«Яндекс.Музыка»: зачем они так сделали?

В начале года я уже писал о том, как меня неприятно поразил сервис «СберЗвук». А в серии статей «Импортозамещение поневоле» перебирал вообще все аудиостриминговые сервисы. Поиск замены для ушедшего из России Spotify лично для меня завершился переходом на «Яндекс.Музыку» — во многом по причине того, что у них было совместное предложение с «МегаФоном», подразумевавшее, что можно оформить «льготную» подписку. Ага, льготную в кавычках, по той причине, что мне не попадалось других предложений, кроме как льготным образом начать пользоваться этим сервисом. Полную цену с первого месяца вы начнете платить ровно в одном случае: если ваш аккаунт уже был когда-то привязан к данному сервису «Яндекса». Но ничто не помешает вам создать новый и получить все то же льготное предложение. Никакой проверки устройств, личностей и прочего у «Яндекса» нет, так что можно все время участвовать в каких-то льготных акциях, которые предлагаются свежеподключившимся. И это приводит к первому вопросу: что помешало сделать нормальную систему аккаунтов?

Аккаунты

Нет, меня как пользователя не заботит, что в руководстве «Яндекса» никто не подумал о том, что рост базы пользователей — это вещь в себе. Пользователю, в общем-то, все равно, что компания хвастается миллионами пользователей, тогда как на самом деле у одного человека может быть хоть десяток аккаунтов. Но не считать это проблемой на уровне оценки собственной доли на рынке — это странно. Более того, не совсем понятно, в чем смысл бесконечного предоставления пользователям возможности создавать новые подключения к сервису при одновременном вводе искусственных ограничений по числу устройств, на которых можно запустить ваш сервис. Это какая-то откровенная ерунда.

Конечно, с переходом подписки на «Яндекс+» количество устройств выросло до 10, так что актуальность вопроса резко снизилась. Но все же — где логика? Если компания опасается того, что кто-то будет экономить деньги, пользуясь одним аккаунтом на десяток разных человек, то почему ее не заботит, что один человек может сделать десяток аккаунтов, чтобы получить льготный период? Как показывает мировой опыт, единственный способ помешать людям делиться своим аккаунтом с друзьями и родственниками — это сделать сервис настолько доступным по цене, чтобы такие махинации просто были лишены смысла. Но вот запретить на одном устройстве подключать один сервис с разных аккаунтов или ввести какую-то другую проверку уникальности достаточно просто.

Кстати, из возможности регистрации множества аккаунтов в «Яндекс.Музыке» следует и еще один плохо продуманный элемент. В момент, когда у вас закончился оплаченный период, приложение просто показывает экран с предложением попробовать сервис. Этот экран ничем не отличается от того, который появится, если вас разлогинит или же вы выберете аккаунт, где сервис не подключен. Дальше вы сами должны вспомнить, какой аккаунт вы используете для «Яндекс.Музыки», то есть на каком вы платите за него. И это снова возвращает нас к вопросу: зачем нужно было делать так с оплатой?

Оплата

Я ничего не буду говорить о том, дорого или дешево обходится «Яндекс.Музыка», цены на рынке у всех стриминговых сервисов примерно одинаковые, так что тут есть три варианта: вы не пользуетесь стриминговым сервисом и пиратите, вы не пользуетесь стриминговым сервисом и покупаете контент где-то еще или вы пользуетесь стриминговым сервисом. Поэтому давайте просто посмотрим, как реализована оплата у «Яндекса». На первый взгляд все вроде бы неплохо: цена в рынке, способов вносить плату много. Но выше я уже написал, что происходит, когда оплаченный период закончился, а у вас нет автоматического продления или на счете, к которому он привязан, нет средств.

Полагаю, что я далеко не единственный человек в мире, который не доверяет сервисам с автоматическим списанием средств. Я стараюсь либо вообще отключить подобную опцию, либо привязать ее к счету, на котором не хранится никаких денег, он лишь пополняется по мере необходимости. Неприятный опыт ошибочных списаний и списаний за сервис, которым я фактически перестал пользоваться, подсказывает, что так спокойнее и лучше для бюджета. Но в случае с «Яндексом» это ведет к тому, что я постоянно вижу предложение начать пользоваться сервисом. Пока приложение не было принудительно переведено на систему «Плюс мульти», выяснить, откуда и как списывается плата, вообще не получалось. Сейчас узнать о том, что там с вашей оплатой и как списываются средства, можно, но лишь в случае, если сервис активен. Если средства закончились… увы, только обязательно пополнив счет прежним способом. Если он вам почему-то недоступен — создавайте новый аккаунт, и вперед.

Кстати, в Крыму у меня произошел забавный случай, связанный с тем, что оплата идет с мобильного счета «МегаФона». Я находился там уже пару месяцев, и связь от «МегаФона» мне не требовалась. Счет закономерно ушел в минус, ведь абонентскую плату я не вносил, так как ничего не потреблял. Когда же пришло время списать средства за «Яндекс.Музыку», оператор закономерно списал вначале абонплату за свои услуги, а только потом — за пользование сервисом. Оставалось лишь пожалеть об отсутствии постоплатного тарифа или хотя бы возможности платить исключительно за фактически потребляемые услуги.

Другой момент связан уже не с Крымом, а с самой привязкой сервиса к «МегаФону». Она также реализована странным образом. Это именно привязка «Яндекс.Музыки» к тарифному пакету оператора мобильной связи. Т.е. услуга как бы даже уже и не от «Яндекса», а от «МегаФона». Чтобы изменить способ оплаты, требуется совершить манипуляции в личном кабинете у оператора, из приложения «Яндекс.Музыки» я могу лишь отключить сервис полностью.

Отключения, работа при неустойчивой связи

Что уже менее забавно, так это то, как работает «Яндекс.Музыка» в условиях, когда мобильный интернет неустойчив. Леса, горы, трассы в безлюдной местности — это нормально, если вы любите путешествовать, но совершенно чуждо «Яндекс.Музыке». И вот почему.

Во-первых, если вы выбрали HQ качество звучания, то приложение нисколько не смущает, что трафик едва проходит. Музыка будет запинаться, прерываться, но опции выбрать качество звука в зависимости от ширины канала просто нет. Вы слушаете или всегда качественно, или всегда с минимальным битрейтом.

Во-вторых, еще веселее, если интернет-соединение на какое-то время полностью оборвалось. Такое ощущение, что программисты «Яндекса» подобной возможности всерьез не рассматривали. Что происходит с приложением, можно только диву даваться. Если отсутствие связи было недолгим, то вы просто получите кусок аудиозаписи, который удалось прогрузить, потом тишину, потом снова что-то подгрузится, а при восстановлении устойчивого соединения все пойдет, как будто ничего не было. А вот если связи не было подольше, то возможны варианты.

Чаще всего мне (ну, кроме попытки телефона вообще выгрузить из памяти эту неработающую программу) встречались два. Первый — приложение встает на паузу. Просто на том моменте, до которого прогрузилась композиция. И все. Даже если подключение восстановилось, узнать об этом вы не можете, музыка не продолжится. Как вариант, будет не пауза, а стоп, и после того, как вы нажмете на «Воспроизвести», приложение перескочит на следующую композицию. Как это происходит, почему нельзя отрегулировать кэш — это вопросы без ответов.

Но есть вариант, который меня полностью поставил в тупик. Связь прервалась, музыка остановилась. Потом интернет-соединение восстановилось, продолжилась та композиция, которая играла, но вот затем… Заиграла композиция, которую никак не могло принести никакой рекомендательной системой. Потому что ее нет ни в выбранных предпочтениях, ни в истории поиска, нельзя даже сказать, что нечто подобное слушал рядом кто-то из родных и друзей. Это можно было бы списать на глюк, но ситуация повторялась не менее пяти раз. Условия были одинаковыми.

Рекомендательная система

Раз уж вспомнили о рекомендациях, то нельзя не сказать, что это самый противоречивый момент в «Яндекс.Музыке». С одной стороны, настройки ее не выдерживают никакой критики. Этот раздел откровенно куцый, а дизайн его проектировал человек, максимально далекий от понимания органичности. Эти желтые кружочки с сердечком! Как они могли кому-то прийти в голову? Но если дизайн — это дело вкуса, то вот лента «похожих» исполнителей — это откровенная профанация идеи. Больше полугода я пользуюсь «Яндекс.Музыкой», и все это время при попытке «уточнить музыкальные предпочтения» вижу список из одних и тех же проектов.

Этот список не меняется. Не удлиняется. В нем вообще ничего не происходит. Какой смысл показывать полгода одни и те же названия, если их так и не выбрали? Почему нельзя сделать список хоть насколько-то динамичным? Неужели по тегам, которые приписаны к той сотне исполнителей, которые мной уже лайкнуты, не находится ничего другого? Я-то знаю, что они есть. И более того, они есть в запасниках «Яндекс.Музыки», это легко обнаруживается, если искать по названию. Но вот в предложениях похожей музыки их нет.

Нет там и никаких отображений новых релизов, новых исполнителей. Вообще ничего. Вот то, что вы отметили при регистрации. И вот то, что мы вам в бесконечном плейлисте по жанру или жанрам можем включить. Поставили лайк? Ну и ладненько, будет теперь эта композиция у вас в соответствующем плейлисте. Обучающихся алгоритмов вам все равно не положено.

Хотя на самом деле они есть. Ведь запустили же реально крутой проект «Нейромузыка»? Да, подойдет он любителям специфичного творчества роботов, но если вы не против синтетического звучания, а все, что уже слушали, давно навязло на зубах, то очень даже ничего.

И еще немного похвалы. «Моя волна» — бесконечный плейлист по предпочтениям, разумеется, работает так себе. Регулярно подкидывает то, что точно не хочешь слушать, зацикливается на каком-нибудь одном жанре, повторяется каждые пару часов — это норма для всех сервисов, какими только доводилось пользоваться. Но что реально хорошо сделано — это возможность его настройки. Конечно, определения по занятию дают специфичный результат, увязать музыку именно с характером деятельности, при этом не выходя за рамки обозначенных предпочтений пользователя, сложно. Но вот характер композиций в каждом из вариантов четко определяется, и можно подобрать музыку под настроение. Ну, это помимо того, что есть выбор настроения. Не очень хорошо, как мне кажется, работают комбинации из всех опций настройки, но это может быть связано уже с некоторой однотипностью моих музыкальных предпочтений. А в целом — огромный и жирный плюс.

Настройки приложения

Если настройки подбора композиций — это сильная сторона «Яндекс.Музыки», то вот настройки самого приложения — напротив. Выше я упомянул невозможность настроить качество музыки в зависимости от скорости подключения, а также отрегулировать кэш приложения. Настройки рекомендательной системы также можно сказать, что отсутствуют. Нет эквалайзера. Нет возможности оставить экран включенным. Приложение местами напоминает черный ящик — в нем что-то как-то работает, и ты не можешь на это повлиять. При этом «Яндекс» предусматривает, что приложение должно заместить вам еще и музыкальный плеер в телефоне, но сравнения с большинством из них (кроме совсем уж примитивных) оно не выдержит. На фоне Power AMP это просто детская поделка.

Но совсем уж странной является организация раздела аудиокниг и подкастов. Никто не спорит — круто, что вместе со стримингом музыки вы получаете возможность слушать книги и подкасты, но… Если музыку можно организовать, пусть и не без труда и удивления (загляните в список новинок и прикиньте, насколько они связаны с вашими предпочтениями, кроме первых трех-пяти тайтлов), то вот сортировка аудиокниг — это просто свалка. Мало того, что до раздела выбора по жанру нужно прокрутить кучу ненужной информации, так и внутри него на вас обрушится все подряд без сортировки. Например, в разделе «Фантастика» (фэнтези, кстати, будет там же) вы можете выбрать книги про космос, «Дюну» и еще пару серий. Выбрать по авторам, по поджанрам, по типам произведения невозможно, деления просто нет. Это как если бы вы пришли в книжный магазин, а там книги расставили в том порядке, в котором их когда-то привезли.

Зачем они так сделали?

Ответ на этот вопрос во многом лежит на поверхности. Так было проще, удобнее или имелись готовые лекала. До начала нынешнего года сервис развивался преимущественно за счет того, что бренд «Яндекс» имеет определенную узнаваемость, и немало моих знакомых выбирали его просто потому, что он уже привычен. Я и сам выбрал его во многом благодаря тому, что просто воспользовался акционным предложением. Возможно, выбор пал бы на «СберЗвук», если бы его рекомендательная система была бы чуть получше. И также исключительно в силу узнаваемости и наличия акции.

При этом на российском рынке нет хорошего примера такого сервиса — потому, что толком нет конкуренции. Библиотеки иностранных сервисов всегда проигрывали тем, что уступали российским по местным тайтлам, но с весны их судьба стала понятна, и оказать существенное влияние на развитие российских аналогов они уже не могли. А российские проекты к тому моменту все находились примерно на одном уровне. На котором остаются и поныне. И настоящий вопрос должен звучать так: почему никто не навяжет конкурентам борьбу за потребителя, предоставляя максимально комфортный пользовательский опыт?

[email protected]
наверх