podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2
[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

Nokia приходит в музыку

4 декабря 2007 года на ежегодной Nokia World Conference компания, как можно догадаться, Nokia анонсировала программу «Comes With Music», что можно вольно перевести на русский язык как «музыка входит в комплект».

(фото с сайта allaboutsymbian.com)

В этих словах, собственно, и заключается ее суть – в комплект устройства Nokia включается право неограниченного скачивания музыки из он-лайн каталога в течение года. В настоящий момент существует договоренность только с одним лейблом из «большой четверки», зато крупнейшим – Universal Music – переговоры с остальными мейджорами также ведутся. И, наконец, главное УТП (уникальное торговое предложение) Comes With Music – в отличие ото всех прочих музыкальных сервисов, основанных на подписке, скачанные композиции не «сгорают» даже если пользователь решит прекратить пользоваться услугами службы, музыка скачивается бесплатно и навечно.

Пресс-релиз, посвященный этому, не слишком информативен: всего несколько абзацев общего текста, включенных в состав дайджеста всей конференции. На новостных и аналитических сайтах чуть позже начала всплывать более подробная информация.

Скачанная музыка может воспроизводиться на устройстве, с которого она была приобретена, а также с ПК. Скачивание также может производиться как с терминала, так и ПК, при этом будет необходимо ввести специальный PIN-код, скорее всего, он будет идти в комплекте с телефоном. Скачивание или воспроизведение через ПК возможно после создания аккаунта Come with Music.

Треки сжаты в формат WMA и защищены Windows Media DRM. Это отличная новость для Microsoft, которая на радостях даже переименовала свою программу PlaysForSure в «Certified for Vista». Возможно, это расчет на дополнительную рекламу новой ОС на каждой коробке с музыкальным телефоном Nokia?

Большая часть музыки будет сжата с битрейтом 192 кб/с, отдельные композиции пойдут в 128 кб/с качестве.

В период пользования сервисом имеется возможность переоформить подписку на новое устройство Nokia три раза – иными словами, можно сменить три телефона на одном аккаунте.

Сервис бесплатен в течение первого года – после этого есть выбор: продолжить его использование на платной основе или приобрести новый аппарат с еще двенадцатью бесплатными месяцами.

Сервис реализован в виде интенет-каталога, доступ к нему возможен как через мобильную связь, так и через WiFi.

Точной информации, какие модели будут поддерживать программу пока нет, но очевидно, что в их числе будут аппараты, имеющие возможность прямой покупки музыки из Nokia Music Store: N95, N81 в обычных и 8-ГБ версиях.

Первое время сервис будет доступен только в Европе.

Анонс вызвал немало шума, слишком уж заманчивым выглядит предложение: бесплатное скачивание неограниченного количества музыки в течение года с правом сохранить ее навсегда. Старт программы планируется в середине 2008 года, и пока остается довольно много неясностей относительно многих ее деталей, в том числе и достаточно важных.

Из того что ясно, Comes With Music является органической частью новой стратегии Nokia, согласно которой компания должна перестать быть просто производителем устройств, а превратиться в поставщика законченных вертикальных решений, включающих в себя, в первую очередь, интернет-сервисы. Последние объединены компанией под зонтичным брендом Ovi, запущенным в августе этого года.

Nokia Comes With Music – не первая музыкальная инициатива финской компании в этом году. Всего три месяца назад, в конце августа, было анонсировано открытие первого музыкального сервиса Nokia, Nokia Music Store.

В конце октября был открыт первый Music Store для жителей Великобритании, выбор страны не случаен, это самый крупный рынок музыки в Европе и третий в мире после США и Японии.

Представляется любопытным сравнить два музыкальных предложения финнов, разделенные столь небольшим промежутком времени.

  Nokia Music Store Nokia Comes With Music
Скачивание «A la carte» Есть, 1 Евро за трек, 10 Евро за альбом Нет
Подписка (Subscription) Есть, 10 Евро в месяц, только потоковое прослушивание через ПК без возможности скачивания Есть, первый год – бесплатно, неограниченное прямое скачивание через аппарат Nokia,

Для информации
A la carte – от французского «из меню» – для музыкальных сервисов обозначает организацию, когда пользователь может выбрать и приобрести любой трек из каталога. Подписка или Subscription, в английском языке также обозначается как «All you can eat», т.е. шведский стол – вносится платеж, как правило ежемесячный и пользователь может скачивать любые треки. До Comes with Music сервисы основанные на подписке стардали от разного рода ограничений - они либо не позволяли закачивать файл на ПК, ограничиваясь проигрыванием по потоковому принципу, либо при помощи DRM на музыку срок годности, таким образом, без продления подписки все скачанное самоудалялось.

Разница разительная, очевидно, что с появлением Comes With Music, Music Store теряет какой бы то ни было смысл. Что заставляет Nokia, фактически, убивать свой новенький магазин, в открытие и раскрутку было вложено уже немало средств?

Возможно причины этого в прохладном приеме Music Store рынком и аналитиками. Предложение Nokia справедливо называлось копией уже существующих, в том числе того же iTunes Store, не считая сотен других.

Первый анонс музыкальных сервисов Nokia оказался фальстартом: компания не предложила ничего такого, что до нее не предлагалось бы сотни раз. Рынок не скрывал разочарования

Копированием сервисов, уже имеющихся на рынке в изрядном количестве, сложно добиться серьезного прорыва, Nokia также должна была прийти к подобному выводу. Таким образом, Comes With Music вероятно является результатом работы над ошибками, «мозгового штурма» по созданию предложения-убийцы для музыкального рынка. Убийцы, в том числе, и Music Store, но такие жертвы оправданы, когда на карту поставлено так много.

Пожалуй, Nokia Comes With Music, предпосылки появления этого предложения, его возможные последствия для рынка оценивать лучше, если рассматривать их не только как часть стратегии Nokia, но и как часть большой войны за музыкальный рынок, которая идет не прекращаясь уже около десяти лет. И здесь имеет смысл внимательно посмотреть и на второго фигуранта нашей истории – компанию Universal Music.

Мелодичный голос американской певицы Сьюзен Вега, зазвучавший где-то в 1994-1995 году, сжатый алгоритмом MPEG2 Layer3 стал для музыкальной отрасли выстрелами в Сараево – выстрелами, которые, правда, тогда не услышал никто. Начиная с 92-ого года продажи аудио-CD показывали сумасшедший, беспрецедентный рост, обеспечивая рекорд-лейблам просто безумные прибыли – и мог ли кто-то тогда поверить, что где-то в европейских лабораториях зреет технология, которая положит всему этому конец? Если и мог, то это точно были не главы звукозаписывающих компаний, фамильной чертой которых всегда была крайняя близорукость.

Вспоминая молниеносное наступление MP3, немного жалеешь этих динозавров, столкнувшихся с тем, к чему они абсолютно не были готовы. Первые бесплатные программы для кодирования в MP3 и прослушивания его на ПК, приход MP3 в интернет, Winamp, первые MP3-плееры, поражение в деле RIAA против Diamond MM, Napster, iPod – и все это в течение каких-то пяти лет.

До этого на протяжении десятилетий новые технологии вежливо стучались в музыкальный мир, спрашивая позволения войти у сильных мира сего, а получив такое благословление, шли на коротком поводке у индустрии. Так появлялись виниловые пластинки, компакт-кассеты, CD. MP3 же буквально выбил дверь на музыкальный рынок ногой.

Первой реакцией лейблов было оцепенение, второй – «запретить!», и лишь когда стало понятно, что джина обратно в бутылку никак не загнать, они стали лихорадочно соображать что же делать.

К такой индустрии, растерянной и испуганной, и пришел в 2003 году Стивен Джобс. Пришел в роли спасителя на белом коне – «Вы не знаете, как жить и работать в новой реальности? Вам и не надо этого знать – я буду думать за вас! Все что вам нужно сделать – это открыть мне доступ к вашим каталогам, а остальное я сделаю сам». Нельзя сказать, чтобы индустрия звукозаписи согласилась на это без колебаний – в технологии люди, работающие там, может ничего и не понимают, но по части бизнеса это тертые калачи.

Именно компания Universal Music тогда первой поддалась очарованию CEO Apple и дала зеленый свет будущему доминированию яблочной компании на легальном рынке цифровых продаж.

Для информации
«Цифровыми продажами» называют продажи без носителя, т.е. через интернет и мобильные сервисы. Да, это не слишком грамотно, т.к. CD также является цифровым форматом, но так сложилось. В оправдании этой практики можно сказать, что при «цифровой» продаже продаются «цифры» в чистом виде.

К 2007 году Apple занимала 22 % рынка музыки США – ВСЕЙ музыки, включая CD, мастер-рингтоны и все остальное.

И было только вопросом времени, когда она станет слишком сильна, чтобы кто-то мог бросить ей вызов, когда iTunes Store превратиться в iPod музыкального рынка.

Теперь музыкальные шишки поняли, как обычно, с огромным опозданием, что за чудовище они помогли создать. Если Джобс полагал, что лейблы добровольно отдадут ему полный контроль над своей музыкой, то он сильно ошибался – при всей их близорукости, воротилы музыкального мира прекрасно понимают, что, теряя контроль, теряешь и деньги. Начиная с 2007 года, звукозаписывающие компании начали мягкие, но настойчивые движения по выпутыванию из яблочной паутины. Во главе стали те, кто заварил все кашу – Universal Music.

Остановить iTunes – задача нетривиальная, не в последнюю очередь из-за того, что лейблы сами в свое время сделали все, чтобы затянуть петлю на своей шее потуже. «Нам необходимо пуленепробиваемое DRM!» - говорили они Джобсу в 2003 году. «Конечно, как же иначе» – ответил Джобс и… намертво прикрепил продажи iTunes Store к iPod-ам. «DRM должен быть ПУЛЕНЕПРОБИВАЕМЫМ» - продолжали настаивать рекорд-лейблы. «Без проблем» – соглашался глава Apple и сделал свою DRM-технологию закрытой. На выходе получаем замечательную картину – 22% музыкального рынка США и не менее 7% всего мира намертво залочено под компанию Apple – куда там лейблам с их беззащитными CD.

В такую позу были поставлены клиенты iTunes Store. Больше всего от этого выиграла Apple а виноватыми оказались, как обычно, жадные звукозаписывающие компании

Теперь у музыкальной индустрии осталось только два пути для борьбы.

Первый – «ударить по рабству свободой». У лейблов хватает отчаяния пробовать этот, казалось немыслимый для них путь – сначала EMI, а потом и Universal экспериментируют с продажами музыки без DRM.

Интернет встретил эксперименты Universal дружелюбным юмором и призывом не останавливаться на достигнутом

В перспективе это дает шанс победить iTunes всем миром – как навалятся все интернет игроки, включая Google, Amazon и прочих, так и дрогнет и империя Apple. Что еще важнее, это позволяет не бороться с «первой ногой» Apple, iPod-ами, т.к. они без проблем смогут проигрывать свободную от DRM музыку. Повернуть сильнейшее орудие Apple против нее! Соблазнительно. Но представьте себе, какой зубовый скрежет стоит в высоких кабинетах звукозаписывающих компаний, когда они отдают свою драгоценную музыку на поругание грязным интернетчикам абсолютно без защиты!

Есть и другой способ. Апеллировать не к идеалам свободы, а к потребительской жадности.

«Free» как «Free Speech» или как «Free Beer»? Вот в чем вопрос (картинка с сайта legendsofamerica.com)

Перебить предложение Apple более выгодным и перебить решительно. В конце концов, пока у лейблов есть власть продавать музыку тем, кому хочет и на тех условиях, на которых хочет, этим надо пользоваться.

Детище этого второго подхода – программа Universal «Total Music», готовящаяся в соавторстве с Warner и Sony. «Тотальная музыка» - это как тотальная война или тотальный футбол, это тактика выжженной земли, чтобы не оставить Apple ничего.

Ее основа – сервис по подписке. Казалось бы, кого удивишь сейчас подпиской? Он-лайн сервисы предлагают ее уже годы, никому она особо не нужна, Apple ей вообще брезгует.

В чем же зарыта собака? Идея Universal состоит в сокрытии цены подписки в прочих платежах. Интернет-провайдеры растворяют стоимость подписки в суммах оплаты широкополосных подключений. Сотовые операторы – в счетах за сотовую связь. Производители воспроизводящих устройств – в цене этих самых устройств.

В итоге получаем иллюзию бесплатности – скачивание музыки ничего не стоит. Подписка тоже ничего не стоит. Халява!

Вдумайтесь – вы покупаете Apple iPod nano о 8 ГБ памяти и заполняете его музыкой из iTunes по 99 центов за трек. Или вы покупаете CD где трек стоит в среднем примерно столько же и переписывайте его на плеер. В итоге 8 гигов музыки обойдется вам в тысячи полторы долларов как минимум.

С Total Music же вы не платите НИЧЕГО. То есть, платите, конечно, в форме скрытых платежей, но ведь вы этого не видите, значит, иллюзия халявы сохраняется.

Zune взята для примера, хотя ходили слухи о возможном партнерстве Universal и Microsoft

Теперь скажите, многие ли откажутся от полутора тысяч долларов и более музыки бесплатно, мотивируя это неприятием DRM, «информация должна быть свободна» и прочими либеральными глупостями?

Вы, наверное, уже заметили разительное сходство Total Music и Nokia Comes with Music. Сама Nokia резко отрицает, что ее программа является частью инициативы Universal, несмотря на то, что именно этот американский звукозаписывающий гигант является пока единственным ее партнером.

Nokia, конечно, права, Comes with Music это не Total Music. Это ее дальнейшее развитие.

Программа Universal была отрихтована в двух принципиальных моментах. Один – это большой шаг навстречу пользователю, отмена самоуничтожения музыки после окончания подписки. Все прошедшие годы наличие срока годности было отличительно чертой сервисов, основанных на подписке, теперь этого нет. Второй момент призван компенсировать эту неслыханную щедрость – это привязка всей музыки намертво к терминалам Nokia.

Теперь мы можем лучше понять, с чем связан столь резкий рестайлинг музыкальной политики Nokia в начале декабря. Программа Universal Total Music была анонсирована в ноябре. Этот анонс можно читать так: прекрасная принцесса Universal снова ждет рыцаря на белом коне – на этот раз для убийства дракона по имени Apple. Для такового у нее есть волшебный меч - Total Music, дающий возможность не просто перебить предложение Apple по цене, но убить любые продажи A la carte, фундамент iTunes Store, как класс.

Nokia стала первой, откликнувшейся на этот призыв, но таскать каштаны из огня для других она не собирается. Разработаны ли поправки, превращающие Total Music в Comes with Music Nokia самостоятельно или в соавторстве с Universal неважно, в любом случае инициатива Universal превратилась в орудие Nokia за вожделенный рынок web-сервисов.

Что заставило американский лейбл так сильно пойти на встречу финскому гиганту? Ведь они, фактически, меняют одни «золотые наручники» (как метко окрестили iTunes Store американские аналитики) на другие. А то же, что в 2003 году заставило их прислушаться к сладким речам Джобса. Близорукость, отсутствие стратегического мышления, зацикленность на сиюминутных результатах.

Сегодня Nokia – 40 % мирового рынка мобильных терминалов, это больше, чем Apple на рынке MP3-плееров.

Более того, Nokia – технологический лидер в том, что связано с мультимедиа. Будущее массового рынка портативного аудио – в мультимедиа терминалах, с этим согласны все. Так кто же, как не Nokia способна эффективно противостоять Apple?

Соблазн дать здоровому бугаю здоровую дубину, чтобы он хорошенько отдубасил ненавистного Джобса, смеющего оставлять себе по 29 центов с каждого проданного трека был слишком велик. О том, что оно будет делать, если Nokia превратиться в новую Apple руководство Universal предпочитает подумать когда-нибудь потом.

Итак, к Nokia Comes with Music привели две дороги. По одной из них шли Universal сотоварищи, это была дорога проигрываемой войны за музыкальный рынок – проигрываемой пиратству, Apple, но прежде всего – самим себе. По другой шла Nokia, это была дорога превращения ее из производителя телефонов в производителя «портативных мултимедийных компьютеров», а затем в «интернет-компанию», и была это дорога побед: над прямыми конкурентами, над смежными рынками, а также и над собой, над своей консервативностью, косностью, устаревшим мышлением. Теперь эти дороги встретились. Что ждет дальше идущих по ней теперь, когда они идут вместе? Чья воля, чья карма пересилит – победителя или неудачников?

Nokia стартует с удобного для нее рынка, с Западной Европы. В сумме продажи музыки здесь примерно равны североамериканским, но сложная структура, территориальные различия неизбежно влекут большие операционные расходы. Зато здесь не так сильны iTunes и iPod и доля мобильных музыкальных сервисов в продажах выше, чем в США. Если Nokia не допустит каких-то совсем уж невероятных косяков, то Comes with Music в Европе должен стать популярным довольно быстро.

Главной интригой является, сможет ли финский производитель на равных бороться с Apple в США. Бренд Nokia здесь относительно слаб, Apple же, напротив, обладает огромной мощью. Пока неизвестно даже, будет ли сервис Comes with Music вообще запущена на территории Штатов.

Если это произойдет Nokia придется столкнуться с информационной войной. Нельзя забывать, что большинство авторитетных СМИ по высоким технологиям, как офф-лайновых, так и интернет имеют американские корни и известны своей крайней лояльностью к Apple. Травля инициативы Nokia здесь уже началась, ее мишенью выбрана поддержка DRM. Apple Inc, продающая треки с DRM вот уже почти пять лет никогда не подвергалась обструкции подобного масштаба.

Очевидно, что чтобы понравиться интернет-журналистам Nokia должна раздавать музыку бесплатно, да еще за нее и доплачивать. И сменить логотип на надкусанное яблоко. Но, возможно, простые покупатели будут более снисходительны?

Сервис Nokia с ходу прозвали crippled (искалеченный), flawed (порченный), название глумливо переиначили как «Nokia Comes with DRM». При упоминании о программе в тексте обычно используется нарочито презрительно-снисходительный тон в стиле «Nokia пыталась нам впарить «революцию», но мы-то знаем, что из этого ничего не выйдет, т.к. так есть DRM».

При этом DRM используется в качестве безусловной страшилки, детального анализа, чем же оно так портит предложение Nokia никто не делает. И это разумно, т.к. такой анализ не оставил бы от «разоблачений» камня на камне.

Прежде всего, само название сервиса подразумевает, что музыка приходит в комплекте с устройством. С телефоном вы получаете музыку бесплатно, а нет устройства – нет и музыки, это более чем логично. Недовольны, что не можете слушать эту музыку через свой плеер? Но если вы пользуетесь плеером, то зачем вам МУЗЫКАЛЬНЫЙ телефон Nokia? Хотите слушать музыку на компьютере? У вас есть такая возможность. Хотите через музыкальный центр или аудиосистему в автомобиле? Без сомнения, такая возможность у вас будет. Хотите поделиться музыкой с друзьями? Посоветуйте им купить телефон Nokia – и у них будет вся музыка, которая есть у вас и причем бесплатно.

Серьезные специалисты не идут на поводу у анти-DRM истерии, соглашаясь с тем, что для такого предложения DRM является вполне нормальной платой за возможности. Тем более DRM-а вряд ли испугаются простые пользователи, конечно, СМИ не успеют сделать если из него страшилку в духе генно-модифицированных продуктов.

«Это абсолютно естественно». Карикатура на тему ГМП. Карикатуры на тему DRM тоже рисуются, но в массовое сознание это еще не проникло (рисунок с сайта non-gm-farmers.com)

Nokia и Universal апеллируют к самой сильной эмоции потребителя – жадности, волшебные слова Free, Бесплатно, Халява должны победить невнятные опасности DRM.

Итак, Европа, скорее всего, за Nokia, можно также спрогнозировать успех финнов в Азии за исключением Японии и Кореи, поборется производитель и за остальной мир. Под вопросом Северная Америка.

Далее можно себе представить несколько сценариев.

Классический, он же наиболее вероятный, «Америка vs остальной мир». Подобное мы видим во многих областях. В мире любят Nokia – в США Motorola. В мире любят Canon – в Америке Kodak. В мире слушают китайские нонейм плееры – в Штатах – iPod. Про американский футбол с бейсболом, а также дюймы с футами вспоминать не будем. Очень вероятно, что «свободный мир» будет пользоваться аппаратами Nokia, которые Come with Music, а американцы останутся с iPhone/iPod и iTunes Store. Доля музыкального рынка Штатов будет падать по мере развития стран БРИК, а Nokia двух третей музыкального рынка (за вычетом США) хватит за глаза.

Оптимистический для Nokia вариант – что финны побьют Apple на их территории. Мощнейший американский рынок интересен для Nokia, в том числе и для продажи здесь ее web-сервисов – об этом говорит, к примеру, покупка ею местного картографического гиганта Navteq. Представим себе агрессивное наступление Nokia на рынок США, поддержанное музыкальными лейблами, представим себе, что Apple не может противопоставить ничего убойному предложению Comes with Music и теряет рынок. В таких условиях американцы будут загнаны в нишу, их музыкальный бизнес сможет выжить лишь за счет хардкорных фанатов. Нечто подобное в девяностые годы пережил бизнес Apple по продаже ПК, так что ничто нового здесь нет. Доминирование Nokia же станет глобальным и лейблы снова столкнуться с ситуацией, когда они своими руками взрастили монстра. Зная их недальновидность в такой сценарий вполне можно поверить.

Есть и пессимистический для Nokia вариант – к середине 2008 года всплывут какие-либо подробности реализации сервиса, которые серьезно ударят по его привлекательности, после чего Comes with Music отправится в музей «i-чего-нибудь киллеров». Большие компании в последние годы часто совершают большие ошибки, и такой сценарий тоже нельзя исключать.

Надо иметь в виду, что чтобы сохранить благосклонность лейблов результат нужно давать очень быстро. Nokia говорит о 80 миллионов аппаратов с поддержкой Comes with Music, которые будут реализованы в 2008 году. Схема Total Music предусматривала отчисления лейблам за подписку в размере $90 в год, если мы будем исходить из этих цифр, то получим более 7 миллиардов долларов за 2008, что гораздо больше оборота iTunes, а также более 20% современного музыкального рынка. Но этих цифр сначала надо достичь.

А неясностей немало. К примеру, непонятна схема биллинга. Раз существует возможность работы через WiFi, следовательно, сервис работает в обход сотовых операторов. Тем самым исключается их привычная и хорошо проработанная система биллинга и появляется необходимость создания дополнительных аккаунтов, оплаты дополнительных счетов. С другой стороны, мы помним про год бесплатно, а цель Nokia, скорее всего – чтобы после года пользователь шел за новым телефоном, а не подписывался на сервис со старым.

Не вполне пока ясно, можно ли будет хранить всю скачанную музыку на ПК. С этим тесно связана возможность переноса композиций со старого телефона на новый. Если пользователю придется скачивать всю музыку повторно при смене аппарата, что происходит нередко, то это будет очень неудобно, сделает использование сервиса некомфортным.

Непонятно к чему привязаны треки - к аппарату, без возможности переноса на новый или к уникальной лицензии, которую можно перенести с одного телефона на другой. Заявлена возможность переноса подписки с одного аппарата на другой, но уцелеет ли при этом уже скачанная музыка – неясно.

Нет ясности и с тем, можно ли будет хранить скачанные с Comes with Music треки на карте памяти, или только в памяти встроенной.

С приходом Comes with Music (простите за каламбур) размер памяти начинает иметь значение. Позволит ли Nokia пользователю обложиться вот такими 8-ГБ MicroSD картами и качать, качать, качать – бесплатно?

Хотелось бы больше подробностей о возможностях подключения аппаратов к внешним устройствам воспроизведения – док-станции с колонками, минисистемы, аудиоцентры, домашние кинотеатры, стерео системы в автомобилях. Будет ли это реализовано, на каких принципах – проприетарные аксессуары сопряжения, договоренности с производителями?

Важный вопрос – поддержка моделей. Будет ли сервис доступен для телефонов среднего и нижнего ценовых диапазонов. 80 миллионов аппаратов с поддержкой Comes with Music, которые будут реализованы в Европе в 2008 году – вряд ли это только High-End телефоны класса N95.

Даешь музыкальный 1100!

Чем будет расширяться музыкальный опыт пользователя Comes with Music? Просто окунуть его в каталог с миллионами треков мало, нужно стимулировать использование сервиса. Для этого Nokia нужно будет стать музыкальной компанией – как стала в свое время Apple. Первые шаги финны уже делают, в частности, объявлено доступности на ряде музыкальных аппаратов приема интернет радио.

Сможет ли пользователь скачать бесплатно услышанную по радио песню из каталога Comes with Music, предусмотрен ли для этого удобный интерфейс? Насколько прозрачен интерфейс каталога вообще, создает ли он ощущение, что все композиции в распоряжении пользователя? На эти вопросы Nokia тоже предстоит ответить.

Конечно же интересно последуют ли другие лейблы за Universal. Total Music разрабатывалась совместно с Warner и Sony, но захотят ли японцы спонсировать конкурента Sony-Ericcson? Присоединится ли «младший брат» - EMI, достаточно сильный в Европе лейбл? Удастся ли подписать независимые студии? У Apple было пять лет для наполнения каталога – Nokia должна догонять и быстро.

(The Orchard – лейбл, специализирующийся на цифровых продажах музыки независимых исполнителей)

Еще одна интрига – что будет с остальными производителями телефонов. Предложит ли Universal аналогичную схему Motorola, Samsung, Sony-Ericsson? Ведь Comes with Music – это удар не только по iTunes, но и по ним, по их музыкальным линейкам, особенно чувствительно это должна воспринять SE.

А как же мы?!

При всей этой неопределенности нет сомнений в одном – Nokia намерена сделать свое присутствие на рынке музыки отнюдь не номинальным и, в отличие от прочих претендентов, ей есть чем подкрепить свои амбиции. Comes with Music – первое с 2003 года по-настоящему революционное предложение, потенциальный убийца схемы A la carte, способный полностью изменить правила игры на рынке. Все что нужно сделать Nokia – это грамотно реализовать изначально очень сильную концепцию.

Алексей Дорожин (adoro@list.ru)
Опубликовано - 14 декабря 2007 г.

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

13.12.2017 Уровень проникновения iPhone X выше, чем у iPhone 8

13.12.2017 Nintendo продала более 10 миллионов консолей Switch

13.12.2017 Meizu представит 6 смартфонов в первой половине 2018 года

13.12.2017 У Роскомнадзора есть намерения заблокировать Twitter

13.12.2017 TENAA опубликовала спецификации и фотографии Honor 9 Lite

13.12.2017 Facebook теперь считает записи со ссылками на Telegraph спамом

13.12.2017 LG открывает в России официальный онлайн-магазин

13.12.2017 Тренды российского поиска в Google за 2017 год

13.12.2017 Transcend представила портативный жёсткий диск StoreJet 200 для компьютеров Mac

13.12.2017 Ростелеком потратит ещё 260 миллионов рублей на поисковик «Спутник» и развитие одноимённого браузера

13.12.2017 Твиттер упрощает создание веток обсуждения

Hit

12.12.2017 Видео на канале: Android лучше iOS Причина №8 Мультиаккаунты

12.12.2017 TENAA рассекретила Nokia 6 образца 2018 года

12.12.2017 Oukitel K10 стильный смартфон из кожи, металла и с аккумулятором ёмкостью 11 000 мАч

12.12.2017 Приложения iTunes будут доступны по предзаказу

12.12.2017 Доля Android Oreo и Nougat растет

12.12.2017 В России стартуют продажи смартфона MEIZU M6

12.12.2017 Synaptics представил прозрачный сканер отпечатков пальцев, встраиваемый в дисплей

12.12.2017 На AliExpress для России запустят официальные продажи смартфонов Xiaomi

12.12.2017 «Тинькофф банк» завтра запустит своего сотового оператора

Hit

11.12.2017 Видео на канале: Android лучше iOS Причина №7 Скрытые данные

Hit

11.12.2017 Видео на канале: Обзор смартфона Alcatel U5 HD

Hit

11.12.2017 Видео на канале: Новые возможности Samsung Bixby

Hit

11.12.2017 Видео на канале: Android лучше iOS Причина №6 Темы и оболочка

Hit

11.12.2017 Видео на канале: Android лучше iOS Причина №5 Виджеты

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.