Носимые устройства заменят смартфоны… но не завтра

По материалам Android Authority

В последнее время все больше слышны разговоры о том, что носимые устройства в конечном итоге заменят нам смартфоны. В частности, эти ожидания подогреваются слухами об очках дополненной реальности от Google, Apple и Meta*. В аксессуарах наподобие тех, что можно увидеть в киберпанке и других произведениях научной фантастики, играет роль очевидный фактор удобства. Так, определить направление своего движения удобнее, пользуясь очками, которые на вас уже надеты, а не подключаясь к Android Auto и пытаясь примостить телефон на приборной панели автомобиля. Что касается таких устройств, как умные часы, они обладают меньшим потенциалом, но теоретически нет никаких причин, почему часы не могли бы делать больше того, что сегодня умеет ваш смартфон, например, совершать видеозвонки или просматривать веб-страницы.

Однако на настоящий момент поводов для энтузиазма не так много, как может показаться. Существует множество препятствий на пути к полностью «носимому» будущему.

Процессоры: проблема мощности и степень погружения

Можно было бы предполагать, что именно процессоры станут самым большим ограничителем в развитии носимых устройств, но в некотором смысле они-то как раз являются самым сильным звеном в цепочке на данный момент. Такие устройства, как Galaxy Watch 4 от Samsung, наконец-то обеспечивают гладкий и бесперебойный пользовательский опыт, а Apple Watch Series 7 достаточно мощны, чтобы владельцы могли смотреть YouTube или даже совершать видеозвонки с помощью ремешков от сторонних производителей. В аспекте виртуальной реальности дела обстоят еще лучше. Meta* Quest 2, может, и не так впечатляет в автономном режиме, как при подключении к ПК, но тот факт, что вы можете играть в игры без удаленной обработки на сервере, такие как Pavlov или Superhot, является многообещающим признаком. Марк Цукерберг и Meta* продвигали Quest 2 как инструмент повышения производительности и как основу все еще расплывчатой концепции метавселенной.

Неизбежной проблемой, однако, становится ограниченное пространство для компоновки. В то время как в VR-гарнитурах столько же места для процессоров, сколько и в телефоне, если не больше, то от часов и очков дополненной реальности люди ожидают более изящных форм и меньшего веса, особенно если предполагается их носить весь день. Это ограничивает размер чипа и, следовательно, производительность. Большинство современных смарт-часов не могут работать с несколькими приложениями одновременно, не говоря уже о продвинутой 3D-графике, которую мы воспринимаем как должное на смартфонах.

Кроме того, процессоры ограничивают степень погружения. Очки дополненной реальности предлагают 3D, поскольку они предназначены для проецирования объектов в реальность, но рендеринг до сих пор не впечатляет. Например, еще не вышедший Magic Leap 2 имеет ограниченное поле зрения в 70 градусов, а HoloLens 2 от Microsoft — еще меньшие 54 градуса. И то и другое уступает значению в 89 градусов на Quest 2 или 130 градусов в гарнитуре Index VR от Valve. Это не только снижает эффект погружения, но и ограничивает количество приложений с возможностью поддержки дополненной реальности. Вы бы не стали увлекаться, например, чтением новостей в сети, если бы браузер ограничивался узким полем проекции прямо перед вашими глазами.

Аккумуляторы: размер имеет значение

Из проблем процессора вытекает ограничение по времени автономной работы. Чем производительнее процессор, тем больше энергии он потребляет, но аккумуляторы должны быть достаточно маленькими, чтобы поместиться в продукте, носимом на запястье или на голове. Инженерам придется либо ограничить производительность, чтобы повысить время автономной работы, либо смириться с расходом батареи. Это одна из причин, почему многие часы от Garmin могут работать неделями, тогда как Galaxy Watch обычно нужно заряжать каждый день. С VR дела обстоят еще хуже: при достижении максимальной производительности время работы Quest 2 ограничено примерно двумя часами использования без кабеля питания или внешнего аккумулятора.

С часами и очками дополненной реальности сложной задачей становится автономность, превышающая рабочий день, тогда как смартфоны могут работать 24 часа или дольше. Люди также склонны забывать заряжать носимые устройства, нередки и ситуации, когда подзарядить устройство попросту неудобно. Любой, кто совершал длительные поездки в компании умных часов, знает, как раздражает ситуация, когда их нигде нельзя зарядить.

Размер экрана и ограниченное взаимодействие

Выше мы уже коснулись проблемы поля зрения в дополненной реальности. Но есть и еще одно очевидное препятствие в случае с умными часами: невозможно обойти ограничения, которые накладывают человеческие глаза и пальцы. А в экран размером в два дюйма можно втиснуть не так много элементов интерфейса. Нынешние телефоны примерно в шесть раз больше, поэтому даже с голосовыми помощниками и сверхбыстрыми процессорами приложения для часов ограничены по самой своей сути.

Один из способов решения этой проблемы — использование гибких OLED-панелей, но прочность их пока недостаточна, чтобы такие панели можно было оборачивать вокруг запястья. Даже дисплей Samsung Galaxy Z Fold 3 хрупкий, не говоря уже о том, что часы могут испачкаться во время похода или не очень удачно встретиться с какой-нибудь железкой в тренажерном зале.

Проблема подключения

В отличие от телефонов, в большинстве часов недостаточно места для USB-C. А даже если бы оно и было, вы, вероятно, не захотели бы жертвовать функциями часов ради соединения с настольной установкой типа Dex, не говоря уже о прямом подключении к периферийным устройствам, таким как клавиатуры или внешние диски. Есть способы, как заменить отсутствующие порты, но функциональность таких решений уступает тому, что предлагают смартфоны, и обычно привязана к бренду или конкретному устройству.

AR- и VR-гарнитуры, как правило, имеют порты для проводного подключения, поэтому их можно подключить к ПК или компьютеру, носимому на поясе, как в случае с Magic Leap. Противоречие в том, что очки дополненной реальности должны быть легкими и мобильными, поэтому любая форма проводного соединения приносит не удобство, а лишь раздражение.

В конечном счете, возможности беспроводного подключения должны быть усовершенствованы до такой степени, что в проводном отпадет необходимость. Но быстрая беспроводная связь — это еще один фактор расхода заряда аккумулятора, поэтому трудно представить, когда мы увидим потребительские носимые устройства (не VR), которые смогут соответствовать таким стандартам.

Возможности управления

Вы можете управлять смартфоном ограниченным числом способов. Если вам не нравятся наэкранные кнопки, можно подключать через Bluetooth или USB внешние контроллеры, такие как мыши, клавиатуры и геймпады. Вы также можете использовать голосовых помощников, а бесконтактное управление при помощи жестов позволяет пользоваться устройствами людям с ограниченными физическими возможностями.

В этом отношении часы не могут сравниться с телефонами. При наборе текста даже гибкие OLED-часы с экранной клавиатурой предполагают, что вы будете работать одной рукой, а это далеко не идеальный вариант. И, конечно, нет никакого смысла использовать внешние контроллеры, когда экран у вас на запястье. Часы могут быть способны на большее, чем сейчас, но в обозримом будущем мы будем использовать голосовое и простейшее сенсорное управление.

Возможности AR и VR шире, но на данный момент гарнитуры часто предполагают использование подобных джойстикам контроллеров движения с несколькими кнопками, что затрудняет ввод с виртуальной клавиатуры. В некоторых случаях возможно отслеживание рук без контроллера, но без тактильной обратной связи. К счастью, есть варианты отслеживания реальной клавиатуры, а Meta* работает над альтернативными вариантами тактильной отдачи, но, вероятно, лишь через несколько лет они смогут из прототипа превратиться в стандарт.

Вытеснят ли носимые устройства смартфоны?

Умные часы – точно нет. Такой форм-фактор хорошо работает в качестве аксессуара для телефона или временной замены в некоторых сценариях, но в остальном он слишком ограничен. Самое большее, на что мы можем надеяться, — это устройство, который позволит чаще оставлять свой телефон дома — в конце концов, большинство дел, для которых мы используем телефон, очень просты. Такие вещи, как заметки, игры или заказ продуктов, просто требуют более удобного интерфейса.

Шлемы виртуальной реальности скорее заменят ноутбуки и настольные компьютеры, чем смартфоны. Даже если их время автономной работы улучшится, по своей природе их использование ограничено помещением. Солнечный свет может даже повредить линзы VR-устройства.

Очки дополненной реальности кажутся более многообещающими, но, возможно, придется подождать какое-то время, пока не появится некое революционное устройство, которое преодолеет описанные проблемы, включая поле зрения, сложность ввода и ограничения по времени автономной работы. Но даже в этом случае модель первого поколения будет дорогой, а значит, смартфоны останутся более привлекательными по чисто финансовым соображениям.

Пройдет много лет, прежде чем очки дополненной реальности станут частью нашей повседневной жизни, даже если усилия Apple, Google и Meta* увенчаются успехом.

*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

[email protected]
наверх