podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати Блоггерам

Поисковые и рекомендательные музыкальные сервисы в Интернете

Поиск данных – крупнейший сектор интернет-экономики. Самые мощные онлайн-компании сложились именно вокруг поисковых систем.

Музыка – это тоже данные, которые ищут миллионы людей. Кому-то нужно что-то определенное, кто-то в поиске чего-то нового. Кто-то хочет купить, кто-то хочет скачать бесплатно. Но в любом случае подобный спрос не может не рождать предложение в виде онлайн-сервисов по поиску и рекомендации музыки.

Первая группа подобных сервисов, наиболее примитивная, – это простые поисковые системы. Любой современный пользователь Интернета регулярно посещает Google, Yahoo Search, Яндекс, Рамблер, Baidu – в зависимости от того, в какой стране он живет – и хорошо представляет, что это такое.

Имеется строка для ввода запроса, посетитель вводит в ней то, что ищет, сервис это находит или пытается найти в своей базе данных, состоящей из проиндексированных интернет-сайтов. Отличие музыкальной поисковой системы лишь в том, что она ищет аудиоинформацию, музыку, и ее же выдает в качестве результатов.

Типичный пример подобного сервиса – американский Seeqpod.

Эта система содержит в своей базе ссылки на свыше 8 миллионов проиндексированных аудиотреков (конечно, там очень много дублей). Найденное по запросу аудио пользователь может прослушивать с помощью проигрывателя на Adobe Flash, это потоковая технология, скачать файлы нельзя. Кроме аудио он также ищет видеоклипы и текстовую информацию энциклопедического характера об исполнителях, альбомах, композициях. Найденную информацию можно компоновать в своеобразные плей-листы.

Сервисы типа Seeqpod интересны, некоторые преимущества у них даже имеются перед полулегальными сервисами типа torrent-треккеров или P2P-клиентов. Так, здесь не обязательно скачивать файл, чтобы его послушать. Это, правда, является также и минусом, т.к. найденную музыку нельзя сохранить, записать на CD, на MP3-плеер.

Но у простых поисковых систем есть и серьезный недостаток: они полезны, только когда пользователь уже знает, чего он хочет, какой исполнитель, какая композиция ему нужна. А если все, что он знает, у него уже есть, и он ищет новую музыку?

Крупнейшая в мире база данных информации по музыкальным CD, Gracenote, официально вмещает в себя описания 6 миллионов CD, содержащих 80 миллионов треков. Конечно, среди этого количества очень много дублирующих композиций. Другой признанный авторитет в интернет-музыке – онлайн-магазин iTunes – имеет свыше 8 миллионов треков в своем каталоге. В любом случае, счет записанных композиций идет на миллионы, если не на десятки миллионов.

Любитель музыки, решивший отобрать среди этого изобилия то, что ему нравится, вручную, даже если забросит все свои прочие занятия, сможет завершить это занятие лишь к глубокой старости. Очевидно, ему необходимы механизмы, сужающие поле поиска до тех разновидностей музыки, которые могли быть интересны лично ему.

Как потребитель искал и выбирал музыку до появления Интернета? Опросы, проводимые в США, показывали два основных источника информации: СМИ (радио, телевидение, кино) – 83% и советы семьи, друзей, знакомых – 64% (можно было выбирать несколько ответов). Так как музыку, которая появляется на радио, по телевидению, в кинофильмах отбирают специалисты, источники информации при выборе музыки можно условно разделить на две группы: советы профессионалов и советы любителей.

С появлением Интернета здесь ничего принципиально не изменилось. Все современные сервисы, связанные с поиском и выбором музыкального материала, можно отнести либо к категории советов профессионалов, либо к категории советов любителей.

Главный и самый сложный вопрос здесь – по какому критерию советовать музыку? Что при выборе является для потребителя ключевым? На этот вопрос едва ли существует однозначный ответ, разные сервисы решают эту проблему по-разному.

Пример «профессионального» подхода показывает американская компания Pandora.

Ее штат включает в себя 50 профессиональных музыкантов, основная задача которых – внимательно прослушивать и анализировать музыкальные композиции. Компания заявляет, что на настоящее время таким образом было прослушано свыше 500 тысяч треков. Pandora поставила себе амбициозную задачу, фактически, «проверить алгеброй гармонию». Каждая композиция оценивается по набору критериев, число которых уже превысило 400.

Чтобы подчеркнуть масштабность своей работы, компания дала ей название «проект геном музыки» (Music Genome Project) по аналогии с программой, посвященной расшифровке генома человека.

Разные стили музыки имеют разное количество признаков-«генов»: от 150 для поп-музыки до 500 для классики. Устойчивые комбинации нескольких «генов» называются «отличительными чертами» и также запоминаются. В настоящее время число таких отличительных черт превысило 2000.

Накопив солидную базу «геномов» песен, Pandora использует ее при составлении рекомендаций, разыскивая «генетических родственников» тех композиций, которые предпочитает слушатель. Последний, получив рекомендацию, может одобрить или не одобрить ее, этот ответ также запоминается системой, что обеспечивает обратную связь. Ввод запроса реализован достаточно примитивно, путем простого ввода пользователем исполнителя или композиции, аналогично поисковым системам.

Pandora содержит в себе и еще одну отличительную черту большинства музыкальных сервисов – потоковое аудио или интернет-радио. Сервис даже имеет самоназвание «Pandora Internet Radio».

Использование интернет-радио необходимо, т.к. посетитель, естественно, хочет послушать то, что ему рекомендуют, причем бесплатно. Потоковые технологии, не предусматривающих скачивание пользователем контента на свой ПК, дают ему такую возможность, не нарушая авторских прав. Естественно, услужливый сервис сразу же предложит приобрести данную композицию в одном из партнерских онлайн-магазинов.

Эти три компонента являются ключевыми во всех современных музыкальных рекомендательных сервисах:

  1. Некая база данных, использующаяся при выдаче рекомендаций (критерии и методы ее составления могут быть самыми различными)
  2. Интерфейс ввода запроса пользователем (запросом обычно являются его музыкальные предпочтения, как правило, в виде исполнителей и композиций, которые он предпочитает слушать)
  3. Потоковое аудио, позволяющее «Listen before you buy», то есть прослушать рекомендованные композиции, прежде чем приобрести их или скачать с нелегального источника.

Самым важным компонентом, ноу-хау такого бизнеса, является, естественно, первый – база. Именно он позволяет сервису существовать и привлекать клиентов. Ведь большинство пользователей при желании могут скачать любую музыку бесплатно, потоковым аудио их не заманишь. Но мало кто может позволить себе, к примеру, нанять 50 профессиональных музыкантов, которые бы неустанно прослушивали сотни тысяч композиций по полчаса каждую и оценивали бы их по 500 критериям. Накопленная таким образом база делает предложение Pandora и ее услуги уникальными.

Предложение Pandora интересно, проделанная компанией работа заслуживает уважения. Но ее метод довольно академичен, он основан исключительно на анализе и математике. Этот сервис сможет найти «родственников» вашей любимой музыки, но он бессилен, если вам хочется чего-то совершенно нового. Для этого существуют другие сервисы.

Методика сервиса Last.fm принципиально иная. Если Pandora – это в чистом виде советы профессионалов, то Last.fm – советы любителей.

Главная ценность Last.fm – это не созданная кропотливым трудом музыкантов-профессионалов база, а его комьюнити, насчитывающее свыше 21 миллиона активных пользователей. Pandora может похвастаться лишь 7 миллионами подписчиков (конечно, «помогает» в этом то, что сервис доступен лишь в Штатах, но все же…).

Профайлы этих пользователей, которые добровольно делятся с сервисом информацией о том, какие композиции и как они прослушивают, и составляют уникальную базу данных Last.fm, на основании которой делаются рекомендации. Вдобавок в руках пользователей находится присвоение композициям и исполнителям тегов-описаний – то, чем в Pandora также занимаются музыканты-профессионалы. Таким образом, компания на всю катушку использует модную концепцию контента, генерируемого пользователями (User Generated Content). Это требует от ее сотрудников меньше времени и сил, чем метод Pandora, но больше вложений в рекламу и раскрутку.

Очевидно, что Last.fm и Pandora основывают свои сервисы на разных идеях. В Pandora в центре находится музыка и попытка понять ее, проанализировать, разложить на составляющие. В Last.fm в центре внимания человек, его интересы и пристрастия, его взаимодействие с другими людьми, общение и обмен информацией с ними. Обе идеи интересны, и эти сервисы вполне можно использовать совместно. Pandora пригодится, когда надо найти музыку, похожую на что-то уже тебе известное. Last.fm хорош, когда ищешь новый материал, но нравящийся людям со схожими взглядами на музыку или на жизнь.

Last.fm не без оснований называют социальной сетью: индивидуальные настраиваемые профили пользователей, механизм «дружбы» между участниками, пользовательские оценки (как музыки, так и вкусов других участников), онлайн-дискуссии и обсуждения – все эти элементы социальных сетей налицо.

На этот сайт ходят не только чтобы найти новую музыку, но и для общения, новых знакомств. Имеется интеграция с другими социальными сетями, включая MySpace, Facebook, Bebo, LiveJournal, Netlog. В частности, пользователь может с помощью виджетов размещать на своей странице Myspace уникальные элементы профиля Last.fm, наподобие своих музыкальных вкусов.

Вообще, виджеты являются совершенно неизбежным элементом музыкального рекомендательного сервиса, построенного на основе социальной сети. Не в последнюю очередь это способ раскрутки – пользователь разместит виджет в своем профайле на мощной социальной сети типа Myspace, Facebook, его посетители это увидят и откроют для себя музыкальный сервис. Мотивы пользователей здесь обычно тщеславие и украшательство, хотя загружать перегруженную разнообразными виджетами страницу – сомнительное удовольствие.

(коллаж с futuretext.com)

Создатели Last.fm сумели остроумно вплести в социальную сеть музыкальный компонент – ключевыми характеристиками пользователя являются его музыкальные пристрастия, которые видны всем прочим участникам комьюнити. Также интересной находкой является понятие соседей – таковыми здесь называются люди со схожими музыкальными вкусами. Фактически взята структура сети, знакомая отечественному пользователю Интернетом по сайтам типа вконтакте или одноклассники (перечислены в алфавитном порядке), но общие школы, институты или места работы здесь заменены общими предпочтениями в музыке. Эта идея была скопирована во множестве аналогичных сервисов.

Last.fm также использует принципиально иной механизм ввода пользовательского запроса, нежели Pandora. Фактически самого ввода запроса пользователем не происходит. Вместо этого пользователь «скармливает» сервису информацию обо всех треках, которые он прослушивает в течение дня. Осуществляется это через специальные плагины для распространенных программ-плееров – Winamp, Windows Media Player, iTunes – и отдельную программу, ими управляющую.

Возможно также «снятие показаний» с портативных плееров, прежде всего iPod. Поддержка Last.fm имеется также в Rockbox, альтернативной открытой ОС для ряда MP3-плееров.

Передача пользователем в Last.fm информации о прослушанных композициях получила название скробблинга, именно он, фактически, и представляет собой запрос пользователя сервису. Чем больше треков «скормлено» скробблеру, тем больше знает сервис о ваших музыкальных пристрастиях, тем точнее будут его советы, как в выборе музыки, так и в выборе знакомых со схожими музыкальными вкусами. Для этого он будет анализировать не просто то, что вы слушайте, но и последовательность, и интенсивность прослушивания треков. Этот компонент – скробблинг – также можно найти в большинстве рекомендательных музыкальных сервисов.

Как и Pandora, Last.fm предлагает потоковое аудио в форме персональных интернет-радиостанций, плей-листы которых составлены с учетом вкусов пользователя.

Сервис также предлагает приобрести рекомендованную музыку в онлайн-магазинах.

Если недостатком Pandora можно назвать ее академизм, то Last.fm несколько страдает от чрезмерной социальности. Человека, ищущего новую музыку, а не онлайн-знакомств и общения, социальные элементы этого сервиса могут раздражать. К тому же, как и любой социальный сайт, Last.fm временами страдает от сетевого вандализма, наиболее известным примером является подъем Пэрис Хилтон на вершину хит-парада в жанре «brutal death metal». Такие случаи нечасты, но они могут посеять некоторые сомнения в компетентности рекомендующего механизма.

Pandora и Last.fm, эти два самых известных и старых сайта (первый появился на свет в 2000 году, второй – в 2002) представляют собой два полюса рекомендательных интернет-сервисов – профессиональный и социальный, прочие подобные сервисы, коих немало, представляют собой аналоги либо одного, либо другого. Аналогов Last.fm гораздо больше, т.к. социальные сети создаются проще и быстрее, кроме того, они сейчас в моде.

Справедливости ради: создатели аналогов Last.fm все же стараются найти для своих детищ хоть какие-то уникальные черты, действуя по формуле «как Last.fm, но…».

iLike

iLike, как и Last.fm, является музыкальной социальной сетью. Принципы работы также очень схожи – в наличии программа-скробблер, собирающая информацию о ваших музыкальных вкусах, сообщество участников на сайте, поощрение активного общения с участниками со схожими музыкальными вкусами.

Сайт довольно свежий, но мощный промоушен уже привел на него свыше 27 миллионов пользователей. Из оригинальных черт стоит отметить более изощренную интеграцию с «большими» социальными сетями. Сервис предлагает более широкий набор виджетов, нежели Last.fm, включая игру типа «угадай мелодию».

Это послужило одним из главных драйверов пользователей на сайт – значительное их число пришло из социальных сетей, в частности, из Facebook.

Чтобы еще более выделиться на фоне Last.fm, создатели сервиса заявляют о своей борьбе за «музыкальную демократию», о том, что стараются продвигать малоизвестных исполнителей. Это не мешает им активно сотрудничать с мейнстрим онлайн-сервисами типа iTunes Store, Amason, Ticketmaster (этот крупнейший сайт по продаже билетов на концерты является еще и инвестором компании), а также иметь в числе главных инвесторов бывшего главу MTV.

MOG

Создатели сервиса MOG выбрали несколько иную схему социальной музыкальной сети, поставив во главе угла блогинг и новости. Каждый пользователь поощряется к ведению блога. Именно посты в блоге находятся в центре его онлайн-профиля, в отличие от Last.fm, где в центре – последние прослушанные треки.

То, что среди участников комьюнити есть известные исполнители, должно вызывать интерес к сайту у широкой публики.

Тем не менее, большинство компонент успешной формулы Last.fm на месте. Имеется программа-скробблер MOG-O-MATIC, ответственная за сбор данных о музыкальных вкусах пользователя.

В наличии сообщество пользователей (здесь они называются MOG-ами), на которых ложится основная обязанность по рекомендации новой музыки. Есть возможность найти участников со схожими музыкальными вкусами (find MOG’s like me).

Imeem

Как и в сети MOG, центральной идеей сервиса Imeem выбрано самовыражение. Только здесь это не блоги, а составление медиа-плей-листов из различного контента. Пользователи могут создавать слайд-шоу из фотографий, плей-листы из музыкальных композиций и/или видеоклипов. Другие участники могут комментировать это «творчество» и ставить оценки.

Возможности Imeem по манипуляции с медиа делают ее подходящей платформой для создания и обмена «медиавирусами», хотя, конечно, сервис далеко отстает в этом от Youtube. Но, по крайней мере, это придает ему оригинальность.

Imeem не имеет программы-скробблера, вкусы пользователя определяются по контенту, который он закачивает в свой профиль. Рекомендации получаются через общение с другими участниками и просмотр их плей-листов, что типично для подобных сервисов. Чтобы поощрить пользователей к общению, сервис группирует их по общим интересам, создавая своеобразные подсообщества, поощряет коллективное творчество.

MyStrands

MyStrands является частью более глобального веб-проекта Strands, направленного на рекомендации в самых разных областях жизни, включая управление личными финансами, организацию вечеринок. Но начинался он именно с MyStrands, сайта по рекомендации музыки.

Это достаточно типичный сервис, прилежно использующий все наработки в области: программу для сбора информации о вкусах пользователя, онлайн-сообщество для создания рекомендательной базы.

На что можно обратить внимание в MyStrands, так это на его интеграцию с мобильными телефонами. Имеется версия ПО MyStrands Social Player для Symbian и Java, что позволяет использовать сервис на многих сотовых аппаратах.

Zune Social

Этот сервис интересен в основном тем, что создан вокруг портативного устройства – MP3-плеера Zune. За плеером и сервисом стоит компания Microsoft. Суть сервиса достаточно банальна, скопирована с многочисленных предшественников: узнавай новую музыку через новых друзей, которых ты найдешь через наш сервис. В качестве скробблера используется комплектное ПО Zune, которое также запоминает, какая музыка прослушивалась на портативном плеере. В наличии и виджеты (здесь они называются Zune card), которые можно «развешивать» в разнообразных социальных сетях.

Внимания заслуживают некоторые эксклюзивные фишки. К примеру, обмен музыкой между плеерами через WiFi. Да, пользовательская база мала (немногим более 2 млн. проданных устройств), да, встроенное в обмениваемые файлы DRM, ограничивающее число прослушиваний, портит идею (если хотелось сделать ограничения, использовали бы потоковое аудио: пока друг «на связи», можешь слушать, как отключился – нет, было бы более удобно и менее обидно). Но сама идея неплохая.

Еще одна, появившаяся недавно, пришла из другого проекта Microsoft, Xbox. Это так называемые достижения, Achievements. Эти «медали» за различные достижения в играх, которые видны в пользовательском профиле, заслужили одобрение пользователей Xbox. Теперь аналогичные поощрения вводятся и в социальной сети Zune.

Конечно, прослушивание музыки дает здесь меньший простор для фантазии, но отметить оригинальность Microsoft все же стоит. В принципе, эти поощрения можно развить в интересный инструмент, к примеру, привлечь исполнителей для создания специальных наград, привязанных к определенным альбомам, композициям.

Я перечислил некоторые из современных рекомендательных музыкальных сервисов, есть и немало других, но все они очень схожи. За исключением Pandora, все они построены на модной идее «социальности». По сути, это социальные сети, позволяющие человеку расширить свой круг общения и через это узнать о новой музыке. Их отличие от «канонических» социальных сетей типа Myspace в том, что они фильтруют общение, стараясь свести его к музыке и всему, что с ней связано.

Будучи социальными сетями, эти сервисы страдают от всех их недостатков. Это и «синдром множества социальных сетей», вынуждающий пользователя заводить множество аккаунтов, помнить множество логинов и паролей.

Спам и просто пустые сообщения от набивающихся в знакомые людей здесь тоже неизбежны, а они особенно раздражают, если пришел на сайт не от нечего делать, а с определенной целью – найти новую музыку.

Минус, специфический для музыкальных сервисов, – необходимость установки программ-скробблеров. Не все люди любят засорять свой компьютер новыми приложениями, тем более такими, которые постоянно работают в фоне.

Естественные конкуренты подобных сайтов – обычные социальные сети, которые в последнее время активно разыгрывают музыкальную карту.

Они обладают многократно большей пользовательской базой и теоретически, используя те же технологии, могут серьезно подвинуть чисто музыкальные сервисы, загнать их в узкие ниши. Это не позволяет делать четкий прогноз на будущее для рекомендательных сервисов – разовьются ли специализированные сайты, или обычные социальные сети нарастят себе музыкальные рекомендательные надстройки. Не стоит сбрасывать со счетов и чисто поисковых гигантов типа Google, которые тоже могут выступить в этой сфере, к примеру, прикупив какого-либо игрока.

Можно добавить, что бесконечная игра в «социальность» уже надоедает, и было бы неплохо видеть больше сервисов с серьезными идеями, как у Pandora. В конце концов, по опросам, большинство все же склонно доверять выбору профессионалов.

Алексей Дорожин (adoro@list.ru)
Опубликовано - 27 июня 2008 г.

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

28.07.2017 Google добавила SOS-оповещения в свои Карты и результаты поиска

28.07.2017 Операционная система «Ростеха» не попала в реестр отечественного софта

28.07.2017 Yota одолжит «Мегафону» 6,2 миллиарда рублей

Hit

27.07.2017 Видео на канале: Samsung Galaxy S6 VS Moto Z2 Force (ShatterShield от Motorola). Небьющийся экран

27.07.2017 Samsung объявила финансовые результаты за первый квартал 2017 года

Hit

27.07.2017 6 причин, по которым стоит ждать выхода BLUBOO S8

27.07.2017 Huawei объявила финансовые результаты первого полугодия 2017 года

27.07.2017 Прощай Живой поиск Google

27.07.2017 Очередные слухи о возвращении Sharp на рынок мобильных телефонов, на этот раз с безрамочными смартфонами

27.07.2017 «Ростелеком» сделал Wi-Fi бесплатным в сёлах

26.07.2017 USB 3.2 обеспечит скорость до 20 Гбит/с

26.07.2017 Meizu PRO 7 и PRO 7 Plus представлены официально

26.07.2017 Google решил проблему совместимости эмодзи в Android

26.07.2017 Holo Lens второго поколения будут оснащены искусственным интеллектом

Hit

26.07.2017 Видео на канале: Обзор флагмана HTC U11

26.07.2017 Мобильные Яндекс.Карты стали показывать цены

26.07.2017 Xiaomi представила новый производительный смартфон среднего уровня из металла и с двойной камерой – Mi 5X

26.07.2017 Бесплатный антивирус от Касперского теперь доступен по всему миру

26.07.2017 Adobe: поддержка Flash прекратится к концу 2020 года

26.07.2017 Партнёры Apple запустили в России программу обмена старых iPhone на новые

25.07.2017 Неразбиваемый Moto Z2 Force Edition представлен официально

25.07.2017 Nokia 8 будет представлен 16 августа

25.07.2017 Минтранс разъяснил вопрос провоза гаджетов в самолете

25.07.2017 Роботы-пылесосы Roomba начнут собирать сведения о своих владельцах

25.07.2017 Nikon раскрыла подробности новой цифровой зеркальной фотокамеры D850

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.