Apple разрешила альтернативные магазины приложений: что надо, чтобы Mir Pay и «Сбербанк» появились на iPhone?

Table of Contents

25 января Apple выпустила пресс-релиз «Apple объявляет об изменениях в iOS, Safari и App Store в Европейском Союзе». Пожалуй, можно сказать, что этот пресс-релиз ставит точку в эпохе, начавшейся в нулевые, когда интернет-компании зарабатывали миллиарды по всему миру, не неся ответственности перед странами и руководствуясь лишь собственными интересами.

Да даже ещё 3-4 года назад казалось, что та же Apple – это неприступный бастион. Помните, как всерьез рассуждали, что Apple не удастся заставить предустанавливать обязательные российские приложения на iPhone? И, кажется, все слегка удивились, когда корпорация не стала сильно артачиться и добавила дополнительный стартовый экран с российским ПО.

Однако Россия не уникальна. Подобные подводные бурления происходили по всему миру. Постепенно Apple стали теснить на всех рынках, где гаджеты компании играли значимую роль.

Так, в 2023 году в Южной Корее Apple обязали разрешить альтернативные варианты оплаты приложений и подписок (раньше пользователи могли платить только через App Store). Ну а решение Евросоюза поставило жирную точку.

И, пожалуй, даже немного жаль, что Евросоюз – это куча враждебных стран, так как закон-то приняли дельный и нам бы такой тоже не помешал.

Что за закон приняли?

Евросоюз принял закон Digital Markets Act, который должен способствовать росту конкуренции путем упрощения доступа сторонних компаний на платформы, созданные доминирующими игроками, так называемыми гейткиперами (gatekeeper – привратник).

В трактовке Евросоюза привратники-gatekeeper’ы — это крупные цифровые платформы (Apple, Google, Microsoft, Amazon и тому подобные), предоставляющие так называемые базовые сервисные системы, такие как интернет-поиск, магазины приложений, службы обмена сообщениями.

3.5 года понадобилось, чтобы предложение стало законом.

В принятом законе есть три ключевых пункта:

Сразу скажем, что третий пункт – это благо и для владельцев Android. Например, сейчас условный Samsung запрещает на своих смартфонах удалять приложение Google или YouTube. Их можно только отключить. Это прямо противоречит тому, что прописано в законе.

И компании-гейткиперы будут следовать закону, так как провинившихся ждёт неприятнейший штраф. Для первого раза виновника оштрафуют на 10% от мирового годового оборота (то есть штрафовать будут с не оборота на рынке конкретной страны, а с общего оборота со всех рынков, где работает компания). Если это не поможет, то будут выписывать 20% штрафы. Если же и это не поможет, то после проведения расследований могут быть наложены и дополнительные штрафы.

Впрочем, скорее всего, дополнительные меры не потребуются, так как, например, оборот Google за 2022 год составил без малого 280 млрд долларов, а оборот Apple — 394 млрд долларов. Даже штраф в 10% от таких сумм уже претендует на внесение в книгу рекордов Гиннесса.

Как он повлияет на Apple?

Если пользователи Android радуются третьему пункту (потому что альтернативных магазинов приложений у нас и раньше было много), то владельцы айфонов должны радоваться первому и второму пунктам, которые разрешают устанавливать приложения и проводить платежи за пределами платформы. Создатели приложений не любят встраивать оплату внутри приложений, потому что придётся платить 30% комиссию в пользу Apple.

Но это в теории. Давайте посмотрим, как Apple подошла к снаряду. Хочется сказать, что это то ещё пройдошество, но такого высшего качества, что им нельзя не восхититься. Называется, так разрешили, что лучше бы не разрешали.

Итак, в соответствии с законодательством Apple в iOS 17.4, которая пока что доступна в бета-версии, разрешила следующее:

В чём подвох?

До сего момента изменения выглядели как сказка, воплотившаяся в реальность. Однако Apple не была бы Apple, если не позаботилась о себе.

Итак, если разработчики хотят отправиться в свободное плавание и создать альтернативный магазин приложений или распространять своё приложение не через AppStore, то они обязаны принять новые бизнес-условия. Разработчики могут решить, переходить на новые условия или оставаться на прежних.

Теперь же Apple предлагает 3 пункта:

Итак, давайте посчитаем. Для примера представим, что вы разработчик, который решил продавать игру за 1 доллар. И, допустим, игра выстрелила и была установлена 10 млн раз, то есть заработала 10 млн долларов.

По старой системе разработчик заработал бы или 8.5 млн долларов (комиссия 15%, если он входит в программу малого бизнеса от Apple), или 7 млн долларов, если комиссия 30%.

Но если наш разработчик сделал какую-то неполиткорректорную и негендернонейтральную игру, которую не приняли в AppStore, и решил распространять её через альтернативные магазины, то, согласно калькулятору на сайте Apple, придется в месяц платить 407 609 долларов. То есть за год разработчик отдаст 4.9 млн долларов налогов и заработает 5.1 млн долларов. И это ещё при условии, что альтернативный магазин приложений не будет брать никаких комиссий. А, скорее всего, альтернативный магазин приложений тоже будет брать комиссию, потому что надо же как-то деньги зарабатывать.

Соответственно, разработчики задумаются о том, как дополнительно монетизировать пользователей, которые установили их приложение, чтобы компенсировать потери. Ну, или просто поднимут стоимость приложений.

При этом сама Apple говорит, что благодаря её инициативе 99% смогут зарабатывать больше и только 1% разработчиков будет платить технологический сбор. Однако именно эти «киты», приложения которых качают миллионы пользователей, и будут приносить основной доход.

Появится ли Mir Pay и приложения банков на iOS?

И вот мы и добрались до самой мякотки, как любил говаривать дубайский техноолигарх Павел Дуров, наезжая на сотрудников ДПС.

Выше мы представили благоприятный вариант, когда приложение зарабатывает. Однако 50 евроцентов взимают с установки любого приложения, даже если оно бесплатное.

В России более 13 млн айфоноводов. Пусть 10 млн из них понадобится приложение Mir Pay, чтобы расплачиваться со смартфона. Тогда НСПК (разработчик Mir Pay) должна будет заплатить Apple 4.9 млн долларов, или 440 млн рублей.

Таким образом видим сразу несколько проблем:

Вопрос в том, захочет ли Apple не просто соблюдать санкции, но тщательно контролировать их выполнение. Вполне вероятно, что да, так как иначе Apple рискует попасть под огонь яростной критики. Ведь весть о том, что эти русичи качают на iPhone приложения «Сбера» и Mir Pay и наслаждаются жизнью, разлетится быстро.

Но и даже если взять благоприятный сценарий, когда Apple ослабила контроль, европейцы (которые считают, что поездки в Европу и использование айфонов – это привилегии, которые надо заслужить) и без Apple легко прищучат альтернативные магазины приложений (так как компании, организовавшие альтернативные магазины, должны же будут находиться (иметь представительства) на территории Евросоюза).

История с российскими приложениями в альтернативных магазинах может стать успешной, только если не будет массовой (то есть не будет привлекать внимания). Чисто теоретически, чтобы не платить денег, условная НСПК должна создать 13 отдельных приложений Mir Pay с разных аккаунтов разработчиков, и на каждое приложение придётся до 1 млн пользователей, и тогда можно будет не платить.

Другой вариант – это если НСПК подойдет к вопросу, разделив затраты с банками, и тогда любое банковское приложение будет попутно содержать ещё и встроенный Mir Pay, позволяющий добавить карту любого банка.

Но, конечно, оба варианта подразумевают жесткий контроль популяции айфоноводов в России. Возможно, стоит подумать о введении дополнительного налога на владение айфоном. Или повысить цены на iPhone, запретив параллельный импорт. Ну или, в конце концов, если ничего не поможет, то можно снизить благосостояние граждан, чтобы смартфон за 100 тысяч стал несбыточной роскошью.

[email protected]
наверх