podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2

Куда исчез дизайн мобильных телефонов? Три эпохи дизайна телефонов

Мне часто приходится слышать от разных людей, что дизайн у мобильных телефонов исчез, а большинство устройств как две капли воды похожи друг на друга – отличие только в логотипе компании и паре иных мелочей. Обычно после этого следует традиционная фраза: «А помнишь, была вот такая модель - вещь! Глянешь и с первого взгляда влюбишься, понимаешь, что она сделана для тебя». Эти причитания можно было бы списать на старческое ворчание, если бы подобный ход мыслей не был присущ и очень молодым людям, которые, казалось, времена индивидуального дизайна телефонов застали в пеленках. Но нет, помнят и приятно отзываются о тех моделях. Давайте вместе попытаемся разобраться, куда исчезла яркая индивидуальность в дизайне моделей и почему компании предпочитают не экспериментировать, а выпускать очень усредненный, похожий друг на друга продукт.

Для обожающих придираться к словам хочу сказать, что как и большинство людей, под дизайном я подразумеваю не некий внешний вид как таковой, а нечто яркое, запоминающееся. Дизайн, как характеристика может быть применен абсолютно к любому продукту, и с формальной точки зрения даже булыжник обладает им. Но в обсуждениях это слово приняло совсем иной смысл. Например, когда вы слышите «эта модель обладает дизайном», то точно знаете, что внешне она яркая, запоминающаяся, выделяющаяся из общей массы. Ну, или ожидаете, что это так, а в реальности эта модель - еще один серый брусок.

Давайте исследуем вопрос, чтобы найти место, куда удалился индивидуальный дизайн телефонов и ярких моделей почти не стало.

Как возник дизайн мобильных телефонов – первая эпоха – инженерный этап

Мобильный телефон как устройство являлся революцией, в которую не верили даже инженеры, имеющие отношение к телекоммуникациям. Первая модель от Motorola получила неофициальное название «кирпич», что отражало суть дизайна. Для 1973 года и проблем, стоящих перед командой Мартина Купера в Motorola, который отвечал за создание мобильного телефона, дизайн не играл никакой роли. Продажи первого телефона были обеспечены его функциональностью, имиджем, ценой. Размер телефона также позволял забыть о таком параметре, как эргономика. В области дизайна мобильных телефонов была заложена важная веха – уже первый телефон был доступен в двух цветовых решениях, черном и белом. Впрочем, можно смело сказать, что это был слепок с других электронных устройств, где эти два цвета являются преимущественными.

Если взглянуть на модели первой исторической эпохи мобильных телефонов, которую можно очертить как период с 1973 по 1990 год, то мы увидим множество одинаковых, достаточно безликих и больших моделей. Это время кирпичей и эпоха, когда дизайну уделялось минимальное внимание. Деление немного условно, так как на закате этой эпохи производители осознали, что дизайн играет роль, и начали исследовать это направление. Например, в Motorola в 1989 году появляется модель с флипом – Motorola DPC650.

Практически одновременно такие компании, как Motorola, Ericsson, Nokia, начинают поиски дизайнеров, инженерный этап развития телефонов практически закончен, так как инженеры понимают, что продукт становится массовым, и его эргономика начинает играть роль. Телефоны больше не будут покупать только за их характеристики – необходимо сделать их еще и привлекательными. Рынок стоит перед очередным эволюционным скачком – миниатюризация позволит создавать аппараты, которые без труда помещаются в кармане рубашки или брюк, весят чуть более ста грамм. Почти за два десятка лет инженерного пути развития рынка дизайн оставался не востребован, а места на корпусе хватало для всех элементов управления. Но ситуация должна коренным образом измениться, и все ощущают эти перемены – дизайн превращается в востребованный элемент продукта. Например, Франк Нуово - это дизайнер, который сформировал философию Nokia в области эргономики, внешнего вида продуктов – он приходит работать в компанию в 1989 году, и его первый продукт «инженеры» от Nokia считают идеальным, выдающимся с точки зрения дизайна – это Nokia 101.

На стыке эпох всегда существуют продукты, принадлежащие к двум мирам, но старая эпоха еще превалирует, поэтому все-таки изменения стоит отсчитывать с 1990 года и массы телефонов, которые впервые создавались не инженерами, а дизайнерскими бюро.

История Франка Нуово

Возникновение первого телефона от Motorola

Время дизайнеров. 1990-2007 годы – вторая историческая эпоха

Пожалуй, именно к этой эпохе относятся воспоминания большинства людей, которые сетуют, что дизайн как таковой исчез из современных мобильных телефонов. Это золотой век мобильных телефонов, пик их развития, и этому способствовало множество сопутствующих факторов, попробую выделить основные из них:

  • Телефоны в начале 1990-х стали относительно массовым продуктом, но средняя цена телефона оставалась высокой, как и прибыли компаний, рынок рос взрывообразно. Это давало возможность инвестировать значительные деньги в экспериментальные модели, разрабатывать не линейки стандартизованных продуктов, а отдельные модели;
  • Срок вывода одного телефона на рынок составлял от года до двух, не было спешки в представлении все новых и новых моделей, жизненный цикл телефонов превышал два с половиной года, так как их цена была высока, а проникновение незначительно;
  • Инженеры добились миниатюризации шасси телефонов, стал возможным поиск иных форм, в эти годы были изучены и протестированы все основные форм-факторы телефонов.

Почему я называю это время золотым веком мобильных телефонов? Это была пора юношеских метаний, влюбленностей, поиска себя. Инженеры в компаниях решали чертовски сложные задачи, уменьшали элементную базу. Дизайнеры без спешки работали над созданием нового и одного из самых интересных рынков – рынка дизайна телефонов. У них зачастую отсутствовали готовые решения, инструменты и опыт, это оборачивалось провалами или необыкновенными взлетами. Это было время экспериментов и смелых поисков.

У производителей телефонов дизайн в начале 1990-х превратился в приоритет, возник из ниоткуда. Компании сидели на золоте, которым щедро делились с дизайнерами, они нанимали лучших из лучших, не скупясь на зарплаты и расширяя штат до невозможности. Уникальность ситуации и в том, что дизайнеры имели время на создание своих решений, цикл разработки телефонов это позволял, еще не наступила эпоха крысиных бегов за время выхода на рынок.

По моим наблюдениям за Nokia, Ericsson, Motorola, Siemens Mobile тех лет, это была идеальная спайка между инженерами и дизайнерами, последние составляли меньшинство и внимательно слушали запросы первых, что тем льстило. Пожалуй, золотой век и заключался в том, что инженеры и дизайнеры работали вместе, рука об руку, не конкурировали между собой. Это время сильных личностей как среди дизайнеров, так и инженеров. Этакая команда мечты.

Эта эпоха подарила нам как совершенно бесполезные с точки зрения эргономики аппараты, как Nokia 7280, так и Siemens SX1 с необычной формой клавиш, а также на излете эпохи - линейку Xelibri от Siemens.

К этой эпохе принадлежат раскладушки Motorola и их вершина в лице RAZR, который стал воплощением сверхидеи дизайна над функциональностью. Аппарат, который начали разрабатывать в 2003 году, не планировался как нечто массовое, он обещал стать нишевой моделью. Но неожиданно превратился в бестселлер.

На мой взгляд, эта модель интересна в контексте нашего рассказа, так как воплощает в полной мере те процессы, что происходили на рынке и в начале 2000-х уже набрали обороты. Сотрудничество дизайнеров и инженеров внутри компаний, которое начиналось как равноправные отношения, к началу 2000-го года сильно видоизменилось и зависело от конкретной компании. Причины следует искать в изменившимся рынке.

Ежегодно объем продаж мобильных телефонов рос, они становились все дешевле, и, как следствие, падал жизненный срок моделей. Одно дело - выкинуть телефон, который стоил около тысячи долларов, совсем другое - отказаться от аппарата стоимостью в сто-двести долларов. Для бюджетных моделей требовался недорогой, функциональный дизайн – это противоречило устремлениям компаний в предыдущие годы, когда они стремились сделать модели яркими и узнаваемыми. На рынке не было готового решения и ответа на вопрос, как создавать дизайн недорогих телефонов, какие материалы использовать. Средняя цена телефонов оставалась высокой, и компании могли не экономить на материалах и дизайне. Начались поиски золотой середины.

Например, в Ericsson попытались спроецировать дизайн старшей модели на средний сегмент, значительно переработав Ericsson T28s, но оставив узнаваемые контуры в Ericsson T18s.

Линейка моделей Ericsson в 1999 году включала Ericsson T28s как флагман, более доступный T18s и совсем недорогой, молодежный T10s. Позвольте вам показать фотографию Ericsson T10s, вы увидите, что модель ничем внешне не отличается от T18s.

С точки зрения «железа» в T10s не было активного флипа, это было единственное ограничение, прошивка от T18s прекрасно работала на младшей модели. Очень быстро в Ericsson осознали, что сохранив сходство между T10s и T18s, они искусственно увеличили продажи младшей модели. Учитывая положение компании и ее значение для рынка в 1999 году, этот опыт не остался незамеченным. Вывод, который сделали все производители, был очевиден – чтобы собственные бюджетные модели не отнимали продажи флагманов и телефонов среднего сегмента, надо вносить различия не только в начинке, программном обеспечении, но и в дизайне. Начиная с 2000 года эта идея превалировала для дизайна недорогих телефонов, их старались не создавать похожими на собственные флагманы или дорогие модели.

В Motorola успешно сформировали иную идею для массового, недорогого телефона – в этом сегменте рынка, компания нашла свое спасение от падения продаж. Стремясь их сохранить, в Motorola не хотели создавать копии дорогих аппаратов, но при этом пытались дать покупателю ощущение дорогой вещи за небольшие деньги. Фактически, Motorola первой стала играть в игру – недорогие материалы, но дорого выглядящий дизайн.

Все эти метания в области дизайна пришлись на слом веков, 2000-2001 годы. На рынке не существовало единого взгляда на то, какая дизайн-концепция станет основной. На это накладывалось то, какое значение дизайн внутри компаний приобрел с 1990-го года, а также кем себя стали ощущать дизайнеры.

Золотой век не может длиться вечно, внутри второй исторической эпохи дизайна телефонов, он продолжался всего около 8-10 лет, очертить точно этот срок затруднительно, так как изменения носили постепенный, малозаметный характер. Признаюсь честно, что будучи вхож в святая святых большинства производителей и общаясь как с дизайнерами, так и с инженерами, я не заметил тогда этих изменений. Они складывались из оброненной фразы, шутки в сторону коллеги-инженера от дизайнера и тому подобных вещей. Были практически незаметны, чтобы уже потом сыграть свою роль. Работая с начала 90-х с инженерами, дизайнеры многому учились у них, они создавали новую отрасль в дизайне. К середине 90-х были понятны основные инструменты, появились процедуры. И вот с этого момента дизайнеры стали оказывать влияние на то, какими они видят телефоны с точки зрения эргономики. Дизайн стал важнее, чем инженерная начинка. С некоторыми оговорками, но это было так. И сами дизайнеры начали чувствовать свою значимость, пусть это выражалось в беззлобных шутках и подтруниваниях. До момента, пока в компаниях не произошло обновление состава сотрудников, эти подтрунивания сглаживались тем, что люди знали друг друга давно. Но как только состав изменялся, шутки становились обидными и возникал конфликт. В ряде компаний подобные внутренние конфликты приобрели характер прямого противостояния, в котором иногда выигрывали дизайнеры (это история Motorola) либо инженеры (история Nokia и ухода в середине 2000-х Франка Нуово).

Необъявленная война инженеров с дизайнерами внутри производителей приобрела массовый характер в начале 2000-х, к 2005-му году дизайнеры одержали победу практически во всех компаниях, кроме Nokia, где они проиграли, и это повлияло на будущее дизайна этого производителя. Но победа оказалась пирровой, так как уменьшение цены телефонов, уменьшение срока их жизни, обострение конкуренции создали необходимость в штамповке большого числа сходных, близких функционально аппаратов за небольшие сроки. Если в начале эпохи дизайнеры могли работать над аппаратом от одного до полутора лет, то в конце эпохи для некоторых проектов этот срок составлял от 3 до 6 месяцев.

На мой взгляд, наилучший символ этой эпохи – Motorola RAZR. Это модель заката эпохи, которая демонстрирует преобладание дизайна над функциональностью. Телефон слабый с точки зрения функциональности стал популярным в силу дизайна, что и доказывал в течение нескольких лет, устанавливая рекорды продаж. Тогда же внутри Motorola фиксируется идея преобладания дизайна над функциональностью, которая ошибочна, как и любая крайность.

В 2000-х рынок переживает расцвет, компании еще тратят большие средства на дизайн, зачастую не считая затрат на недорогие модели, вкладывают в их дизайн средства, сравнимые с таковыми для флагманов. Но изменение ситуации диктует новые правила игры – время индивидуальностей уходит, все чаще звучат слова об индустриальном дизайне. Производителям нужны не личности, не те, кто будет создавать яркий дизайн со своим лицом – этот дизайн может нести неприятности (в 2000-х видно много обломков таких смелых экспериментов, они отпугивают). Управленцы готовы примириться с тем, что у них не будет яркого дизайна, но он будет не хуже, чем у соседей по рынку. Нет никакого сговора, но все идут в направлении расширения модельных линеек, что автоматически означает падение роли дизайна, на презентациях все чаще звучит словосочетание «индустриальный дизайн». В понимании говорящих это приемлемый внешний вид и материалы, которые компания получает за короткий срок для многих моделей. Дешево и сердито, но главное, не вызывает отторжения у покупателей. Обкатка «индустриального дизайна» начинается с дешевых моделей, чтобы постепенно перебраться в средний и высокий ценовые сегменты.

Итог эпохи прост – дизайнеры победили инженеров, но сами пали жертвой своего превосходства, теперь от них требуют максимально универсальный, простой и неяркий дизайн. Что противоречит всему, что они делали в рамках второй исторической эпохи. Для многих дизайнеров это неприемлемо, и они начинают искать с начала 2000-х новое применение для своих талантов. Яркой точкой в этой эпохе становится уход Франка Нуово с поста главы дизайна Nokia, это происходит в марте 2006 года.

Форм-факторы мобильных телефонов

Xelibri - история обреченного проекта

История неожиданного успеха Motorola Razr

Стратегия Motorola в области дизайна. 2005 год

Индустриальный дизайн. 2007 год и по настоящее время. Третья историческая эпоха

2007 год ознаменовался тем, что термин индустриального или промышленного дизайна превратился в общее место, компании стали его повсеместно применять, возобладала эта дизайнерская концепция. В компаниях не осталось дизайнеров эпохи золотого века, во многом они были заменены молодыми сотрудниками, которые изначально не имели амбиций и принимались на работу для создания обычных, серийных моделей. Телефоны стали создаваться по сходным лекалам, подход был универсальным и сформированным предыдущим поколением дизайнеров, они создали инструмент, который их заменил. Все изменилось не в одночасье, но эти изменения стали бросаться в глаза.

Тучные годы для производителей телефонов сменились кризисом, который усилило появление Apple iPhone, который, как пылесос, стал отбирать прибыли всех компаний, стал отнимать деньги на разработку новых устройств. Но для третьей эпохи в дизайне телефонов было множество и других предпосылок. Например, максимальное расширение модельных рядов к 2005 году, поляризация рынка, при которой покупатели флагманских устройств практически не пересекаются с потребителями дешевых телефонов. Это сделало возможным использование приемов, которые считались недопустимыми в золотую эпоху дизайна – например, недорогие модели среднего уровня стали получать дизайн, как у старших аппаратов. Неписаное правило - цена должна отличаться на треть или вполовину, а сходство не должно быть стопроцентным.

Мы перешли во время, когда дизайн стал одной из частичек платформы, ее элементом. Производители, адаптировав модель промышленного дизайна, также шли в направлении унификации комплектующих для телефонов, унификации программного обеспечения вне зависимости от использованной операционной системы. К 2007 году сформировалась идея того, что телефон можно и нужно создавать из строительных блоков, которые, как кирпичики, можно тасовать. Быстро, эффективно, недорого.

Вы покупаете чипсет от TI, Qualcomm или MTK, закупаете экраны, выбираете тип памяти, используете ту или иную ОС, например, Android. Все это стандартные блоки современного телефона, которые максимально унифицированы внутри производителя. И тут мы подходим к очень важной теме – дизайн снова становится дифференциатором, который может склонить человека к выбору телефона. Но с большим числом отличий от предыдущей эпохи.

В эпоху индустриального дизайна индивидуальный подход возможен только для отдельных моделей, так называемых флагманов. Они формируют тот облик, что компания будет активно продвигать через рекламные коммуникации. Это лицо компании на ближайший год или даже два.

Почему не использовать то, что другие компании не создают уникальные модели, и не сделать большую часть своих аппаратов разными с точки зрения дизайна? Тут вступает в права обычная экономика – все производители живут примерно в одинаковых условиях закупочных цен на комплектующие, стоимости программного обеспечения, дополнительных разработок и так далее. Дизайн - это одна из составляющих телефона, на которую никто из компаний не может тратить значительные средства, это справедливо не только для небольших производителей, но и для Samsung, Apple и других.

Современная экономика также диктует то, что ни один из производителей не может содержать большой штат талантливых дизайнеров, которые будут создавать облик разных моделей. Даже зарплата для этих дизайнеров сделает прибыль от продажи телефонов значительно меньше, что скажется на общей экономике производителя. Ведь конечные потребители не готовы переплачивать за дизайн, они хотят покупать товар по той же цене, что и раньше, но чтобы у него была яркая внешность. Но чудес не бывает, кто-то должен оплатить создание дизайна.

В мире сегодня превалирует модель создания дизайна, как в компании Apple. Напомню, что язык дизайна от Apple прост для понимания – продукты из различных категорий – компьютеры, планшеты, телефоны, плееры – имеют сходные черты. В Apple одними из первых стали применять этот подход системно, хотя он встречался на рынке и ранее. Более того, именно Apple может позволить себе устанавливать постоянные, стабильные цены на свои продукты, они не применяют модель ценового дисконтирования с течением времени. Это в свою очередь влечет очень важное последствие – продукты от Apple с точки зрения не только цены, но и дизайна не устаревают так быстро, как модели других производителей. Редким примером использования одного дизайна в течение двух лет является Apple iPhone. Не так важно, возьмем мы для сравнения iPhone 3G/3Gs или iPhone 4/4s. Обе пары моделей идентичны с точки зрения дизайна, его срок составляет 2 года. Фактически, это срок в течение которого данный дизайн морально не устаревает, несмотря на то, что многие покупатели уже через год хотят нечто иное по виду.

Если рассматривать других производителей, то мы тут увидим другой жизненный цикл дизайна – он составляет примерно один год. На мой взгляд, очень хорошим примером может служить Sony Xperia S, а также все последующие модели этого семейства.

Посмотрите на этот аппарат, а затем попытайтесь найти отличия в дизайне, за исключением размера, диагонали экрана и тому подобных функциональных отличий. В Sony нам демонстрируют подход, при котором инвестиции в создание дизайна для одной из моделей распределяются по всему модельному ряду. Это следствие ограниченности бюджета и желания продавать как можно больше телефонов, даже в ущерб старшей модели, флагману.

В Samsung, создавая семейство Galaxy, пытаются менять дизайн отдельных моделей, но не делают каких-либо заметных отличий. Тут подход заключается в том, что продается вот такой дизайн, значит его не надо испортить. В 2012 году начинается эксплуатация дизайна флагмана – Galaxy S3, таков, например, один из новых двухсимочных аппаратов компании, маленький собрат по дизайну.

Специально хочу оговориться, что многие в понятие дизайна включают также и материалы корпуса. Это, безусловно, верно, но только материалы отнюдь не определяют восприятие телефона. Необходимо рассматривать совокупность факторов – внешний вид, вес, материалы, эргономику, экран и используемый интерфейс. Дизайн давно уже включает в себя целый набор параметров, а не только внешний вид.

В качестве итоговой ремарки о третьей эпохе дизайна позволю себе привести аналогию с телевизорами. Большинство моделей выполнены в черном корпусе, 98 процентов поверхности - это экран с небольшой рамкой вокруг или вовсе без таковой. Для дизайна в классическом понимании, тут не так много места – но все телевизоры отличаются удобством пультов управления, настроек, переключения каналов и так далее. То есть, дизайн вовсе не исчез, эргономика зависит от других факторов. В области телефонов происходит ровно то же самое, например, не так давно я рассуждал на тему того, как интерфейс влияет на дизайн телефонов и их восприятие, вы можете прочитать эту заметку здесь.

Индустриальный дизайн. 2007-2020? Приход четвертой эпохи

Человек социален, и из этой особенности нашего мировоззрения вытекает множество идей, одна из них в том, что мы непостоянны в своих пристрастиях. Поэтому я уверен, что под влиянием разных причин третья эпоха индустриального дизайна не будет вечной. Возможно, что ей на смену придет эпоха модных, ярких телефонов, а может, что-то другое. Мои ощущения говорят, что текущая эпоха продлится как минимум до 2020 года, это время будет характеризоваться повальным увлечением сенсорными телефонами, возможно, что позднее мы увидим расцвет устройств-трансформеров, которые только появляются на рынке. Кто знает?

Экономические обоснования и причины текущих проблем в дизайне телефонов носят временный характер. Как только кто-то из производителей сможет найти и показать, что дизайн играет роль, то мы снова увидим всплеск поисков в этом направлении. Пока же пример Motorola, которая осталась верна своим традициям и концепции 2005 года, демонстрирует, что пользователи не готовы платить за материалы корпуса, дизайн. Тот же пример и у Sony – яркий дизайн и оглушительно низкие продажи.

Остается незначительная группа людей, кому это интересно и важно, но большинство голосует рублем за обычные, довольно безликие устройства, которые созданы по концепции промышленного дизайна. Возможно, что рынок изменится под влиянием самих потребителей, которые начнут уделять дизайну большее внимание (да и сегодня уделяют, посмотрите на продажи Apple iPhone, но достичь этого уровня возможно только с затратами на разработку, как у Apple, а это очень дорого).

Так как все в жизни идет по спирали, мне хочется верить, что четвертая эпоха будет характеризоваться балансом между инженерными решениями и дизайном, в какой-то мере станет умеренной версией золотого периода в дизайне телефонов.

А вы какой дизайн телефонов хотели бы видеть? И сколько заплатить, доплатить именно за дизайн? Да и готовы ли доплачивать?

Ссылки по теме

Форм-факторы мобильных телефонов

Xelibri - история обреченного проекта

История неожиданного успеха Motorola Razr

Стратегия Motorola в области дизайна. 2005 год

Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
Twitter
Опубликовано — 24 августа 2012 г.

Блог MrMurtazin.com

Мы в социальных сетях:

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 

Новости:
Hit

22.09.2017 Видео на канале: Знакомство с ASUS ZenFone 4

22.09.2017 Samsung и TTTech работают над технологиями нового поколения для беспилотных автомобилей

22.09.2017 Смартфоны Blackberry возвращаются на российский рынок

22.09.2017 ONYX BOOX Chronos: доступный 9,7-дюймовый букридер

22.09.2017 NVIDIA запускает новую версию комплекта SHIELD TV – только с пультом ДУ

22.09.2017 «Лаборатория Касперского» обнаружила новую модификацию мобильного троянца, крадущего банковские данные

Hit

21.09.2017 Видео на канале: Обзор Nokia 6

Hit

21.09.2017 Видео на канале: Можно ли разблокировать Samsung Galaxy Note 8 фотографией лица

21.09.2017 Браузер Opera Developer 49 поддерживает видео в формате VR

21.09.2017 Выпущена Android One версия смартфона Moto X4

21.09.2017 BlaBlaCar в России интегрируется в Google Карты

21.09.2017 «Яндекс» покажет Путину прототип своего беспилотного автомобиля

21.09.2017 Google и HTC объявили о подписании соглашения о сотрудничестве

20.09.2017 Слухи: HTC завтра объявит о продаже части своего бизнеса Google

20.09.2017 Amazon представил обновленный 10,1-дюймовый планешет Fire HD 10

20.09.2017 MEIZU представила новый бюджетный смартфон – MEIZU M6

20.09.2017 Aquaris U2 и Aquaris U2 Lite – недорогие смартфоны среднего уровня от испанской BQ

20.09.2017 ФСБ и Роскомнадзор начали борьбу с кэшем Google

20.09.2017 iOS 11 уже доступна для загрузки

19.09.2017 «Лаборатория Касперского» готовит антивирус для автомобилей

19.09.2017 Google поможет стартапам раскрутиться с помощью Startup with Google

19.09.2017 LEXAND Kids Radar – детские умные часы-трекер для отслеживания детей родителями

19.09.2017 Это свершилось! Адреса, номера телефонов и контакты теперь преобразуются в ссылки в Gmail

19.09.2017 Россвязь работает на механизмом блокировки мобильных телефонов по IMEI

Hit

18.09.2017 Видео на канале: Обзор смартфона OnePlus 5

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.