[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

История компании iRiver. Часть 2

История компании iRiver. Часть 1>>>

2004 год. Ребрендинг. Открытие онлайнового сервиса. Первые проблемы

Говоря о том, почему iHP-100 не стал «убийцей iPod-а», тогда еще далеко не такого сильного, как сегодня, мы затронули вопрос невнятного фирменного стиля. С середины 2003 года руководство iRiver было озабочено подготовкой к ребрендингу. Наконец, в начале 2004 года новый фирменный стиль был представлен. Изменилось многое: написание названия компании – iRiver –> iriver, фирменные цвета – рубиново-красный вместо синего (здесь iriver предвосхитил многочисленные российские ребрендинги на пару лет), фирменный стиль. Последний стал чем-то напоминать стиль Apple: простота, строгость, обилие пустого белого пространства, провокационные фотообразы. Однозначно оценить новый образ было нелегко, хотя в PR-плане он был явно лучше того, что было раньше.

Было – стало

Важным, хотя и не рекламируемым изменением стратегии стал отказ от новых разработок по направлению CD-MP3. Устройства, с которых началась история компании, были признаны недостойными носить обновленный логотип. Все усилия отныне будут направлены на продвижение флэш- и HDD-устройств. Решение было логичным, спрос на CD-MP3-плееры в 2004 году стал стремительно падать по всему миру, за исключением развивающихся стран и России. Через год iriver и вовсе прекратил производство этого класса устройств, закрыв, таким образом, эту весьма важную страницу своей истории. Многие пользователи, особенно уроженцы бывшего СССР, до сих пор считают отказ от развития направления плееров на оптических накопителях ошибкой, им кажется, что переход на DVD мог бы продлить жизнь этого форм-фактора на приличный срок. Однако местный рынок цифровых плееров никогда не достигал объема, ради которого iriver имело бы смысл «напрягаться».

Еще, если вы помните, мы говорили о том, что у iriver не было интеграции с онлайновыми сервисами по продаже музыки. К решению этой проблемы компания также приступила: в январе было учреждена дочерняя компания Yurion, которая и должна была ведать организацией онлайн-сервисов. Первым таким сервисом стал Funcake – Интернет-магазин музыки, аналог iTunes. Тут Reigncom снова пригодилось партнерство с Microsoft: треки с Funcake предлагались к скачиванию именно в формате WMA DRM.

Февраль 2004 года – Reigncom приглашает соотечественников потестировать новый онлайн-сервис

На фоне этих достижений, однако, нельзя было не заметить поначалу небольших, но все же очевидных проблем с главным направлением. Амбициозными анонсами в конце 2003 года компания поставила для себя определенную планку, преодолеть которую без потерь не получалось.

Во-первых, выход анонсированных устройств довольно сильно затянулся – от полугода для моделей iFP-700 и iFP-800 до более года для портативных медиаплееров.

Кроме того, выход едва ли не каждой новинки ознаменовали те или иные проблемы.

Ранние iFP-700 и iFP-800 из-за использования в них новых необкатанных чипов от Philips обзавелись проблемой «белого шума», постоянно присутствующего в звуковом канале. Кроме того, их USB 2.0 на поверку оказался пресловутым Full Speed со скоростью USB 1.1. Таким образом, iriver положил начало довольно неприглядной традиции введения пользователей в заблуждение в этом вопросе. Наконец, время непрерывной работы до обещанных 50 часов явно не дотягивало.

«Злой гений» 700 и 800 серий PNX0101 работал только со скоростью USB 1.1, да еще и шумел поначалу

iFP-900 не только задержался с выходом почти на год, но и умудрился за это время потерять USB-хост, да и стоил необычайно дорого.

iFP-1000 так и не обрел популярности: идея встроить камеру в еще одно мобильное устройство с самого начала была дизайнерским капризом. Рассказывают, что она пришла в голову Яну Киму, когда iFP-100, старую призму, висевшую у него на шее, кто-то принял за цифровую камеру.

iHP-300 также появился с рядом программных недоработок. Кроме того, из-за страха перед RIAA аппарат поставлялся на американский рынок с отключенным USB-хостом, что приводило местных потребителей в бешенство. На программное воплощение обещанной в начале возможности смотреть на аппарате видео потребовалось немало времени, причем в прошивке, предназначенной для США, это так и не было реализовано. Не лучший способ завоевать любовь покупателей на ключевом для компании рынке. Немногочисленные, но крикливые «аудиофилы» жаловались на отсутствие в iHP-300 оптического выхода и ворчали, что iriver-де «испортился». Еще одной каплей дегтя был дешевый пульт ДУ без ЖК-дисплея – iriver начал экономить на мелочах.

Портативные медиаплееры появились на рынке слишком рано. Заоблачный ценник, отсутствие доступного для всех контента – все это обусловило весьма скромный спрос на эти аппараты. Особенно плохо пришлось PMC-100: концепция Microsoft Portable Media Center полностью провалилась.

Слепая реализация всех прожектов Microsoft не могла довести до добра (на фото окончательный вариант PMC-100)

Бесспорным успехом можно было признать разве что плеер-медальон n10, хотя цену на аппарат все называли завышенной.

n10 был хорош поначалу, но компания явно злоупотребила удачным дизайном, в течение двух лет выпуская новые «модели» без каких-либо существенных внешних отличий (на фото n11, n12)

Начиная с него, компания отказалась от индексов i*P-XXX в названии модели и перешла на систему «буква + две цифры».

Конечно, по отдельности все эти претензии можно было назвать придирками. iFP-700 и iFP-800 в итоге оказались добротными плеерами, достойной заменой iFP-300. iHP-300 был новаторским аппаратом, почти на год предвосхитил iPod Photo и до сих пор пользуется популярностью. Однако в сумме все эти мелкие недоработки давали повод тревожиться за судьбу iriver, порой возникало ощущение, что компания не справляется с ролью, которую взяла на себя.

Еще больше тревоги вызывала работа маркетингового подразделения. Оно и в прошлом принимало неоднозначные решения: так, первые CD-MP3-плееры, появившиеся в США под брендом iRiver, сопровождались слоганом «Sorry, Sony». Тогда этому еще можно было умиляться. В 2004 году в поддержку новых моделей и нового фирменного стиля iriver развернула довольно активную рекламную кампанию. Эта реклама была, безусловно, оригинальной, но на этом ее достоинства, по большому счету, заканчивались. Зато в перечень недостатков входили навязчивость, безвкусица и отсутствие единого стиля. Сегодня, вспоминая про рекламу от iriver, жители США в шутку говорят, что подходящим слоганом для нее было бы «We’ll demolish your house if you don’t buy iriver products» (мы снесем твой дом, если ты не купишь продукцию iriver). Смягчало впечатление только то, что увидеть эту рекламу было непросто: на по-настоящему масштабную кампанию iriver решила не тратиться.

Вершиной творческой мысли рекламной кампании iriver в 2004 году было, пожалуй, приглашение американской порнозвезды Джины Джеймсон (Jenna Jameson) для съемок в рекламе PMP-100 и PMC-100 (по плакатам легко понять, какой из аппаратов нуждался в продвижении в большей степени)

В комплексе все это не оставляло впечатления почерка большого игрока, которому iriver должен был научиться, чтобы соответствовать своим амбициям. Особенно это было заметно в сравнении с безукоризненно работающей машиной Apple Computers.

Последняя именно в 2004 году сделала мощнейший залп, выпустив модель iPod mini, по стоимости приближающуюся к дорогим флэш-плеерам, но несущую на борту 4 (а позже и 6) ГБ памяти в форме 1-дюймового винчестера.

Главный враг iriver в 2005 году, по мнению iriver, – iPodmini

Как мы уже говорили, iriver восприняла это как вызов. Все дизайнерские, инженерные и маркетинговые мощности были мобилизованы, чтобы дать достойный ответ.

h10 – «Sweeter Apple»

Результат упорной работы коллектива iriver был представлен публике в конце 2004 года.

Модель h10 – микродрайв на 5 ГБ, цветной дисплей, управление с использованием сенсорной полосы плюс привлекательный дизайн. h10 – пожалуй, один из самых сильных конкурентов iPod mini на то время. Большую работу проделал Ян Ким, создав весьма интересный дизайн. Большую работу проделали и инженеры, впервые для iriver создав аппарат на «iPod-овской» платформе PortalPlayer с сенсорными элементами управления.

Казалось, наконец, в руках iriver оружие, с которым она сможет бороться с Apple на равных, ведь именно iPod mini приносил тогда американской компании львиную долю продаж.

В этом была убеждена и сама iriver: ее сотрудники воинственно раздували ноздри и с нотками снисходительности в голосе рассказывали о том, как сотрут iPod в порошок.

Что было нужно для этого? Во-первых, нужно было прикрыть h10 сверху, обновив линейку Jukebox-ов. Во-вторых, нужно было упредить Apple во флэш-сегменте, слухи о появлении iPod на флэш-памяти в ближайшем будущем ходили уже очень активно. Наконец, нужно было поддержать продажи ХОРОШЕЙ рекламой. Ну, и не следовало забывать об онлайн-сервисах.

Из этих задач iriver худо-бедно справился только с последней, да и то опять лишь с помощью Microsoft. Будучи не в силах развивать свой Funcake за пределами Кореи, iriver поспешил под защиту к американской компании, став одним из первых участников ее нового эксперимента. PlaysForSure – комбинация многочисленных Интернет-магазинов участников программы, оболочки Windows Media Player и так же многочисленных портативных аудиоустройств. Концепция серьезно уступала iTunes и в ясности, и в удобстве, и в популярности, но выбора у iriver, в общем-то, уже не было. Зато сам Билл Гейтс покрутил h10 в руках во время одного из своих выступлений.

В плане продуктовых решений iriver выбрала не лучшую стратегию. Она решила пойти по пути Apple и смасштабировать h10, соответственно, в большую и меньшую сторону. Однако более простой дизайн iPod масштабируется не в пример лучше дизайна h10, да и дизайн того же iPod Shuffle или iPod mini все же отличается от дизайна «большого» iPod-а. С h10 jr, вариантом h10 на флэш-памяти, и вовсе получилась «стрельба в молоко»: все ждали от Apple «навороченного» плеера, а та выпустила максимально упрощенный Shuffle.

H10 jr в силу своей цены никак не походил на ответ iPod Shuffle

h10 на 20 ГБ за счет больших размеров, особенно в толщину, смотрелся и вовсе уродливо.

Даже на фоне годовалого H300 h10 20 ГБ едва ли выигрывал (фото с сайта generationmp3.com)

Продажи и h10 jr, и h10 на 20 ГБ можно было охарактеризовать как единичные. В итоге на период первой половины 2005 года iriver сложила все свои яйца в одну корзину – h10. Развитие Jukebox-ов, если не считать невнятной h10 20 ГБ, было остановлено. Разработки PMP, несмотря на стремительно растущий интерес к этим устройствам в Корее, были прекращены. В области флэш-плееров уже целый год не было никаких новых идей. Казалось, компания не видит ничего, кроме iPod mini и h10.

Рекламная поддержка была выполнена и вовсе бездарно. Она вращалась вокруг лозунга «Sweeter one» – «Более сладкое» или «Слаще». Фотографии молодых людей, с решительным видом надкусывающих яблоки, не оставляли сомнения, с чем именно соревнуется продукт iriver в плане сладости.

Примеры рекламы h10 в начале 2005 года

Подобная реклама «от конкурента» – всегда удел слабых, отстающих, неудачников. Сама Apple постоянно использует ее в борьбе с IBM PC совместимыми компьютерами (читай, Microsoft) и, соответственно, имеет микроскопическую долю на этом рынке. Такая реклама сработает для продукта, ориентированного на узкую аудиторию, секту покупателей, делающих выбор «от противного», но это плохой инструмент для массированного увеличения рыночной доли. Вдобавок для рекламы iriver этого периода были характерны также не очень удачные попытки говорить с потребителем на «его языке», в частности, можно вспомнить до сих пор использующийся слоган «For music junkies» (вольный перевод – «для музыкальных торчков»).

Итоги всей этой авантюры для iriver оказались плачевны. Apple нанесла удар оттуда, откуда та не ожидала. Выход сверхдешевого iPod Shuffle пошатнул позиции iriver там, где она была в них больше всего уверена, вынудив ее к резкому снижению цен на флэш-продукты. А огромные вложения в «проект h10» (и другие вложения, о которых ниже) не давали Reigncom возможности для маневра.

Настоящий враг iriver в 2005 году – iPod Shuffle

Говоря военным языком, iriver, собрав все свои силы в кулак, обрушила на Apple удар в наиболее защищаемом последней направлении. При этом она не только обломала зубы о глубоко эшелонированную оборону, но и обнажила фланги, по которым американская компания в свою очередь нанесла сильнейший и коварный удар. Весь «проект h10» после этого оказался, образно говоря, «в мешке», не имея поддержки ни продуктовой линейкой, ни качественной рекламой. Так в окружении, «на подножном корму» и просуществовал этот весьма достойный плеер всю свою рыночную жизнь. Довольно яркое подтверждение того, как похожа конкуренция на реальную войну.

Здесь iriver проиграла в стратегии, в видении рынка и покупателей. Ее руководство показало довольно явную некомпетентность, не увидев потенциал iPod Shuffle (Ян Док Чжун высокомерно посмеивался над ним после анонса), отказавшись от развития направления Jukebox-ов. А в итоге именно эти направления в линейке iPod живы до сих пор, в отличие от «главного врага» iPod mini, снятого с производства уже более года.

Результаты не замедлили себя ждать. В первом квартале 2005 года iriver рапортовал об убытках в размере 1,5 млн. долларов.

Финансовый отчет за первый квартал 2005 – iriver «в красном»

Во втором ей удалось «выползти» в прибыльность в размере аж около трех миллионов. В третьем ей снова удалось получить прибыль, на этот раз в размере двух миллионов. Для сравнения: в конце 2004 года компания прогнозировала прибыль в 2005 году в районе 55 млн. долларов.

Эта остро неблагоприятная обстановка наложилась на еще два ключевых решения Яна Док Чжуна – это полный переход на схемотехнику от Samsung и строительство собственной фабрики в Корее.

Первое ознаменовало собой отказ от сотрудничества с компанией Philips (по крайней мере, в области одночиповых платформ). Это сотрудничество продолжалось три весьма важных для iriver года, ее продукты «выросли» на микросхемах от голландской компании. Не имея в активе собственного мощного бренда, iriver порой прикрывалась маркой Philips, пользуясь сложившимся доверием к той в области звука, цифрово-аналоговых преобразований. Однако эти решения перестали устраивать iriver как по цене, так и по производительности и экономичности. Настало время искать нового поставщика. Ян Док Чжун обратился к своей «альма-матер», Samsung Electronics.

SOC от Samsung в irivert30 (фото с сайта imp3.net)

Говорят, самсунговские SOC для цифровых плееров были созданы в тесном сотрудничестве с инженерами из iriver, и это вовсе не исключено. Знал бы Ян, какую свинью подложит ему Samsung Electronics всего через год… Но пока все казалось радужным, новые решения от Samsung открывали для iriver новые перспективы. Вроде бы, еще не все было потеряно.

А вот открытие собственной фабрики в Корее было серьезнейшей стратегической ошибкой. Такие решения сверхдолгосрочны и могут приниматься только по итогам длительных наблюдений, подтверждающих их целесообразность. Reigncom-у же хватило лишь двух более-менее успешных лет, чтобы принять решение о масштабнейшей, долгосрочной и медленно окупающейся инвестиции. Даже Apple с ее огромными финансовыми ресурсами почему-то не спешит открывать собственные заводы по производству iPod-ов, несмотря на огромный объем продаж. Reigncom же в наш век специализации и аутсорсинга решил идти против течения. Что думает Ян Док Чжун об этом решении сейчас, после двух бесприбыльных лет и резкого сокращения объемов продаж, – остается только догадаться.

Открытие собственной фабрики ознаменовало отказ от еще одного долгосрочного сотрудничества. В отношении с AV Concept произошли типичные «развод и девичья фамилия» – стороны полностью прекратили всякие взаимоотношения, AV Concept избавилась от всех акций iriver (как показало время, это было весьма разумным шагом). Сейчас AV Concept потихоньку развивает свой MP3-бренд Signeo, имеющий некоторый успех в Японии. Характерно, что в финансовом плане дела у нее идут куда лучше, чем у Reigncom.

Затишье перед бурей – новая линейка лета 2005

То, что осенью 2005 Apple выкатит что-то новенькое, было понятно большинству. Мало кто знал, насколько серьезным будет удар по рынку, хотя слухи о переговорах между Apple и Samsung ходили все лето. В любом случае, новые iPod-ы надлежало чем-то встретить.

Новую линейку от iriver можно было охарактеризовать одним ловом – скука.

Новая линейка флэш-плееров от iriver лета 2005: t10, t20, t30

Плееры были ни рыба ни мясо – слишком дорогие, чтобы конкурировать с iPod Shuffle, они не несли ничего новаторского, чтобы привлечь новых покупателей. T30, т.н. третье поколение Craft, ничем не превосходил предшественников, потеряв при этом 40 часов непрерывной работы (из-за замены AA-батареи на AAA) и неся 3-строчный дисплей вместо 4-строчного. T20 с USB-разъемом мог бы показаться интересным разве что году в 2003. А «имиджевый» и «спортивный» T10 стоил совершенно невменяемых денег. В остальном – ничего нового: iriver так и не удалось преодолеть планку в 2 ГБ флэш-памяти (чего от нее ждали еще в прошлом году), комплект функций также был стандартен, до боли знаком всем по бесчисленным корейским продуктам. Последняя надежда фанатов iriver была на u10, которая должна была стать настоящим прорывом. Но будет ли этого достаточно, чтобы противостоять новинкам от Apple?

Осень 2005 года. Нокаут – iPod nano

Когда мы говорили о положении iriver в прошлые годы, мы упоминали ошибки, большие и малые, которые привели компанию от триумфа 2003 года к весьма непростой ситуации середины года 2005.

Однако за то, что произошло осенью этого года, винить руководство Reigncom никак нельзя. Появление iPod nano было сродни стихийному бедствию, урагану, прошедшему по территории Кореи, Тайваня и Китая, оно было обстоятельством непреодолимой силы. Никто не был способен ничего противопоставить этому.

Уже не враг, а попросту палач. iPod nano осенью 2005 года

Если в чем-то и можно упрекнуть iriver, так это в том, что этот сильнейший удар компания встретила практически без ресурсов, без запаса прочности. Под ресурсами можно понимать и просто деньги, и лояльность потребителей, и силу бренда, и творческие наработки. Из всего этого перечня у iriver, по большому счету, было только последнее. Это был концепт u10, аппарата, на который компания сделала свою последнюю ставку.

U10 – последнее достойное творение Яна Кима и инженеров iriver

u10 был по-настоящему интересным устройством. В нем комбинировалось много удачных новшеств: и большой QVGA-дисплей, и новый подход к управлению, и поддержка Flash-игр. Все это сочеталось с хорошим дизайном, долгим временем работы. Устройство было благосклонно принято специалистами и простой публикой, но два фактора сделали его борьбу с nano безнадежной – цена и объем памяти.

Ирония состояла в том, что u10, как мультимедиа-плеер с поддержкой видео, JPEG, Flash, нуждался в большом объеме памяти куда сильнее, чем iPod nano. Но достать 2 или 4 ГБ, тем более за приемлемую цену, той осенью было негде.

Кто знает, будь iriver менее расточительна в расходовании ресурсов в конце 2004 – 2005 году, быть может, она смогла бы на равных конкурировать с Apple за драгоценную флэш-память от Samsung. Но сейчас не помогли даже, скорее всего, сохранившиеся связи Яна Док Чжуна с Samsung Electronics. u10 просуществовал с 512 МБ и 1 ГБ памяти почти год, проиграв iPod-у вчистую.

Последний квартал 2005 года стал для компании катастрофическим: убытки составили почти 40 миллионов долларов, что практически равнялось прибыли за 2004 год!

2006 год. Сползание вниз

В течение 2006 года рынок ускользал от iriver, словно песок сквозь пальцы. Каждая ошибка прошлого больно отзывалась в настоящем.

Поспешное сворачивание развития направления PMP после не очень удачного старта PMP-100?

Получите потерю стремительно растущего рынка PMP в Корее вместе с DMB, GPS и прочими перспективными рынками. А также потерю перспектив на этом рынке в Европе и США, где уже начали неплохо обживаться другие корейские PMP-производители, наподобие Digital Cube.

Отказ от развития направления Jukebox-ов?

Имеем быстрое падение интереса к бренду в США, где этот форм-фактор традиционно наиболее любим. Здешние пользователи быстро нашли для iriver замену в лице Cowon, предусмотрительно не снимающего свои старые Jukebox-ы с производства.

iAudioX5 успешно заменил H300 в качестве функциональной альтернативы iPod

Неинтересные и вторичные флэш-модели среднего и нижнего уровня, к тому же дорогие, несмотря на рекордно низкие, по словам iriver, издержки при производстве на новом заводе?

Вот вам окончательная потеря и этого рынка, благополучно поделенного между китайскими моделями снизу и Sony, Samsung и Creative – сверху, т.к. у троих последних и бренд повесомее, и цена поадекватнее.

Зацикленность на Америке, игнорирование Европы и Азии (представительство iriver в Европе открылось лишь в начале 2004 года, а в Китае и вовсе в 2005)?

В результате у компании (в отличие от той же Creative) не осталось «рынка-убежища», позволяющего перевести дух и зализать раны.

Разбазаривание ресурсов на бездарную рекламу?

Итог – отсутствие средств на какой-либо новый прорыв, отсутствие привлекательного образа торговой марки, отсутствие лояльных пользователей.

Так, рыночная доля iriver в Европе упала с 1,3% в 2005 до 0,4% в 2006 году. В США эта доля стала настолько мала, что уже проходит по категории «прочее». Аналогичная ситуация в Китае и Японии.

После этого динамика финансовых показателей iriver в 2006 году не должна удивлять: первый квартал – продажи 40 млн. долларов, убытки – 19 млн., второй квартал – 34 млн. долларов, убытки – 34 млн.

Динамика котировок акций Reigncom в 2006 году

Россия является исключением в этой картине, здесь позиции iriver продолжают оставаться сильными. Во многом это упущение конкурентов, а не заслуга корейцев. Сыграли свою роль и уникальные черты российского рынка: мощное предложение контрафактных MP3-файлов на CD-носителях обусловило аномально долгую жизнь и высокую популярность CD-MP3-плееров. То, что в этой области iriver, фактически, не имела конкурентов, создало ей в России армию лояльных пользователей – то, чего ей так не хватает на других рынках. Но и здесь у компании далеко не все радужно. Уже даже официальное представительство перестало рапортовать о 80, 70 и даже 50% доли рынка. Давление iPod, Samsung, Sony и ряда доморощенных брендов на позиции iriver постоянно усиливается.

Для последней модели на жестком диске, e10, Россия должна стать едва ли не основным рынком сбыта

Последний медальон s10 рядом с u10: iriver продолжает масштабировать

Будущее

Какой выход ищет компания из сложившегося положения? Создается впечатление, что весь 2006 год руководство iriver искало то судьбоносное ключевое решение. Такое, каким в 2000 году было решение разрабатывать CD-MP3-плееры. Такое, каким в 2002 году было решение о сотрудничестве с Innodesign. Компания совершила несколько пробных бросков в сторону: электронные переводчики, беспроводные игровые консоли, DMB-плееры.

Большую часть 2006 года iriver кормила поклонников не новинками, а концептами:

G10 беспроводная игровая консоль-слайдер

G20 беспроводной коммуникатор-слайдер

W10 – аналог UMPC на 60 ГБ жестком диске

V10 – «тонкий» PMP с DMB на HDD

Или продукцией «только для Кореи»:

D25 – портативный переводчик

POCKET TV – DMB-плеер

Но прорыва пока не видно. И есть ли у компании ресурсы на такой прорыв? Ведь средств компании явно не хватает, под нож пошло даже «святое» – патенты от MpMan, проданные американской Sigmatel за неразглашаемую сумму.

Да, в 2002 году ситуация была похожа: нет денег и не понятно, что делать. Но рынок тогда был совсем другим – молодым, растущим, таким просторным. А сейчас он забит, как вагон метро в час пик, конкуренты толкаются острыми локтями. На каждой новой остановке прибывают все новые пассажиры: то Microsoft со своей Zune, то Sandisk со своей Sansa, то вообще музыкальные сотовые телефоны, Nokia и Sony Ericsson со товарищи. Невольно опустятся руки, и утратится вера в то, что на рынке портативных устройств еще можно найти свободное местечко. А толкаться локтями iriver не любит и, как показала жизнь, не умеет.

Что же можно сказать про будущее компании? Тут следует разделить Reigncom и iriver. У Reigncom есть запасной аэродром – крупнейший в Корее онлайн-сервис по продаже музыки – Funcake. После убийства корейской RIA крупнейшей в Корее P2P-сети Soribada будущее этого сервиса видится еще более радужным. Конечно, Samsung и Cowon тоже будут драться за долю корейского онлайн-пирога (а это до 51 % всех продаж музыки в Корее уже сейчас!), но у Funcake пока есть преимущество… Если, конечно, Reigncom не растеряет его так же беззубо, как позиции iriver на рынке цифровых плееров.

Итак, у Reigncom будущее есть. Есть ли оно у iriver? Сложно сказать. Окажись мы в 2002 году, удержались ли бы мы от соблазна похоронить компанию вместе с CD-MP3-плеерами уже тогда? Кто знает, может, готовят сейчас инженеры iriver совместно с Яном Кимом какой-то невероятный прорыв? Кто знает, но верится в это со все большим трудом. Вся история компании с 1999 года говорит против этого.

Попробуем же ответить на вопрос, который мы задавали в начале статьи. Пробежав глазами всю историю iriver с начала и до кон… до сегодняшнего дня, что мы увидели?

Мы увидели несколько удачных сильных решений и целый ряд грубейших стратегических просчетов. Увидели способность создать оригинальные, интересные продукты и полную неспособность создать Бренд со связной концепцией, толковой и эффективной рекламой. Увидели способность как угадывать перспективные направления, так и ставить на откровенно неудачные, тупиковые технологии.

Одна из первых ошибочных ставок iriver. iDP-100 на вымерших ныне накопителях Data-Play (в центре) был выпущен в 2002 году с большой помпой, но оказался не востребован на рынке, как и сами накопители. В каком-то смысле этот аппарат показывает, насколько iriver не хотелось разрабатывать «традиционные» виды плееров

Увидели много явно незрелых, эмоциональных решений, много головокружения от успехов, много попыток откусить больше, чем можно проглотить.

В итоге, руководство iriver оставило впечатление азартных игроков, сделавших несколько удачных ставок, не сумевших с умом распорядиться выигранным и в итоге потерявших все. А ведь возможности приходят ко всем, но мудрость и лидерские качества руководителя оценивают по тому, как он распорядился ими. Мог ли iriver, если бы обстоятельства сложились по-иному, стать настоящим глобальным брендом? Кто знает, но… навряд ли.

История компании iRiver. Часть 1>>>

Алексей Дорожин ([email protected])
Опубликовано - 28 ноября 2006 г.

   

Есть, что добавить?! Пишите... [email protected]

 
Новости:

13.05.2021 MediaTek представила предфлагманский чипсет Dimensity 900 5G

13.05.2021 Cайты, имеющие 500 тысяч пользователей из России, должны будут открыть местные филиалы

13.05.2021 Amazon представила обновления своих умных дисплеев Echo Show 8 и Echo Show 5

13.05.2021 МТС ввел удобный тариф без абонентской платы - «МТС Нон-стоп»

13.05.2021 Zenfone 8 Flip – вариант Galaxy A80 от ASUS

13.05.2021 Поставки мониторов в этом году достигнут 150 млн

13.05.2021 Состоялся анонс модной версии «умных» часов Samsung Galaxy Watch3 TOUS

13.05.2021 Tele2 выходит на Яндекс.Маркет

13.05.2021 OPPO представила чехол для смартфона, позволяющий управлять устройствами умного дома

13.05.2021 TWS-наушники с активным шумоподавлением Xiaomi FlipBuds Pro

13.05.2021 В России до конца следующего года появится госстандарт для искусственного интеллекта

13.05.2021 ASUS Zenfone 8 – компактный флагман на Snapdragon 888

12.05.2021 Компания Genesis представила внешность своего первого универсала G70 Shooting Brake

12.05.2021 В России разработан высокоточный гироскоп для беспилотников

12.05.2021 В Россию привезли новую версию смарт-часов HUAWEI WATCH FIT, Elegant Edition

12.05.2021 Раскрыты ключевые особенности смартфона POCO M3 Pro 5G

12.05.2021 Honor 50: стали известны дизайн и другие подробности о смартфоне

12.05.2021 Чипсет Exynos 2200 от Samsung будет устанавливаться и в смартфоны, и в ноутбуки

12.05.2021 МТС начала подключать многоквартирные дома к интернету вещей

12.05.2021 iPhone 13 будет толще и получит более крупные камеры по сравнению с iPhone 12

12.05.2021 Xiaomi договорилась с властями США об исключении из чёрного списка

12.05.2021 Xiaomi выпустила обновлённую версию умного пульта Agara Cube T1 Pro

Hit

12.05.2021 Игровые ноутбуки с NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti уже в России!

12.05.2021 Индийский завод Foxconn сократил производство в два раза

12.05.2021 Lenovo отказалась от очного участия в предстоящем в июне Mobile World Congress

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2021. All rights reserved.