Интернет для нейросетей, а не для людей? IT-гиганты говорят — да!

Примечание редакции Mobile-review.com. Мы подбираем материалы в раздел «Мнение», чтобы показать то как воспринимают рынок, компании в других странах. Мнения в таких материалах зачастую не совпадает с взглядами нашей редакции, но дают понимание рынка, его медийной составляющей.

По материалам TheVerge

В последние полтора года крупнейшие компании, развивающие искусственный интеллект, незаметно выработали подход к созданию приложений и сервисов следующего поколения. Он позволит ИИ-агентам от любой компании легко получать доступ к информации и инструментам в Интернете стандартизированным способом. Это ключевой шаг к созданию работающей экосистемы ИИ-агентов, которая может реально окупить часть огромных затрат, которые уже понесли компании. Всё начинается с аббревиатуры из трёх букв: MCP.

MCP, или Model Context Protocol, начинался как личный проект двух сотрудников Anthropic, но с момента создания в середине 2024 года был широко внедрен такими компаниями, как OpenAI, Google, Microsoft и Cursor. Есть даже намёки на то, что Apple будет использовать MCP в своей будущей версии Siri с поддержкой искусственного интеллекта. У MCP были конкуренты, но пока это была война за стандарты без реальной борьбы — MCP быстро распространился в отрасли.

И теперь можно заявить официально: на уходящей неделе Anthropic отдала MCP в безвозмездное пользование Linux Foundation — и присоединилась к OpenAI, Google, Microsoft, AWS, Block, Bloomberg и Cloudflare в деле создания нового фонда под названием Agentic AI Foundation (AAIF). Цель фонда — «продвижение агентного ИИ с открытым исходным кодом». Щедрый жест Anthropic и передача управления MCP нейтральному субъекту, вероятно, помогут ускорить его рост.

Этот шаг также должен изменить принцип работы систем искусственного интеллекта в том виде, в каком мы их знаем. Для компаний, занимающихся ИИ, MCP — это новый стандарт, регулирующий то, как эти системы должны получать доступ к приложениям, инструментам и информации, — а значит, и то, как люди используют интернет.

Интеллектуальный пинг-понг

MCP, по сути, указывает моделям ИИ, к каким внешним инструментам, источникам данных и рабочим процессам они могут получить доступ, а затем позволяет им подключаться и выполнять задачи. К примеру, когда кто-то использует Claude для выполнения задач в Slack, MCP выступает как инструмент авторизации и установки соединения между сервисами. Именно он дает возможность Claude перенаправить вас в Slack и получать уведомления после входа. И это позволяет Slack сообщать Claude, к каким инструментам, ресурсам и функциям он может получить доступ — по сути, «покажи, что у тебя есть», как говорит Конор Келли, менеджер по продуктовому маркетингу MCP в Anthropic.

Для пользователя же это просто означает, что Slack и Claude могут легко работать вместе — этакий «интеллектуальный пинг-понг», как описывает идею MCP ведущий менеджер по продукту Anthropic Майк Кригер. Когда кто-то просит Claude отправить сообщение в Slack коллеге, Claude знает, что сервер MCP в Slack подключён, что существует инструмент для отправки сообщений и что он может получить доступ к этому инструменту. Когда всё готово, Slack говорит Claude, что всё прошло успешно, затем Claude уведомляет пользователя. Сообщение отправлено.

Если вы представляете, как работали компьютеры до появления ИИ, всё это может выглядеть для вас как набор API — и, возможно, вы помните, что веб-приложения и сервисы, открывающие свои API друг для друга, были основой эпохи Web 2.0, а в конечном итоге — бума мобильных приложений в эпоху магазинов приложений, который приносил огромную прибыль. И перенаправление пользователей (и их денег) из приложений и с сайтов на ИИ-агентов — один из немногих вариантов того, как огромные инвестиции компаний могут начать окупаться. Но ИИ-агентам нужны новые типы API, и MCP выглядит как стандарт, который подойдет для этих API. Страничка MCP амбициозно сравнивает его с повсеместно распространённым USB-C.

MCP изначально был личным проектом двух инженеров Anthropic Давида Сории Парра и Джастина Спар-Саммерса. Первоначально они не ставили перед собой цели создать отраслевой стандарт. Ребята просто хотели, чтобы сотрудники Anthropic чаще пользовались Claude на повседневной основе. Им казалось, что в чат-боте чего-то не хватает — как рассказал Сория The Verge, способности связываться «с внешним миром, который тебе действительно дорог, с тем, с чем взаимодействуешь». Первоначально он назвал сервис Claude Connect.

Оказалось, что другие сотрудники Anthropic с этим согласны. На хакатоне в октябре 2024 года практически все использовали этот протокол для создания своих проектов. «Это был момент в компании, когда все подумали: «О, что-то в этом есть», — говорит Сория. Они со Спар-Саммерсом получили одобрение Кригера на разработку полноценного проекта с открытым исходным кодом, который они выпустили незадолго до Дня благодарения — довольно намеренно, по словам Сории, чтобы люди могли оторваться от дел семейных и его оценить.

Полоса признания

Кригер делится, что изначально «кейс мечты» для MCP он видел в том, чтобы чтобы заполучить всего одну дополнительную возможность для его внедрения в числе передовых технологий. Но он довольно быстро получил широкое распространение. 19 марта Microsoft объявила о поддержке MCP в своём Copilot Studio. Через неделю генеральный директор OpenAI Сэм Альтман написал: «Люди любят MCP, и мы рады добавить его поддержку во всех наших продуктах». Четыре дня спустя генеральный директор Google Сундар Пичаи запостил опрос, написав: «Быть MCP или не быть — вот в чём вопрос. Дайте знать в комментариях». Протокол даже засветился в наружной рекламе в Сан-Франциско, а имеющиеся намёки на поддержку MCP в бета-версиях iOS свидетельствуют о том, что Apple может исправить неудачу с агентной Siri, приняв зарождающийся стандарт.

MCP стал популярным отчасти потому, что его создатели провели много времени, наблюдая и изучая, чего разработчики на самом деле хотят от систем на основе ИИ. Он «вобрал в себя уже существующие в то время паттерны», — говорит Сория. OpenAI использует MCP для поддержки приложений ChatGPT, представленных ранее в этом году, например, Booking.com, Canva, Coursera, Expedia, Figma, Spotify и Zillow, а также для подключения к таким сервисам, как Notion и HubSpot. Anthropic использует его для подключения к Slack, Asana, Box, Square, Stripe и многим другим.

На данный момент MCP фактически превратился в совместный проект нескольких компаний. Группа «главных сопровождающих» постоянно обсуждает его на Discord и GitHub, а представители Google, Microsoft, OpenAI и других компаний периодически встречаются лично, рассматривая способы устранения проблем и улучшения протокола. Об этом рассказал The Verge Ник Купер, который руководит техническими аспектами MCP в компании OpenAI.

Связь с Anthropic как сдерживающий фактор.

Впрочем, возможно, развитие стандарта сдерживали связи MCP с Anthropic. Последняя всегда сохраняла протокол открытым, но до сих пор любые улучшения, вносимые другими компаниями, могли потенциально стать частью интеллектуальной собственности конкурентов — и теоретически Anthropic всё ещё может однажды заблокировать MCP. Передача его Linux Foundation устраняет эти опасения.

Anthropic не единственная компания, которая передаёт что-то Linux Foundation. Block предоставила Goose, своего ИИ-агента с открытым исходным кодом, а OpenAI — Agents.md, описывающий базы кода для агентов. Если объединить все переданное Block, OpenAI и Anthropic, получится история «больше, чем просто об MCP, — говорит Джеки Бросамер, руководитель отдела данных и искусственного интеллекта в Block. — Протоколы — это, по сути, способы взаимодействия систем друг с другом, и это самое важное, что нужно стандартизировать».

Джим Землин, генеральный директор Linux Foundation — крупнейшей в мире организации, занимающейся открытым исходным кодом и стандартами, — работает в отрасли более двух десятилетий и лично курировал создание или расширение нескольких новых стандартов и платформ. Но даже он был шокирован органичностью распространения MCP на местах.

«Я никогда не видел ничего подобного, — делится Землин с The Verge. — Я едва успеваю отвечать на звонки от организаций, которые хотят присоединиться. Обычно я пытаюсь кого-то убедить, бьюсь за что-то… а тут все наоборот».

Джош Блыскал из компании Profound, который руководит стратегией и исследованиями в подразделении AEO (Answer Engine Optimization – оптимизация выдачи ответов. – Прим. ред.), считает, что MCP «точно станет стандартом, особенно в торговле», и говорит, что через год то, как ИИ-компании сейчас собирают информацию с сайтов, будет выглядеть «устаревшим».

Кригер говорит, что, хотя у людей, получающих доступ к сервисам напрямую через приложения и браузеры, есть будущее, «в Интернете, где большая часть взаимодействий проходит посредством MCP, есть нечто очень мощное». «Эти штуки могут работать со скоростью, близкой к большим языковым моделям, а не к людям, — говорит он. — Можно одновременно отправлять 10 запросов, глубоко анализировать данные, а не блуждать по сети, как было предназначено людям».

«В этом что-то есть…»

MCP набирает популярность еще и потому, что индустрия сталкивается с серьёзной проблемой: хотя агенты практически необходимы для извлечения прибыли из ИИ, большинство из них сейчас просто не работают как надо. Есть важные сценарии корпоративного применения, поскольку корпоративная среда более строго контролируема и предсказуема для работы агентов. Но в ряде потребительских задач они всё равно менее быстры и надёжны, чем просто возможность пользоваться интернетом самостоятельно. И причина частично кроется в том, что они часто пользуются Интернетом, созданным для людей, а не для машин, чтобы извлекать информацию.

Благодаря MCP агенты, возможно, уже немного улучшились, но в ИИ-компаниях надеются, что если его внедрят шире, это сможет серьезно нивелировать раздражающие пользователей недостатки: агенты тормозят, им надо слишком много объяснять для выполнения задачи, иногда они вообще ее не выполняют. Протокол позволяет системам напрямую общаться друг с другом, что в идеале делает их быстрее, точнее и эффективнее. Это же мечта — вместо «магазина приложений» однажды создать маркетплейс инструментов, которые агенты смогут использовать, подключаясь посредством MCP, — и в онлайн-торговле некоторые из этих инструментов позволят агентам «покупать» от имени пользователя, балансируя между ценой и характеристиками в зависимости от бюджета. Пользователям даже не нужно знать название MCP — однажды они просто поймут, что агенты могут спланировать полноценную поездку, от бронирования авиабилетов и отелей до добавления напоминаний в календарь, — быстрее, чем сами люди.

Возможно, это мечты о будущем, но шаг в направлении конкретного стандарта, такого как MCP, — это всё равно важный выбор. Например, генеральный директор Meta* Марк Цукерберг публично заявил, что с точки зрения компании было ошибкой вложить так много средств в HTML5 на заре мобильной эры вместо нативных приложений. И в первые годы существования Интернета HTTP победил другие протоколы, такие как Gopher, разработанный в Университете Миннесоты в начале 1990-х. «Каждый раз, когда вы выбираете технологию, это предполагаемый фьючерсный контракт, потому что вы хотите, чтобы у этой технологии появилась большая экосистема, много поддержки, толпы разработчиков», — говорит Землин.

«Стандарты могут приходить и уходить, — говорит Сория. — Я не знаю, как будет выглядеть ИИ-индустрия через пять лет, и думаю, что никто не может это предсказать. Конечно, я надеюсь, что MCP всё ещё будет жив». Что бы ни случилось, по его словам, «по крайней мере, мы заложили основу для более открытых стандартов в этой области».

«Если вы конечный пользователь и мало что знаете о технологиях, вы никогда ничего не услышите об MCP, — говорит Сория. — Это должно просто работать… Для вас модель просто творит свою магию и решает поставленную задачу».

Этот шаг также может помочь снизить опасения насчет безопасности, которые вызывает агентный ИИ, такие как промпт-инъекция (атака на системы с ИИ (например, языковые модели), при которой злоумышленник формирует промпт таким образом, чтобы обмануть или перехитрить модель, заставив её нарушить заданные правила или выполнить нежелательные действия. – Прим. ред.). Теперь, когда MCP перестанет принадлежать Anthropic, другие компании, особенно хорошо разбирающиеся в безопасности, могут внести улучшения в протокол, чего они раньше избегали. «Я считаю крайне важной большую открытость проекта из-за того, что ряд аспектов для нас в Anthropic не приоритетны, но для других являются таковыми. Аутентификация и безопасность — как раз в их числе», — говорит Кригер.

«Когда все вместе работают над стандартом, чтобы улучшить технологию, сделать её более безопасной, чтобы она могла эффективно выполнять доверенные платежи, предоставлять лучший способ безопасной коммуникации, именно тогда рынок реально работает», — говорит Землин.

P.S. Автор перевода выражает большую признательность ИИ ChatGPT, который помог разобраться в теме. Ответы нейросети на вопросы, которые ранее пришлось бы адресовать глубоко разбирающимся в теме людьми, оказались весьма полезны. Успеха чат-ботам и процветания с новыми возможностями, открываемыми протоколом МСР.

*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

k.ivanov@mobile-review.com
наверх