Привет.
Мерцание заполняет экран старого телевизора с выпуклым кинескопом, белые точки скачут по экрану, а из динамика раздается перемежающееся шипение. Возможно, что это мое первое в жизни воспоминание о том, как мне встретился белый шум. Назвать громкое шипение динамика приятным или расслабляющим невозможно, да и белые мухи, скачущие по кинескопу, выглядят как нечто несуразное. На дворе 1980 год, в Москве готовятся к летней Олимпиаде, а в мире все больше задумываются о том, что белый шум может найти применение в новых областях. Явление белого шума известно около ста лет, его можно описать в физических терминах, но для большинства это просто шипение, различающееся разным уровнем громкости. Или вот такая визуализация, которая хорошо объясняет явление. За физической подоплекой белого шума можно отправиться, например, в эту статью, мы же поговорим о другом.
Второе мое столкновение с белым шумом произошло в нулевые на Манхэттене, комната отеля в Трибеке была оснащена большим агрегатом, установленным над дверью, он напоминал внутренний блок сплит-системы, но выполнял другую роль. Атриум отеля до позднего вечера был наполнен гостями — шумные вечеринки и громкие разговоры. Агрегат шумел и заглушал внешний шум, отвлекал от него. Первое впечатление тогда — безумно раздражает. Шум отвлекал, забивал внешние звуки, но сам являлся не меньшим раздражителем, просто другим. Выключаешь генератор белого шума и снова слышишь людей, непонятно, что было лучше, выбор из двух зол. Консьерж посоветовал дать шанс системе, уверял, что через полчаса работы я перестану слушать какие-либо шумы. Так оно и вышло, мозг прекратил воспринимать белый шум как нечто заслуживающее внимания, стал отфильтровывать его. Создалось впечатление, что я живу в тишине, хотя, конечно, это был обман. Высыпался не так хорошо, как обычно, но стало попроще переносить джетлаг и не отвлекаться на людей, которые общались снаружи. Интересно, что и сами двери в номера были с не очень заметной звукоизоляцией, но происходящее внутри забивалось этими генераторами белого шума.
История приписывает создание первого подобного агрегата коммивояжеру из США, чья жена выросла в мотелях, где постоянно работали кондиционеры. Она не могла спать без привычного шума, но в кондиционере при этом не нуждалась. Муж создал генератор белого шума, который позволял ей комфортно засыпать. В наше время таких машин существуют десятки на любой вкус. Изучение белого шума породило идею наушников с шумоподавлением, когда внешние шумы анализируются и создается контршум, их подавляющий. Не белый шум, как иногда ошибочно думают, а именно картинка, обратная тому, что слышат извне наушники. Так что можно поблагодарить всех, кто принимал в этом участие, они создали для нас очень полезную штуку, которая позволяет отгородиться от звуков города.
Американский рынок стал ключевым для развития идеи “белого шума”. Вам предлагают разнообразные продукты вокруг этой идеи, причем сам термин “белый шум” превратился в своего рода торговую марку, которая описывает целый класс разных товаров. Подкасты, устройства для взрослых и детей, книги, объясняющие феномен, и сотни статей об этом, где приводятся причины за и против. Чтобы осознать масштаб индустрии, достаточно сказать, что на Spotify есть десятки подкастов, транслирующих шипение белого шума. Одноименный подкаст “Белый шум” имеет около 50 тысяч прослушиваний в день, он стабильно входит в топ 25 подкастов на платформе. Рекламный доход в месяц — около 18 тысяч долларов, саму рекламу вставляют только в начале и в конце. Ровно такой же подкаст, “12 Hours Sound Machine”, зарабатывает на платформе Apple около 10 тысяч долларов в месяц, подписка стоит 2.99 доллара в месяц.
Кажется, что это какой-то нонсенс, люди оплачивают прослушивание шипения, но тут ровно та же история, что была у меня в отеле, — выбор из двух зол. В современных мегаполисах проблема звукового загрязнения стоит как никогда остро, и каждый город пытается с ней бороться. В качестве примера можно и нужно приводить Нью-Йорк, огромный и очень шумный мегаполис борется со звуками своей жизнедеятельности на постоянной основе и всегда пытается достичь баланса. В городе жителей учат тому, что нужно заставлять соседей быть потише, что не всегда возможно, особенно в старой застройке, где слышимость максимальна. Как-то, живя на Хаустон-стрит, столкнулся с тем, что слышал все, что говорили посетители забегаловки, которая находилась тремя этажами ниже, бесценный опыт.
Городской шум можно условно разделить по уровню звучания, приведу табличку.
Табличка взята мной из звукового кода поведения для Нью-Йорка, очень полезный документ, который описывает проблему. И призывает звонить 311 (городской номер помощи), когда что-то идет не так. Источником “плохих” звуков может стать даже неправильно установленный кондиционер, и тут призывают жаловаться на соседей, чтобы они исправляли эту проблему. Таких примеров множество, но самое главное, что звуковое воздействие в Нью-Йорке постоянное, город просыпается очень рано, а гудки грузовиков или пожарных машин слышны и глубокой ночью, не спасают даже верхние этажи отелей на Манхэттене. Город, который никогда не спит.
В отличие от Нью-Йорка, людям нужен здоровый сон, и они пытаются его найти, сменить квартиру зачастую невозможно, а вот купить беруши и маску может почти каждый. Обратите внимание на американские фильмы, в них люди часто спят в масках и используют беруши, привычка появилась не на ровном месте, она въелась в культурный код американцев. Они стараются нивелировать внешнее звуковое воздействие.
Наверное, всевозможные устройства, генерирующие белый шум, можно воспринимать как попытку решить вопрос шумного города. Это часть огромной индустрии сна, которая постоянно придумывает, как дать людям то, что они хотят получить. Если у вас нет возможности жить в Лос-Анджелесе и вы человек Нью-Йорка, а бытует мнение, что люди делятся на тех, кому нравится либо один, либо другой город, то все эти приспособления для вас просто необходимы. Живущих на Пятой авеню у Центрального парка или поблизости в расчет не принимаю, у них тишина входит в социальный пакет жилья, которое исчисляется кругленькими суммами. Самый дорогой товар в Нью-Йорке — это не недвижимость, а именно тишина и покой, которые вы можете получить за свои деньги. Особый шик — иметь возможность жить в центре Манхэттена, где живет меньше людей, чем приезжает на работу ежедневно, плюс прибавляем туристов, которым здесь словно медом намазано.
Маркетинг описывает товары, продвигающие “белый шум”, с разных точек зрения, одно из сравнений меня покорило: “В утробе матери вас окружает белый шум, сердцебиение, работа кровеносных сосудов, шум тела, и мы воссоздаем этот звук для вас и вашего ребенка”. Детские врачи, как обычно, делятся на два лагеря, одни соглашаются, что белый шум может убрать внешние шумы, а другие призывают осторожно относиться к этой технологии, так как она может быть вредна для детей и подростков. Более того, она не имеет аналогов в нашей истории. Покидая утробу матери, человек живет во внешнем мире, и возвращать его обратно даже частично, возможно, плохая идея. Тем не менее, образ детей используется вовсю, и есть продукты, ориентированные на самых маленьких, их готовы защищать от звуков внешнего мира.
Стоимость машин для сна, создающих белый шум и ничего больше не делающих, колеблется в широких пределах. Например, популярный в Штатах Dohm стоит около полтинника.
Примечательно, что это устройство можно назвать классическим и производитель подчеркивает, что внутри используется настоящий вентилятор, который создает белый шум в двух вариациях. Тут подчеркивается, что белый шум на смартфоне — это нечто иное, не такое реальное. Глупость несусветная, но тоже маркетинг, который подчеркивает отличия выбора.
Компания Bose выпускала очень неудачное решение — наушники для сна SleepBuds. Их преследовали различные технические проблемы, да и особой популярности они не снискали, слишком дорого и неудобно, спать в наушниках — еще то удовольствие.
Но разные компании все еще стремятся создавать свои решения для сна, это большой и развитый рынок, если говорить про Северную Америку, в меньшей степени он существует в Европе и совсем мал в России. В Россию большая часть устройств приезжают из Китая, где они создаются под рынки Америки — колонки, мягкие игрушки с белым и розовым шумом (второй мало чем отличается, в чем-то это также маркетинг).
Например, у нас можно найти вот такого мишку — Drёma BabyDou. Насколько это полезно для ребенка, судить, конечно, родителям, на мой взгляд, использование белого шума работает, но последствия для развития вашего чада неизвестны. Готовы вы рисковать или нет, решать вам.
У меня нет сомнений в том, что белый шум работает и позволяет решать задачи того, как отрешиться от внешнего шума. Но если смотреть на суть этой технологии, то получается, что мы задействуем наш мозг как фильтр, он начинает тратить свой ресурс на то, чтобы отсекать внешний искусственный шум, который мы сами создали. И отсекает все другие шумы, так как сосредоточен на той задаче, которую мы ему подсунули. Проблема тут в том, что мозг все равно работает, он не отдыхает так же, как в ситуации, когда вокруг нас тихо. И это повод задуматься о том, как нужно изменить свою жизнь, чтобы вас не окружал постоянный шум города. В Нью-Йорке это невозможно сделать, в Москве и других городах звуковое загрязнение не так выражено, оно значительно меньше для большинства жителей. Но это не значит, что в наших краях такой проблемы не существует, она тоже есть, и нужно, так или иначе, уделять ей внимание.
Вы страдаете от шума города дома? Пытаетесь избавиться от него в квартире?