Книга. Сьюзен Сонтаг. О фотографии – искусство или отражение реальности

«Наше время предпочитает образ самой вещи, копию – оригиналу, представление – действительности, видимость – сущности». Фейербах

В 1973 году в New York Review of Books начали выходить очерки Сьюзан Сонтаг, в них она делилась своим взглядом на фотографию, не ограничиваясь историей знаменитых снимков и активно обсуждая роль фотографов и их влияние на итоговый результат. К 1977 году серия очерков сформировалась в книгу «О фотографии», она стала классической работой, ее цитируют в одном ряду с книгой Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Взгляд Сонтаг интересен тем, что он дает ретроспективу фотографии от первых дагерротипов, до современных снимков и попытку систематизации отношения фотографов к объектам, а также реальности. Эта книга, в которую можно влюбиться и буквально на каждой странице найти интересные мысли, а также множество отсылок к ключевым для истории снимкам и их сериям. Пожалуй, на этом можно было бы завершить рекомендацию этой книги и сказать, что ее просто необходимо прочитать. Вне зависимости, считаете вы себя фотографом или нет, вы уже потребитель фотографий – они окружают нас везде. Телевидение, видео и YouTube - это прямое продолжение фото, которое обладает во многом сходными свойствами. Пересказать интереснейшую книгу - задача неблагодарная, да и ненужная. Попробую в небольшой рецензии описать некоторые концепции и взгляды, которые мне кажутся очень важными.

Начну с того, что мы обладаем короткой памятью, и многие явления, которые нам кажутся новыми, уже были в истории человечества. Например, первые снимки конкурировали с живописью и кто-то считал их победителем, а кто-то, напротив, благодарил фотографию за то, что она позволит художникам теперь высвободить время от копирования окружающего мира и посвятить себя чистому творчеству. Что такое фотография – искусство или отражение реальности, нельзя сказать и сегодня. Первоначально фотографию считали объективным отражением реальности – в этом кроются и современные корни доверия как к неподвижным картинкам, так и к телевидению. Все, что имеет физическую копию, воспринимается как реальное, существующее. А вот события, не нашедшие отражения в фотографии, видео, как бы вымываются из сознания людей, даже если они множество раз описаны в книгах и статьях. Вот, что пишет Сонтаг:

«Сфотографировать – значит присвоить фотографируемое. А это значит поставить себя в некие отношения с миром, которые ощущаются как знание, а следовательно, как сила. Первый шаг к отчуждению, приучивший людей абстрагировать мир, переводя его в печатные слова, - он, как принято считать, и породил тот избыток фаустовской энергии и психический ущерб, которые позволили построить современные неорганические общества. Но печать – все же менее коварная форма выщелачивания мира, превращения его в ментальный объект, нежели фотографические изображения, - теперь фотография обеспечивает большую часть представлений о том, как выглядело прошлое, и о размерах настоящего. То, что написано о человеке или о событии, - по существу, интерпретация, так же, как рукотворные визуальные высказывания, например, картины и рисунки. Фотографические изображения – не столько высказывания о мире, сколько его части, миниатюры реальности, которые может изготовить или приобрести любой».

За короткий срок фотографы освоили различные техники и расширили границы возможного, в фотографии стало возможным то, что мы не можем увидеть или видим во всей полноте – фокус на отдельных объектах, кадрирование, - «Вокруг фотографии сложилось новое понимание информации. Фото – это тонкий ломтик и времени, и пространства. В мире, где царит фотографическое изображение, все границы («кадр») кажутся произвольными. Все можно отделить, отчленить от чего угодно другого – надо только нужным образом выстроить кадр вокруг объекта. (И наоборот – можно что угодно к чему угодно присоединить)».

Но самое главное, что фотографии учат нас и изменяют наш мир, я просто приведу ряд цитат из эссе Сонтаг, они прекрасно описывают ее взгляды, мне они близки:

«Фотографирование, по существу, - акт невмешательства. Ужас таких незабываемых образцов фотожурналистики, как снимки самосожжения вьетнамского монаха или бенгальских партизан, убивающих штыками связанных коллаборационистов, - ужас этот отчасти вызван тем, что в подобных ситуациях, когда стоит выбор между жизнью и фотографией, с большей вероятностью выберут фотографию. Вмешавшийся не сможет зарегистрировать, регистрирующий не сможет вмешаться».

«Страдать самому – это одно, другое дело – жить с фотографиями, запечатлевшими страдания; они необязательно укрепляют совесть и способность к сочувствию. Они могут их и заглушить. Раз ты увидел такие образы, ты встал на путь к тому, чтобы увидеть новые и новые. Образы приводят в оцепенение. Анестезируют. Событие, известное по фотографиям, конечно, делается более реальным, чем без них, - вспомним войну во Вьетнаме. (Пример обратного – Архипелаг ГУЛАГ, у нас нет его фотографий). Но если много раз обращаешься к этим изображениям, все становится менее реальным.

Та же закономерность, что действует в отношение зла, действует и в отношение порнографии. Шок от картин зверства притупляется при повторении, так же удивление и неловкость, испытываемые впервые при демонстрации порнофильма, выветриваются в дальнейшем. Ощущение запретного, рождающее в нас негодование и печаль, не намного прочнее того ощущения запретного, которое определяет для нас границы непристойности. И то и другое в последние годы изрядно замусолены. Огромный фотографический каталог несчастий и несправедливостей в мире сделал зрелище жестокостей отчасти привычным, и ужасное стало казаться более обыкновенным, знакомым, далеким («это всего лишь фотография»), неизбежным. Когда появились первые фотографии нацистских лагерей, в них не было ничего банального. За 30 лет достигнута, возможно, точка насыщения. В эти последние десятилетия «озабоченная» фотография не только пробуждала совесть, но и в такой же, если не в большей мере глушила».

«Ограниченность фотографического знания о мире такова, что оно может разбередить совесть, но в итоге никогда не будет этическим или политическим знанием. Знание, почерпнутое из неподвижных фотографий, всегда будет своего рода сентиментализмом, все равно – циничным или гуманистическим. Это будет знание по сниженным ценам – подобие знания, подобие мудрости, так же как акт съемки есть подобие присвоения, подобие изнасилования. Сама немота того, что гипотетически понятно из фотографий, и составляет их привлекательность и соблазнительность. Вездесущность фотографий оказывает непредсказуемое влияние на наше эстетическое чувство. Дублируя наш и без того загроможденный мир его изображениями, фотография позволяет нам поверить, что мир более доступен, чем на самом деле».

«Многое зная о мире из фотографии (искусство, катастрофы, красоты природы), люди часто бывают разочарованы, удивлены или остаются равнодушными, когда видят что-то своими глазами. Фотографическим изображениям свойственно вычитать чувство из того, что мы пережили бы непосредственно, а чувства которые они сами пробуждают, по большей части отличаются от тех, которые мы испытываем в реальной жизни. Часто что-то волнует нас на фотографии сильнее, чем при непосредственном соприкосновении».

«Хищническая сторона фотографии – в основе союза между фотографией и туризмом, сложившегося в США раньше, чем где бы то ни было. После того, как в 1869 году была достроена трансконтинентальная железная дорога и стал для всех доступен Запад, началась колонизация через фотографию. Самым жестоким образом это затронуло индейцев. Серьезные, тактичные любители подвизались там с окончания гражданской войны. Они были авангардом нашествия туристов, хлынувших на эти территории под конец века в погоне за «хорошим снимком» из индейской жизни».

«Фотографии не только завораживают напоминанием о смерти, они еще настраивают на сентиментальный лад. Фото превращает прошлое в объект нежного внимания, спутывая моральные оценки, смягчая исторические суждения, принуждая смотреть на прошлое суммарно, растроганным взглядом».

«Подпись художника на полотне естественная вещь, на фотографии – нет (если она есть, это выглядит дурным вкусом). Из самой природы фотографии вытекает двусмысленность положения фотографа как автора, и чем больше работ у талантливого фотографа, чем они разнообразнее, тем больше его авторство кажется корпоративным, а не индивидуальным. Многие опубликованные фотографии выдающихся мастеров, кажется, могли бы быть сделаны другим талантливым профессионалом того же периода. Чтобы работа была легко узнаваема, требуется либо формальное упрямство, либо одержимость одной темой».

Послесловие

Эту книгу можно открывать на любой странице и перечитывать раз за разом, в зависимости от настроения, вы найдете что-то новое, не замеченное ранее. Думаю, что вы уже осознали, что эта книга нужна не только и не столько фотографам, сколько людям думающим, изучающим мир и занимающим в нем активную позицию. По полочкам, в интересной манере разложены вопросы, связанные с фотографией и фотографами. Поэтому рекомендую от души эту книгу, она вам наверняка понравится.

Обсуждение на форуме >>>

Ссылки по теме

Бирюльки №208. Тиражирование искусства, доступное всем

Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
Twitter    Instagram
Опубликовано — 15 февраля 2013 г.

Блог MrMurtazin.com

Поделиться

Мы в социальных сетях:

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 

Новости:

16.11.2018 Корейский LG Q9 он же LG G7 Fit для мирового рынка?

16.11.2018 Apple займется разработкой модемов самостоятельно

Hit

16.11.2018 Видео на канале: ВПЕЧАТЛЕНИЯ | Xiaomi Mi 8 Pro с прозрачной крышкой!

16.11.2018 ZTE представит первый коммерческий 5G-смартфон в первой половине 2019 года

16.11.2018 Следующая выставка E3 2019 пройдёт без участия Sony

16.11.2018 PayPal: 26% онлайн-покупателей из России готовы к шопингу с мобильных устройств

16.11.2018 В России стартуют продажи Samsung Galaxy A9 (2018)

16.11.2018 HMD Global собирается представить в начале декабря новую модель смартфона Nokia

15.11.2018 Snapdragon 8150 превзошел на AnTuTu Apple A12 Bionic и Kirin 980

15.11.2018 Tele2 бесплатно предлагает владельцам новых iPhone год безлимитного интернета

15.11.2018 Samsung представила Galaxy S9 в новой градиентной раскраске «Polaris Blue»

15.11.2018 Названа дата анонса Oppo A7

15.11.2018 Samsung Galaxy Note FE вероятно получит Android Pie с интерфейсом One UI

15.11.2018 «Коммерсантъ»: Перед хакерами бессильны все модели банкоматов

15.11.2018 Sharp выпустила смартфон AQUOS R2 compact с двумя вырезами в экране

15.11.2018 Радиохолдинги решили создать единый плеер для вещания в Интернете

14.11.2018 Samsung внедрит адаптивное хранилище, но только вместе с Android Pie

14.11.2018 Будущий флагман Meizu получит чипсет Snapdragon 8150

14.11.2018 Рынок смартфонов Китая рухнул

14.11.2018 Huawei озвучила планы на 2019 год

14.11.2018 HMD Global представила новый бюджетный телефон Nokia 106

14.11.2018 Xiaomi Mi 8 Pro с прозрачной задней панелью из стекла выходит в России

14.11.2018 Ведомости: «Яндекс» покажет свой смартфон в понедельник

14.11.2018 ONYX BOOX Euclid – 9,7" букридер на базе новой аппаратной платформы

14.11.2018 Samsung анонсировала свой новый мобильный процессор для флагманских смартфонов – Exynos 9820

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2018. All rights reserved.