И события эти будут вести зрителя к заключению, что речь в фильме идет о машине времени. Само же устройство выглядит весьма свежо даже сегодня. Давайте повспоминаем. Мы видели и автомобили, которые пронзают время, и всевозможные вращающиеся конструкции, перемещающие людей в прошлое и будущее, и даже визуализации четырехмерного пространства в виде комнат с книжными полками, джакузи, в конце концов. Однако здесь нам показывают весьма непривычный концепт. Не машину времени в привычном понимании, а машину прогнозирования. Причем в ее работу вплетены и хрустальный шар, и хиромантия.


При этом программное обеспечение работает таким образом, что линза, которую человек обхватывает левой рукой, при пропускании через нее света распознает линии ладони, чтобы оценить его свершившийся жизненный путь (вроде так в этой эзотерической теме предполагается, насколько я знаю).

Однако для правой ладони никакого шара уже не сделали, хотя принцип-то тот же. Почему? Возможно, это какая-то лично моя ассоциация, но я твердо убежден, что человек с ладонями на двух шарах не выглядел бы серьезно:

Ну и небольшая наставительная речь от главного героя на тему того, что знать будущее вовсе не такая уж хорошая идея:
Без сотовых телефонов, кстати, не обошлось. Причем мы видим как вполне привычные для тех лет классические варианты от Nokia, так и коммуникаторы:


Сегодня фильм не выглядит футуристично, но я пересмотрел его с удовольствием. Кроме того, за ширмой научного достижения ненавязчиво прячутся более важные, нежели только деньги, жизненные ценности. Реализован интересный подход создания возможности заглянуть в будущее каждого конкретного человека, где по уникальному идентификатору в виде линий на ладони машина находит в блоке данных о жизнях людей конкретную личность и приводит ее возможный жизненный путь. По крайней мере, это точно необычно.
Поделитесь своими впечатлениями о фильме. На мой взгляд, его рейтинг незаслуженно низкий.
Приятного просмотра!