[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

История Sony Network Walkman

Провал Sony на рынке портативного аудио в начале XXI века уже успел стать хрестоматийным. Журналистам, на долю которых выпадет писать о плеерах этой компании, не нужно долго думать над вступлением: все они, как под копирку, пишут о том, что, мол, некогда родоначальница отрасли нынче полностью растеряла свои позиции.

Серьезный анализ причин этого встретишь нечасто, хотя, казалось бы, не каждый день компании таких масштабов как Sony теряют рынок, на котором уверенно доминировали два десятка лет. Сегодня все шаги, которые Sony предпринимала на рынке портативного аудио в новом тысячелетии, оказались в тени феномена Apple iPod, и у многих уже сложилось впечатление, что компания в буквальном смысле слова «проспала» добрые 5 лет, чтобы очнуться лишь где-то к 2005 году.

Между тем первые годы нового века были весьма насыщены анонсами, инициативами, презентациями от Sony в области портативного аудио. Но, увы, все они оказались провальными. Сегодня ретроспектива деятельности японской компании может быть полезной, чтобы понять, что именно она сделала не так. А ошибки должны были быть очень серьезны, ведь почти на нет была сведена и двадцатилетняя безупречная репутация, и высочайшая квалификация инженеров, дизайнеров и разработчиков, и колоссальный вес бренда в глазах потребителя.

Предыстория

К 1998 году компания Sony менее чем за двадцать лет умудрилась трижды побывать «первой в мире» в области портативных аудиоплееров. В 1979 году она заложила первый камень в основание всей отрасли, выпустив первый в мире портативный кассетный плеер Sony Walkman.

TPS-L2, первый Walkman (фото с сайта pocketcalculatorshow.com)

Через 5 лет, снова первой, Sony анонсирует портативный плеер на цифровом носителе – CD.

D-50, первый Discman (фото с сайта walkmancentral.com)

Наконец, в 1992 году компания первой приносит в портативную технику технологию сжатия аудиоданных в лице Mini-disc-плеера с поддержкой формата ATRAC.

MZ-1, первый MD Walkman (фото с сайта minidisc.org)

Характерно, что безусловный успех сопутствовал Sony тогда, когда она использовала открытые форматы, будь то компакт-кассета или CD-диск. Популярность ее собственной разработки, Mini-disc, была куда ниже. Фиаско с этим форматом накопителя стало прелюдией к грядущим неудачам, а провалы в общем высококачественных продуктов из-за приверженности к закрытым технологиям – новым фирменным почерком компании.

Итак, в 1998 году Sony порядка семи лет продвигала свой собственный формат Mini-disc как замену традиционным CD-накопителям. Результаты были противоречивы – в Японии и части Европы Mini-disc сумели завоевать определенную популярность, но главный рынок – США – пока оставался непроницаем. Несмотря на это, многие эксперты смотрели в будущее формата с оптимизмом, веря в способности Sony на ниве инноваций и маркетинга.

Как и абсолютное большинство крупных компаний, Sony серьезно недооценила возможности сети Интернет, в том числе на аудиорынке. Само по себе это не было трагедией – все конкуренты были примерно в таком же положении. Весь вопрос был в том, насколько быстро компания сможет наверстать упущенное.

А происходящее на рынке недвусмысленно подсказывало японской компании, что действовать надо быстро. Сначала корейская Saehan и американская Diamond Multimedia, выпустив плееры на флэш-памяти, впервые в истории портативного аудио оставили Sony без титула «первой в мире». А в следующем году это достижение повторила корейская Hango с лицензированным у Compaq первым в мире плеером на жестком диске.

Новые «первые в мире» - флэш-плеер от Saehan и HDD-плеер от Hango

Такое стремительное развитие событий застало Sony врасплох и поставило в довольно сложное положение. Новые портативные аудиоплееры проигрывали незащищенный формат MP3, который считался самой страшной угрозой всей индустрии звукозаписи, главным орудием злостных нарушителей авторских прав. О выпуске аналогичных изделий от Sony Group, в состав которой в числе прочего входила одна из крупнейших звукозаписывающих компаний Sony Music, не могло идти и речи.

Поэтому уже в конце 1998 года крупнейшие игроки на аудио и компьютерном рынке собираются вместе в группу, получившую название SDMI, чтобы найти способ загнать «джина» под названием MP3 в бутылку лицензионной музыки. Sony проявляла едва ли не наибольшую активность в этом направлении, и уже в конце 1999 года миру были показаны первые плоды ее трудов.

VAIO или Walkman?

Под каким флагом выпускать в плавание это новое поколение устройств? Для Sony в 1999 году это было отнюдь не праздным вопросом. С одной стороны, портативный плеер, как тогда было модно говорить, «интернет-музыки» был намертво связан с персональным компьютером, сетью Интернет. Для подобной продукции у Sony с 1996 года существовал бренд VAIO.

VAIO расшифровывается как Video Audio Integrated Operation. Это словосочетание вполне можно понимать как синоним «мультимедиа». Логотип VAIO с волной в виде букв V и A и единичкой с нулем в виде «I» и «O» символизирует единство цифрового и аналогового в продуктах под этим суббрендом.

Официальный логотип 1979 года (с сайта pocketcalculatorshow.com)

С другой стороны, это все-таки были портативные аудиоплееры, а портативные аудиоплееры от Sony уже более 20 лет были известны миру как Walkman.

В итоге было принято компромиссное решение: в конце 1999 года Sony анонсировала новое поколение цифровых портативных плееров под обоими суббрендами.

Аппараты были разделены между VAIO и Walkman по казавшемуся тогда достаточно разумным принципу. Плееры под маркой Sony VAIO стали частью концепции VAIO Gear – широкой линейки аксессуаров и сопутствующих устройств для ноутбуков и ПК VAIO. Они должны были быть предельно компактными и имели лишь встроенную флэш-память в качестве накопителя. Их дизайн имел явно «аксессуарные» мотивы, равно как и название – VAIO Music clip, «музыкальная скрепка».

Суббренд Walkman получил приставку «Network», «сеть», как свидетельство того, что устройство предназначено для «сетевых», сжатых аудиоформатов. Память о неудаче Mini-disc не помешала Sony сделать сердцем новых Walkman очередной закрытый носитель, на этот раз им стали карты памяти Memory Stick.

Первые карты MemoryStick, представленные в 1998 году

Это было главное отличие между двумя линейками – миниатюрные и легкие плееры-аксессуары VAIO на встроенной памяти и более основательные плееры Network Walkman на Memory Stick-картах.

«Волшебные ворота», закрытые на десять замков

Объединяли оба типа драконовские методы защиты авторских прав. Плееры проигрывали исключительно закрытый формат Sony ATRAC3, дополнительно защищенный системой DRM от Sony, OpenMG. Единственным способом прослушать на нем MP3-файл было перекодировать его в ATRAC с помощью комплектного ПО. На компьютерах того времени этот процесс занимал до 5 минут для одной песни средней продолжительности, это не считая примерно 3 минут на собственно копирование. Кроме пожирания времени перекодирование также не могло не сказаться на качестве. Можно было, конечно, сжимать в ATRAC песни с CD-дисков. Но этот формат не поддерживался популярными программными плеерами наподобие Winamp, что в конечном итоге вынуждало пользователей держать на компьютере каждую композицию в двух экземплярах – MP3 и ATRAC. Не очень удобно, учитывая емкости жестких дисков в те времена.

OpenMG (MagicGate) одна из самых старых DRM схем для цифровой музыки на рынке. Здесь у Sony получилось снова стать пионером

Network Walkman в дополнение к этому имел еще один слой защиты. Покупатели, рассчитывавшие использовать в них ранее приобретенные карты Memory Stick, сталкивались с жестоким разочарованием – плееры поддерживали исключительно новый, защищенный формат Memory Stick Magic Gate.

«Волшебная» белая карта MSMG 1999-2000 гг

А потратив изрядную сумму на эту самую Memory Stick Magic Gate (цены даже на простые MS-карты тогда были заоблачными), они обнаруживали, что она несовместима с их старым кард-ридером, ПК или ноутбуком.

Воистину, новые Network Walkman получились настоящим сосредоточением закрытых технологий: закрытый ATRAC3, защищенный закрытой DRM OpenMG, записывался на закрытую Memory Stick, дополнительно защищенную закрытой Magic Gate. Закрытость на закрытости закрытостью погоняет. И это при том, что в то время основным покупателем подобных устройств была «продвинутая» Techie-аудитория – поклонники открытой архитектуры и свободного движения информации. Они стали первыми покупателями VAIO Music и Network Walkman, они же, обнаружив все «закрытые» прелести, возвращали их десятками в магазины и писали о них нелицеприятные вещи на форумах и в зарождающихся блогах. Последствия этого Sony ощущала на себе еще долгое время. Худшее начало жизни для нового поколения Walkman сложно было придумать.

Особенно забавно было то, что компания старательно подчеркивала все DRM-ограничения своих новых плееров в анонсах и пресс-релизах, явно считая это самой лучшей рекламой.

Упоминание SDMI крупным шрифтом на лицевой стороне коробки SonyWalkman

Складывалось впечатление, что Sony потеряла чувство реальности и искренне считала, что единственное, что нужно потребителю от плеера, – это надежная защита авторских прав в соответствии с рекомендациями SDMI. В интернет-сообществе в это время аббревиатура SDMI уже успела стать ругательством.

Первенцы

Как бы то ни было, в конце 1999 года первые два «интернет-плеера» от Sony были пущены в открытое плаванье.

Sony VAIO Music Clip MC-P10

Сегодня форма MP3-плеера, близкая к авторучке, в виде некоего цилиндра, уже использовалась не одним производителем. Тогда же новинка смотрелась очень свежо. Технические характеристики вызывали уважение: USB-интерфейс вместо еще часто встречающегося в то время LTP, дисплей с подсветкой, 64 МБ встроенной памяти. Добавьте простое и удобное управление и беспрецедентно малые для 1999 г. размеры и вес. Плеер использовал DSP от Texas Instruments, позволяющий выжать не более пяти часов из AA-батареи. Результат, кажущийся убогим сейчас, тогда на общем фоне был вполне приемлем.

Memory Stick Network Walkman NW-MS7

Аппарат имел более простой дизайн, тем не менее, выделяющийся на общем фоне того времени. Памяти на борту у него не было, зато в комплект входила карта на 64 МБ. Плеер был больше и тяжелее MC-P10, зато имел дисплей большего размера, 4-строчный, причем графический, в отличие от символьного у Music Clip. Еще одним отличием было то, что аппарат работал на встроенной Li-ion батарее, обеспечивавшей лишь в районе 4 часов непрерывной работы.

Оба плеера начали еще одну характерную традицию. Они получили весьма высокие оценки большинства изданий: эксперты особо отметили привлекательность дизайна, удобство управления, качество материалов и сборки. Все проблемы, связанные с DRM, они сочли лишь «мелкими недостатками», вероятно потому, что им самим не предстояло пользоваться плеерами ежедневно. И впоследствии новинки от Sony будут удостаиваться высоких оценок и быстро уходить в небытие. Правда, позже многие эксперты прочувствовали настроение читателей и начали ставить новым Walkman низкие баллы.

Еще одна традиция сомнительного свойства, начавшаяся с этих двух аппаратов, – это завышенная стоимость портативных плееров от Sony. Так, MC-P10 имел рекомендованную цену 299 долларов США, NW-MS7 – 399. Сказать, что это было совсем в новинку, нельзя – техника Sony всегда стоила дороже аналогов. Но то, что исправно работало на рынке бытовой видео- и аудиотехники, ноутбуков, здесь работать отказывалось. Высокие цены на VAIO Music Clip и Network Walkman быстро стали вызывать не уважение, а нервный смех и комментарии типа: «Они что там, совсем с ума сошли?!».

Богатый на новинки 2000 год

В новый век – под новым флагом. Логотип Walkman 2000 года воплощал вхождение бренда в «эру цифровых сетей»

В 2000 году Sony выпустила еще несколько моделей в рамках концепции VAIO Gear.

MC-HP1 и MC-P11W

Это был еще один «плеер-ручка» MC-P11W и плеер-наушники MC-HP1. MC-P11W был заявлен как спортивный плеер, имел более «внедорожный» дизайн и ремешок для ношения на предплечье. Этот аппарат стоит запомнить как родоначальника спортивной темы в плеерах Sony. С MC-HP1 Sony отдала дань моде среди японских производителей на плееры-наушники. Индекс плеера HP1 намекал на будущее продолжение, но модели MC-HP2 мы так и не увидели. По спецификациям MC-HP1 соответствовал остальным плеерам Music Clip-серии. Продолжили аппараты и традицию нелепых ценников – MC-P11W стоил в районе $300. Впрочем, за пределами Японии эта парочка не появилась.

Ближе к концу года на рынке появились преемники первого Music Clip – модели MC-S25 и MC-S50.

С них началась еще одна традиция Sony – присваивать разные названия-индексы моделям с разной емкостью памяти. Единственным отличием между MC-S25 и MC-S50 было 32 МБ у первого и 64 у второго. В то время подобный нейминг использовали многие компании, к сожалению, Sony до сих пор никак не откажется от него.

Выпуск 32 МБ версии был, очевидно, призван сделать модель более доступной – не цену же, в конце концов, снижать? Прочие изменения коснулись в основном дисплея, увеличившегося в размерах, и формы управляющих клавиш. Цена на 64 МБ версию все же снизилась и составила 230 долларов – все равно довольно много. За пределами Японии эту модель тоже было сложно увидеть – линия VAIO явно перешла в разряд «для внутреннего потребления».

Линия Network Walkman в 2000 году также пополнилась новобранцами.

NW-MS9 разительно отличался по дизайну от своего предшественника: тонкий металлический корпус, однострочный дисплей на ребре в стиле американских пейджеров. Внутри тоже было немало отличий: плеер обзавелся, помимо MS-слота, также и внутренней памятью в количестве 64 МБ (карта памяти на 64 МБ из комплекта, естественно, исчезла), источником питания стал сменный «плоский» металлогидридный аккумулятор, способный поддерживать жизнь в плеере в течение 10 часов. Цена в 330 долларов на фоне 400-долларового предшественника смотрелась выигрышно, но не надо забывать о падении цен на память и о том, что менее именитые конкуренты в это время уже предлагали 128 МБ плееры и за меньшие деньги.

NW-E – новые веянья

Принципиальной новинкой стала серия NW-E2/NW-E3/NW-E5.

Это были первые не-Memory Stick Walkman-ы только со встроенной памятью. Их появление предвосхитило закат обеих изначальных концепций Sony – и VAIO Music clip, и Memory Stick Network Walkman. Почему эти концепции не получили развития?

Смерть VAIO Music clip можно назвать естественной. В 2001-2002 годах MP3-плеер сумел завоевать свое место под солнцем как аппарат, имеющий самостоятельную ценность. Продвигать его как компьютерный аксессуар уже не было никакого смысла – такая политика только размывала маркетинговые усилия компании. Тем не менее, бренду VAIO предстояли еще «камбеки» в истории портативных плееров Sony.

Звезда MS-плееров, и так светившая не очень ярко, окончательно закатилась, когда от поддержки карт памяти отказалось большинство производителей MP3-плееров.

Многочисленные концепты MS-плееров, показанные Sony в 1999 году, свидетельствовали, что компания возлагала на это направление большие надежды

Плееры без кард-слотов были компактнее, проще, дешевле и, что немаловажно, чаще менялись пользователями на новые. Этих причин хватило, чтобы от поддержки карт памяти отказались производители, использующие SD- и MMC-карты. Что уж тут говорить о картах Memory Stick, которые тогда были гораздо дороже и куда менее популярны.

NW-E2/NW-E3/NW-E5 стали первыми плеерами долгоживущей NW-E-серии. Эту серию можно обозначить как простые, обычные плееры, в противовес NW-S, спортивной серии, и NW-A, премиум-серии, появившимся позднее. Сегодня NW-E уже можно охарактеризовать как бюджетную или эконом-серию.

Плееры имели 32, 64 и 96 мегабайт набортной памяти соответственно для NW-E2, NW-E3 и NW-E5 модели. Дизайн их металлических корпусов имел сходные с NW-MS9 мотивы. Аппараты использовали стандартную батарею AAA, от одного заряда которой могли работать 4 часа – немного, но нужно помнить, что всего года назад для примерно той же цифры первому VAIO Music clip была нужна AA-батарея. Первый NW-E обрел оригинальный орган управления – аналоговое колесико, вариации которого впоследствии станут фирменной чертой плееров от Sony.

Все новинки Sony 2000 года поддержали традиции предшественников – высокие оценки экспертов за дизайн и качество исполнения, драконовское DRM по спецификациям SDMI, бешеные цены. В конкурентной борьбе с Rio, Creative, RCA и корейскими компаниями Sony явно буксовала.

«Спячка» 2001-2002 годов

Следующий 2001 год ознаменовался окончанием деятельности группы SDMI и выходом Apple iPod. Оба этих факта имели самые неприятные последствия для Sony.

Рекламировать «защиту авторских прав в соответствии с рекомендациями SDMI» на фоне краха самой SDMI было как-то глупо. Возможно, это послужило одной из причин переименования программного менеджера плееров Sony из «OpenMG Jukebox» в «SonicStage» в конце этого года. Не исключено, что таким жестом Sony также хотела избавиться от накопившегося негатива, связанного с OpenMG Jukebox, и подготовиться к грядущей конкуренции с такими программными продуктами, как Apple iTunes и Windows Media Player.

На выход Apple iPod корпорация не прореагировала никак. Вообще, за два года присутствия на рынке HDD-плееров Sony не сделала ни шага в этом направлении, несмотря на очевидный успех этих устройств. Это было еще одним неправильным решением – HDD-аппараты довольно быстро заняли место High-End среди MP3-плееров. После этого попытки Sony продавать устройства на 64 или 128 МБ флэш-памяти за премиум-цену выглядели неубедительно.

Таким образом, в 2001, а также на протяжении почти всего 2002 года, мы не увидели от Sony ничего нового. Не считать же таковым модели типа NW-MS11, «бюджетный» вариант NW-MS9 без встроенной памяти. И это в то время, когда корейские компании успешно подминали под себя флэш-рынок, и Apple начала восхождение со своим iPod!

NW-MS70 – «наивысшее выражение духа Sony»

На исходе 2002 года Sony наконец разродилась новинкой – NW-MS70/NW-MS90. Этой модели было суждено стать последним Memory Stick Network Walkman (по состоянию на начало 2007 года).

По многим параметрам плеер был просто великолепен. Титановый корпус. Новая фирменная платформа с использованием технологии Virtual Mobile Engine (не над ней ли колдовали инженеры Sony, долгие два года ничего не выпуская?) дарила плееру до 33 часов работы от одного заряда – беспрецедентный результат, в который поначалу просто отказывались верить. Удобное и стильное управление с помощью фирменного джог-дайла – идея из первого NW-E-плеера, доведенная до ума. 256 (позже – 512 для MS90) мегабайт встроенной памяти плюс слот расширения Memory Stick. Размеры меньше спичечного коробка – 5 на 3.5 на 2 см – и сегодня пример для подражания. В то же время осталась преемственность с NW-MS9 в виде однострочного «пейджерного» дисплея.

Казалось бы, что в этот раз может помешать Sony добиться успеха?

Помешать оказалось вполне по силам Apple iPod третьего поколения, который при емкости памяти в 10 ГБ стоил ровно тех же денег – 299 долларов. Помешать также смогли iriver и Mpio, флэш-аппараты которых хоть и не были титановыми и не работали 33 часа, зато стоили куда меньше и не загоняли пользователя за SonicStage перекодировать всю свою музыку в ATRAC. Недорогие флэш-плееры Muvo и емкие Zen-ы от Creative также без проблем мешали продажам NW-MS70.

iPod 3G, Iriverifp-100 – эти плееры, а не NW-MS70 стали героями 2002-2003 гг.

Выход NW-MS90 с 512 мегабайтами памяти ничего, в принципе, не изменил.

Таким образом, выход «в люди» платформы Virtual Mobile Engine, на которую Sony сильно рассчитывала, не помог компании изменить расстановку сил на рынке. Продажи NW-MS70/90 были достаточно скромны.

Впрочем, их хватило, чтобы наполнить Интернет жалобами на работу SonicStage. Программу обвиняли в нестабильности, пожирании ресурсов, медленной работе, необъяснимом нежелании работать с некоторыми файлами, фатальных сбоях с безвозвратной потерей гигабайтов музыки. SonicStage начала становиться «черной легендой» Sony: когда в Интернете кто-то заводил речь о достоинствах плееров японской компании, одного слова «SonicStage» или «ATRAC» часто хватало, чтобы заставить его замолчать.

Появление Virtual Mobile Engine, кроме восхищения ее экономичностью, породило и определенную критику. Многим потребителям она казалась слишком тихой. И вправду, мощности большинства плееров, использующих VME, часто не хватает для высокоомных накладных наушников. Впрочем, основная масса все равно пользуется чувствительными «вкладышами», для которых такой громкости вполне хватает.

По крайней мере, эта модель оказалась первым Network Walkman, который рынок заметил и запомнил, многие сейчас и вовсе считают его первым подобным устройством от Sony.

Запоздалая кампания 2004 года

Неудача NW-MS70/90 заставила инженеров Sony засесть за чертежные доски еще на год. На лето 2004 компания запланировала массированное наступление на направлении портативного аудио с целой линейкой моделей, массированной маркетинговой поддержкой. Но было уже слишком поздно.

Во-первых, к этому времени уже окончательно сформировался «миф iPod». На рынке США Apple уверенно занимала доминирующее положение, но еще важнее было доминирующее положение, которое бренд iPod стал занимать в головах потребителей, причем далеко не только американских.

За пока еще оставшийся флэш-сегмент шла напряженная борьба между множеством компаний – iriver, Mpio, Rio, RCA, Creative, Samsung и др. В этих условиях предложение от Sony должно было быть ударным. А оно таковым не было. Все повторилось снова – красивые анонсы, благосклонные пресс-релизы (правда, теперь, наученные горьким опытом, эксперты и журналисты стали осторожнее в оценках).

Летом 2004 года компания объявила о выпуске двух новинок – одного плеера на флэш-памяти и одного HDD-плеера.

Итак, Sony понадобилось пять лет с момента появления первого HDD-плеера на рынке, чтобы выпустить аналогичное устройство. Не самый впечатляющий результат для компании, которой когда-то те же пять лет понадобились, чтобы после первого в мире кассетного плеера выпустить первый в мире плеер на CD. От Apple, которая до 2001 года на рынке портативного аудио была вообще никем, Sony отстала на три года. Если бы Sony решила вообще не выпускать никаких HDD-плееров, это можно было как-то понять – ну, у великих свой путь. Но выпуск продукта-аналога спустя три года после конкурента – это был приговор. Теперь про ее новинки будут говорить: «компания Sony анонсировала нового конкурента Apple iPod», а то и еще хуже – «iPod-киллера». Сначала с надеждой, потом с сарказмом. Можно ли представить себе большее унижение?

NW-HD1

Безусловно, NW-HD1 было чем гордиться. По сей день вместе с Archos XS-серией он делит трон самого миниатюрного jukebox-а. Алюминиевый корпус создавал ощущение чего-то монолитного, дорогого и качественного, даже в большей степени, чем iPod. Virtual Mobile Engine обеспечивала 30 часов непрерывной работы – и сегодня iPod 5-ого поколения показывает на треть меньший результат. 7-строчный 1.5-дюймовый ЖК-дисплей имел ландшафтное исполнение, что, в сочетании с джойстиком, создавало ощущение свежести дизайна (хотя, по сути, было возвращением к истокам жанра). В комплекте плеера была такая полезная для jukebox-а вещь, как пульт ДУ с дисплеем. Но Sony снова повторяет ошибку с ценообразованием. Казалось бы, выпускаешь продукт через три года после конкурента. Товар этого самого конкурента очень популярен, доминирует на рынке. Вроде бы ясно, что цену надо ставить такую же, а то и пониже, даже Microsoft, выпуская Zune, понимала это. Но нет, 20 ГБ NW-HD1 стоит $399 – ровно на $100 дороже 20 ГБ iPod-а. Столько Apple просила за 40 ГБ аппарат. Что же такого принципиального мог NW-HD1, чего не мог iPod? Наверно, в 100 долларов Sony оценивала честь перекодировать все свои MP3-файлы в формат ATRAC.

Можете ли вы представить, чтобы Стив Джобс, представляя публике очередной iPod, держал его вверх ногами?

NW-E55 / NW-E75 / NW-E90 / NW-E99

Наконец, новый флэш-плеер был продолжением NW-E-серии. В каком-то смысле это была бюджетная версия NW-MS70/90: металлический корпус, фирменный джог-дайл, но память только встроенная, от 128 МБ до 1 ГБ. Цепляла цифра 70 часов работы от одного заряда AAA-батарейки. В остальном плеер не отличался от предшественников. Цена в 200 долларов за 256 МБ (в США) была более вменяемой, чем обычно, но все же несколько выше, чем у более функциональных аналогов.

Чуть позже, осенью 2004, на рынке появилась спортивная версия NW-E55 в пластике, NW-S23. Несмотря на более низкую цену, в районе $160, рынок ее практически не заметил.

В общем и целом июльское наступление Sony провалилось. Ее «бронетанковые силы» в лице NW-HD1 оказались наголову разгромлены подешевевшим iPod и добиты «тяжелой артиллерией» iPod Photo. Атака «пехотинцев» NW-E захлебнулась, наткнувшись на мощную и глубоко эшелонированную оборону iriver, Mpio, Rio, RCA, Creative, Samsung и других.

Такие модели, как Iriverifp-700, SamsungYP-T6, Mpiofl300, RioForge во второй половине 2004 года оказались серьезными конкурентами для нового WalkmanNW-E

2005 год. Все поставлено на карту

Вряд ли в Sony не понимали, что следующий, 2005 год, может стать для них последним шансом вскочить на уходящий поезд. Наступающий год обещал стать годом рекордного роста рынка, упусти его Sony – направление портативного аудио можно просто сворачивать.

Чтобы не допустить этого, Sony, наконец, подняла руку на «священную корову» – ценник. Новая флэш-линейка – модели NW-E100, NW-E400, NW-E500 – пошла в продажу по вполне вменяемым ценам, местами ниже, чем у корейских аналогов.

Тут Sony наконец-то улыбнулась удача. Совпало сразу несколько факторов. Помимо скорректированной ценовой политики, в 2005 году в число покупателей MP3-плееров влилась большая масса обычных людей, для которых бренд Sony сохранил определенную ценность и которые были способны пережить необходимость использования SonicStage. Вдобавок ведущие корейские производители начали испытывать кризис, в результате чего в среднем флэш-сегменте стало попросторнее. Помогли и другие шаги Sony, в частности, под нож пошла вторая «священная корова» – плееры Sony начали проигрывать MP3-файлы без перекодирования в ATRAC. Правда, необходимость в SonicStage сохранилась, но стала менее тяжкой. Наконец, новое наступление прикрывала достаточно активная рекламная кампания, в том числе в регионах, где позиции iPod были слабы.

Новые флэш-плееры от Sony были очень просты, но имели приятный дизайн. Титановым сплавам пришла на смену дешевая пластмасса, зато аппараты стали легкими и доступными – именно такие и были нужны аудитории в 2005 году.

NW-E100 был исполнен в форме шайбы, имел оригинальное управление нажатиями на лицевую панель (что-то в этом роде iriver чуть позже назовет «фирменным управлением D-click» на своей модели u10). От одной AAA-батарейки он работал те же 70 часов, правда, на ATRAC, в MP3 результаты были скромнее, но не намного.

NW-E400 и NW-E500 (последняя – с FM-тюнером) были более изысканными, с OLED-дисплеями, в форме своеобразных «флаконов» с фирменным джог-дайлом вместо колпачка. Позже вышла премиум-версия, NW-A600, предлагающая модификацию с 2 ГБ памяти, небольшие изменения в управлении, поддержку WMA при сохранении того же дизайна.

Правда, на HDD-фронте Sony так и не дождалась успеха, несмотря на прикладываемые усилия.

Первой новинкой стала NW-HD3, она повторяла NW-HD1 во всем, но также наконец-то проигрывала MP3 без перекодирования в ATRAC и к тому же стоила на 100 долларов дешевле.

Чуть позже компания выпускает новую модель – NW-HD5. Очевидно, она решила, что покупателей отпугивает «ландшафтный» дизайн ее jukebox-ов и сделала новинке дизайн в стиле iPod. Чтобы не обидеть малочисленных приверженцев старого стиля, новинка имела возможность автоматического переворота в ландшафтное положение – такую возможность у iPhone сегодня называют «гениальным изобретением Apple». Не успели покупатели присмотреться к новинке, как дизайнерам Sony на ум пришла новая идея: «Смотрите, как хорошо народ покупает наши NW-E400 и NW-E500 плееры!» – сказали они. – «Надо сделать jukebox именно в этом стиле!»

Сказано – сделано, да не один, а целых два плеера – NW-A1000 и NW-A3000, на 1- и 1.8-дюймовых жестких дисках. Оба имели идентичный дизайн, большие монохромные OLED-дисплеи. Масштабирование, столь модное в то время, опять не прошло. Дизайн подобного рода неплохо работал для дешевых плееров, а дорогие jukebox-ы, пухлые, громоздкие и моментально покрывающиеся отпечатками пальцев, нравились далеко не всем.

У провала jukebox-ов от Sony в 2005 году были следующие основные причины. Во-первых, iPod еще в конце 2004 года обзавелся цветным дисплеем, после чего монохромные Jukebox-ы стали однозначно «некрутыми». Во-вторых, Sony не смогла здесь скорректировать свою ценовую политику в достаточной степени, и ее jukebox-ы продолжали стоить дороже продуктов от Apple. В-третьих, описанные выше разброд и шатание в модельном ряду не могли вызвать доверия у потребителей.

И все же на фоне провалов прошлых лет 2005 год прошел для компании удачно. Она продала 4.5 миллиона плееров и получила долю рынка в районе 5%!

5% рынка портативного аудио. Кто бы мог подумать в 1979-1999 годы, что для Sony это может быть большим достижением. С другой стороны, кто из гигантов тех лет может похвастаться сегодня хотя бы таким результатом? Philips? Toshiba? JVC? Panasonic, Sharp или Sanyo?

2006 год. От простого к сложному?

В 2006 году компания разумно отказалась от развития HDD-плееров, сосредоточившись на недорогих флэш-плеерах.

Новая спортивная модель NW-S200 с дизайном в стиле VAIO Music clip, но в гораздо лучшем исполнении, со спортивными функциями наподобие шагомера имела неплохой успех.

Эконом-модель NW-E000 – плейдрайв от Sony – донес, наконец, до масс идею, что плеерами Sony тоже можно пользоваться как флэшкой. За это и за низкую цену он стал весьма популярен.

Впрочем, и на флэш-рынке у Sony бывают провалы. В частности, модель Sony Bean (NW-E300) просуществовала лишь несколько месяцев.

Полноразмерный USB-разъем и компактные размеры не смогли перевесить нелепый дизайн и слабую эргономику – во время управления рука пользователя заслоняла дисплей.

Конечно, амбиции Sony не могут ограничиваться простенькими дешевыми плеерами. Те помогли ей перевести дыхание, окопаться на рынке, но теперь компания снова готова перейти в наступление.

Первой ласточкой стали модели NW-S600 и NW-S700. Во многом они сочетали в себе достоинства успешных NW-E400/500 и NW-S200 – «флаконообразный» дизайн первых и спортивность второй с цветным OLED-дисплеем в качестве довеска. Но в NW-S600 и NW-S700 Sony запихала целую кучу своих фирменных технологий. Все пошло в ход: и Virtual Phone Technology Acoustic Engine с Mini-disc-плееров, и Jacket Search с VAIO Pocket, и новые аудиотехнологии Clear Stereo, Clear Bass, и интерфейсный разъем WM-PORT, который предполагается использовать для подключения плееров ко множеству аксессуаров и прочих устройств. NW-S700, ко всему прочему, в паре с комплектными наушниками реализует функцию шумоподавления.

Продолжает тенденцию NW-A800. Его, естественно, называют конкурентом nano из-за аналогичного форм-фактора, хотя на этот раз продукт Sony выглядит интереснее уже полтора года не обновлявшегося iPod-а. Большую часть черт дизайна он заимствует у NW-A1000 и NW-A3000, отсюда, очевидно, и название. В целом его можно назвать помесью NW-A1000 и nano. Обращает на себя внимание цветной QVGA TFT-дисплей диагональю 2 дюйма (в два раза больше, чем у nano), как обычно, экстраординарное время работы: 30 часов аудио, 8 часов видео; последнее – результат, которым может похвастаться мало какой PMP. Кроме того, Sony обещает Drag&Drop копирование видео (формат MPEG4) и изображений (JPG), что непривычно и радует. Хотя для музыки остается все тот же SonicStage.

Бюджетный сегмент, однако, не забыт – модель NW-E010 должна продолжить дело NW-E000 с более новым дизайном в стиле PS3 и цветным OLED-дисплеем, как у NW-S600 и NW-S700 моделей.

Размышления

Доля Sony на рынке остается сегодня стабильной – порядка 5%. В 2006 году компания продала 5-6 миллионов плееров, что растворяет ее в «группе преследователей» Apple, среди Creative, Samsung, Sandisk. Преследователей безнадежных, т.к. их совокупные годовые продажи едва дотягивают до половины продаж iPod-ов.

Могла ли компания добиться большего и как? Сегодня к продукции Sony имеется ряд претензий.

Это SonicStage, за шесть лет жизни превратившаяся в настоящую страшилку. Она успела переименоваться в Sony Connect и обратно в SonicStage и все равно остается объектом критики. Впрочем, сегодня Sony может переписать ее заново, создав просто идеальную программу, но ее все равно будут критиковать – по инерции. Отказаться от нее в пользу Drag&Drop или хотя бы MTP Sony пока не решается и не факт, что решиться когда-нибудь. Впрочем, нам кажется, что роль SonicStage и ATRAC явно преувеличена, она, скорее, играет роль простого ответа на сложный вопрос: «Почему у Sony доля всего 5%? Да это все SonicStage и ATRAC!».

От поклонников корейских аппаратов типа iriver или Cowon в адрес Sony раздаются упреки в слабой функциональности. И правда, пока ни один плеер от Sony не оснащался диктофоном, радио имеется лишь на некоторых, более дорогих модификациях, причем без записи. Правда, те же недостатки почему-то никак не мешают тому же iPod-у.

Претензии предъявляются и к рекламной политике Sony. И вправду, маркетинговая активность вокруг бренда Walkman не идет ни в какое сравнение к таковой вокруг, той же Play Station или PSP, ни по количеству, ни, особенно, по качеству.

И все же складывается впечатление, что главной ошибкой Sony была ее ценовая политика. Перенеся в новую реальность, сложившуюся на рынке портативного аудио свою старую привычку к премиальному ценообразованию, японцы серьезно просчитались. Потребители не нашли ни в бренде Sony, ни в ее продукции достаточно дополнительной ценности, чтобы платить за них втридорога. Характерно, что с мертвой точки продажи Sony сдвинулись лишь когда компания, наконец, скорректировала свое ценообразование.

Волшебная сила дешевизны – до 2004 года плееров от Sony продавалось так мало, что они даже не учитывались. Зато в 2005 году – более чем пятикратный рост!

В этой связи возврат Sony к премиум-ценам на новые модели, NW-S600, NW-S700, NW-A800, внушает беспокойство. Резкие движения кого-то из конкурентов могут привести к очередным трудностям японской компании.

Прочие минусы, будь то SonicStage или что-то еще, только послужили дополнительными стимулами покупателям, чтобы отказаться покупать продукты Sony по премиум-цене. Они помогли им объяснить самим себе, привыкшим к японской марке, почему надо брать не Sony, а другую, даже ранее неизвестную марку. Отсюда легкость, с которой к продуктам Sony липнут негативные мифы, будь то «страшная SonicStage» или «тихий звук».

С другой стороны, ранее мы уже призывали посмотреть на ситуацию в ином свете и поискать на современном аудиорынке компании, которые в до-интернетовском прошлом конкурировали на нем с Sony, и часто успешно. Поискать – и не найти либо найти с десятыми долями процента. На этом фоне 5% Sony Walkman из провальных показателей превращаются в свидетельство колоссального запаса прочности, заложенного в эту торговую марку.

Сегодня Network Walkman продолжает жить и чувствует себя, пожалуй, увереннее, чем за все последние восемь лет. Очень кстати тут пришлось почти полное вымирание корейских производителей, освободивших нишу для продуктов Sony.

Между тем компании уже пора готовиться к новым сражениям на полях рынка портативного аудио – между ее дочкой SonyEricsson и Apple iPhone.

Дополнение. 9 лет «эры цифровых сетей» - основные ошибки Sony

Черным отмечены годы, когда Sony совершала названные ошибки, белым – когда этих ошибок не наблюдалось. Года, когда компания не могла совершить ошибку по объективным причинам (например, не могла назначать завышенные цены, так как не производила продукцию), заштрихованы.

Дополнение. Другие портативные плееры от Sony

VAIO Giga Pocket PCVA-HVP20

Заявленный во второй половине 2003 года и так и не покинувший пределов Японии VAIO PCVA-HVP20 был первым и пока последним HDD-PMP от Sony. Называть аппарат Walkman не было смысла, в эту концепцию он не вписывался никак, а вот в концепцию VAIO, высокотехнологичных мультимедиа-устройств, вполне.

Аппарат был оснащен 3.5-дюймовым цветным ЖК-дисплеем и имел 20 ГБ памяти в форме жесткого диска. Плеер был способен воспроизводить видеофайлы форматов MPEG-1 и MPEG-2, MPEG4 и WMV могли конвертироваться в формат MPEG-2 с помощью ПО. Устройство имело видеовход для оцифровки и записи аналогового видеосигнала и видеовыход для подключения к телевизору. Оно было громоздким и тяжелым 84х28х120 мм, 300 г.

PCVA-HVP20, один из первых PMP на платформе от Texas Instruments, был аналогом многочисленных корейских аппаратов, которым предстояло выйти в 2004-2005 году. Сама компания Sony, очевидно, не верила в это направление, и развития оно не получило. В Японии аппарат продавался за сумму, эквивалентную 460 долларам США.

VAIO Pocket VGF-AP1L

Этот плеер появился примерно одновременно с jukebox-ом NW-HD1, летом 2004 года. Он также не был массовым продуктом, скорее, демонстрацией возможностей. Использование бренда VAIO было логичным – очевидно, новинка не должна была отвлекать массового потребителя от покупки NW-HD1.

VAIO Pocket был первым плеером от Sony с цветным дисплеем, да еще и сразу QVGA, и возможностью просмотра фото. Кроме того, он был оснащен новой фишкой под названием Jacket Search – поиск альбома по Album art. Не так зрелищно, как у появившегося позже Cover Flow от Apple, но тоже неплохо. По дизайну он напоминал младшего брата, NW-HD1. Аппарат имел оригинальное, хотя и спорное по удобству сенсорное «матричное» управление, док-станцию с USB-хост.

С другой стороны, VAIO Pocket был громоздким и тяжелым.

VAIOPocket рядом с iPod третьего поколения

Короче, своеобразное «а мы вот как можем!» от Sony, которое на фоне неудач компании на портативном фронте звучало несколько фальшиво.

Sony Mylo

Это устройство, появившееся на рынке в сентябре 2006 года, сложно назвать просто «плеером». Сама Sony называет его «персональным коммуникатором», отсюда и название, расшифровывавшееся как «My Life On-line» – «Моя жизнь он-лайн».

Коммуникаторские корни выдает QWERTY-клавиатура, выдвигающаяся по принципу слайдера, WiFi, поддержка Skype, Google Talk, Yahoo! Messenger. Аппарат оснащен 2.4-дюймовым QVGA TFT-дисплеем, несет на борту 1 ГБ памяти (эх, маловато сильно по нынешним временам!), расширяющиеся с помощью карт памяти Memory Stick (сразу вспоминаются Memory Stick Network Walkman). Как плеер устройство способно проигрывать MP3, WMA (характерно, что также и WMA-DRM, впервые среди устройств Sony) и ATRAC по музыкальной части, MPEG4 – по части видео. Поддерживаются и изображения – JPG, PNG, BMP, а также текст.

Нежелание предлагать этот мультимедиа-аппарат под брендом VAIO объясняется спецификой целевой аудитории, на которую нацелилась Sony – это молодежь 18-14 лет. VAIO считается брендом для более зрелых покупателей. Для этой же цели – окраска в стиле SonyEricsson Walkman.

Пока перспективы этого «молодежного коммуникатора» неясны, но это явно нишевый аппарат, свидетельствующий о желании Sony присутствовать во всех возможных портативных сегментах – на всякий случай. Чтобы не вышло так, как на рубеже XX и XXI веков.

Алексей Дорожин ([email protected])
Опубликовано - 16 марта 2007 г.

Есть, что добавить?! Пишите... [email protected]

 
Новости:

13.05.2021 MediaTek представила предфлагманский чипсет Dimensity 900 5G

13.05.2021 Cайты, имеющие 500 тысяч пользователей из России, должны будут открыть местные филиалы

13.05.2021 Amazon представила обновления своих умных дисплеев Echo Show 8 и Echo Show 5

13.05.2021 МТС ввел удобный тариф без абонентской платы - «МТС Нон-стоп»

13.05.2021 Zenfone 8 Flip – вариант Galaxy A80 от ASUS

13.05.2021 Поставки мониторов в этом году достигнут 150 млн

13.05.2021 Состоялся анонс модной версии «умных» часов Samsung Galaxy Watch3 TOUS

13.05.2021 Tele2 выходит на Яндекс.Маркет

13.05.2021 OPPO представила чехол для смартфона, позволяющий управлять устройствами умного дома

13.05.2021 TWS-наушники с активным шумоподавлением Xiaomi FlipBuds Pro

13.05.2021 В России до конца следующего года появится госстандарт для искусственного интеллекта

13.05.2021 ASUS Zenfone 8 – компактный флагман на Snapdragon 888

12.05.2021 Компания Genesis представила внешность своего первого универсала G70 Shooting Brake

12.05.2021 В России разработан высокоточный гироскоп для беспилотников

12.05.2021 В Россию привезли новую версию смарт-часов HUAWEI WATCH FIT, Elegant Edition

12.05.2021 Раскрыты ключевые особенности смартфона POCO M3 Pro 5G

12.05.2021 Honor 50: стали известны дизайн и другие подробности о смартфоне

12.05.2021 Чипсет Exynos 2200 от Samsung будет устанавливаться и в смартфоны, и в ноутбуки

12.05.2021 МТС начала подключать многоквартирные дома к интернету вещей

12.05.2021 iPhone 13 будет толще и получит более крупные камеры по сравнению с iPhone 12

12.05.2021 Xiaomi договорилась с властями США об исключении из чёрного списка

12.05.2021 Xiaomi выпустила обновлённую версию умного пульта Agara Cube T1 Pro

Hit

12.05.2021 Игровые ноутбуки с NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti уже в России!

12.05.2021 Индийский завод Foxconn сократил производство в два раза

12.05.2021 Lenovo отказалась от очного участия в предстоящем в июне Mobile World Congress

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2021. All rights reserved.