Друзья, когда в прошлом году заговорили про попытку Intel в очередной раз порадовать человечество видеокартой собственной разработки, мне поневоле вспомнились пропадающие автомобили. Так получилось, что я застал времена видеокарт Nvidia Riva128, ATI 3D Rage Pro, Voodoo Graphics, Voodoo2 и Intel 740.
Дискретная видеокарта Intel 740 вышла в продажу в 1998 году, в самый разгар эпохи AGP (предок PCI Express), она удивляла своей низкой ценой (даже для топовой версии с памятью целых 8 МБ) и, к несчастью, полной непригодностью для игр. Старые 3D-игры времен Windows 95 шли замечательно, но хиты, подобные первой части Grand Theft Auto, поставили крест на этой неудачной поделке. Поймите правильно, в те далекие времена у видеокарты было только одно назначение — игры, не было еще никаких ядер Nvidia CUDA, никаких блоков ИИ (TPU), не было и соответствующего программного обеспечения, чтобы использовать дискретную видеокарту для «работы». И когда запускаешь игру 1997 года на видеокарте 1998 года выпуска, и на экране внезапно начинают пропадать автомобили, с которыми происходит соревнование, – это ненормально. Компания Intel немедленно сформулировала концепцию, которой пользуется и сейчас: видеочип должен выполнять самые разные задачи, быть универсальным, а не игровым. Послушать их оправдания можно в этом антикварном ролике конца 90-х:
Такая небрежная политика Intel привела к полному исчезновению дискретных фирменных видеокарт, но о них заговорили снова в 2021-22 годах. Как вы, наверное, уже поняли, я более чем скептически отношусь к анонсированным видеочипам от Intel серии Arc. И вот что известно на текущий момент.
Arc A350M и A370M
Буква «М» в названии намекает, что эти видеокарты предназначены для использования в ноутбуках, и так оно и есть. Еще раз уточню, это дискретные видеоадаптеры, которые не входят в состав чипсета, и их размещение на системной плате предусмотрено отдельно от процессора, как и у всех прочих мобильных видеокарт со своим собственным охлаждением и выделенной памятью.
Это младшие решения, которые производятся уже прямо сейчас и появятся на полках магазинов внутри ноутбуков в самое ближайшее время, а некоторые уже вышли в продажу. Ближе к концу года выйдут видеоадаптеры среднего и верхнего ценовых сегментов, соответственно, серий Arc 5 и 7.
На промо-схемах Intel обещает высокую производительность младшей мобильной серии Arc 3, до 60 ФПС в разрешении 1080p для ААА-игр и до 90 ФПС в киберспортивных играх («Дота», «Контра» и прочее старье). Забавно, что в компании забыли указать настройки качества графики в этих играх, при которых достигаются такие показатели.
Другой полезной вещью стало то, что в Intel официально требуют от производителя не занижать качество портов для периферийных устройств, имея в виду, что порт HDMI не должен быть версии ниже HDMI 2.0b, а DisplayPort — не ниже 1.4a. На то есть причины, ведь вся серия видеочипов Intel ARC при воспроизведении медиаконтента поддерживает внешние мониторы 1440P с частотой до 360 Гц, 4К с частотой до 120 Гц и 8К с 60 Гц. Среди прочего презентована технология Intel Deep Link, за названием которой скрывается одновременная работа процессорной графики Intel и дискретной видеокарты Intel Arc, подобно тому, как это уже давно делает AMD. Единственный практический смысл тут видится в энергоэффективности (своевременное переключение между видеоадаптерами), ибо, как показала практика, в случае AMD в играх количество ФПС растет совсем незначительно, буквально на 2-3 единицы. Если у Intel действительно получится эффективно использовать два видеочипа одновременно, то это будет прорыв, но этого мы не узнаем до первых массовых тестов десктопных сборок. Действительно полезной вещью может стать фирменное приложение для Windows под названием Intel Arc Control, рекламу которого предлагаю посмотреть ниже.
Intel Arc Control – это аналог приложения NVIDIA GeForce Experience, а значимым различие может стать, только если Intel действительно сделает видеодрайвер сегментированным. Это позволило бы загружать не полную сборку драйвера (у Nvidia уже более гигабайта по размерам), а элементы для конкретных игр. Это и правда интересно, если я правильно понял видео. И, конечно, встроенный в Arc Control «зеленый экран» сильно упростит реализацию народного творчества, мы увидим домохозяек из Саратова на пляжах Анталии и парней в Лувре в одних трусах и с сигарой.
Первым изделием на базе Intel Arc, которое уже кое-где вышло на рынок, стал ноутбук Samsung Galaxy Book 2 Pro. Это, можно сказать, топовый ценовой сегмент, в текущий момент предлагающий только версии с процессором Intel Core i7 12700H, с графикой Intel Arc, с 8 ГБ ОЗУ и 256 ГБ встроенной памяти, за весь набор просят 1 350 долларов США. И это вызывает печальные воспоминания о ценовом позиционировании мобильных процессоров Intel Core M, которые во всем уступали текущим на тот момент Core i3 (например, в случае Intel Core i3-7100 и Intel Core M 5Y70), но стоили как крыло от «Боинга», непонятно, почему (аргумент про меньшее электропотребление не принимается здравым смыслом). Если из видеочипов Arc компания intel попытается сделать такую очередную священную корову, то массовый пользователь не простит, это очевидно (мне, по крайней мере).
Что известно про реальную производительность Arc 3
Действительно, в связке с процессором Intel Core i7 графика Arc 370 (старшая в младшем сегменте) позволяет комфортно поиграть в ААА-игры, но только на самых минимальных настройках графики. В сравнении с по-прежнему очень дорогой Nvidia GTX 1650:
На видео видеочип Arc 370M, оснащенный видеопамятью в размере 4 ГБ GDDR6, показывает производительность уровня Nvidia GTX 1050 Ti. Тот факт, что 1050 Ti использует более медленную видеопамять GDDR5, недвусмысленно показывает, что перед нами очередная «затычка», которая показывает хоть что-то только благодаря быстрой видеопамяти.
Десктопные варианты
Во втором квартале 2022 года состоится презентация графических карт Intel Arc для настольных ПК. Об их массовом производстве и доступности пока неизвестно ничего. Однако наличие бенчмарков с собственной онлайн-базой результатов, таких как Geekbench 5, позволило «выловить» предсерийный образец десктопной видеокарты Intel Arc , которую можно определить как Arc 730 (без буквы «M»), благодаря видеопамяти в размере 12+ ГБ. В составе системы с процессором Intel Core i5 9600K и ОЗУ в размере 32 ГБ DDR4 десктопная видеокарта Arc 730 показывает уровень, сравнимый с Nvidia RTX 2060-2070, судя по тестам производительности в OpenCL. Конечно, это ничего не говорит о реальной производительности, будем ждать настоящих тестов в играх. Согласитесь, чтобы начать себя продавать, новая видеокарта под новым брендом (или перезапущенным) должна соответствовать хотя бы уровню Nvidia RTX 3070, иначе теряется всякий смысл называть ее «игровой»
Заключение
Первые мобильные видеокарты Intel Arc оставили двойственные чувства. С одной стороны, они потребляют электроэнергию (A370M – 50 Вт, мобильная 1050 Ti — до 46 Вт) соразмерно своей реальной производительности, с другой стороны, их пока что устанавливают в действительно дорогие ноутбуки, где уместнее использовать гораздо более производительные решения. Поневоле возникает мысль, а в чем прикол, ведь первенцы Intel Arc не показывают никакого прорыва, ничего такого, что заставило бы пользователя выбрать именно их, а не конкурентов. И куда пропали курицы? (кто полностью посмотрел видео про игровую производительность, тот поймет).
Друзья, неужели компания Intel просто решила подзаработать, пользуясь дефицитом видеокарт на рынке?
Обновление:
Когда материал был уже сверстан (01.04.2022 года), компания AMD отреагировала на интервенцию «голубых видеокарт» Intel в их родные пенаты — в сегмент видеокарт начального уровня и сравнила новинки со своей бюджетной мобильной видеокартой Radeon RX 6500M. Забавно, но при одинаковом техпроцессе (6 нм, TSMC) и почти идентичными характеристиками (1024 вычислительных ядер, 4 ГБ видеопамяти типа GDDR6, 64-битная шина, электропотребление 35–50 Вт), новинки от Intel оказались втоптаны в грязь.
И теперь совсем стали непонятны мотивы покупателей ноутбуков Samsung Galaxy Book 2, 360 и PRO на базе Intel Arc (из киллер-фич остается только экран). Ведь это какой-то позор, господа, а не инновации.
Эх, я тоже помню AGP (да что там греха таить — Virge на PCi и VLB Cirrus Logic), но вот чтобы Intel? Не помню, честно. В смысле, не помню, чтобы Intel там чем-то прогремела. Пока был Doom, там хватало CL, когда появился Quake — Virge и Voodoo, потом ATI подтянулась, и как-то места Intel там не нашлось.P.S. Что-то пока получается подзаработать на кризисе как раз красным. 6500 4Gb при цене около 30к это очень интересно. Уже лучше 1066, но еще не 1666
Nvidia RIVA TNT2 лучше всех))) А Интел был очень дешев по сравнению с другими, этим и брал. Потом его пытались продать дальним знакомым, потому что дно. Мне тоже пытались продать, только тест спас от необдуманной покупки. Поэтому и запомнился.
У них была идея фикс: на видюхе минимум памяти, а текстуры хранятся в системной ОЗУ. Из-за быстрой шины AGP комп успевает их подгружать. Поэтому сама по себе карточка — недорогая. Но эти гады, Nvidia и ATI, придумали видеокарты с шиной 128, 256 и 512 бит, стали размещать гигабайты памяти прямо на видюхе, и интел сел в лужу.
Я помню первую вуду, дали погонять, когда подключил, то разница в нхл по картинке была такая, что покупка вуду2 уже была решённым делом, хотя это было дорого.Ну а потом эпоха тнт началась и вечная борьба между ати и нвидиа.
i740 упомянули, savage 3d нет — обидно =)
а тнт2 был гораздо позже вроде (по тем меркам, когда поколения по два раза в год менялись)