Оно живое! Или нет?..

Примечание редакции Mobile-review.com. Мы подбираем материалы в раздел «Мнение», чтобы показать то, как воспринимают рынок компании в других странах. Мнения в таких материалах зачастую не совпадают со взглядами нашей редакции, но дают понимание рынка, его медийной составляющей.

По материалам The Verge

На следующий день после объявления о выводе из производства гидравлического робота Atlas компания Boston Dynamics представила новую, полностью электрическую версию своего гуманоидного создания. Робот нового поколения Atlas спроектирован так, чтобы совершать гораздо большее число движений, чем его предшественник.

Boston Dynamics хотела, чтобы новая версия показала то, что Atlas может сохранять гуманоидную форму, но без ограничений по «тому, как двуногий робот может двигаться». Новая версия была переработана с добавлением поворотных шарниров, которые, как утверждает компания, придают ей «уникальную способность справляться со скучными, грязными и опасными задачами».

«Мы разработали электрическую версию Atlas, чтобы она была более прочной, ловкой и маневренной, — говорится в пресс-релизе компании. — Atlas может напоминать человека форм-фактором, но мы оснащаем робота так, чтобы он двигался наиболее эффективным способом для выполнения задачи, а не был ограничен диапазоном движений человека. Atlas будет двигаться, превосходя человеческие возможности».

Ролик, демонстрирующий возможности нового робота, настолько же пугающий, насколько и театральный. Он начинается с того, что Atlas лежит на полу, как труп, а затем быстро складывает ноги назад и поднимается в стоячее положение. Картинка, достойная какого-нибудь фильма ужасов Кроненберга. Округлая подсвеченная голова добавляет роботу некое обаяние, напоминая лампу Pixar, но то, как Atlas затем вращается в талии и марширует в направлении камеры, реально немного нервирует.

Сам дизайн стал чуть более гуманоидным. Как и двуногие роботы вроде Optimus от Tesla, новый Atlas теперь обладает более длинными конечностями, более прямой спиной и выраженной «головой», которая может поворачиваться по мере необходимости. Кабелей не видно, а «лицо» робота оформлено встроенной кольцевой подсветкой. Видно заметное улучшение по сравнению с предшественником, и теперь робот включает в себя ряд новых инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения Boston Dynamics.

Компания также заявила, что продолжает развивать возможности, уже достигнутые в гидравлической модели Atlas последнего поколения, такие как подъем и перемещение объектов, а также изучает «несколько новых вариантов захватов», чтобы подготовить робота к работе в различных отраслях промышленности.

Boston Dynamics заявила, что новый Atlas будет тестироваться «в течение следующих нескольких лет» небольшой группой покупателей, начиная с Hyundai. Другие человекоподобные роботы от конкурирующих поставщиков, таких как Figure и Apptronik, также тестируются на производственных линиях для BMW и Mercedes соответственно.

Но вернемся от сухих характеристик и обещаний к демонстрационному ролику, где андроид поднимается с пола, сгибая ноги назад, а затем поворачивает свою зияющую пустотой голову аж на 180 градусов, как Линда Блэр в «Экзорцисте». Жуткие кадры.

Напуганный неестественностью движений робота автор издания The Verge предложил оригинальное решение, как справиться с издержками человеческого восприятия. Добавить роботу волосы или мех!

Посмотрите видео еще раз, но на этот раз представьте себе Атласа с пышной развевающейся гривой. Вам полегчало? Автор идеи утверждает, что ему – да. Дальше он предлагает еще раз посмотреть ролик, мысленно снабдив несчастного робота пышной здоровой шерстью яркого цвета в стиле Ферби.

Рациональное зерно в основе этой дикой, на первый взгляд, идеи, заключается в том, что роботы движутся, нарушая все человеческие ожидания. На это, например, указывает Карл Макдорман, заместитель декана Школы информатики, вычислительной техники и инженерии имени Ладди при Университете Индианы, который исследует эффект зловещей долины. «Представьте себе того же робота, но на которого надета человеческая кожа, — говорит Макдорман. — Это было бы намного хуже, потому что наши ожидания от человеческого поведения были бы еще сильнее».

Но как насчет шерсти для Атласа? «Для этого робота это было бы совершенно неуместно, потому что мы, как правило, не ожидаем, что человек будет покрыт мехом, если это, скажем, не пещерный человек, — говорит Макдорман. — Возможно, сделало бы его более жутким, но это может быть лучше, чем кожа».

А как насчет обезьяны-андроида, покрытой волосами? «Если бы у вас был обезьяноподобный робот, который двигался бы странным образом, это, вероятно, было бы не так тревожно», — говорит МакДорман. В своих исследованиях о нечеловекообразных животных и зловещей долине он обнаружил, что люди по-прежнему считают рукотворных существ сверхъестественными, и это чувство становится более острым, когда речь заходит о человекоподобных роботах.

МакДорман подчеркивает, что жутким Атласа делают не волосы или их отсутствие, а нечеловеческие движения. Японский ученый Масахиро Мори, автор теории зловещей долины, создал два отдельных графика для этого эффекта: один для неподвижных объектов, а другой для движущихся. Это чувство сверхъестественности, по словам Макдормана, «гораздо более выражено при движении объектов».

Академическая литература о пушистых роботах, к сожалению, ограничена, а результаты неоднозначны. В статье, опубликованной в 2019 году, ученые сравнили реакцию людей на роботов с пластиковым, деревянным и меховым оформлением. Исследователи обнаружили, что «люди оценивали пластикового робота значительно ниже по теплоте реакции по сравнению с деревянными и пушистыми роботами», но также «люди не оценивали трех роботов по-разному с точки зрения способностей или ощущения дискомфорта».

Между тем, в исследовании, опубликованном в 2022 году, под названием «Проектирование нового лучшего друга человека: улучшение взаимодействия человека и робота-собаки с помощью собакоподобного оформления и облика» (Designing Man’s New Best Friend: Enhancing Human-Robot Dog Interaction through Dog-Like Framing and Appearance), отмечается, что собакоподобного робота от Boston Dynamics (без шерсти) «хвалили за его эпичные танцевальные движения в Интернете, но когда его применили в Нью-Йорке для уличного наблюдения, он вызвал беспокойство у жителей».

Повлияло бы на что-нибудь наличие меха? Исследователи попросили 29 участников поиграть с Aibo, роботом-собакой производства Sony. Когда они добавили Aibo мех, они были удивлены, обнаружив, что он «подавлял социальные реакции, такие как улыбка и смех, будучи оформленным в виде щенка», добавив: «Одно из объяснений может заключаться в том, что меховой костюм покрывал не всего Aibo, а только часть его тела. Возможно, это привело к несколько «несобачьему» эффекту, хотя это не было отражено в субъективных отзывах».

Автор The Verge справедливо отвечает на это, что есть принцип, одинаково работающий как в робототехнике, так и во многих других областях жизни: полумеры (частично покрытые шерстью роботы-собаки) не помогут (вызвать социальные реакции, такие как улыбка и смех).

Впрочем, он настаивает, что если производители роботов хотят своими творениями вызывать симпатию, а не отвращение, они должны принять то, что уже давно поняла креативная индустрия: волосы продаются, и чем их больше, тем лучше. Нужны доказательства? Только взгляните на самого любимого монстра последних 10 лет в Штатах. Это Гритти, маскот хоккейной команды «Филадельфия Флайерз».

А что думаете вы? Пугают ли вас человекоподобные роботы? Помогло бы вам справиться с этим чувством общение с гуманоидным пушистиком? Или для преодоления эффекта зловещей долины можно придумать способы получше?

[email protected]
наверх