Обзор Etymotic Evo – эталонный звук

Table of Contents

Введение

В наши края крайне редко попадают дорогие проводные наушники для меломанов. А тем временем, как мне кажется, намечается обратная тенденция, когда любители послушать музыку снова переходят на «провод», так как только он может по-настоящему раскрывать всю суть произведения, передавать тонкости мелодий, настроения и подачи.

Вдоволь наигрался с TWS-наушниками, и меня всерьез заинтересовали качественные проводные динамические и арматурные излучатели.

Не так давно я писал материал о FIIO FD3, от которых получил немало удовольствия.

Сегодня пойдет речь о проводных наушниках легендарной чикагской «аудиологической» компании Etymotic Research, основателями которой были доктор философии Мид Киллион и магистр делового администрирования Эдвин ДеВилбиссом.

Основанная в 1983 году, ER стала заниматься исследованиями человеческого слуха и разработкой устройств для аудиометрии. Имея большой опыт работы с оценкой потери слуха и производства слуховых аппаратов, в 1984 году Etymotic представила миру первые наушники-вкладыши. Впрочем, они использовались в то время исключительно для диагностики человеческого слуха. А годы спустя инженер ER Стив Айзеберг создает первые вкладыши с шумоизоляцией, которые и стали основой для всех последующих наушников такого типа в секторе потребительской электроники.

До сих пор многие специалисты считают наушники Etymotic референсными, то есть с показательно правильным звучанием.

В данном материале проведу тест Evo – первых мульти-драйверных наушников компании Etymotic: три балансных арматурных драйвера с двойным кроссовером для высоких/средних и низких частот. Корпус устройства облачен в сталь, а кабель представляет собой прочную, но тонкую и легкую «паутинку».

На данный момент Etymotic Evo обойдутся меломанам в 40 000 рублей.

Технические характеристики

Комплектация

Внешний вид

Если вы интересуетесь аудиоустройствами, в частности, наушниками Etymotic, то могли заметить, что Evo были созданы в совершенно непривычном для компании дизайне.

Это легко объясняется наличием нескольких драйверов, которые были помещены инженерами Etymotic в необычный корпус с лазерной гравировкой.

В отличие от серии ER, где применяли анодированный алюминий, в EVO корпус причудливой конфигурации создавали из нержавеющей стали: металл и смола смешиваются вместе, затем заливаются в металлическую форму определенной структуры, нагреваются и подвергаются давлению для создания геометрически сложных наушников.

Если приглядеться, то можно заметить, что корпус сделан из нескольких отдельных частей — нижняя, центральная и верхняя. Сборка данной модели – вышка. Впрочем, за 40 000 рублей другого ожидать не стоит.

В продаже только один цвет – темно-синий. Причем при разном свете они могут быть и синими, и темно-серыми, и даже черными.

Наверное, меломанам абсолютно все равно, какой именно внешний вид у наушников, но устройство выглядит слишком строго, чопорно и скучновато. Вероятно, такие мысли приходят ввиду того, что я тестирую популярные аксессуары, которые различаются между собой разве что цветовыми решениями — и то не всегда.

Каждый наушник весит около 13 граммов! Ага, представьте себе: почти в три раза больше, чем любые недорогие TWS-затычки. Наушники кажутся массивными, но однозначно внушают доверие. Теоретически, при нападении злоумышленников Etymotic EVO можно использовать как пращу: раскручиваете, отстегиваете провод — и тяжелые металлические наушники летят в недоброжелателя. Ну или как грузила на рыбалке, если вдруг вам не понравится звук. Шутки за 300.

В комплекте с устройством идет кабель Linum BaX T2. Производится датской компанией Estron, которая является лидером рынка в производстве кабелей и коннекторов для наушников. Соответственно, у них есть линейка Linum — кабели для тех, для кого важен каждый миллиметр.

BaX T2 — это очень тонкий и легкий многожильный кабель, способный выдерживать высокие нагрузки на разрыв. Он легко гнется. На ощупь — скользкий, что хорошо: без труда можно спрятать под одеждой, где он не будет мешаться.

У кабеля есть два минуса:

Как вы уже поняли, в Evo не стандартный MMCX разъем, а проприетарный, но с похожей конструкцией. Он способен вращаться в разъеме на 360 градусов без вреда для коннектора.

Звуковод металлический, относительно длинный, но очень тонкий. Первый раз вижу звуковод такого диаметра. Внутри него помещается фильтр диаметром около 2 мм (в комплекте их два). Под микроскопом можно заметить, что фильтр имеет сеточку.

Для изъятия фильтра в комплекте идет специальный металлический «бур»: его нужно немного вкрутить в фильтр и вытащить из звуковода. Делать это желательно тогда, когда фильтр забьется пылью, так как «буром» можно повредить сеточку, расположенную на глубине пары миллиметров.

Посадка в ушной раковине

Немного своеобразная форма наушников и длинная трубка звуковода производят странное впечатление. С одной стороны, несколько непривычное ощущение в ушной раковине, с другой – после длительного ношения Etymotic EVO в принципе почти перестаете замечать.

Здесь главное — правильно подобрать амбушюры. Благо в комплекте их много. Я попробовал все и пришел к выводу, что оптимально использовать пенные. Остальные как будто бы рассчитаны на глубокий слуховой проход.

Данные наушники подойдут исключительно для комфортного изучения музыки, поскольку на ходу Etymotic EVO могут сидеть не очень уверенно.

Про звук

Наушники Etymotic EVO оснащены двумя драйверами для низких частот и одним специальным драйвером для средних и высоких частот. Кроме того, здесь применили двойной кроссовер, который используется для разделения звука на частотные диапазоны.

Частотный диапазон — 20 Гц — 16 кГц. Согласитесь, необычно встречать в таких дорогих наушниках ограничения на частоте в 16 кГц. Сопротивление — 47 Ом. Поэтому для прокачки вам понадобится неплохой усилитель.

В качестве эталонного образца звука я использовал нереально крутой музыкальный портативный плеер Cayin N3 Pro с двумя лампами Raytheon JAN6418, с двумя ЦАП AKM AK4493EQ: полностью балансная архитектура, мощность выхода на наушники до 800 мВт, два режима работы — триодный и ультралинейный.

Далее будет следовать крайне субъективное описание звука, поскольку в таких наушниках, я считаю, происходит некая магия. И ты либо веришь в нее, либо нет.

Это примерно как на выставке импрессионистов: кто-то видит в картинах различные предметы и людей, а кто-то отмечает единую цветовую конструкцию из мазков, пятен и бликов.

То есть меломану приходится определять такие нюансы в мелодии, которые почти невозможно распознать обычному человеку.

  1. Микродинамика и глубина сцены. На тестовой фонограмме (Alex Rostotsky Trio, Intro, POPE Musik PM1014-2, Boiled Borsht) в звучании контрабаса четко и ясно слышны постукивания пальцев музыканта о гриф . А еще в этой мелодии можно услышать как барабанщик случайно задевает тарелку локтем и тут же ее зажимает. Прекрасная микродинамика.
    Сцена здесь ровно такая, как указано в описании к треку: не очень широкая, в самой глубине располагаются барабанная установка и контрабас.
  2. Натуральность в звуковой атаке и фокусировка звуковой сцены по ширине и высоте (Ron Tutt «Improvisation», Sheffild Lab CD-14/20). Игра музыканта по барабанам звучит ярко, упруго, динамично и привлекательно на слух. Если внимательно слушать, то можно заметить даже высоту, на которой расположены хай-хеты справа. В конце мелодии чувствуется, что музыкант играет уже на дальних барабанах, находящихся слева внизу.
  3. Тембр и баланс звучания (Mighty Sam McClain «Give It Up To Love» Audioquest, XRCD, «Got To Have Your Love”). Вокал звучит мягко и полновесно, со неплохим содержанием низких составляющих. Рояль (на виртуальной звуковой карте расположен слева) воспринимается наполненным — ярко, с атакой. Гитара выступает в качестве аккомпанемента. Находится на втором плане. Звучание всех инструментов натуральное. Ни один из инструментов не выделяется среди остальных.
  4. Линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа (A.Schnitke, “Childhood”, Gorenstein/R.S.O., POPEMusik, PM 1007-2 1996 «GogolSuite»). Мелодия поражает микродинамикой: слышны придыхания музыкантов, касания струн, листания страниц партитуры, особенно в первой части. Минус в том, что пиццикато в первой части слышно плохо, но разборчиво. Присутствует динамика, энергия. Вы четко понимаете уровни подъема громкости звучания инструментов. Все музыкальные инструменты различимы.

Общие впечатления:

Основная вещь, которую необходимо держать в голове: Etymotic EVO будут звучать максимально чисто и натурально, вероятно, с небольшим ростом АЧХ в диапазоне 1 кГц – 3 кГц.

Собственно, картинка ниже это подтверждает. Другой вопрос, что измерения были сделаны не в ушной раковине, поэтому значения слегка гиперболизированы.

Впечатления

На тестирование наушников Etymotic EVO ушло достаточно много времени, поскольку устройство дорогое, необычное, специфическое и в какой-то мере уникальное для меломанов: Etymotic, которые создали многодрайверный аксессуар.

Как я уже говорил ранее, звук в таких наушниках описывать словами очень сложно. Тем не менее, я попытался это сделать.

Минус: проприетарный разъем для кабеля.

Плюсы:

Впечатления сугубо положительные. Если вам будут нужны арматуры для прослушивания музыки, как в оригинале, то Etymotic EVO, вероятно, вам понравятся. А еще, как вариант, — использовать их в качестве референса, ибо настроены они очень и очень точно. Подойдут абсолютно для любого жанра музыки. Главное — запастись качественным ЦАПом и мощным усилителем.

Стоимость Etymotic EVO составляет около 40 000 рублей.

[email protected]
наверх