[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

МР3-плееры – глобальные рынки

МР3-плееры – глобальные рынки. Давление со стороны устройств-заменителей>>>

Классификация современных цифровых плееров и перспективы отрасли>>>

Используемые технологии и решения>>>

От главного редактора. Этим материалом мы начинаем цикл аналитических материалов, которые посвящены рынку портативных плееров, причем не только проигрывающих музыку, но и видео, то есть PMP-устройств. Учитывая, что тематика крайне обширна, мы разбили материал на несколько смысловых блоков, вы знакомитесь с первым из них. Подобного аналитического материала в свободном доступе никогда не было, и мы рады представить его на ваш суд.

MP3-плеер, точнее, портативный проигрыватель сжатого цифрового контента, представляет собой финал 34-летнего развития портативных аудиоустройств. В каком-то смысле его можно назвать «паршивой овцой», т. к. история этих устройств своеобразна и выпадает из стройного ряда «кассетный плеер –> CD-плеер». Ряд субъективных факторов, имеющих как рыночный характер, так и антирыночных по своей природе, сильно повлиял на их развитие, создав совершенно уникальное лицо современной индустрии MP3-плееров и смежных устройств.

Ключевыми из них можно считать следующие:

Высокая технологичность MP3-плеера как устройства, универсальность, широкая доступность и низкая стоимость его составных компонент, относительная простота его конструкции. Все это сделало входной билет на рынок необычно дешевым и способствовало появлению огромного числа производителей.

Работницы китайской MP3-фабрики за работой. Фото из репортажа с сайта www.imp3.net

Стихийная популярность MP3-формата, как и большинства его аналогов. В отличие от аудиокассеты или CD-диска, за продвижением сжатых аудиоформатов не стояли крупные корпорации, их распространение шло «снизу» и стало одним из первых серьезных достижений Интернет-культуры. Следствием этого стало то, что крупнейшие игроки,  такие, как, прежде всего, Sony, а также Panasonic, Philips и другие, привыкшие крепко держать вожжи рыночного развития в своих руках, не смогли адекватно отреагировать на новую ситуацию и потеряли рынок.

Фактор пиратства. Первой реакцией индустрии звукозаписи на анонс первого MP3-плеера в 1998 году стал судебный иск Ассоциации звукозаписывающих компаний Америки (RIAA) против его разработчиков, Diamond Multimedia. С тех пор борьба между создателями контента и средствами его бесплатной доставки потребителю, легальными и не очень, не затихает ни на минуту.

Сатирический постер с сайта www.modernhumorist.com высмеивает методы борьбы RIAA с пиратством

Под прицелом судебного преследования оказались как сами сжатые цифровые аудио- и видеоформаты, так и устройства их проигрывания, а также Интернет-сервисы, полуофициальные и неофициальные, предоставляющие доступ к ним. Данный фактор еще более усугубил действие предыдущего, парализовав на несколько лет волю крупных корпораций по созданию и продвижению MP3-устройств. Этого оказалось достаточным, чтобы рынок поделили новые игроки.

Эти три фактора определяли и продолжают определять лицо современного MP3-рынка, придавая ему ряд отличительных черт, главными из которых являются:

Огромное число игроков, большинство из которых являются так называемыми «стартапами» (Startup company), т. е. молодыми небольшими IT-компаниями. Крупные транснациональные корпорации с традициями практически незаметны на рынке: на фоне Sony, Panasonic и им подобных даже Apple можно назвать стартапом, дебютировавшим на рынке потребительской аудиотехники всего 5 лет назад и не имеющим собственного производства. Следствием такого положения дел является хаотичность и непредсказуемость рынка: игроки исчезают и появляются как в калейдоскопе. Стабильным на мировом рынке сейчас можно назвать положение лишь Apple, Samsung, остальные фигуранты постоянно переживают взлеты и падения, то резко наращивая долю, то теряя ее, и даже вообще исчезая.

Пестрота и неоднородность мирового рынка. Молодые стартапы чаще всего не обладают ресурсами для глобального продвижения своей продукции и вынуждены довольствоваться одним или несколькими локальными рынками. Следствием этого является то, что картина рынка в различных регионах мира сильно разнится. Фактически, можно выделить до десятка локальных рынков, каждый из которых будет иметь не только своих доминирующих игроков, но сами принципы отрасли развития будут индивидуальны. Другие отрасли тоже имеют свои региональные особенности (доминирование Motorola на американском сотовом рынке, к примеру), но мало где это  выражено настолько глубоко.

Распространенность практики OEM. Маркетинговая и финансовая слабость компаний-производителей не оставляет им иной альтернативы продвижения на зарубежных рынках, кроме как под торговыми марками других компаний. С другой стороны, множество самых разнообразных авторитетных и не очень предприятий не прочь «до кучи» добавить в свой продуктовый ряд MP3-плееры, не желая при этом затруднять себя их разработкой и производством. Это делает неизбежными сотни OEM-союзов, в которых одна и та же модель плеера может выступать под разными названиями и торговыми марками в разных странах, а иногда даже в одной стране.

Гримасы OEM:
MSI Mega Player 538 и Rovermedia Aria M1
Powerman XL810 и DaZed V-73
DMTech DM-AV10 и Direc MF7010F

Серьезное давление на рынок со стороны устройств-заменителей. Когда эксперты предрекают полное замещение того или иного класса портативных устройств (фотоаппараты, MP3-плееры, КПК) их универсальными аналогами, они обычно делают упор на объективном удобстве и финансовой экономии. Факторы психологического и маркетингового характера обычно не принимаются во внимание. Между тем именно они оказывают наиболее серьезное воздействие на массового потребителя. На этом фоне отсутствие солидных компаний с историей и авторитетом в числе игроков на MP3-рынке, лихорадочное появление новых производителей на фоне исчезновения старых – все это делает всю отрасль нестабильной, ненадежной, сложной и малопонятной рядовому потребителю. Разнообразие моделей и форм-факторов приводит к стойкому ощущению, что MP3-плеер как устройство может выглядеть как угодно и может быть встроено куда угодно. Таким образом, не имея своего четкого лица, своих авторитетных производителей, этот рынок как никакой другой уязвим для давления со стороны устройств-заменителей.

Разнообразие аппаратных решений. В настоящее время существует порядка десятка основных аппаратных платформ, использующихся в MP3-плеерах, плюс еще примерно столько же находят ограниченное применение. Под давлением перенасыщенности рынка, острейшей ценовой конкуренции и растущего воздействия на рынок товаров-заменителей производители вынуждены искать оригинальные решения. В результате среди MP3-плееров представлены самые разнообразные решения как по стоимости (от 10 до 1000 долларов), так и по дизайну. Ведутся активные эксперименты по внедрению в плееры всевозможных технологий, в частности, модели с поддержкой WiFi представили Archos, Microsoft, Commodore, MusicGremlin, аппараты с DMB есть уже у большого числа корейских компаний, MSI оснащает свои плееры протоколом U3 и т.д.

Все эти ключевые особенности следует принимать во внимание, чтобы лучше представлять себе картину современного рынка портативного аудио. Далее отдельные пункты будут освещены более подробно.

Особенности локальных рынков

Современный рынок MP3-плееров представляет собой весьма пеструю картину, в которой местные, локальные рынки имеют свое лицо и особенности. Отличия эти глубоки, они не исчерпываются перечнем ведущих игроков и охватывают распространенность и степень внедрения тех или иных технических решений, особенности позиционирования устройств, стиль потребительского поведения и многое другое.

Это делает анализ мирового рынка затруднительным. Разговоры о долях отдельных брендов, их успехах и неудачах, а также глобальных тенденциях в мировом масштабе имеют мало смысла.

Статистическая информация по мировому рынку в силу этого достаточно труднодоступна и противоречива. К примеру, цифра мировых продаж в 2005 году по сведениям разных, при этом уважаемых и заслуживающих доверия, источников колеблется от 50 до 140 миллионов штук. Конечно, здесь может вмешаться фактор терминологии, кто-то считает исключительно Flash- и HDD-устройства, кто-то добавляет к ним CD-MP3, а кто-то и Audio-CD, да и кассетные плееры. Все равно расхождение вопиющее. Косвенные данные позволяют говорить о цифре в районе 100 млн. штук цифровых портативных аудиоустройств, проданных в 2005 году.

Примерно 22 миллиона или 22% из них – продукция компании Apple. Наводняющая Интернет информация о 70-, 80- и даже 92-процентной доле iPod относится к американскому рынку и в какой-то степени иллюстрирует глубину географических различий в мире. Тем не менее, этот бренд пока серьезно выделяется на фоне торговых марок, претендующих на глобальный статус, он имеет хорошую представленность, узнаваемость и значительную рыночную долю на большинстве локальных рынков. Samsung, Creative, iriver, Sony, iAudio обладают хорошей представленностью, но не могут похвастаться высокой рыночной долей, а iriver и iAudio – и высокой узнаваемостью.

Краткая справка о глобальных брендах

Apple iPod (США)

Более подробно бренд iPod будет рассмотрен при анализе американского рынка. На глобальном уровне можно назвать ряд стран, где торговая марка компании Apple имеет доминирующие позиции. Это в первую очередь США, затем Великобритания и Япония. В большинстве остальных стран бренд также имеет неплохую долю, 10-30%, но не доминирует на рынке.

Различие между iPod-странами и не-iPod-странами зависит во многом от политики компании Apple в данной стране. Если регион заносится компанией в число ее приоритетов, там стартует активная маркетинговая компания, открывается местный локализованный Интернет-магазин iTunes, проводится агрессивная ценовая политика. Пример Японии показывает, что зачастую этого вполне достаточно для занятия 50% рыночной доли. Таким образом, возможно, что Apple в любой момент может радикально укрепить свои позиции едва ли не в любом регионе, за исключением лишь отдельных азиатских рынков. Однако, видимо, компанию на настоящий момент устраивает ее доля.

Samsung (Ю. Корея)

После Apple Samsung имеет наиболее сильные позиции на мировом рынке. Это единственная крупная транснациональная корпорация, добившаяся с MP3-плеерами значительных успехов. Во многом это обусловлено тем, что она вышла на этот рынок одной из первых, плееры под ее торговой маркой Yepp появились еще в 1999 году. Важным фактором является и то, что Samsung также представляет собой крупнейшего производителя большинства компонент, в первую очередь флэш-памяти, дисплеев. Быстрыми темпами развивается направление аппаратных платформ,  на этом рынке компания также собирается занять лидирующие позиции.

Играет свою роль и функция этой корпорации как кузницы кадров для всей Кореи. Ведущие сотрудники, инженеры, разработчики множества корейских MP3-стартапов вышли из Samsung, и их компании сохранили теснейшую связь с «альма-матер». Результатом стало множество совместных разработок, OEM- и ODM-проектов, во многом заложивших фундамент сильных позиций корейского гиганта.

В отличие от ряда конкурентов, Samsung в настоящее время ведет достаточно активную политику. Ее стратегия во многом схожа с той, которую компания демонстрирует в других отраслях: разработка широкого и оригинального модельного ряда, предложение потребителю привлекательного сочетания цена/качество, активные рекламные усилия.

Все эти модели были анонсированы Samsung только в течение первой половины 2006 года

При этом Samsung демонстрирует достаточную гибкость, сочетая копирование удачных решений конкурентов (к примеру, iPod Nano – YP-Z5) и свои оригинальные разработки. Ее модельный ряд включает в себя аппараты большинства ценовых диапазонов и форм-факторов, от простейших плееров на Flash-памяти до функциональных PMP на жестких дисках. Свои основные усилия компания сосредоточила на Flash-плеерах, считая это направление наиболее перспективным, в связи с этим недавно было закрыто направление MP3-плееров на жестких дисках, разработки в этом направлении больше не ведутся.

В последнее время со стороны Samsung наметилась тенденция сближать в плане дизайна MP3-плееры и сотовые телефоны. Модель YP-T8 в какой-то мере заимствовала черты флагманских слайдеров D500 и т.п. В новейшей модели YP-T9 это проявляется еще сильнее, ставший одним из ключевых мотив тонкости также присутствует в аппарате. Мотивы подобной стратегии могут быть различными, это может быть желание улучшить продажи плееров за счет раскрученного дизайна, создать единый образ продуктов Samsung в умах покупателей.

MP3-плеер YP-T9 (эксклюзивное фото с сайта engadget.com) и сотовый телефон D900

Корпорация имеет своей целью глобальное лидерство в данном сегменте, если где-то (в США, к примеру) подобные планы пока утопичны, то на отдельных рынках в Юго-восточной Азии, на Ближнем Востоке, в отдельных государствах Евросоюза, в России Samsung имеет сильные позиции.

Надо отдать должное твердой и реалистичной позиции компании, в отличие от Creative и iriver не бросающейся «с шашкой наголо» на американский рынок и не твердящей постоянно о намерении «убить iPod». Свои намерения Samsung предпочитает воплощать в делах, а не в словах.

Так, в последнее время множатся слухи о намерении компании открыть собственный он-лайн сервис по продаже музыки и прочего родственного контента. В этом нелегком деле компания уже заручилась поддержкой крупного продавца музыки MusicNet, который должен будет обеспечивать деятельность сервисов Samsung в Европе.

Creative (Сингапур)

В настоящий момент компания переживает не лучшие времена. Продажи звуковых карт серьезно упали за последний год, и MP3-плееры теперь приносят большую часть выручки. При этом позиции Creative здесь постоянно слабеют, компания теряет рынок в Азии, Северной Америке. Последним ее «бастионом» является континентальная Европа, где недорогие флэш-модели  Creative традиционно имеют высокую популярность.

Исторически компания была в числе первопроходцев на MP3-рынке и одной из первых внедряла многие технические решения (жесткий диск в качестве накопителя, плееры на микродрайвах), однако в области дизайна и позиционирования она предпочла путь «тени Apple». Но принесшая ей успех в индустрии звуковых карт стратегия «возьмем продукт конкурента, добавим функций и поставим цену пониже» здесь потерпела полное фиаско. За пять лет упорной борьбы компания так и не смогла повторить успех iPod или хотя бы приблизиться к этому. Не помогли и мощнейшие, по меркам Creative, вливания в рекламу. Проигранное сражение с лидером оставило компанию обескровленной, и будущее ее сейчас неясно. Недавняя судебная победа над Apple вряд ли принципиально изменит ситуацию в долгосрочной перспективе. Суммы в 100 млн. долларов, которую должна будет выплатить американская компания, не хватит даже на то, чтобы полностью покрыть убытки Creative за предшествующие три квартала, для Apple же это – выручка от продажи iPod за неполную неделю. Решение сингапурской компании присоединиться к клубу производителей аксессуаров “Made for iPod” и вовсе можно рассматривать как завуалированную форму капитуляции.

Одной из претензий к компании традиционно считается раздутый продуктовый ряд. Само по себе это не так страшно, Samsung, к примеру, также имеет большое количество моделей. Однако у Creative выходы новых продуктов носят сумбурный характер, модели часто конкурируют между собой, размывая долю компании. На первый взгляд ее продуктовая линейка является весьма насыщенной, в нее входят продукты всех ценовых диапазонов, от самых дешевых Flash-моделей до функциональных HDD-PMP. Но при этом в сегменте дешевых флэш-моделей уже лет пять потребителю предлагают одни и те же плееры Muvo, изредка меняя их названия. Единственный полноценный PMP лишь после года продаж получил незначительное обновление, тем самым, аппарат c wide 4,3” дисплеем и USB Host в ассортименте Creative появился примерно на год позже, чем у корейских компаний.

Долгожданный ZenVisionW от Creative: опоздал на год

Продолжаются продажи невразумительных моделей наподобие Zen Sleek Photo, мгновенно устаревшей после выхода iPod 5G. Зато «убийц iPod Nano» у компании целых три: «старичок» на HDD Zen Micro Photo, новые Flash-плееры Zen V и Zen Neeon 2. И все они метят в один и тот же сегмент – компактный плеер с цветным дисплеем и большой емкостью памяти, это характерный пример продуктовой политики компании в последние годы.

Трио «убийц iPod» от Creative

iriver (Ю. Корея)

Как и Creative, iriver сегодня находится в незавидном финансовом положении. Причины во многом схожи – завышенные амбиции руководства толкнули компанию к жесткой конфронтации с Apple, итогом которой стали тяжелые финансовые потери и сокращение рыночной доли. В лучшие времена компания занимала до 13% американского рынка, сейчас она проходит по категории «прочие», а ведь основная борьба велась именно за этот рынок. Не лучше обстоит ситуация в Европе – iriver не выдерживает конкуренции с продукцией китайских компаний, продаваемой под местными торговыми марками. Даже на родном корейском рынке доля компании падает под давлением Samsung и iAudio.

В 2005 году iriver сделал несколько неудачных движений в плане продуктовой политики. Одним из них была попытка продленного использования успеха очень удачной модели h10 путем выпуска аналогов большего и меньшего размеров, соответственно, на Flash-памяти и жестком диске 1,8” форм-фактора. Однако этот дизайн оказался плохомасштабируемым, и ни h10 junior, ни h10 20GB не удалось снискать популярности «среднего брата».

Три брата h10. Попытки продать одно и то же три раза рынок не оценил

При этом никаких других устройств в сегментах «емких» MP3-плееров и Flash-плееров верхней ценовой категории предложено не было, из-за чего эти сегменты оказались потеряны для компании. Новая Flash-линейка T имела ограниченный успех, так как не предлагала ничего принципиально нового и во многом копировала решения от той же Samsung. Модель U10 была чрезвычайно интересна и могла бы стать настоящим прорывом. Однако iriver по совершенно непонятной причине в течение года продавал ее с мизерными для такого устройства объемами памяти – 512 МБ и 1 ГБ – на фоне 2 и 4 ГБ iPod Nano. В результате огромный потенциал модели так и не был реализован.

U10 – эта модель заслуживала большего…

Анонсированные новые модели – e10 и n20 – вторичны и малоинтересны. Компания явно теряет образ технологического лидера: в ее ассортименте до сих пор отсутствуют модели с объемом Flash-памяти 4 ГБ, в то время как такой объем уже предлагается даже небольшими корейскими и китайскими компаниями. 1-дюймовый винчестер в e10 выглядит анахронизмом сам по себе, а 6 ГБ объем, на фоне технической доступности 12 ГБ и наличия в продаже 8 ГБ моделей от Mpio и Creative, выглядит и вовсе жалко. «Суперфункция» использования плеера в качестве пульта ДУ телевизором, реализованная в e10, была представлена корейской компанией Mcody еще более двух лет назад. Также характерна продолжающаяся уже более 2 лет эксплуатация одного и того же дизайна плеера-медальона n10 (n11, n12) – еще одно свидетельство кризиса идей в компании.

Сегодня iriver открыто говорит о своем желании уйти с MP3-рынка в другие, более прибыльные, менее конкурентные отрасли. В качестве вариантов рассматриваются игровые консоли, в том числе с использованием беспроводных технологий (WiBro), PMP с интегрированными цифровыми телеприемниками (DMB), электронные переводчики. Однако пока эти замыслы, по большому счету, не вышли за рамки прототипов. На рынке PMP лидерство упущено – на нем за прошедшие два года уже успели закрепиться новые игроки наподобие Digital Cube. Цифровым ТВ жителей Кореи уже не удивишь, а за пределами полуострова iriver неизбежно столкнется с несовместимостью стандартов. На рынке портативных игровых консолей уже имеются авторитетные игроки Sony и Nintendo. Будущее стандарта WiBro за пределами Кореи также пока под вопросом, а судьба Nokia N-gage отражает все сложности, стоящие перед внедрением беспроводных игровых сервисов.

DMB-плееры, электронные переводчики – продукты, в которых iriver пытается найти спасение

Таким образом, перед iriver стоит вполне реальная опасность потерять рынок MP3 и не суметь найти новый. С учетом сложного финансового положения даже популярные в Корее Интернет-сервисы, принадлежащие компании, могут не помочь ей выжить.

Sony (Япония)

Плачевность положения Sony на рынке особенно очевидна на фоне блестящих достижений прошлого и веса бренда. Потеря Sony рынка портативного аудио достойна войти в учебники по маркетингу. Так как очевидно, что большая часть доли Sony досталась в первую очередь Apple, имеет смысл проанализировать те факторы, которые привели к этому.

Во-первых, Sony безнадежно опоздала на рынок MP3-плееров: серьезно развивать это направление, продвигать свою продукцию на нем она начала только в 2005 году (первый MP3-плеер появился в 1998 году, iPod – в 2001 году). Рынок к этому времени был уже давно поделен. При этом «легендарный бренд» Sony для MP3-плеера не являлся  весомым преимуществом. В мире Интернета, компьютеров и цифровых технологий пользователи привыкли к новым брендам – Microsoft, Apple, Dell, Google и т.п – научились не бояться их.

Во-вторых, вся деятельность Sony в плане дизайна была метаниями из стороны в сторону, создавалась чехарда моделей без какой-либо логики, преемственности. Некоторые дизайны более удачны, некоторые менее, но сам факт подобной мешанины приводил к тому, что однозначный образ плеера Sony Walkman как носителя какого-то стиля и какой-то идеи не мог сформироваться. В разных моделях Sony использовала совершенно разные материалы и принципы управления, что усугубляло ситуацию.

Такие разные HDD-плееры от Sony

Плееры Sony, как и iPod, имеют минимальную функциональность. Но Walkman по уровню «брендовости» сильно не дотягивал до продукции Apple, к тому же у iPod недостающие функции можно докупить в виде аксессуаров. Последнее поколение плееров от Apple уже умеет проигрывать видео, а плееры Sony еще даже не имеют цветного дисплея. Тем самым Sony обрекла себя на роль технологического аутсайдера даже по сравнению с iPod, отнюдь не эталона в этом плане.

Половина успеха iPod – Интернет-магазин iTunes.com, а еще треть – программа iTunes. Плеер iPod – всего лишь третье звено единой цепи «iTunes.com – программа iTunes». Sony пыталась конкурировать только с последним звеном, забыв о первых двух, не менее важных. Ее Интернет-магазин малоизвестен, имеет меньший ассортимент и худшие цены, а программа для записи музыки на плеер, SonicStage, уже вошла в пословицы и поговорки, стала эталоном плохого, негодного ПО. К тому же эти три составляющие не объединены в единое звучное маркетинговое предложение аналогично iPod+iTunes. Особо ярко этот провал выглядит на фоне того, что корпорация Sony является одним из ведущих создателей контента, как музыкального, так и видео.

Sony долгое время пыталась продвигать свой формат сжатия цифровой музыки Atrac как замену MP3. Из-за этого за плеерами Sony закрепилась негативная репутация Atrac-плееров, т.к. они долгое время проигрывали только этот формат, преобразуя в него MP3-файлы при помощи программы (с потерей качества), начало поддержки сначала MP3-, а потом и WMA-формата не помогло «отмыться» от этого.

Рекламная компания Sony сильно отстает по качеству от рекламы Apple, отсутствуют сильные идеи и узнаваемые символы, которые есть у iPod.

Цены на плееры Sony хоть и не запредельны, все равно слишком высоки для ее положения. Sony старается быть «не дороже, чем Apple». В ее положении нужно быть намного дешевле, чтобы заинтересовать покупателя.

Отчаявшись ждать помощи от Японии, китайский офис Sony решил развивать направление своими силами. На фото – «китайский» плеер Sony – без ATRAC

Результатом всего этого является статус аутсайдеров у плееров Sony даже в Японии. Большинство ее последних «новинок» – недорогие, вторичные и примитивные плеерки, цель выпуска которых, грубо говоря, – «срубить» напоследок еще хоть немного «капусты» на раскрученной марке. Исправить ситуацию уже, скорее всего, нельзя. Чтобы «добро» (бренд Walkman) не пропадало, компания активно использует его в смежных продуктах. Так, весьма успешен суббренд музыкальных сотовых телефонов SonyEricsson Walkman. Очевидно, и в дальнейшем Sony будет избегать бросать чистые плееры Walkman «в прорыв» в одиночестве, предпочитая использовать их в составе «ударных соединений» – смежных брендов, родственных продуктов. Единый интегрированный кулак – стационарная игровая консоль Sony Play Station 3, портативная  игровая консоль Play Station Portable, музыкальные телефоны SonyEricsson Walkman и, до кучи, сами Walkman’ы – должен быть более боеспособен в условиях жесточайшей конкуренции с Microsoft и  Nintendo с одной стороны и с Apple – с другой. Правда, на фоне постоянно слабеющих позиций Sony успех даже такого массированного удара далеко не бесспорен, и для долгосрочных прогнозов лучше дождаться хотя бы начала продаж PS3. Тот факт, что бренд Walkman сегодня нуждается в «подпорках» в виде SonyEricsson или Play Station, – хороший индикатор до крайности ослабленной позиции компании на рынке, который она когда-то создала сама.

SonyBean – эта модель не продержалась на конвейере Sony и нескольких месяцев

iAudio (Ю. Корея)

Cowon-iAudio – наиболее молодой и слабый из глобальных MP3-брендов, за пределами Кореи доля его невелика, тем не менее, компания смогла найти свою нишу.

По большому счету, можно говорить о том, что Cowon унаследовала часть доли iriver, которую та потеряла в результате своих неразумных действий на рынке.

Cowon-iAudio сильна в двух направлениях: простые Flash-плееры среднего ценового диапазона с упором на качество звучания и ёмкие плееры на HDD-накопителях. Это те самые направления, где когда-то был силен iriver. Неплохим получился и дебют компании на рынке PMP.

iAudioX5 – именно этой модели во многом обязана компания своими успехами

За пределами Кореи потребитель продукции iAudio ищет в ней функциональную альтернативу iPod. При этом продукты компании имеют неплохой дизайн и высокое качество изготовления, что позитивно влияет на их репутацию. Cowon достаточно отзывчив к просьбам пользовательского коммьюнити: неоднократно возникали ситуации, когда компания вносила коррективы в продуктовый ряд или выпускала новые прошивки по запросам покупателей. Для нишевого бренда, зависящего от узкого круга пользователей, это очень правильная политика. В результате iAudio имеет одно из самых преданных и сплоченных сообществ, обеспечивающих ее достаточной потребительской базой. Во многом это тоже повторение опыта iriver, о котором последняя забыла, преисполнившись амбиций потеснить iPod.

Темпы развития Cowon-iAudio снизились вместе с темпами развития отрасли в целом, компания уже не может позволить себе выпускать более 2-3 новинок в год, тем не менее, на фоне других корейских производителей она выглядит довольно уверенно и одна из немногих может позволить себе глобальное присутствие. Как и iriver, она владеет в Корее рядом Интернет-сервисов по продаже контента. Также компания уже давно известна как разработчик ПО, в частности, достаточно популярного программного плеера Jetaudio.

Аппетит приходит во время еды: «отобрав» у iriver рынок Jukebo’ов и FlashMP3-плееров среднего уровня, Cowon замахнулась и на сегмент плееров-кулонов (на фото iAudioT2)

Microsoft (США)

Для потребителя компания из Редмонда противостоит Apple прежде всего на рынке компьютерных ОС. Тем не менее, борьба между гигантами за другую область – за область контроля за распределением цифрового контента, за средствами его приобретения и просмотра – идет довольно давно. Используемому Apple AAC и Apple Lossless форматам Microsoft противопоставляет свои Windows Media Audio и Windows Media Audio Lossless. Системе DRM Fairplay – свой DRM Janus. Программной оболочке iTunes – Windows Media Player. В области Интернет-продаж и в области аппаратных решений, т.е. собственно плееров, до недавнего времени Microsoft предпочитала отсиживаться за чужими спинами. В Интернете за ее интересы сражался пул он-лайн магазинов, использующий ее формат WMA и ее DRM-стандарт. На рынке плееров действовала пестрая группа игроков, чья продукция поддерживала форматы от Microsoft, в первых ее рядах были замечены iriver, Creative, Toshiba. У последних мало чего получалось, что ограничивало возможности продвижения решений Microsoft, угрожало ей потерей рынка вообще. К началу 2006 года компания начала действовать более активно, приступила к созданию единой коалиции провайдеров контента, создателей программных и аппаратных решений. В частности, совместно с MTV был создан он-лайн музыкальный сервис URGE. Стало ясно, что появление портативного плеера от Microsoft является вопросом времени. Сейчас выход медиаплеера под брендом Zune ожидается в районе ноября.

Управляемые «утечки» информации – новое оружие Microsoft. За несколько месяцев до официального анонса весь Интернет уже забит слухами и «секретными» фото Zune

Устройство будет производиться японской Toshiba и во многом будет похоже на ее собственную разработку Gigabeat S, однако должно обладать большим, 3-дюймовым, дисплеем, изготовленным по низкотемпературной поликремниевой технологии, а также встроенным адаптером Wi-Fi, FM-радио. Одним из преимуществ продукта на американском рынке должна быть его тесная интеграция с игровой консолью Xbox. В этом стратегия Microsoft совпадает с планами Sony: обе компании не верят в успех своего MP3-плеера как отдельно стоящего продукта, стараются сделать его составной частью некой единой «системы развлечений». В информации по Zune много пробелов, до конца не ясно, возможно ли будет приобретать контент через Wi-Fi-соединение без участия компьютера, в чем конкретно выразится интеграция устройства с Xbox. Поэтому рыночные перспективы новинки пока не ясны, и к глобальным игрокам Microsoft можно причислить лишь с большим авансом.

На этом можно закончить описание глобальных игроков и спуститься на локальный уровень.

Юго-восточная Азия

Продажи MP3-плееров в 2005 – более 14 млн. штук.

Самый насыщенный рынок, родина абсолютного большинства торговых марок, месторасположение всех заводов-производителей. Рассматривать ее в совокупности невозможно, слишком велики региональные отличия, необходимо спускаться на еще более низкий уровень – ряд стран здесь имеет свое лицо.

Южная Корея

Продажи MP3-плееров в 2005 – примерно 4 млн. штук.

Прогноз продаж PMP в 2006 – примерно 270 тыс. штук.

Это родина MP3-плеера как такового и страна происхождения трех торговых марок, претендующих на глобальный статус, – Samsung, iriver и iAudio. В прошлом это также родина многочисленных стартапов, продукция которых продавалась под разными марками по всему миру. Сейчас от этого великолепия мало что осталось – от силы четверть компаний сумело выжить в условиях насыщенного рынка и ценового давления со стороны китайских производителей.

«Золотой век» корейского плееростроения пришелся на 2001-2004 годы, в этот период на рынке действовало до сотни независимых разработчиков и несколько десятков заводов-производителей. Помимо «большой тройки», относительно неплохой вес как на местном, так и на зарубежных рынках имели торговые марки Mpio, Mobiblu, Sorell, iOps, Cmtech (Live), SIMS, Hansori, Mp-man, Cenix, iBead, Monolith, Qoolqee, Nextway-Dcube. Хотя в течение этого периода происходила естественная смена игроков, некоторые компании отходили на второй план или исчезали с рынка, на их место приходили новые, но общее их количество оставалось высоким. Слабостью этих производителей была узкая продуктовая линейка: большинство предлагало исключительно плееры на Flash-памяти, причем каждое поколение включало в себя не более одной модели – на смену одной приходила другая, ни о каком позиционировании не шло и речи. Сильной стороной «корейцев» всегда был неплохой по качеству дизайн, использование качественных материалов, достойное качество сборки, современные и высококачественные аппаратные решения. Именно в Корее получил свой сегодняшний облик оптимальный функциональный набор MP3-плеера: поддержка MP3 и WMA, диктофон, FM-радиоприемник с записью, запись с линейного входа, кодирование в MP3-формат, навигация по папкам, работа в качестве мобильного накопителя без установки драйверов и ПО в большинстве операционных систем.

Уже в 2000 году, когда число брендов на американском и европейском рынках не превышало полудюжины, в Корее уже было MP3-изобилие (фото с сайта Writings@Korea)

В 2001-2004 годы корейские плееры пользовались успехом как в Юго-восточной Азии, так и в Европе, на ближнем Востоке, в Канаде и Латинской  Америке, отдельные модели даже попадали на рынок США.

Однако в 2005 году многочисленные небольшие корейские компании начали испытывать возрастающее давление с двух сторон. В верхнем ценовом диапазоне они оказались не в состоянии конкурировать с продукцией Apple, главным образом, из-за своей несостоятельности в маркетинговой сфере. Снизу они были неспособны держать удар от китайских производителей, предлагающих многократно более низкие цены. В условиях рискового бизнеса, зависящего от постоянно падающей цены на память, большинство из них не смогли выжить. Банкротство и уход с MP3-рынка корейских компаний продолжается и сейчас.

В настоящее время рынок «чистых» MP3-плееров в Корее находится в глубокой депрессии. Два крупнейших игрока – Samsung и Cowon-iAudio – контролируют большую его часть, утратившая свои позиции компания iriver идет третьей, остальную часть занимают несколько оставшихся в живых корейских стартапов и продукция Apple. Последнее время активизировалась «продремавшая» всю MP3-революцию компания LG, выпустив ряд интересных продуктов, в т.ч. MP3-плееры, портативные DMB-плееры. Уверены в себе только игроки с хорошими продажами на национальном рынке, ориентированные на экспорт компании находятся на грани банкротства. Владелец крупнейшей из них, Mpio, был вынужден продать свою компанию стороннему инвестору, к такому же ходу прибег ряд других фирм. Важным симптомом кризиса производителей «второй руки» является практически полное отсутствие новинок – в лучшие годы новые модели на корейском рынке появлялись практически еженедельно, сейчас разработки практически свернуты.

На место «чистых» MP3-плееров в Корее в настоящее время пришли PMP, портативные медиаплееры, способные воспроизводить как музыку, так и видео. Характерной чертой именно корейского рынка является высокая распространенность PMP на базе жесткого диска. Типичное устройство имеет накопитель емкостью 20-30 ГБ, 4,3-дюймовый цветной TFT-дисплей. Ситуация с PMP в Корее сейчас напоминает «золотой век» MP3 – постоянно растущее число производителей, в основном небольших фирм, еженедельные анонсы новых моделей. Характерно, что из большой MP3-тройки пока только Cowon-iAudio сумел закрепиться на новом рынке – ни Samsung, ни iriver сейчас не предлагают интересных моделей.

В свое время «убойным предложением» для корейского, а также значительной части мирового рынка, было сочетание аудиоплеер + диктофон + радио. Современный корейский PMP завоевывает (пока корейский) рынок другим «комбо»: видеоплеер + цифровое ТВ + спутниковая навигация. HDD-PMP имеют важный плюс – их большие, как минимум 3,6-дюймовые дисплеи наилучшим образом подходят и для просмотра видео, и для спутниковой навигации, что позволяет им чувствовать себя в относительной безопасности от давления со стороны сотовых телефонов, смартфонов. К тому же, спутниковая навигация открывает для PMP нового потребителя, автовладельца, недоступного для «чистых» MP3-плееров, таким образом, вскрывая нетронутые пласты спроса. Конкуренция в данном сегменте гораздо ниже, прибыль намного больше – неудивительно, что PMP уже заменили MP3-плееры в качестве флагмана корейской портативной индустрии. Однако есть и ложка дегтя: локализация таких продуктов затруднена из-за несовместимости стандартов цифрового ТВ (корейский DMB имеет пока очень узкое распространение, его будущее в мире под большим вопросом), из-за нетривиальности задачи адаптации электронных карт для спутниковой навигации в разных странах. Эти факторы сдерживают распространение корейских PMP в мировом масштабе.

Корейские компании предлагают PMP на любой вкус (на фото – PMPBlufinop67 цвета HotPink)

Помимо HDD-PMP, корейские компании производят также и специализированные устройства для спутниковой навигации и/или просмотра цифрового ТВ. Они во многом аналогичны медиаплеерам, но не имеют встроенного жесткого диска, ограничиваясь встроенной Flash-памятью, слотами для CF- или SD/MMC-карт. Зато цена значительно ниже, что обуславливает популярность этих устройств, также они ценны тем, что дают возможность новичкам оценить удобство использования подобных решений.

Бурное развитие также переживает рынок аксессуаров для PMP – автомобильные подставки-держатели, зарядные устройства, подключаемые к прикуривателю, FM-трансмиттеры, внешние GPS- и DMB-приемники разлетаются, как горячие пирожки.

Лицо современного корейского PMP:

i-Station V43

  • Накопитель: жесткий диск 1,8" 20/30 ГБ
  • Дисплей: TFT LCD, диагональ 4,3", разрешение 480x272 точек, 16,7 млн. цветов, чувствительный к нажатию
  • Питание: встроенная Li-pol батарея, 7 часов работы от одного заряда – видео, 10 – аудио
  • Поддержка форматов видео: MPEG 1/2, MPEG4, DIVX, XVID, WMV9, субтитры
  • Поддержка форматов аудио: форматы с потерями – MP3, WMA, OGG,  AC3; форматы без потерь – FLAC, WAV (PCM)
  • Поддержка форматов изображений: JPEG, BMP, PNG
  • Поддержка текстовых форматов: TXT
  • Эквалайзер: 5 предустановленных настроек, пользовательская настройка
  • Диктофон: запись в ADPCM
  • Интерфейс обмена данными: USB Device 2.0 High Speed, USB Host 2.0 High Speed
  • Протоколы обмена данными: UMS
  • FM-радио
  • GPS-навигация
  • T-DMB-приемник
  • 5-канальный аудиовыход
  • Видеовыход

Китай

Продажи MP3-плееров в 2005 – примерно 6 млн. штук.

Прогноз продаж MP4-плееров в 2006 – примерно 1,3 млн. штук.

Китайский рынок хорошо иллюстрирует то, насколько низка стоимость входного билета на MP3-рынок. Здесь присутствуют более 2000 производителей самого разного калибра, и это число только растет. Оптовая цена устройства доведена здесь до абсолютного минимума. За счет этого китайские производители уже вытеснили корейцев с большинства мировых рынков. На территории Поднебесной, естественно, господство местных компаний абсолютно: тройку лидеров составляют местные производители Newman, DEC, Aigo, сообща контролируя более 37 % рынка, самые сильные зарубежные игроки – Samsung и Apple – занимают лишь около 6 и чуть более 4 процентов соответственно. Рынку просто не знакомы слова «централизация», «консолидированность»:  10 ведущих брендов вместе контролируют чуть более 60 %.

При очевидных ценовых преимуществах китайская продукция имеет и серьезную проблему – дизайн. В настоящее время можно различить два вида «китайского» дизайна: «заимствованный» и разработанный самими. «Заимствованный» дизайн обычно скопирован либо у соседей-корейцев, либо у Apple, попадаются и клоны Sony, Panasonic. Часто скопированный дизайн подвергается «модификации» – добавляется цветной дисплей, меняется управление, в результате цельность облика оказывается нарушенной.

Редкий бренд еще не стал жертвой «клонеров»: слева направо клоны iPod, Samsung, Panasonic

Дизайн собственной разработки обычно либо скучный, либо неоправданно вычурный, крайне низка эргономика: 5-6 абсолютно одинаковых клавиш в ряд с подписями на тыльной стороне корпуса – распространенное решение. Дешевый пластик, тонкий и низкокачественный алюминий, тусклые дисплеи также свойственны этим устройствам. Китай имеет национальное производство аппаратных платформ для плееров, которые и используются в большинстве их устройств, платформы эти обычно низкопроизводительны, их программное обеспечение хоть и относительно стабильно, отличается «типовой» и довольно скудной схемой интерфейса, бедными функциональными возможностями. И хотя низкая цена перевешивает многое, путь в верхний ценовой сегмент для Китая пока закрыт.

А когда китайцы берутся за дизайн сами, порой получается странно…

Мы уже ознакомились с понятием «корейский PMP». У китайцев есть собственная концепция, в которой они видят будущее отрасли, – они называют ее MP4-плеер. Это тот же PMP, только на флэш-памяти и намного меньшего размера. Хотя китайцы порой называют MP4-плеером любой MP3-плеер с цветным дисплеем, даже самым крошечным, лицом отрасли являются все же модели с диагональю от 1,8 дюйма. Ни цифрового ТВ, ни спутниковой навигации в комплекте пока не предлагается, зато цена – на крайне низком уровне. Последний «писк» моды – встраивание цифровых камер и использование SD-карт в качестве «картриджей» для игр, по графике и геймплею соответствующих приставке Nintendo Entertainment System (известна в России как Dendy).

Росту популярности подобных устройств как в Китае, так и, тем более, в остальном мире мешает путаница со стандартами. Все MP4-плееры сегодня нуждаются в преобразовании видеофайлов в определенный формат, понятный для них. При этом для разных аппаратных платформ этот формат разный, в результате имеется до 10 различных видеоформатов, несовместимых между собой. Имеется также путаница в технических спецификациях: так, интерфейсы, называемые производителем USB 2.0, могут разниться по скорости в 8 раз.

Серьезность этой проблемы такова, что за решение ее взялось государство. Китайский комитет по стандартизации и ряд смежных министерств созвали круглый стол, за которым должны быть приняты основные параметры MP4-плеера. Утверждение стандартов планируется в начале 2007 года.

Конечно, никакая стандартизация не убережет MP4-плееры от конкуренции с сотовыми телефонами с функцией видео. С другой стороны, стоимость таких телефонов еще долго будет недосягаемо высока по сравнению с ценами на китайский MP4-плеер (от $50 за модель с 1 ГБ памяти на сегодня). К тому же, уровень качества и дизайна китайских товаров постоянно растет, чему свидетельство – глобальное признание одной из последних разработок китайской компании Meizu M6.

Лицо современного китайского MP4-плеера:

Meizu M6 (Miniplayer)

  • Накопитель: Flash-память 512МБ/1/2/4 ГБ
  • Дисплей: TFT LCD, диагональ 2,4", разрешение 320x240 точек, 262 тыс. цветов
  • Питание: встроенная Li-pol батарея, 20 часов работы от одного заряда
  • Поддержка форматов аудио: форматы с потерями – MP3, WMA, OGG,  WAV (ADPCM); форматы без потерь – FLAC, WAV (PCM); форматы DRM – WMA DRM9
  • Поддержка форматов видео: AVI (XVID)
  • Поддержка форматов изображений: JPEG, BMP
  • Эквалайзер: 10-полосный, 5 предустановленных настроек, пользовательская настройка
  • FM-радио
  • Диктофон: запись в MP3
  • Интерфейс обмена данными: USB 2.0 High Speed
  • Протоколы обмена данными: UMS

Япония

Продажи MP3-плееров в 2005 – примерно 6 млн. штук.

Продажи музыкальных сотовых телефонов в 2005 – примерно 20 млн. штук.

Когда-то страна восходящего солнца была законодателем мод как в электронике в целом, так и в портативном аудио в частности. Сегодня на рынке Японии властвуют варяги. Более половины его принадлежит Apple iPod. И хотя главные местные производители – Sony и Panasonic – имеют здесь большую долю рынка, чем в других странах, она не превышает 16 и 8 процентов соответственно. Обе японские компании имеют общую проблему: плееры их производства неоригинальны, неинтересны, имеют слабую функциональность, досадные DRM-ограничения, достаточно высокую стоимость. По дизайну и функциональности им трудно конкурировать как с iPod, так и с «продвинутыми» корейскими решениями, по цене они неконкурентоспособны с китайцами. Этим обусловлена низкая популярность плееров этих марок во всем мире. Даже в самой Японии часты случаи OEM корейских и китайских производителей.

Особняком стоит компания Toshiba, долгое время она пыталась самостоятельно продвигать свою линейку плееров на жестких дисках Gigabeat с довольно ограниченным успехом. Сейчас компания объединила свои силы с Microsoft, сделав свой последний плеер Gigabeat S на основе ОС Portable Media Center и используя в качестве программной оболочки Windows Media Player 11. Это позволило ей несколько улучшить свои позиции на рынке, хотя компания остается нишевым производителем. Ключевая роль ей суждена в будущем проекте Microsoft – Zune.

ToshibaGigabeat становится все лучше с каждым поколением… но все же до iPod ему далеко (на фото Gigabeat серии S)

Следует учитывать тот факт, что в Японии, как в никакой другой стране, развита сотовая связь и, в особенности, сопутствующие сервисы. Поэтому объем рынка для MP3-плееров здесь весьма скромен, никаких «национальных проектов» в этой области не существует. По большому счету национальным MP3-плеером в Японии уже является сотовый телефон, MusicPhone, а интересующий контент приобретается через соответствующие сотовые сервисы (91% музыкального контента в 2005 году был приобретен через сервисы мобильных операторов).

Азиатские «Тигры»

Отдельно можно упомянуть т.н. «азиатских тигров» – прежде всего Сингапур и Тайвань. Эти рынки чем-то похожи на рынки Китая, но здесь довольно сильны местные производители – MSI, BenQ на Тайване, Creative в Сингапуре. Качество плееров здесь повыше, чем в Китае, хотя очень распространен OEM китайской продукции. Следует упомянуть, что именно тайваньские компании – Foxconn, Asustec, Inventec – производят плееры для Apple на своих китайских фабриках. Вообще, «тигры» интересны тем, что находятся на пересечении различных рынков, Китая, Кореи, Японии, имеют давние связи с Европой, Северной Америкой, а также большое количество местных мощных компаний. В результате получается чрезвычайно пестрая картина, в которой ни один бренд не имеет преимущества: так, iPod имеет на Тайване не более 8%, Samsung догоняет его с 7,8% рынка.

Европа

Продажи MP3-плееров в 2005 (без Великобритании) – около 22 млн. штук.

Европа по большому счету не имеет национальных производителей MP3-плееров. Исключение составляет компания Philips, впрочем, для нее плееры производятся (а возможно и проектируются) тайваньской компанией. Другое исключение – Archos, хотя эта компания уже превратилась из чисто французской в американо-французскую.

Тем не менее, рынок Европы едва ли не крупнейший в мире. Картина континентальной Европы и Великобритании отличается довольно существенно. Великобритания – территория iPod, а на континенте более распространены плееры китайского производства, продающиеся под местными торговыми марками.

Каждый из основных рынков – Германия, Франция, Скандинавия – имеет свой набор хорошо раскрученных местных марок – Maxfield и Trekstor в Германии, ISM во Франции, Jens of Sweden в Швеции. Популярны и «бренды-зомби» – торговые марки умерших компаний, перекупленные и наполненные новым содержимым: Grundig, Mpman. Под этими брендами можно приобрести недорогие по европейским меркам плееры производства Китая или (реже) Кореи. Европейский потребитель предпочитает низкие цены – плохой дизайн или слабая функциональность «китайца» не останавливают его от покупки. Основные продажи в Европе приходятся на простейшие Flash MP3-плееры.

Раскрученные бренды не могут позволить себе роскошь умереть. «Вторая жизнь» марки Grundig в качестве «оболочки» для корейского плеера OracomUB-880

Во многом этим обусловлены хорошие продажи в Европе плееров от Creative, причем именно Flash-плееров серии Muvo. Во многом именно континентальная Европа остается главной территорией продаж для сингапурской компании.

В погоне за продажами европейские игроки идут на оригинальные ходы. Так, последнее время на рынке появляются предложения MP3-плееров, оформленных в стиле какой-либо музыкальной группы или исполнителя. Подобные акции имеют своей целью заставить пользователя чаще менять плееры или даже пользоваться несколькими одновременно, чему способствуют постоянно снижающиеся цены.

В специальной версии плеера TrekStor i.Beat vision для поклонников группы DepecheMode только пытливый глаз узнает корейский аппарат DyneTuny 7

Многолетние контакты с азиатскими производителями, большие объемы заказов, серьезный опыт продаж приводят к тому, что владельцы торговых марок начинают «заказывать музыку», требуя от поставщиков эксклюзивных дизайнов, спецмоделей. Ярким примером подобного является модель Trekstor vibez. Аккумулировав значительные финансовые средства и набравшись опыта, местные европейские торговые марки серьезно думают о выходе за пределы национальных рынков. И нельзя полностью исключать того, что они преуспеют в этом: подобные компании уже успели продемонстрировать куда больше оригинальности и здравого смысла в своих рыночных решениях, нежели большинство традиционных производителей.

Лицо современного европейского MP3-плеера:

Trekstor vibez

  • Накопитель: жесткий диск 1" 8/15 ГБ
  • Дисплей: TFT LCD, диагональ 1,5", разрешение 176x132 точек, 65 тыс. цветов
  • Питание: встроенная Li-ion батарея, 20 часов работы от одного заряда
  • Поддержка форматов аудио: форматы с потерями – MP3, WMA, OGG,  WAV (ADPCM); форматы без потерь – FLAC; форматы DRM – WMA DRM9, 10
  • Поддержка форматов изображений: JPEG
  • Эквалайзер: 5 предустановленных настроек, 3 пользовательские настройки
  • Диктофон: запись в WAV ADPCM
  • Запись с линейного входа: запись в WAV ADPCM
  • Интерфейс обмена данными: USB 2.0 High Speed
  • Протоколы обмена данными: UMS, MTP
  • Аксессуары: проводной пульт ДУ, крэдл с беспроводным ДУ, карта расширения, FM-тюнер, запасная Li-ion батарея

США

Продажи MP3-плееров в 2005 (без Великобритании) – более 20 млн. штук.

Из них iPod – не менее 15 млн. штук.

Американский рынок претендует на звание самого крупного в мире. Также это один из немногих монобрендовых рынков, где одна компания занимает около 75% его – оглушительный контраст с рынками азиатских стран. О беспрецедентном успехе компании Apple сказано уже чрезвычайно много. Наиболее важным, пожалуй, является тот факт, что плееры iPod в США, а в какой-то степени и во всем мире, являются «лицом» индустрии в целом, и от дальнейших шагов Apple во многом зависит будущее MP3-плеера как продукта, по крайней мере, на американском рынке. В настоящее время компания довольно сильно затянула с анонсом новинок: рынок ждет новых продуктов уже почти год. Это негативно отражается на продажах – потребитель не хочет покупать «старые» iPod G5 или iPod Nano. Какие продукты будут представлены к Рождеству 2006 рода – одна из основных интриг на рынке на сегодняшний день. Основных версий две: «настоящий» iPod Video и сотовый телефон iPhone. Интернет забит слухами и всевозможными спекуляциями на эту тему, мы же попытаемся понять, что будет означать для индустрии выпуск того или иного продукта.

Появление iPhone неминуемо должно привести к «японизации» американского рынка, т.е. массовому переходу его на Music Phone. Однако на этом пути Apple подстерегают множество сложностей. Во-первых, непонятно, какой способ подключения придется выбирать покупателям iPhone: будет ли это кто-то из текущих операторов или Apple создаст своего виртуального оператора под свой телефон, и каким образом этот вопрос будет решаться на зарубежных рынках. Во-вторых, непонятно, сможет ли Apple удовлетворить потребности рынка в количественном отношении – даже с относительно небольшими объемами iPod были претензии к качеству, что же будет, когда счет пойдет на десятки миллионов? Напомним: собственных производственных мощностей у компании нет. Не исключен фактор потребительского разочарования – от нового телефона ждут чего-то уж совсем невероятного, чаще всего это даже не могут выразить словами. Не обмануть этих ожиданий в первом же шаге на рынке, который развивался без ее участия уже десяток лет, и на котором присутствуют сотни моделей на любой вкус, – задача не из легких даже для Apple.

Если Apple предпочтет «настоящий» iPod Video, американский рынок может в некотором роде «кореезироваться» – новинка несомненно предоставит пользователю возможность просмотра цифрового ТВ и прослушивания радио, а также спутниковой навигации, по крайней мере, с помощью аксессуаров. Хотя в такой ситуации компания может упустить «массовый» MP3-рынок и загнать себя в узкую нишу.

Конечно, ничто не мешает компании пойти по обоим путям одновременно, развив iPod G5 в iPod Video, а iPod Nano – в iPhone.

Мало что вызывает столько ажиотажа в Интернет, как ожидание нового продукта от Apple. Одна из бесчисленных фантазий на тему iPod Video, заполняющих сеть уже более года

Какой бы выбор ни сделала Apple, серьезный эффект на американском рынке гарантирован. В родных границах компания не просто исторический лидер – она сформировала здесь все потребительское поведение. Благодаря ей в США очень велика доля т.н. Jukebo’ов, MP3-плееров на жестких дисках большой (свыше 20 ГБ) ёмкости. Здесь мы видим резкий контраст с Азией и Европой, где основной тип плеера – на Flash-памяти, и до сих пор востребованы объемы 256 и 512 МБ. Такая рыночная картина в чем-то пародирует автомобильный рынок с господством гигантов, внедорожников, пикапов, в Америке и популярностью малолитражек в Европе и Азии. С появлением Shuffle и Nano ситуация в США слабо изменилась: их покупают в качестве «второго плеера в семье» для детей, жен аналогично маленькой японской машинке в пару к SUV. На своих емких, многогигабайтных iPod’ах американцы хранят все свои музыкальные коллекции, как правило, приобретенные в iTunes. Многие даже не озабочиваются сохранением приобретенного контента на компьютере – для таких потеря или кража их плеера оборачивается двойной трагедией: вместе с ним исчезают и гигабайты музыки, приобретенной по доллару за трек.

Остальные заметные фигуранты американского рынка – Sandisk и Creative. На двоих они не дотягивают и до 15 %. Для Creative, год назад израсходовавшей огромные средства на рекламу в США, менее 5 % рыночной доли означают сокрушительное поражение.

А для Sandisk, присутствие которой на рынке всего тот же год назад было вообще незаметно, ее  почти 10% – это огромный успех. Крупный производитель Flash-памяти и продуктов на ней, в основном карт, за последние полгода уверенно превращается в ведущего игрока на той части американского рынка, которую не смогла или не захотела занять Apple. Компания достигает этого за счет копирования решений лидера с добавлением востребованных частью рынка функций, таких, как слот для карт памяти, радио, диктофон. Весьма конкурентоспособные цены и возможность лидировать по предлагаемому объему памяти также приходятся кстати. Сейчас флагманская модель Sandisk, Sansa e200 с 8 ГБ Flash-памяти на борту и microSD-слотом, предлагается на территории США за $250 – цену iPod Nano 4 ГБ. Подобная политика должна оказывать давление на лидера рынка, вынуждать его что-то противопоставлять амбициозному новичку. Зная это, Sandisk намеренно провоцирует Apple. Ярким примером является кампания скрытой рекламы iDon’t, через web-сайт и наружную рекламу призывавшая жителей США не быть, «как все», т.е. не покупать iPod. В качестве ненавязчивой альтернативы предлагалась именно Sansa e200. В этих шагах Sandisk видится копирование лидера, использование идей кампании “Think Different”. Не очень оригинально смотрится и начало авторизации производителей аксессуаров с раздачей свидетельств “Made for Sansa” – кальки с “Made for iPod”. В то же время нельзя говорить, что все это серьезно угрожает позициям Apple, во многом существование более-менее сильных конкурентов выгодно ей, т.к. создает у потребителей иллюзию выбора, страхует компанию от неприятностей с антимонопольными органами, стимулирует ее развитие. В настоящее время все силы Sandisk брошены на завоевание американского рынка, присутствие компании в других регионах ощущается слабо. В какой-то мере можно говорить о том, что Sandisk занял в США долю ушедшей с рынка компании Rio.

Sandisk «разинул пасть» не на кого-нибудь, а на iPod (с промоутерского сайта www.lilmonsta.com)

Небольшим, но любопытным сегментом являются устройства для прослушивания цифрового спутникового радио. Этот сегмент растет, ведь количество подписчиков спутникового радио в США уже превысило 10 миллионов человек. Такие устройства продаются как операторские, под марками XM или Sirius, иногда используется ко-брендинг. Производят их, в числе прочих, Pioneer и Samsung. Кроме прослушивания цифрового и Интернет-радио, эти устройства имеют также встроенную память для записи контента, как правило, до двух гигабайт Flash, цветные дисплеи. Кстати, возможность записи цифровых радиотрансляций, естественно, вызвала ярость RIAA, вылившуюся в очередной судебный иск, исход которого пока не ясен.

Лицо современного американского MP3-плеера  (не iPod’а):

SanDisk Sansa e200

  • Накопитель: Flash-память 2/4/6/8 ГБ
  • Дисплей: TFT LCD? диагональ 1,8", разрешение 220x176 точек, 65 тыс. цветов
  • Питание: встроенная Li-ion батарея, 20 часов работы от одного заряда
  • Поддержка форматов аудио: форматы с потерями – MP3, WMA,  WAV (ADPCM); форматы DRM – WMA DRM 9, 10
  • Поддержка форматов видео: закрытый формат, преобразование с помощью ПО
  • Поддержка форматов изображений: закрытый формат, преобразование с помощью ПО
  • Эквалайзер: 7 предустановленных настроек, пользовательская настройка
  • Диктофон: запись в WAV ADPCM
  • Запись с линейного входа: запись в WAV ADPCM
  • Интерфейс обмена данными: USB 2.0 High Speed
  • Протоколы обмена данными: UMS, MTP
  • Micro SD-разъем
  • FM-тюнер

Россия

Продажи MP3-плееров в 2005 (без CD-MP3) – более 1 млн. штук

Российский рынок достаточно скромен по мировым меркам, он обладает рядом особенностей, позволяющих отнести его к группе восточноевропейских рынков.

Для них характерна меньшая, чем для западной Европы, зависимость от цены, готовность платить больше за дизайн, качество, функциональность. Этим во многом обусловлены сильные позиции корейских производителей в этих странах и относительная слабость «китайцев».

Сходство с западной Европой проявляется в значительном количестве местных торговых марок, под которыми продается закупленная на основе OEM-соглашений продукция азиатских производителей. Эти т.н. прайват-лейблы занимают не менее 50% рынка, в то время как крупные игроки, Samsung, iriver и Apple, в какой-то степени Cowon-iAudio, вместе контролируют не более 40%. В последнее время «кормовая база» компаний-собственников прайват-лейблов, т.е. количество небольших корейских производителей, предлагающих свой товар под OEM, все больше сокращается. Это вынуждает их порой вступать в жесткую борьбу друг с другом за вендора, что позволяет тем диктовать условия. Отдельные игроки начали «разбавлять» ассортимент более доступным китайским товаром.

Наряду с классическими MP3-плеерами все большую популярность здесь приобретают медиаплееры, позволяющие, помимо музыки, смотреть видео, читать книги (особенно важно для России).

Уникальной чертой российского рынка является огромный и стабильный спрос на CD-MP3 плееры, о существовании которых в мире либо забыли, либо даже и не знали. То, чем вызван этот спрос, вряд ли надо объяснять.

Российский рынок в большей степени, чем европейский, подвержен iPod-мании. Этот факт целиком на совести прочих игроков, на протяжении 7 лет практически не осуществлявших существенных вложений в продвижение MP3-плееров как категории или даже собственных брендов. На фоне западной Европы, где для продвижения этих устройств активно задействуется наружная и ТВ-реклама, выходит множество периодических изданий, посвященных исключительно MP3-плеерам, это особенно заметно. В этот информационный вакуум и хлынуло огромное количество информации, в основном переводной, про iPod, создав у некоторых покупателей ощущение единственности и абсолютного превосходства плеера от Apple. Это не является заслугой компании, маркетинговые усилия ее в России практически незаметны, информация о плеерах iPod проникает в страну стихийно, но этого достаточно на фоне незаметности большинства других игроков.

Исключение составляет компания Samsung, последний год она прикладывает серьезные усилия для завоевания российского рынка, рекламирует свои продукты на ТВ, использует наружную рекламу, присутствует в Интернете. Политика Samsung в России по MP3 в чем-то перекликается с таковой по сотовым телефонам, некоторые маркетинговые приемы повторяются один-в-один, например, разработка эксклюзивных названий для моделей: телефон E900 в России как Phantom, плеер YP-Z5 – как Z-Metal. В сочетании с широким модельным рядом и качественной продукцией это позволяет ей занимать хорошие позиции.

После пересечения границы России Samsung YP-Z5 таинственным образом превратился в Z-Metal

Россия – едва ли не единственная страна с очень большим числом лояльных к марке iriver, бренд продолжает пользоваться здесь высокой популярностью. Эта популярность инерционна, в предыдущие годы компания создала себе отличную репутацию великолепными CD-MP3 плеерами, востребованными на российском рынке, более чем где бы то ни было, первые ее Flash- и HDD-плееры также были передовыми устройствами для своего времени. Сейчас продукция компания во многом вторична, неинтересна, iriver делает много ошибок в формировании продуктового ряда, тем не менее, многие продолжают считать ее продукты  эталонами.

IMP900 – один из CD-MP3 плееров, создавших репутацию iriver в России

В целом из всей картины мирового рынка можно сделать вывод о полном отсутствии его единства, какого-то объединяющего начала. Рынок страшно раздроблен, системообразующие компании, направляющие движение отрасли, отсутствуют. Все направление по большому счету отдано на откуп множеству мелких компаний, которые путём проб и ошибок пытаются идти вперед, развивать отрасль в целом. Когда-то пионерские компании Creative, iriver, Apple в настоящее время перестали обогащать рынок инновациями, в техническом плане часто заимствуют удачные решения мелких игроков, полагаясь на дизайн и маркетинг. Результатом является отсутствие стержневой концепции отрасли, даже крупные игроки не способны давать долгосрочных прогнозов, говорить с определенностью о будущем рынка, четко представлять себе концепцию его развития.

Алексей Дорожин ([email protected])
Опубликовано - 12 сентября 2006 г.

   

Есть, что добавить?! Пишите... [email protected]

 
Новости:

13.05.2021 MediaTek представила предфлагманский чипсет Dimensity 900 5G

13.05.2021 Cайты, имеющие 500 тысяч пользователей из России, должны будут открыть местные филиалы

13.05.2021 Amazon представила обновления своих умных дисплеев Echo Show 8 и Echo Show 5

13.05.2021 МТС ввел удобный тариф без абонентской платы - «МТС Нон-стоп»

13.05.2021 Zenfone 8 Flip – вариант Galaxy A80 от ASUS

13.05.2021 Поставки мониторов в этом году достигнут 150 млн

13.05.2021 Состоялся анонс модной версии «умных» часов Samsung Galaxy Watch3 TOUS

13.05.2021 Tele2 выходит на Яндекс.Маркет

13.05.2021 OPPO представила чехол для смартфона, позволяющий управлять устройствами умного дома

13.05.2021 TWS-наушники с активным шумоподавлением Xiaomi FlipBuds Pro

13.05.2021 В России до конца следующего года появится госстандарт для искусственного интеллекта

13.05.2021 ASUS Zenfone 8 – компактный флагман на Snapdragon 888

12.05.2021 Компания Genesis представила внешность своего первого универсала G70 Shooting Brake

12.05.2021 В России разработан высокоточный гироскоп для беспилотников

12.05.2021 В Россию привезли новую версию смарт-часов HUAWEI WATCH FIT, Elegant Edition

12.05.2021 Раскрыты ключевые особенности смартфона POCO M3 Pro 5G

12.05.2021 Honor 50: стали известны дизайн и другие подробности о смартфоне

12.05.2021 Чипсет Exynos 2200 от Samsung будет устанавливаться и в смартфоны, и в ноутбуки

12.05.2021 МТС начала подключать многоквартирные дома к интернету вещей

12.05.2021 iPhone 13 будет толще и получит более крупные камеры по сравнению с iPhone 12

12.05.2021 Xiaomi договорилась с властями США об исключении из чёрного списка

12.05.2021 Xiaomi выпустила обновлённую версию умного пульта Agara Cube T1 Pro

Hit

12.05.2021 Игровые ноутбуки с NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti уже в России!

12.05.2021 Индийский завод Foxconn сократил производство в два раза

12.05.2021 Lenovo отказалась от очного участия в предстоящем в июне Mobile World Congress

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2021. All rights reserved.