Любовь, смерть и роботы. Второй сезон культового сериала

Привет.

Давайте сразу договоримся, что никаких спойлеров в этом тексте не будет, чтобы не портить вам впечатление от просмотра этих короткометражек. Первый сезон сериала “Любовь, смерть и роботы” стал событием, которое трудно переоценить, про него рассказывали взахлеб, советовали бросать все дела и смотреть нон-стоп. Многие именно так и поступали, откладывая все на потом, погружаясь в сериал. Анимационные фильмы, не связанные общим сюжетом, выполненные в разной технике, этакий сборник новелл про будущее и про то, каким оно может быть. Формат выигрышный, так как, в отличие от полного метра, где если вам не понравился сюжет, то пиши пропало, здесь вероятность завоевать внимание и получить положительные оценки намного выше. Не понравились вам какие-то фильмы – не беда, зато вам приглянулись другие и вы посоветуете этот сериал. В современном кинематографе этот популярный жанр новелл хорошо освоен многими режиссерами, например, можно вспомнить фильмы “Нью-Йорк, я люблю тебя” и ему подобные, снятые про разные города и истории, которые в них происходили.

Оценки второго сезона очень сильно разнятся – от полного неприятия, когда человек говорит, что сняли полную ерунду, которая не цепляет, до сдержанных восторгов – но по накалу они сильно отличаются от оценки первого сезона. И тут нужно разобраться в причинах, так как они интересны сами по себе. Думаю, все дело в количестве эпизодов, год назад мы видели 16 коротких историй, в этом году их в два раза меньше. Вероятность того, что вам понравится что-то из 16 работ, значительно выше, чем таковая для текущего сезона. Другой причиной становится то, что сам формат анимационных фильмов широкой публике малоизвестен, первый сезон “Любовь, смерть и роботы” открыл для многих такие работы. И за прошедший год появилась определенная насмотренность, когда люди оценили и другие подобные фильмы, расширили свой кругозор. Но даже если этого не произошло, эффект новизны исчез, стилистика работ стала знакомой. Новизна как продукт имеет огромное значение в нашем мире и меняет его – порошок с новой формулой, но старым названием. Тот же кофе, но теперь с более насыщенным вкусом. Каких только абсурдных вещей вы не услышите от маркетологов, но правда в том, что для сериалов найденные техники быстро изнашиваются, становятся привычнее. Ровно поэтому второй сезон не бьет по мозгам так же, как первый.

Кто-то попросил меня провести параллели между “Любовь, смерть и роботы” и каким-то другим сериалом, спросил, что первое приходит в голову. Не задумываясь, ответил, что это “Черное зеркало”. Сходство между этими работами огромно, но главное, что траектория “Черного зеркала” и его восприятия ровно такая же. От неуемных восторгов к сдержанной реакции, а последний фильм этой серии и вовсе прошел почти незамеченным. Приелось и хочется какой-то новизны.

Тут ведь еще встает вопрос о том, насколько вы подвержены чужому влиянию и модным тенденциям. В СССР многие читали книги не потому, что любили это занятие, книги были предметом обсуждения в социуме, и нужно было уметь поддержать разговор. Сегодня одной из универсальных тем стали сериалы, как следствие, их нужно смотреть. И вот тут чужие мнения начинают влиять на восприятие сериала, многие говорят, что второй сезон хуже первого. Что он не понравился. Рискну высказать точку зрения, что второй сезон мало отличается от первого, в чем-то даже лучше, он стал концентрированным. Как и в первом сезоне, есть фильмы, которые не очень интересны, а философские концепции, изложенные в них, не разжеваны и требуют знания иных работ. Они как бы повисли в воздухе, нужен толмач, который разъяснит задумку авторов. Например, таким становится фильм “Высокая трава”, в котором щедро замешано несколько концепций, но смысл далеко не очевиден. Промежуточное состояние, когда намек на то, что хотели сказать, есть, но потом снимают это понятным языком и получается белиберда. Не угодили ни твердолобым интеллектуалам, ни массовому зрителю. Компромисс.

Второй сезон – это отличный сборник фантастических рассказов, которые можно посмотреть, а не прочитать. В современной стилистике, адаптированных для массового зрителя, в некоторых работах есть несколько слоев. Первый эпизод – отличная сатира на то, куда мы все идем с развитием технологий. Для мира, который в лице своих юных жителей прекратил читать, такой подход оправдан. Это знакомство с концепциями, которые изжеваны до трухи еще в 70-е годы, но, переложенные на визуальный язык, становятся свежи и новы. Для тех, кто не читал Азимова, Шекли, Брэдбери и других авторов того времени, сериал будет обладать дополнительным измерением, обеспечит ту самую новизну. И это классная работа, как ни крути, выстроенная по лучшим канонам жанра. Но вот зацепит она лично вас или нет, вопрос открытый, на него никто, кроме вас, ответить не сможет.

Писать рецензии – дело неблагодарное, да и полноценной рецензией этот отзыв не является. Скорее это наблюдение за тем, как конструируют истории, которые “заходят” в аудиторию или нет. Всегда верил в то, что фантастика – это первый шаг к созданию той или иной технологии. То, что мы читали в детстве, сбылось намного быстрее, чем можно было ожидать. Что-то ждет своего воплощения. Но морально-этические вопросы, которые возникают с приходом технологий, мы должны решать до их появления. Например, меня поразили ученые, которые работали над Манхэттенским проектом, многие из них протестовали против развития атомного оружия и любого оружия массового поражения. В нашей стране можно вспомнить академика Сахарова, а также его позицию. Эти люди выпустили джинна из бутылки, и затолкать его обратно, даже испытывая угрызения совести, невозможно. Другое дело, что фантастика, то есть вымысел, позволяет конструировать любые ситуации и моделировать наш ответ на них. Что будет адекватным, а что нет. Насколько мы готовы изменить свою систему отсчета, свои ценности в угоду достижениям цивилизации. Что значит вечная жизнь и какую цену за нее можно и нужно платить. Такие вопросы каждый автор ставит со своей колокольни, тут нет единого ответа. Впрочем, и нам как зрителям и читателям далеко не все позиции близки, некоторые изначально кажутся выдумкой, далекой от любой реальности.

Но вопрос тут еще в том, что у каждого из нас за плечами. Кто-то знаком с концепциями, которые муссировались в фантастических фильмах, кто-то с ними никогда не сталкивался. Снова тот самый эффект новизны. Уверен, что многие из вас уже посмотрели “Любовь, смерть и роботы”. Расскажите, что вы думаете об этом сериале, как он вам. Что понравилось, а что нет. И будете ли ждать нового сезона, который выйдет в следующем году.

[email protected]
наверх