В прошлый раз мы познакомились с основами сферической съемки. И даже сняли свою первую 360. На смартфон, воспользовавшись бельевой веревкой. Сегодня же разберемся с ситуацией, в которой можно немножко согрешить. Затем научимся клонировать людей. И найдем на панораме место, в котором всегда прячется фотограф.
Не тяжкий грех
Я неоднократно твердил о том, что главное в сферической съемке — блюсти нодальную точку. Миллиметр туда или сюда — и все, ничего не получится!
Но возникает законный вопрос: как тогда снимаются сферы с дрона? Который смещается под действием ветра и прочих напастей по своим осям на добрый метр или даже два?
Давайте разбираться сообща. Вот вам картинка:
Точка «А» — это место съемки. «В» — объект переднего, а «С» — заднего плана. При этом «В» и «С» неподвижны, меняется только местонахождение «А». В первом случае «А» удалена и от «В», и «С». А во втором находится поблизости от «В».
Вспоминаем камеру-обскуру. Что видим? Чем ближе находятся объекты, тем больше возникает пространственных искажений. И наоборот: чем дальше находится точка съемки, тем меньше сказывается эффект параллакса. Таким образом, смещения нодальной точки в первом случае не столь трагичны, как во втором.
Теперь все то же самое, только человеческим языком: природу и городские виды можно снимать даже с рук. Во всех остальных случаях без штатива и панорамной головки — никак.
Частный случай, когда можно согрешить — съемка с дрона больших, открытых пространств. Да, коптер болтается на ветру. Но так ли это важно, если рядом нет исторических шпилей, небоскребов, иных построек? И совсем иное дело, если они все же есть: вот тут уже крайне важно соблюдать нодальную точку и прочие премудрости.
В случае с аэросъемкой желаемый результат достигается либо за счет выбора очень высокой точки (удаленной от всего), либо за счет съемки в условиях полного безветрия и отсутствия иных помех (отражающих и железных поверхностей, ретрансляторов мобильной связи, линий электро- и прочих передач; все это умножайте на три в условиях плотной городской застройки).
Эту панораму снял в горах Грузии. Было ветрено, и дрон крепко «штормило». Но значительная удаленность от горных вершин и долин позволила снять ее без существенных огрехов.
Клонирование
Невзирая на удобство пользования специализированными камерами (для съемки 360-панорам; еще поговорим о них позже), съемка классическим оборудованием – обычными зеркальными или беззеркальными камерами – имеет свои неоспоримые преимущества.
Их несколько. Начну с самого увлекательного, даже креативного момента — клонирования объектов в кадре.
В прошлый раз, снимая сферу на смартфон, вы уже крутились туда-сюда, покадрово запечатлевая окружающее вас пространство. Теперь представьте, что снимали вы не с рук (опираясь на палку или вытянутую веревку), а со штатива. Представили?
Прекрасно. Тогда предположим, что по горизонту съемку вы вели четырьмя секторами: спереди, сзади и по бокам. Внимание, вопрос: что мешало лично вам (вашим друзьям или ассистентам) поочередно оказаться в каждом из них?
Ответ очевиден — ничто, кроме фантазии. Таким образом, вы смогли бы клонировать людей или предметы, поочередно перемещая их из одного сектора в другой. Вот живой пример, снятый мной подобным методом в интерьерах одного из рижских отелей.
Обратите внимание, что в съемке приняли участие всего пятеро человек. Но я их поочередно расположил в разных секторах сообразно своему замыслу так, чтобы получить в итоге четырнадцать персонажей.
Как все это собирается в одну кучу — разговор отдельный. Который надо вести с чувством, с толком, с расстановкой. Поэтому временно заострю ваше внимание лишь на креативной составляющей. Дескать, и так тоже можно. К слову, этим же способом «выпиливается» из кадра фотограф: просто он всегда находится с тыльной стороны камеры.
Другое применение этой методики — фотомонтаж: имея под руками архивные фотографии, всегда можно вычислить исходную точку съемки и наложить исторические фрагменты на реалии дня.
Так, например, я поступил с Бранденбургскими воротами в Берлине: нашел архивное фото времен Второй мировой и снял сферу из этой же самой точки. В итоге получилась такая вот картина:
Наложение истории на современность — самый интересный, но, вместе с тем, и самый сложный жанр. Во-первых, качество архивных кадров не всегда высокое. Во-вторых, непросто угадать и точку съемки, и изначальное фокусное расстояние. Не говоря уже о том, что некоторых зданий тогда еще и в помине не было. Или наоборот — были, но их уже нет. И как теперь все это «переженить» — вопрос не только технический, но и глубоко художественный.
По маленьким кусочкам
Второй неоспоримый плюс съемки «обычными» камерами — непритязательность к матрицам. Да-да! Совершенно неважно, снимаете вы крутой камерой или же самой простенькой, торгующейся в супермаркетах с пометкой «для начинающих фотолюбителей». В разы важнее оптика, используемая при съемке.
Разумеется, в идеале надо снимать и крутой камерой, и не менее крутой оптикой. Но если выбирать, то приоритет следует отдавать второй составляющей. Это раз.
Два: если камера слаба, а деньги на шикарный объектив еще не накопились, идем крайне трудоемким, но самым доступным путем — снимаем неважно чем, главное — на длинном фокусе.
Например, берете вы самую дешевую камеру и пристыковываете к ней самый дешевый же «портретник» (плюс-минус 50 миллиметров). Щелкаете все по кругу. В итоге получаете несколько десятков условно 12-мегапиксельных кадров. Каждый из которых — крупный план одного из фрагментов окружающего вас пространства.
Затем, собрав все эти маленькие картинки в одно большое полотно, получаете в итоге изображение размером в несколько сотен мегапикселей. В плоской развертке его можно распечатать на плоттере размером с высотный дом. Без потери качества.
По сути, съемка на смартфон — частный случай «дешевого» решения: основная камера смартфона, как правило, имеет объектив с фокусным расстоянием от 28 миллиметров (в пересчете на 35-мм формат). Таким образом, для получения полной сферы надо сделать около 30 кадров.
Для сравнения: при съемке «крутой камерой, без фанатизма» обычно используется фишай-объектив с фокусным расстоянием ~8 мм. Простым делением одно на другое получаем, что итоговое количество кадров «большой камерой» будет раз в пять меньше.
Таким образом, упрощается процесс как съемки, так и постобработки. В то же время итоговое качество — после приведения изображения к одинаковой размерности — будет сравнимым. Можете убедиться в этом сами: две предыдущие панорамы я снял «большой камерой». А вот эту — уже самым обычным телефоном:
Если бы я снял эту сферу «большой камерой», то сделал бы всего 5 кадров. Крепко сэкономив время на постобработке. Но я не поленился, отсняв 30 кадров на телефон. И затем долго собирал их по крупицам в специальной программе на компьютере. Мораль той басни: если нечем, но очень надо, то все возможно. Но «правильной» техникой снимать как минимум легче, проще и быстрее.
Еще одна ситуация, когда вам потребуется длиннофокусный объектив даже на самой «крутой камере», — съемка гигапиксельных панорам. Это редкий, но крайне любопытный случай: например, таким способом были сняты панорамы Лондона, Токио, Парижа разрешением более 300 гигапикселей. На них можно разглядеть даже номера машин, расположенных за несколько километров от точки съемки!
В данном случае используется уже знакомый вам метод, описанный выше. Только оптика используется посерьезней. Та, которая применяется в спортивно-репортажной фотографии, — с фокусным расстоянием от 600 мм. И камеры с матрицами высокого разрешения.
Однако делается тут не пять-десять кадров, а несколько тысяч. Которые скрупулезно сшиваются после в одно огромное сферическое полотно. Съемка такой панорамы может занять всего несколько часов. Зато на сборку ее уйдут месяцы!
Именно это — качественная постобработка — является самым трудоемким звеном в создании всех сферических панорам. Ключевым образом влияющим на стоимость одной единственной фотографии, ценник на которую всегда округляет глаза потенциальных заказчиков под их же сдавленный стон «… сколько-сколько?».
Не золотые горы
Последнее предложение могло вызвать у вас ошибочное представление о легком способе сказочного обогащения. Дескать, зачем мне за копейки снимать свадьбы, если можно снять всего одну сферу и целый месяц жить затем в роскоши, ни в чем себе не отказывая.
С точки зрения сферического коня в вакууме все так и есть. Но, как всегда, есть нюансы: количество заказчиков всей этой красоты сегодня крайне невелико. Более того, ваш оптимизм не разделят даже в Гугле, благодаря которому сферы и вошли в нашу жизнь — через сервис Google Street View.
Не верите? Я тоже не верил, пока не оказался в их офисе, в Сан-Хосе. Гуглеры показывали свои новинки — железяки, которыми снимают уличные панорамы. Получается быстро, но с точки зрения качества — ну, такое. Я набрался смелости, спросил: почему вы снимаете сферы в таком низком качестве? И для наглядности, с известной важностью, показал им «как надо» — одну из своих 360.
Гуглер внимательно рассмотрел мою картинку, вдумчиво ответил: «Красиво, конечно. Но… зачем?». И далее объяснил мне политику партии: панорамы для них — не предмет искусства, а исключительно технический инструмент. Для визуализации улиц и последующего построения трехмерных моделей. А красиво там или нет — картам уже без разницы. Они все равно в итоге векторными получаются. Без полутеней и цветочков.
Поэтому «красивые 360» — это так, сегмент для эстетов. Который вряд ли станет массовым. По крайней мере, в ближайшее время — из-за технологических сложностей и ограничений. Их практическое применение сегодня — съемка музеев, премиальной недвижимости, прочей «коммерции». Где затраченные на съемку средства упокоятся в уже освоенных бюджетах или же будут отбиты за счет деловой активности предпринимателей.
Во всех остальных случаях они останутся уделом фанатов и любителей. Но об этом — уже в другой раз.