Примечание редакции Mobile-review.com. Мы подбираем материалы в раздел «Мнение», чтобы показать то как воспринимают рынок, компании в других странах. Мнения в таких материалах зачастую не совпадает с взглядами нашей редакции, но дают понимание рынка, его медийной составляющей.
По материалам Android Authority
Подорожание оперативной памяти негативно скажется на ценах всех устройств, а современные смартфоны — одни из самых требовательных к объему RAM и самых чувствительных к изменению цен на комплектующие. Так что, на первый взгляд, ничего хорошего в ближайший год или больше нас на рынке смартфонов не ждет. Цены пойдут вверх, а характеристики рискуют при этом остаться на прежнем уровне. Но, может быть, не все так плохо? Вот Роберт Триггз из Android Authority считает, что подобная ситуация, напротив, открывает окно возможностей для некоторых производителей, если они успеют быстро сориентироваться.
Кризис оперативной памяти, затрагивающий смартфоны, компоненты ПК, портативные игровые консоли и многое другое, начинает ощущаться все сильнее. Судя по задержкам и отмене выхода продуктов и по ожиданиям роста цен, 2026 не самый удачный год для покупки новых гаджетов. Но хотя перспективы и не выглядят радужными, технологическая индустрия, по крайней мере, продолжает приспосабливаться. Каждый кризис несет в себе возможности, и я не единственный, кто так считает.
Отчасти я разделяю мнение Карла Пея о том, что дефицит оперативной памяти предоставляет шанс на продвижение для брендов, менее зависимых от технических характеристик — и от надвигающегося повышения цен. Я не думаю, что Nothing получит от этого больше выгоды, чем кто-либо другой (доступные телефоны, вероятно, более уязвимы к повышению цен на комплектующие), но это уже другая история. Дефицит оперативной памяти может предоставить брендам ряд возможностей сломать стереотипы, но воспользуются ли они ими?
Сколько RAM вам нужно?

Главное решение, которое должны принять бренды, — это как оптимальнее всего отреагировать на эту общую для всех проблему. Простое повышение цен или сокращение объема оперативной памяти (и, возможно, объема накопителя) для удержания цен на прежнем уровне — очевидные варианты, но они же могут оказаться и самыми худшими: покупатели спросят, почему они платят больше за то же самое железо или почему в этом году ухудшились характеристики. Подождать, что сделают конкуренты, также не вариант.
Условно предположим, что бренды единодушно приходят к выводу, что у всех, вероятно, вырастут цены в 2026 году. Тогда возникает вопрос: можно ли — или нужно ли — инвестировать этот излишек во что-то, кроме памяти?
Тут явно можно предположить несколько любопытных решений. Возможно, базовый флагман за 799 долларов смог бы довольствоваться 8 ГБ оперативной памяти (чего было вполне достаточно пару лет назад) вместо 12 ГБ, а разницу можно было бы потратить на улучшение камеры. Всем нравятся качественные фотографии, а улучшенная камера, ну или еще одна — хороший способ опередить конкурентов. Как вариант, вложиться в более емкий кремниево-углеродный аккумулятор означало бы привлечь гораздо больше внимания, чем слегка увеличить объем оперативки.
Возможно, телефоны среднего ценового сегмента наконец-то смогут позволить себе дорогостоящую защиту от воды и пыли (IP-рейтинг) или больше вложений в дизайн и материалы. Как вариант, производители могли бы сосредоточиться на уникальных программных фишках, всяких штуках вроде аппаратных клавиш, беспроводной зарядки в стиле MagSafe или других мелочах, которые часто отличают смартфоны флагманского уровня от среднего.
Реально ли сэкономить на оперативке в эпоху ИИ?

Не поймите неправильно — оперативная память важна, но 8 или даже 6 ГБ достаточно для одновременного запуска нескольких игр без перезагрузки. На самом деле, проблема заключается в настойчивом утверждении искусственного интеллекта в качестве next big thing — следующего большого шага в мобильной индустрии. Для того, чтобы ИИ обеспечивал мгновенный доступ и отклик офлайн-моделей, когда они вам нужны, требуется много оперативной памяти. Именно по этой причине Google резервирует 3 ГБ оперативной памяти для Gemini Nano в своих последних «пикселях».
Для смартфона с 12 или 16 ГБ памяти это нормально, но при более жестких ограничениях, например, если у вас 8 ГБ, приходится решать, что важнее: ИИ-функции или скорость отклика приложений. Учитывая неоднозначное восприятие инструментов ИИ, вряд ли многих пользователей сильно расстроит, если некоторые офлайн-функции будут загружаться немного дольше. Тем не менее, если вы планируете выпустить топовый смартфон с поддержкой ИИ, наличие в нем большого объема оперативной памяти сегодня практически не обсуждается.
Есть и еще один аспект, о котором теперь не особо говорят: улучшенное управление памятью. Более интеллектуальное удаление приложений, более агрессивные ограничения фоновых процессов и, возможно, даже использование этого страшного-ужасного пространства подкачки — все это может позволить более эффективно использовать ограниченный объем оперативки. Это не решит проблему волшебным образом — ИИ-модели, в частности, все еще очень прожорливы — но этого может быть достаточно, чтобы смартфоны, в которых нельзя установить 12 или 16 ГБ оперативной памяти, работали лучше.
Фактически рынок делится на два сегмента: крупные бренды, которые могут покрыть расходы на оперативную память или переложить их на потребителей, чтобы выжимать максимум из возможностей ИИ, и более мелкие игроки, которые не могут этого сделать.
И хотя это уже отчасти так — у Google и Samsung две крупнейшие ИИ-экосистемы, несмотря на то, что Nano работает с довольно скромными требованиями, — разрыв может увеличиться, если возникнет расхождение между смартфонами, которые могут и не могут соответствовать будущим аппаратным требованиям. Аналогично и пользовательский опыт может сильно различаться у смартфонов с выделенной оперативной памятью для ИИ и у тех, у кого её нет.
Возможно, это и хорошо. ИИ не пользуется всеобщей любовью в мобильной сфере (да и вообще где бы то ни было), и то, что некоторым компаниям придется искать альтернативные способы дифференцировать свою продукцию, может быть полезно. Возможно, бренды, которые больше ориентируются на время автономной работы, фотосъемку или оригинальный дизайн, будут иметь больший успех, чем конкуренты, одержимые ИИ, — но я сомневаюсь, что это сочтут подходящей основой для многих корпоративных стратегий.
Кризис не навсегда

Впрочем, разработка смартфонов занимает годы, а не месяцы. Изменение планов в последнюю минуту ради поправки на взрывной рост цен на оперативную память в последние несколько месяцев маловероятно. Например, в линейке Samsung Galaxy S26 вряд ли смогут что-либо с этим поделать, кроме как увеличить стоимость или перейти на несколько другую конфигурацию оперативной памяти. Изменение большего числа функций исключено.
Однако для смартфонов, которые выйдут во второй половине 2026 года, будет побольше времени, чтобы взвесить разные варианты. Существуют оптимистичные ожидания, что кризис несколько ослабнет к началу 2027 года, и в таком случае лучше всего подождать. Но дефицит оперативной памяти вполне может сохраняться и дольше следующего года. Если так и будет, возможно, стоит задуматься о том, как создавать более интересные смартфоны без огромных объемов оперативной и встроенной памяти ради роста технических характеристик или обеспечения моделей искусственного интеллекта следующего поколения.
Я, ясное дело, не считаю, что дорогая оперативка – это хорошо, если только не говорить об отличной возможности для некоторых брендов. Это создаст проблемы, которые, по крайней мере, временно, затруднят покупку устройств и повысят их стоимость. Тем не менее, у брендов может появиться небольшой шанс изменить существующее положение дел в течение следующих года-двух. Нам просто нужно подождать и посмотреть, сможем ли мы что-нибудь выгодно купить благодаря этим изменениям.