Всем привет.
Сегодня поговорим про облачные технологии, которые вот-вот должны уже заменить привычный офлайн-подход. Однако пока что даже сами компании полностью в облака не верят: вон Sony, согласно слухам, портативную консоль делает.
Table of Contents
Windows App
На днях наткнулся на забавную рекламу приложения Windows App. По сути, Windows App – это замена Remote Desktop, или, проще говоря, аналог TeamViewer. К слову, как у вас с отечественными аналогами этой программы? Мне тут понадобилось, и я нашел программу Rudesktop, блог которой меня поразил картинкой макбука с DVD-приводом и отсутствием скриншотов приложения. В остальном программа, кстати, работает, но бесплатно пользователю дается только 2 часа в день.
Но вернемся к Windows App, реклама которого тоже вызывает определенное смятение, потому что Microsoft рекламирует не приложение, а свое видение будущего. На текущий момент Windows App – это корпоративная система для удаленного подключения к серверу. Однако в рекламе про это не говорится. Просто девушка, сидя на остановке, с планшета подключается к компьютеру, затем врач, уходя от компьютера, через Windows App на планшете подключается к оставленному на столе компьютеру и видит карты пациентов. Затем некий высокоэффективный менеджер подключает через Type-C смартфон к проектору, открывает Windows App и демонстрирует презентацию.
Однако в целом Windows App – это мечта Microsoft: единая облачная операционная система, к которой пользователи получают доступ с любого устройства: iOS, Android, Linux, да хоть браузер Google Chrome.
У меня относительно облачной Windows две противоречивые мысли. С одной стороны, подобный подход мне нравится. Я сейчас в целом пытаюсь все по возможности делать в «облаках» — от редактирования видео и текстовых документов до игр. Если у тебя быстрый интернет с Wi-Fi 6 роутером, то так проще и удобнее.
С другой стороны, смущает, что все завязано на интернет, а я замечаю, как ухудшилась связь. Особенно это заметно, когда заходишь в метро (хоть в Москве, хоть в Петербурге) и все начинает летать. Впрочем, на деградацию связи накладываются ещё и многочисленные блокировки Рунета. Про наш сайт давно все понятно: без быстрого стороннего DNS я его даже не пытаюсь открывать на мобильном интернете. Однако сейчас, по-моему, проблемы возникают везде: от «Госуслуг» до социальных сетей. Смотришь на пустой экран и думаешь, кто виноват – интернет-провайдер, РКН, хакеры, или, может, у меня у самого ноутбук/смартфон глючит.
Портативная Sony PlayStation 5
Ходят слухи, что Sony не оставляет идеи выпустить портативную консоль PS5, которая не требует подключения к интернету. В теории развитие технологий уже позволило бы запускать игры со стационарной консоли. Хороший повод подискутировать на тему.
Давайте поностальгируем. Для меня PlayStation Portable была чудо-гаджетом. Я изо всех сил получал от нее все мыслимые и немыслимые удовольствия, активно играя. У меня были и мини-диски, а затем просто качал игры на флешку, чем, вероятно, портил настроение и корпорации, и разработчикам. Но кто в 2004 году всерьез думал, что пиратство — это плохо? Тогда даже такой мысли не возникало. Даже наоборот, была некая гордость: вот, мол, какой я умный, сэкономил денежки. В те годы среди аборигенов Рунета господствовали два принципа: Во-первых, я плачу провайдеру за доступ в Интернет. Соответственно, все, что найду в Интернете, уже было мной оплачено. Во-вторых, тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость. Именно поэтому народ зачастую «впрок» выкачивал целые библиотеки книг, музыки и фильмов (авось когда-нибудь пригодится).
Это теперь я понимаю, что разработчиков надо поддерживать звонкой монетой, потому что производство качественного продукта — дело сложное. А зачастую и не всегда прибыльное. Сейчас проще делать free-2-play релизы с примитивными механиками: дешево, а если залетит, то соберет миллионы. Для примера Candy Crush, который год имеет выручку более 1 млрд долларов. А на фоне Candy Crush даже отечественная «Смута» кажется шедевром. Хотя, честно говоря, геймплей Candy Crush увлекательнее.
Однако, несмотря на пиратство, первая PSP была успешной. Nintendo DS опередить не смогла, но было реализовано 76 млн консолей. А вот PS Vita не полетела и продавалась в 5 раз хуже. И это несмотря на то, что она была мощнее, предлагала необычные способы управления (на задней панели была сенсорная зона), да и игры были красивые. Четких причин неудач PS Vita нет. Но я придерживаюсь мнения, что консоль, вышедшая в конце 2011 года, попала под каток смартфонов. Смартфон стал самым горячим гаджетом, на фоне которого PS Vita выглядела устаревшим продуктом. Тогда казалось, что играть все будут исключительно на смартфонах. Если посмотреть игровые сайты за тот период, то про iPhone 4 писали, что это ультимативный игровой гаджет, который круче Nintendo DS. У iPhone 4 был ещё и гироскоп! Горячая новинка, можно играть как на Wii. Помните, как нереально круто смотрелась тогда Inifnity Blade от Epic Games?
С той поры практически ничего не изменилось. Смартфоны уже не вызывают того же восторга, что и раньше. Однако они прочно утвердились в качестве ультимативного гаджета для всего: развлечения, работа, общение. И людям это нравится. Это удобно. Вспомните, как было раньше. В один карман кладешь кнопочную Nokia, в другой запихиваешь iPod, в рюкзак кладешь PSP и Kindle, чтобы книжки читать, а ещё кошелек с карточками и наличными деньгами. И вот весь такой укомплектованный чешешь по своим делам. Сегодня достаточно только смартфона. Тут, конечно, зависит от удачи и ваших познаний в защите своих прав, но даже полицейские в случае проверки документов довольствуются демонстрацией паспорта из приложения «Госуслуг».
Сейчас консольные системы пытаются возродиться. Во многом это заслуга Steam и процессоров AMD. Компактные и мощные мини-ПК, способные с плохими настройками запускать даже последние ААА-игры (все равно маленький экран скрадывает огрехи графики). И вот Sony думает на таком рынке выпустить консоль, которая, разумеется, станет провалом. Например, за 3 года существования было реализовано чуть более 3 млн консолей Steam Deck. Выше приводил цифры, что PSP – это 76 млн, а Vita – 16 млн.
Почему-то и Steam, и Sony одержимы созданием собственного уникального железа для игр. А надо смотреть на Microsoft, которая не стали грести против течения, а просто взялась активно продвигать Windows в качестве приложения.
Для Sony видятся две в равной степени успешные стратегии. Первый вариант – это полноценный онлайн-стриминг на любой платформе. Не 720p, а полноценные хотя бы Full HD для всех. Представьте: ложишься на диванчик, берешь свой смартфон и запускаешь приложение PlayStation, платишь за подписку и играешь в любые игры.
Второй вариант – это если все-таки хочется, чтобы вот офлайн все работало. Тут надо отринуть гордость и идти к Apple, которая сейчас портирует на iPhone кассовые ААА-игры. Пока что получается плохо: iPhone греется и лагает, а главное, игр мало. И тут приходит Sony со своими эксклюзивами, которые можно будет запускать на iPhone. Тут случится коллаборация века, и будет синергия. Apple получит мощнейший прирост продаже iPhone, а Sony расширит аудиторию.
Однако вряд ли компании сумеют договориться: денежный вопрос все испортит. Sony явно не пойдет на то, чтобы отдавать 30% прибыли, как это требует Apple.
Впрочем, в таких случаях опасно загадывать. В 2024 году рынок, кажется, окончательно убедился, что будущее за ARM-архитектурой. И, например, ходят слухи, что в 2025 году Nvidia собирается представить графический ARM-чипсет, который по производительности будет как настольная версия GeForce RTX 4070. И это не фантастика. Тут недавно MacBook Pro на M4 Max в профессиональных задачах показывал производительность на уровне десктопной RTX 4080.
Заключение
Ну а напоследок предлагаю посмотреть на картинки итогов 3-го квартала рынка смартфонов Африки, которые хорошо показывают нарастание системного кризиса в Samsung.
Про смартфоны TECNO я узнал незадолго до того, как компания принесла нам на рекламный обзор первые телефоны. Это было году в 2018, кажется. И примерно с той поры я довольно внимательно слежу за положением компании на различных рынках и за развитием технологий. Помню, что первые смартфоны мне понравились: они были хорошо сделаны, особенно подкупала чистая оболочка без рекламы. Затем был период, когда HiOS заросла рекламой: доходило до того, что вверху общего меню всплывали рекламные мини-приложения.
Затем компания «перезапустилась»: выстроила линейки, очистила оболочку, начала развивать технологии. И постепенно это начало давать свои плоды. Сначала TECNO дышала в затылок Samsung, а потом дерзко и неожиданно захватила рынок. Теперь TECNO продает почти в 3 раза больше смартфонов в Африке, чем Samsung.
Тут, с одной стороны, можно похвалить TECNO, которая, в отличие от Samsung, протянула неграм руку дружбы и показала, что разделяет их проблемы. Например, специально для Африки было доработаны алгоритмы фотообработки, чтобы смартфоны лучше снимали чернокожих. Это, кстати, непростая задача, над решением которой до сих пор старательно бьются СМИ в США, для которых анекдот о том, как сложно сфотографировать негра в черной комнате, ни разу не анекдот.
С другой стороны, ситуация показывает, как Samsung теряет рынки. Шеф говорит, что у Samsung все идет по плану. А я, наоборот, вижу, что компания в кризисе: за последние несколько лет часто менялись директора (что говорить, если сам председатель Ли Джэ Ён относительно недавно вышел из тюрьмы, угодив туда за махинации), компания срезала 30% персонала (тут похоже на Nokia 2012 года, когда та увольняла персонал десятками тысяч), а все менеджеры еще с весны перешли на 6-дневную рабочую неделю (ну а это типично для Кореи: когда кризис, все дружно работают).
Будем держать пальцы крестом за Samsung, потому что без нее на рынке будет скучно. Хотя вот так же говорили про LG и Sony. А кто сейчас вообще вспомнит, что компании смартфоны делали (Sony ещё делает)?
P.S. Так и не прилетела заплатка системы безопасности на S23-ю серию у меня. А у вас? На линейке S24 проблем нет.