Привет.
В последние несколько лет на российском рынке телекома наблюдается своего рода космическая гонка за создание отечественной инфраструктуры. Олицетворением такой инфраструктуры стали базовые станции 4G, хотя сами по себе они только часть больших проектов. Тут и само железо для базовых станций, и софт для управления ими на уровне конкретной железки и самой сети. Курс на импортозамещение был взят давно, но серьезность намерений обозначили в 2022 году, когда государство де-факто подтолкнуло операторов разместить форвардные контракты на базовые станции 4G в объеме 100 млрд рублей. До этого момента разработчики обоснованно опасались, что они могут вложить миллиарды рублей в создание базовых станций, софта и остаться у разбитого корыта, так как операторы найдут причины не воспользоваться их товаром. Собственно, в 2022 году началась гонка, которая состоит из нескольких этапов, и сегодня один из них завершился. Если обрисовать картинку схематично, то от первых прототипов базовых станций, наработок в области софта, работы в лабораториях мы быстро перешли к этапу зрелости, и уже в 2024 году опытные образцы базовых станций появились на российских сетях. Ключевыми игроками тут стали такие компании, как Yadro, входящая в «ИКС Холдинг», «Иртея», «Булат».
Каждая из компаний имела на руках свои козыри, наработки, состав инженеров, но конечная точка у всех одна и та же — создание отечественной инфраструктуры для телекома. Еще в 2022 году как операторы, так и разработчики базовых станций быстро пришли к такой конфигурации рынка, когда зрелость решения демонстрируется использованием на сетях не одного, а нескольких операторов. Банально, но подобный подход снижает риски для всех. Разработчики получают решение, адаптированное под разные сети, имеют более широкую палитру решений. У операторов также есть пространство для маневра, так как базовые станции и их софт не одинаковы, различаются между собой.
Если в 2024 году главной задачей в гонке было создать базовые станции, поставить их на сети, получить первый опыт использования, то к концу 2025 года речь шла о запуске серийного производства, которое сможет покрыть потребности российских операторов. Удивительно, но мы идем более-менее в реальном графике, и проект создания базовых станций показывает практические результаты. В 2022 году возможность создания российских БС вызывала огромное недоверие, равно как и то, что мы сможем сделать их конкурентными по отношению к зарубежной технике. Безусловно, на руку российским компаниям играет то, что взят курс на тотальный отказ от импортных базовых станций 4G, а значит, для них разработка продукта становится понятной, приоритетной, можно посчитать экономическую модель, хотя это и долгие деньги, инвестиции охватывают период не в несколько лет, а скорее в десятилетие. Но с любым инфраструктурным проектом все именно так.
Компания Yadro знакома нам не столько по базовым станциям, сколько по системам хранения данных, серверам и другой технике, в том числе по планшетам на kvadraOS, которые собираются в России. Недавно в Петербурге я побывал в лицее, где обкатывают эти решения.
Теперь в компании показали свое серийное производство в Дубне, на котором собирают базовые станции. Площадка «Yadro Фаб Дубна» выигрывает от разнообразия продуктов в портфолио компании, так как здесь выпускаются разные устройства. Процитирую пресс-релиз компании:
«Производственный комплекс YADRO Фаб Дубна — крупнейшее в Восточной Европе и СНГ крупносерийное производство полного цикла. Площадка включает цеха изготовления многослойных печатных плат до 7 класса точности, линии поверхностного монтажа и автоматизированные линии сборки и тестирования.
Технологические мощности позволяют выпускать до 12 миллионов квадратных дециметров печатных плат и более 1 миллиона готовых систем в год. На площадке занято свыше 800 сотрудников. Комплекс выпускает весь спектр высокотехнологичной продукции YADRO в сегментах вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования, а также персональных устройств под брендом KVADRA».






Первый большой этап создания отечественных базовых станций Yadro завершился 23 декабря 2025 года. В компании говорят о том, что за три года инвестировали в телеком-направление порядка 20 млрд рублей, над созданием продукта работало около 3000 инженеров. До конца этого года операторы получат три тысячи базовых станций (заказчики — «Билайн», «МегаФон», «Ростелеком»). А общий объем производства базовых станций в год может достигать 50 000 штук, при необходимости его можно увеличить вдвое, площадка это позволяет.
Чтобы осознать производственные мощности Yadro, нужно посмотреть на российский рынок базовых станций. В 2024 году все операторы установили порядка 124 тысяч базовых станций, год был относительно неудачным с точки зрения капитальных затрат. Можно говорить о том, что реальная потребность рынка — около 150-200 тысяч базовых станций в год, но тут все зависит от экономической ситуации у операторов, от того, насколько они способны инвестировать деньги в строительство. Как показывает опыт 2025 года, инвестиции в построение сетей идут активно, операторы осознают, что качество сетей необходимо для оказания услуг связи, и делают для этого все возможное. Другое дело, что у нас происходят отключения мобильных данных из-за опасности дронов, которые полностью меняют картину мира как для пользователей, так и для самих операторов.

В данный момент Yadro производит базовые станции YADRO BTS8100 — это мультистандартное решение с поддержкой GSM и LTE во всех ключевых диапазонах частот, используемых российскими операторами. Архитектура платформы — 5G-Ready: переход к сетям пятого поколения возможен за счет обновления программного обеспечения при сохранении аппаратной базы. Тут нужно оговориться, что современная базовая станция — это набор разных кирпичиков, в том числе радиочасти. Для 5G нужно будет обновить программное обеспечение, а в случае использования диапазона, отличного от установленного на конкретной базовой станции, также поменять радиочасть. Сама же базовая станция останется ровно той же, ее замена не требуется. Модульная конструкция позволяет операторам менять роль каждой базовой станции, в том числе географию применения — от небольших населенных пунктов до мегаполисов. Как понимаете, нагрузка в каждом случае отличается на порядки. Для управления оборудованием в Yadro разработали собственную систему мониторинга сети, а также контроля — Yadro NMS.
Почему запуск серийного производства так важен для российского рынка? Ответ самоочевиден: мы ориентируемся на собственный продукт и можем его развивать. В идеальном сценарии мы сначала оснастим своими базовыми станциями и другими решениями сети в России, затем начнем продавать их за границу. В мире есть рынки, где такая российская техника может быть востребована. И опыт Китая, который прошел ровно такой же путь, показывает, что в нем нет ничего невыполнимого. Не хочется писать лозунги, но развитие настолько важного отечественного продукта — это и правда прорыв. Мы не только создали прототипы и протестировали их на разных сетях, но и смогли запустить серийное производство. Конкуренция в этом сегменте такова, что и другие компании не будут отставать, а значит, мы получим большое разнообразие продуктов, что, в свою очередь, на руку операторам. Постепенно будет расширяться номенклатура базовых станций, усложнится софт для управления ими.
Специально хотел избежать обилия технических деталей и подчеркнуть главную идею текста, а именно то, что в скором времени мы сможем полностью обеспечить Россию отечественным оборудованием в области телекома. Я чужд завиральных идей о том, что на рынке нужны только базовые станции, количество и разнообразие железок огромно. Но один из ключевых элементов инфраструктуры мобильных операторов — именно базовые станции, и мы смогли не только создать их, но и производить. Значит, подтянутся более простые решения, сформируется новый рынок, которого еще недавно вообще не существовало. И в недалекой перспективе с ростом серийного производства мы увидим возможность удешевления всего оборудования, в том числе в аспекте эксплуатации, что повлечет за собой улучшение экономики для телеком-рынка. В мире не так много стран, где умеют создавать и производить собственные базовые станции, и теперь мы одна из таких стран. Чем не повод для гордости?