podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2
[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

Jukebox

Jukebox. Часть 2 >>>

Среди прочих MP3-плееров Jukebox-ы исторически занимают особое положение. Параллелью, пожалуй, может служить, положение аппаратов бизнес-класса среди сотовых телефонов.

На Jukebox-ах не оттачиваются новейшие технологий, в них не апробируются смелые, новаторские идеи – эта роль зарезервирована для PMP и отдельных категорий флэш-аппаратов. Они не занимают доминирующего положения по продажам ни в штучном, ни в денежном выражении – это место закреплено за бюджетными, копеечными «флэшками».

У них другая миссия, они являются «лицом» производителя, статусным продуктом, формирующем имидж компании на рынке. Претензии любой компании считаются недостаточно подкрепленными, пока она не выпустит достойный аппарат в этом классе. И если производитель сворачивает свою линейку Jukebox-ов, то, что бы он ни рассказывал о «бесперспективности» данного типа плееров, о намерениях «сосредоточится на более интересных отраслях», для многих это будет свидетельствовать о начале заката компании, будет обоснованной причиной для потери интереса к ее продукции.

В отличие от бесчисленных и, как правило, азиатских «орд» производителей флэш-аппаратов, наводнивших все части света, число серьезных производителей Jukebox-ов за все время существования рынка едва ли превысит полтора-два десятка. Среди них аномально высока доля американских, европейских и японских компаний, это еще раз подчеркивает их особый статус. Технически, ничего не мешает небольшой китайской компании взяться за разработку и производство подобных плееров, но даже не больно искушенные в маркетинге производители из КНР понимают, что нонейм не будет продаваться на этом рынке.

Если сравнивать Jukebox с внедорожником, тайваньскую Godot можно назвать GreatWall. За несколько лет она выпустила ряд моделей Jukebox-ов, многие из которых дошли до Европы и Америки в виде OEM продуктов. Ни одна из них правда, не добилась существенного успеха.

Для успеха здесь совершенно недостаточно «склепать» аппарат и поставить хороший ценник. Поэтому, в то время как сотни флэш-аппаратов рождаются, живут, и уходят с рынка в полнейшей безвестности, редкая модель Jukebox-а не привлечет к себе пристального внимания как СМИ и прессы, так и обычной досужей публики.

Как и бизнес-телефоны, Jukebox-ы имеют свою четко очерченную аудиторию. Конечно, любой подросток может подкопить денег / выклянчить у родителей подобный аппарат, и такие продажи занимают немалую долю от общих. Но создаются они, все же, для потребителей другого рода, зрелых, крепко стоящих на ногах людей с самостоятельными вкусами. Большая емкость встроенного накопителя уже служит своеобразным цензом, как имущественным, так и интеллектуальным. В странах «первого мира», где предполагается, что вся музыка приобретается легально, способность потратиться на коллекцию музыки более 20 ГБ (в районе $4000) уже свидетельствует об определенном статусе человека. Также она показывает его незаурядную музыкальную эрудицию: «попсовых» песенок на такой объем наскрести непросто.

Среди аппаратов этого класса мы не найдем миниатюрных решений. С одной стороны, это ограничение накладывают физические размеры носителя, но серьезные габариты стали для Jukebox-ов также и своеобразной визитной карточкой. Не найдем мы здесь и вычурных, экстремальных дизайнов, экспериментов с материалами и цветами. Jukebox-ы – это, прежде всего, здоровый консерватизм, умеренность, стиль спокойный, но в тоже время, не скучный и не банальный. Явно «мужские» аппараты по своей концепции. Это не означает, что мы не сможем обнаружить такой плеер в розовом рюкзачке американской школьницы – совсем наоборот. Но в данном случае идея, миф, образ целевой аудитории имеет большее значение, нежели реальное положение дел. Ведь оттого, что за рулем массивных внедорожников все чаще можно увидеть гламурных девиц, эти машины не потеряли имиджа «автомобилей для настоящих мужчин».

«Паркетные» внедорожники, SUV-ы – тоже неплохая аналогия для Jukebox-ов. Она хорошо пересекается с особенностями географических предпочтений для данной разновидности плееров. Как и громоздкие «джипы», емкие MP3-плееры сумели прочно завоевать сердца широкой американской аудитории, но получили лишь довольно ограниченную популярность в Европе и Азии. В этих частях света – царство микролитражек и дешевых флэш-плеерков. Если в случае автомобилей мы еще можем подобрать разумные, логические причины потребительских предпочтений («мало места» и высокие цены на бензин в Европе и т.п.), то с плеерами остается лишь спекулировать на счет особенностей национального менталитета. Учитывая статус внедорожников в России, популярность Jukebox-ов и особое отношение к ним здесь было довольно предсказуемо. И вправду – казалось бы, эти аппараты занимают лишь в районе 10 % по продажам – а сколько разговоров и споров вокруг них.

Своим названием этот класс обязан публичным стационарным музыкальным аппаратам, получившим распространение еще в 30-ые годы прошлого века.

Самый массовый jukebox в истории Wurlitzer 1015 "Bubbler" 1946-ого года выпуска вмещал всего 24 композиции, в любой современный Jukebox умещается в тысячу раз больше  (фото с сайта www.jukebox-collections.com)

С этим легкомысленными устройствами для развлечения небогатых американцев их роднит лишь способность хранить невероятные объемы музыки. Сердце современного Jukebox-а – это непременно жесткий диск объема как минимум 30 ГБ – 20-и гигабайтные модели стремительно вышли из моды. Объем превыше всего – таков лозунг этого класса, поэтому пока ничто, кроме винчестеров недостойно играть в них роль накопителей. Это исторически сложившееся положение, пока жесткие диски будут опережать другие типы носителей по соотношению разумная цена / большой объем, это не изменится. Модели на 1-дюймовых жестких дисках до Jukebox-ов не дотягивают по статусу, это плееры «для девушек и подростков». Да, современный микродрайв имеет емкость в три раза больше чем 2,5-дюймовый винчестер, бывший памятью первого Jukebox-а. Но в данном случае емкость – понятие относительное, и то, что было много вчера, сегодня – мизер.

Jukebox создан чтобы хранить множество файлов, тысячи и тысячи. Для того чтобы пользователь мог в любой момент за кратчайшее время и с минимумом усилий найти любую песню аппарат этот класса просто обязан иметь:

  • Качественную систему каталогизации. Сегодня она обычно основана на метаданных: ID3 и других тегах медиафайлов.
  • Удобную организацию поиска. Поиск, как правило, идет по каталогам из метаданных, и наиболее типичный подход – поиск по названию композиции, названию альбома, имени исполнителя. Часто как критерий поиска также используются музыкальный жанр, год создания, время переноса на плеер. Наиболее совершенные аппараты реализуют поиск в категориях по буквам алфавита. Для облегчения задач поиска широко практикуется использование плейлистов, как подготовленных на ПК, так и составленных на плеере.
  • Органы управления, приспособленные к типичным задачам: прокрутка длинных списков и оперативный выбор позиций, переходы по уровням каталогов. Хороший пример такого управления – Click-Wheel от Apple. Также встречаются сенсорные полосы прокрутки, колесики прокрутки, джойтики.
  • Большой и качественный дисплей высокого разрешения, вмещающий достаточно длинные названия треков без прокрутки – в ширину и как минимум пять-шесть позиций в списку – в высоту. Сегодня стандартным является дисплей с разрешением QVGA и диагональю от двух дюймов, обычно цветной, хотя для задач поиска файлов этого не требуется.

Jukebox-ы – старый класс MP3-плееров, он практически ровесник всей индустрии. Сегодня можно говорить о четырех сменившихся за семь лет поколениях, каждое из которых имело своих ярких, запомнившихся представителей.

Первое поколение

История первого поколения охватывает период 1999-2002 годов. Громоздкие, хрупкие, неуклюжие и невероятно дорогие Jukebox-ы этой эпохи были тогда далеки от статуса массовых устройств, как, впрочем, и все MP3-плееры как класс устройств. Тем не менее, о них много говорили и писали, их гигабайтные емкости завораживали, не взирая на размеры, время работы и ценник устройства. Они позволяли заглянуть в будущее, в котором даже самый «отмороженный» меломан сможет хранить всю свою огромную коллекцию музыки на одном небольшом устройстве. Таким образом, сразу при рождении аппаратов этого типа за ними закрепился образ дорогих аппаратов для «избранных», которые «хотят большего».

Первое поколение Jukebox-ов имело в качестве носителей жесткие диски с 2,5-дюймовым диаметром пластин, обычно использующиеся в ноутбуках. На тот момент это был единственный тип портативного накопителя, позволяющий с запасом взять гигабайтную планку.

HanGo Personal Jukebox PJB-100

Дизайн первого в мире плеера на жестком диске разрабатывался американской компанией Compaq еще в 1998 году. Это не было разработкой коммерческого продукта, на который делалась серьезная ставка, поэтому работы велись не спешно. Во второй половине 99-ого года лицензия на производство плеера по готовому проекту была продана корейской Hango Electronics. Эта компания и стала первым производителем Jukebox-ов, а также, первой использовала это наименование: плеер был назван Personal Jukebox или PJB-100.

Будучи разработан с нуля инженерами ведущей американской компании, PJB-100 был оригинальным и довольно удачным устройством. Многие концепции, наподобие иерархической организации файловой библиотеки, плейлистов стали в будущем неотъемлемой частью для подобных аппаратов. По некоторым показателям, таким как стабильность прошивки и возможности ее пользовательской модификации Personal Jukebox может быть примером и для большинства современных плееров.

Дизайн PJB-100 по тем временам был неплох и в какой-то мере предугадал моду на строгие и лаконичные формы, хотя по сегодняшним меркам его можно назвать и громоздким, и угловатым. Дисплей был большим (3” по диагонали) и четким, хотя и с низким разрешением 128 на 64 точки (сегодня дисплеи с таким разрешением не имеют диагоналей больше 1 дюйма). Мелковатый шрифт позволял разместить на нем до семи строк текста. Управление осуществлялось тремя парами клавиш. Плеер имел ландшафтную ориентацию дисплея и управления, которая так и не обрела популярность в Jukebox-ах, главным образом потому, что такими плеерами затруднительно управлять одной рукой. Аппарат проигрывал исключительно MP3 файлы, чего, впрочем, тогда всем хватало. Устройство использовало новейший по тем временам интерфейс USB 1.0.

В качестве носителя использовался 2,5-дюймовый жесткий диск объема 4,86 ГБ. Напомним, что производители флэш-плееров тогда, на рубеже 1999-2000 годов могли выжать из своих устройств не больше 64 МБ встроенной емкости. Это давало PJB-100 почти 80-кратное преимущество – для сравнения, сегодня самый емкий Jukebox, iPod 80 ГБ имеет лишь 10-кратный выигрыш по объему в сравнении с топовыми плеерами на флэше.

Неудивительно, что прибор, пусть и предложенный безвестной Hango, быстро обрел популярность и поклонников. Пусть их круг был и не велик, но это были наиболее сведущие в технике люди, готовые вдобавок потратить на гаджет сумасшедшую сумму в $1000. Такие пользователи своей активностью в интернете  формировали общественный интерес новорожденному классу Jukebox-ов, показывали производителям, что такие устройства найдут своего покупателя.

По меркам MP3-плееров, PJB-100 имел аномально долгую жизнь, выпускаясь с 2000 по 2003 год. В конце объем его встроенного винчестера дорос до 60 гигабайт. По слухам, Compaq Research продолжала разработки в этом направлении и даже имела прототипы, напоминающие будущий iPod. Однако развития это не получили а поглощение Compaq  компанией Hewlett-Packard в 2002 году и вовсе поставило крест на направлении. Не очень умный шаг со стороны HP: спустя два года у нее все-таки проснулся интерес с MP3-рынку, но все, на что ее хватило – это кобрендинг с тем же iPod-ом. А ведь сложись ситуация немного иначе, мы могли бы иметь сегодня двух американских гигантов (не считая Microsoft), борющихся за рынок Jukebox-ов, вместо скучноватого соло Apple.

Creative Nomad Jukebox

Первый ход Creative на этой доске запоздал лишь на несколько месяцев. Ее первый Jukebox, предсказуемо называвшийся Creative Nomad Jukebox появился на рынке весной 2000 года. Новика подкупала большей чем у Personal Jukebox емкостью (6 ГБ) и вдвое меньшей ценой: $500.

В плане дизайна плеер резко контрастировал с PJB. Если инженеры Compaq создавали новый тип дизайна, непохожий на то, что было прежде в области портативной техники, то дизайнеры Creative выбрали другой путь. Источником их вдохновения стал старый-добрый CD-плеер. Послание читалось легко: «плеер размером с обычный Discman, но вмещающий до 150 CD!». Хотя за счет подобного дизайна Nomad был более громоздким чем Personal Jukebox, он более привычным и для его переноски годились традиционные сумки для CD-плееров. Дисплей имел аналогичное разрешение, но меньшие размеры. Это было недостатком – плохое соотношение площадь дисплея / площадь лицевой панели всегда отталкивало покупателя, не взирая на разрешения. Зато плеер кроме MP3, поддерживал форматы WMA и WAV, а также был способен оцифровывать аналоговый сигнал с линейного входа. Выбор тогда был невелик и новый Jukebox был популярен. Во многом именно он позволил компании Creative по-настоящему закрепиться на MP3-рынке, создать себе репутацию серьезного игрока, к чьей продукции следует присмотреться.

До 2002 года компания выпустила несколько модификаций Nomad Jukebox прежде чем отказаться от такого дизайна. Nomad Jukebox 2 привлекал поддержкой протокола USB 2.0, Jukebox 3 был совместим с протоколом Firewire. Росла и емкость накопителя, достигнув 20 ГБ в последних версиях. В 2002 году, отвечая на растущую угрозу со стороны первого Jukebox-а второго поколения – Apple iPod, Creative сделала кардинальный редизайн своих плееров: на свет появилась серия Zen.

Небольшая часть пользователей со стажем приписывает серии Nomad Jukebox выдающееся качество звука, прежде всего, за счет кодека от Philips. По их мнению, решения от Texas Instruments, на которые компания перешла в более поздних сериях, уже уступали в качестве.

Archos Jukebox 6000

До декабря 2000 года французская компания Archos занималась в основном разработкой и продажей портативных накопителей, что, впрочем, по тем временам было достаточно новаторским делом. Создание Jukebox-а показалось компании вполне логичным развитием их предложения по мобильным жестким дискам. Так родился первый MP3-плеер от Archos. В его названии компания не проявила изобретательности: Jukebox 6000, где 6000 означало (не совсем точно) шесть тысяч мегабайт емкости (или 6 ГБ).

Как более новый продукт, плеер в чем-то превосходил своих предшественников. Прежде всего, он был гораздо компактнее. Кроме того, это был первый Jukebox с «портретным» расположением управления и дисплея, которому было суждено стать традиционным. Правда, дизайн был несколько радикален и никак не напоминал о строгих чертах будущих устройств от Archos.

В течение двух следующих лет компания выпустит на «шасси» от Jukebox 6000 несколько устройств. Наиболее заметным была модель 2002 года Jukebox MultiMedia, имевшая цветной дисплей и возможность проигрывания видео в формате DivX. Для Archos этот плеер стал поворотным: компания решила сосредоточится на новом сегменте портативных медиа плееров, по большому счету отказавшись от амбиций в классе Jukebox-ов. С временем она превратилась в производителя High-End устройств для необльшого круга покупателей, выпуская Jukebox-ы от случая к случаю как ассортиментный товар.

Archos Jukebox 6000, однако, сумел оставить свой отпечаток в истории. Ему (точнее, его не очень стабильной и функциональной прошивке) обязан своим появлением проект Rockbox – разработка альтернативного внутреннего ПО для MP3-плееров, который со временем вырос в масштабное движение, объединившее множество сторонников и на сегодняшний день уже поддерживающее свыше десятка устройств.

Rio Riot

Компания Diamond Multimedia первой представила MP3-плеер на американском рынке, но в отрасль Jukebox-ов она, уже называясь Sonicblue, вошла в начале 2002 года с некоторым опозданием. Ее первый опыт было сложно обвинить в неоригинальности, хотя какие-то черты, безусловно, были позаимствованы у Hango PJB-100: ландшафтная ориентация управления и дисплея, большой (в случае Riot – просто огромный, с разрешением 240x160) ЖК дисплей. Картину довершал удобный интерфейс с использованием оригинального колеса прокрутки (здесь привет Apple), 2,5-дюймовый 10 ГБ жесткий диск, FM-тюнер.

Вроде бы, всем хорош был плеер, но портативным его назвать было сложно. Необычайная громоздкость в сочетании с неудобным форм-фактором делала его неплохим автомобильным плеером – но не более. Хотя, возможно, Sonicblue видела для своего первого Jukebox-а именно такое применение.

1,5 поколение

(фото с www.minidisc.org)

В конце 2001 года на рынке MP3-плееров произошло важное и, как впоследствии оказалось, эпохальное событие. Свое первое устройство в этом классе представила компания Apple Computer. И это был Jukebox, при чем не просто Jukebox, а Jukebox второго поколения.

Остальные игроки не спешили отказываться от своих наработок предыдущего поколения и продолжали разработку плееров на 2,5” жестких дисках. Это казалось очень логичным, ведь при меньшей стоимости они превосходили новые 1,8” винчестеры по емкости аж в четыре раза! Казалось, достаточно позаимствовать основные мотивы дизайна iPod, облечь в них свои испытанные дешевые и емкие накопители – и можно будет задавить Apple ценой.

Это было ошибкой. Покупатели оказались готовы платить большие деньги за дизайн iPod-а или довольствоваться меньшим объемом в нем при той же цене. Поэтому устройства 1,5 поколения, пытавшиеся объединить новую форму и старое содержание, имели лишь ограниченный успех.

Это не значит, что они были неинтересны. Мы снова можем вспомнить нашу аналогию с внедорожниками. Ведь если понимать понятие «внедорожник» буквально, то лучшими из лучших будут отнюдь не модели, лидирующие по продажам. Также и 1,5 поколение Jukebox-ов до сих пор не знает равных по, главному на первый взгляд, параметру для этих плееров: емкости памяти. Сегодня она составляет 300 ГБ (максимальная емкость 2,5” жесткого диска), что в три раза больше теоретически максимально возможной емкости Jukebox-ов 2-4 поколений. То есть на фоне «старичков» все новые Jukebox-ы – жалкие «паркетники», безнадежно буксующие в любой мало-мальски серьезной аудиоколлекции. Но как «джип» сегодня выбирают по звучной марке и обилию хрома на «кенгурятнике», так и в выборе Jukebox-а появились новые критерии.

Creative Nomad Jukebox Zen

Примерно год понадобился Creative чтобы сконструировать свой ответ на вызов Apple, плеер, с, возможно, самым длинным названием среди продуктов компании: Creative Nomad Jukebox Zen. Потом от него постепенно будут отлетать отдельные части, пока не останется Zen – лаконично и кратко, как iPod.

Пока заимствования еще не выходили за рамки приличий. Новый плеер повторял «портретный» форм-фактор продукта от Apple, но система управления была совсем иной, полностью изготовленный из алюминия корпус - более угловатым. Первый Zen нес в себе 20 гигабайт емкости накопителя, стоя почти в два раза дешевле iPodа аналогичного объема. Он был оснащен одновременно и USB и Firewire интерфейсами, чтобы успешно вести наступление на позиции iPod-а на территории противника, не теряя занятых позиций в мире IBM-совместимых ПК.

ZenNX – 30 ГБ и сменная батарея

ZenXtra – последнее поколение, большой дисплей и до 60 ГБ памяти

Плеер и его модификации получили свою, и немалую долю продаж и популярности. И все же она серьезно отставала от той, что досталась Apple и этот разрыв непрерывно рос. По признанию пользователей, угловатые металлические корпуса первых Zen-ов, внутри которых грелся и тарахтел 2,5-дюймовый накопитель больше всего напоминали им… 3,5-дюймовые жесткие диски, традиционно использующиеся в ПК. Не самая лучшая аналогия для дорогого имиджевого гаджета. Чтобы осознать это, сингапурской компании потребовалось два года. В 2004 Zen ждал новый коренной редизайн, приведший его в соответствие с требованиями второго поколения. Не эти ли три пропущенных года стали роковыми для компании?

Digitalway Mpio HD100

В 2002-2003 годах компанию Mpio по праву относили к ведущим игрокам портативной аудиоэлектроники. Еще бы – глобальное присутствие по всему миру и стабильное вхождение в первую пятерку по продажам. Однако, хотя по части флэш-плееров компания была признанным королем, в этой короне явно не хватало главной жемчужины в лице Jukebox-а.

Такое устройство, хоть и с опозданием, было представлено. HD100 был типичной попыткой сделать iPod на основе технологий первого поколения, даже в управлении прослеживались схожие мотивы. Плюсы и минусы были аналогичны таковым у Nomad Jukebox Zen: большая емкость, низкая цена, но громоздкие размеры, шум, нагрев и вибрация.

Точно также HD100 имел определенную популярность, кое-какие продажи, но плохо справлялся с ролью желанного статусного продукта, которую должен играть Jukebox.

MultiChannel Labs Xclef HD500

Xclef HD500 от корейской MultiChannel Labs стал, по большому счету, единственной значимой моделью от этой компании. Он вышел в 2003 году и, как и два плеера, описанные выше, пытался урвать часть рынка Jukebox-ов за счет дизайна «в стиле iPod» и невысокой цены благодаря использованию 2,5” жесткого диска. Покупателей он привлекал огромными объемами в 40, 60, 80 и до «137» ГБ. Модель была на слуху, но кроме любителей сэкономить где можно мало кого привлекла.

Второе поколение

Второе поколение Jukebox-ов берет свое начало от выхода Apple iPod в конце 2001 года и уступило свое место третьему в течение года 2004ого. Его основной признак – компактный жесткий диск с 1,8-дюймовым диаметром пластин в качестве накопителя. Смена форм фактора жесткого диска имела серьезные последствия: меньшее энергопотребление (что давало возможность обойтись меньшим по объему аккумулятором), меньше нагрев, вибрация, шум, большая ударо- и виброустойчивость. Все это принципиально улучшало потребительские характеристики плеера. Старые, 2,5-дюймовые Jukebox-ы было сложно себе представить в руках «обычного» пользователя. Новые аппараты имели потенциал стать продуктом массового спроса.

Apple iPod 1-4G

Пионер и первооткрыватель всего поколения. Можно со скепсисом относится к ореолу, образовавшемуся вокруг продуктов Apple Computer, но ничто не отменит того факта, что именно инженерам этой компании первым пришло в голову использовать жесткие диски нового типоразмера от Toshiba в своих плеерах. Сейчас это кажется совершенно логичным шагом, а тогда, чтобы пожертвовать привлекательно-низким ценником и рекордным объемом памяти в пользу такого эфемерного понятия как дизайн, требовалось немалое маркетинговое мужество. Apple нашла его в себе не три года раньше конкурентов.

Формула успеха первого iPod-а была проста. Чтобы уравновесить высокую цену компания бросила на другую чашу кроме малых размеров, малого нагрева, вибрации и шума, также еще и привлекательный дизайн в стиле iMac, удобный форм-фактор, колесо прокрутки, удобное при прокручивании длинных списков, большой и четкий дисплей с яркой подсветкой. Наконец, предложением, от которого просто невозможно было отказаться, была концепция «For Mac only». Среди пользователей компьютеров Macintosh, увы, всегда немало людей, для которых возможность почувствовать себя «лучше» пользователей IBM-совместимых ПК является жизненной необходимостью. Причем в их числе немало людей и впрямь незаурядных и уж, как минимум, заметных. iPod стал еще одним свидетельством их исключительности, что дало Apple не только обширную покупательскую базу, но и бесплатные PR-мощности, благо, что пользователей Macintosh особенно много среди журналистов и сотрудников СМИ.

Кумулятивный эффект от этого бы чрезвычайно силен, подбросив плеер с, казалось бы, по определению ограниченной пользовательской базой на упоминанию в прессе, а также обеспечив ему выдающиеся продажи. Пользователи компьютеров Apple оказались в большинстве своем идеальной аудиторией для Jukebox-ов: с хорошим доходом, развитыми вкусами, в т.ч. в области музыки, любящие технические новинки. Почти два года компания окучивала их, пока, наконец, не выпустила первый плеер с USB подключением. Это было уже третье поколение.

Промелькнувшее между ними второе поколение имело сенсорное колесо прокрутки, в отличие от механического у первого iPod-а. Третье, кроме возможности подключения к практически любому ПК обзавелось еще сенсорными клавишами. Эта инновация, очевидно, показалась Apple не столь удачной, так как четвертое поколение лишилось их, получив взамен знаменитый теперь Click-Wheel.

Параллельно плееры «худели», а объем их накопителей рос, достигнув 40 ГБ у третьего и четвертого поколения.

Осуществляя в конце 2004 года анонсом iPod Photo переход к третьему поколению Jukebox-ов, компания Apple могла гордиться проделанной работой. Да, можно говорить, что зерно первого iPod-а упало в уже удобренную почву. Предшественники iPod-а уже сформировали класс Jukebox-ов, как плееров для пользователей с запросами, готовыми потратить значительные средства на новый аппарат. К выходу первого iPod-а этот тип плееров уже привлек общественное внимание и имел стабильный спрос. Несомненно, Apple использовала все это при выводе на рынок своего продукта. Но деятельность ее все же нельзя недооценивать – она дала Jukebox-ам то, чего им так не хватало: привлекательность и желанность, она закончила формирование этого класса как статусных продуктов. А обычно, плодами работы пользуется не тот, кто ее начинает, а тот, кто доводит до конца.

Creative Zen Touch / Zen / Zen Sleek

Мы оставили компанию Creative в тот момент, когда та, наконец, осознала, что в борьбе с iPod-ом силами плееров 1,5 поколения она обречена на поражение. Она могла бы предложить плеер 100-ГБ емкости по цене в два раза ниже 40-ГБ iPod-а, но покупатель все равно выбрал бы iPod. Компания проглотила свою гордость и занялась привычным копированием.

Первый Zen нового поколения походил на iPod просто разительно. Модель Touch имела корпус из белой пластмассы, сенсорное управление (запатентованное колесо заменила полоска), а, благодаря, наконец, освоенному 1,8” диску по размеру приближалась к iPod. Только приближалась, так как Creative считала, что у ее плеера хоть что-то должно быть лучше iPod-а и поставила мощный аккумулятор. Это дало долгое время работы, но и большие габариты.

Плеер был неплохо принят на рынке, но, как и у любого вторичного продукта, его продажи были значительно ниже, чем у оригинала. В стремлении превзойти конкурента, Creative насыщала свои плееры функциями (диктофон, FM-тюнер), что вело к усложнению управления. К тому же компания снова находилась в положении отстающей. Пока она возилась с разработкой Zen Touch, Apple запустила интернет-магазин iTunes, предав iPod-у совершенно новый статус как части системы iTunes.com – ПО iTunes – iPod. Теперь Zen Touch был вынужден бороться с решением принципиально иного уровня, а его комплектное ПО представляло собой мешанину из двух независимых и не очень удачных программных оболочек ZEN Media Explorer и Creative MediaSource, о каком-либо серьезном музыкальном он-лайн сервисе же не было еще и речи.

От постоянных неудач в борьбе с iPod-ом компанию лихорадило. В 2005 году, когда большинство производителей уже предлагало третье поколение Jukebox-ов, компания продолжала выпускать на рынок аппараты второго поколения, причем две модели одновременно.

При разработке Creative Zen компания поддалась модному в 2005 году поветрию разрабатывать одинаковые дизайны для плееров на 1” и 1,8” накопителях.

Таким образом, эту разработку можно было назвать чистым шаманством: дизайн довольно удачного в продажах Zen Micro раздули и наделили названием Zen – как у самого первого плеера серии. Результат был удручающим: плеер имел неуклюжие, громоздкие габариты (особенно покачала толщина), несменную, в отличие от младшего брата батарею. Итог – безвестность и ничтожные продажи.

Zen Sleek был рестайлингом Zen Touch.

Дизайн стал более эстетским, хотя рассчитывать в середине 2005 года на большие продажи плеера с монохромным дисплеем было наивно. На основе этой модели компания создала свой единственный плеер третьего поколения, которому тоже была суждена необычайно короткая жизнь.

Reigncom iRiver ihp-100

2003 год в полной мере был годом iRiver. Компании удавалось почти все, что она задумывала. Удался и первый ее Jukebox:

  • 1,8-дюймовый жесткий диск объемом 10 ГБ к которому почти немедленно добавились 20, а затем и 40 ГБ.
  • Поддержка MP3, WMA, OGG и WAV.
  • Оптические аудио вход и выход.
  • FM-тюнер и диктофон.
  • Поддержка UMS.
  • B все это в очень компактном корпусе с удачным дизайном в духе iPod, но и с яркой индивидуальностью.
  • Плюс – пульт ДУ с большим четырехстрочным дисплеем.

В сумме это дало один из самых удачных Jukebox-ов в истории, о котором до сих пор вспоминают с ностальгией.

ihp-100 появился поздно, когда Apple уже успела хорошо окопаться на американском рынке, «вгрызться в землю» при помощи iTunes.com, отгородится заслонами рекламы и PR-а, как оплаченного, так и добровольного. У Reigncom не было ресурсов, чтобы штурмовать эту крепость. И все же, хотя ihp-100 не был идеалом, его относительно слабый успех в сравнении с iPod-ом приходится объяснять именно недооцененностью, а не просчетами создателей.

Digitalway Mpio HD300

Digitalway, как и Creative, решила сменить 1,5 поколение Jukebox-ов на второе со значительным опозданием, во второй половине 2004 года. Вообще, в этой области кажется, что если Creative копировала решения Apple, то Digitalway копировала решения Creative. HD300 получился очень похож на Zen Sleek: белый цвет, сенсорная полоса прокрутки. Слабый успех на рынке соответствовал статусу вдвойне вторичного продукта. Это был последний Jukebox от Mpio.

В начале 2005 года роадмап компании включал планы новой модели, HD500, жадный до новых Jukebox-ов рынок даже ждал ее.

Но так и не дождался: сворачивание разработки Jukebox-ов оказалось хорошим индикатором плачевного состояния компании и сегодня ждать от нее интересных новинок не приходится.

Toshiba Gigabeat G

Хотя жесткие диски Toshiba положили начало второму поколению Jukebox-ов, до конца 2004 года плееры ее производства не покидали пределов Японии. Поэтому мало кто видел наделенный довольно оригинальной внешностью Toshiba Gigabeat серии G. В 2003 году iPod еще не покорил страну восходящего солнца, и у Toshiba не было нужды его копировать. Gigabeat G был очень компактен, тонок и имел невиданную, квадратную форму. Первое сильное впечатление дополняли металлический корпус и ЖК диспей в центральной части лицевой панели. Новости и фотографии, дошедшие до берегов Европы и Америки, говорили о хорошем потенциале японской компании на поприще Jukebox-остроения. Будущее показало, что это впечатление не было обманчивым.

Sony Network Walkman NW-HD1-5 / A3000

Корпорация Sony опоздала на рынок Jukebox-ов почти на пять лет. Хотя начала она сразу с устройства второго поколения, все равно получается три года форы у Apple Computer. В этих условиях даже Sony необходимо было прилагать огромные усилия для успеха.

Первенец японской корпорации, NW-HD1, был, казалось, неплох: самый маленький Jukebox на рынке на то время (iPod отстает от него до сих пор) в алюминиевом корпусе, 30 часов непрерывной работы, пульт ДУ в комплекте. «Подлянка» притаилась как раз там, где ее и ждали. NW-HD1, технически, не был MP3-плеером: он проигрывал лишь формат ATRAC. «Легендарная» SonicStage услужливо конвертировала MP3, WMA и WAV в этот формат с битрейтом по умолчанию 64 кб/с. Процесс копирования библиотеки на плеер в результате мог длиться часами, и гарантии, что какой-либо файл не будет отвергнут перекодировщиком по неизвестной причине, не было. Какой-либо дополнительной функциональности, хотя бы простейших часов, пользователю не предлагалось. За все это и 20 ГБ места на встроенном жестком диске Sony просила совершенно невменяемую сумму в 400 долларов США. Неудивительно, что первый блин получился комом.

Спустя год Sony сделала второй подход и выпустила модель NW-HD3. Этот плеер отличался от предыдущей модели обилием расцветок корпуса и долгожданной поддержкой формата MP3 (не прошло и семи лет). Цену снизили на 50, а затем и 100 долларов, но чтобы хоть как-то компенсировать эти потери Sony выкинула из комплекта пульт ДУ и заменила док-станцию обычным кабелем с разъемом (конечно, нестандартным). Без толку – продажи шли ни шатко, ни валко. Sony начинает лихорадить.

Очевидно, она винит во всех проблемах «ландшафтный» форм-фактор плеера и в том же году выпускает модель NW-HD5, в уже более привычном, «портретном» исполнении. Покупатели не вполне понимают такие шараханья, но новая модель им, в общем-то нравится: она немного побольше NW-HD1 зато работает еще дольше. «Шахматные» клавиши управления выглядят оригинально, автоматический поворот дисплея на 90 градусов – интересная задумка. Хотя SonicStage, ATRAC и высокие цены продолжают отпугивать покупателей. Примерно за те же деньги, около 325 долларов уже можно было купить 30-ГБ iPod photo.

Потом, окрыленная некоторым успехом своих флэш-плееров серии NW-E она решает сделать Jukebox-ам принципиальный редизайн. При этом она подхватывает заразившую добрую половину производителей болезнь масштабирования и выпускает два Jukebox-а в одном дизайне: на 1” и 1,8” жестких дисках. NW-A3000, старшая 20-ГБ модель получает изрядную долю критики.

Смысл замены довольно приятной в «железном» отношении NW-HD5 непонятен. Новый плеер громоздок и толст, выглядит живьем куда хуже и дешевле чем на картинках, почти моментально заляпывается. Большой 2” OLED дисплей выглядит интересно, но на дворе вторая половина 2005 года и публика жаждет цветных экранов.

В итоге пока что Sony не удалось достичь успеха по направлению Jukebox-ов. С флэш-плеерами ситуация в 2006 году значительно улучшилась, а в этом, статусном классе в ассортиментном ряду компании зияет дыра, не подобающая корпорации подобного масштаба.

Philips GoGear HDD100

Из традиционных гигантов аудиотехники компания Philips одной из первых зашевелилась в Jukebox-направлении. В 2003 году она представила публике модель GoGear HDD100. Сочетание традиционного форм-фактора и свежих решений в дизайне на фоне знаменитого и уважаемого бренда не могло не привлечь живейшего интереса к новинке.

В активе у модели было не то чтобы мало: компактный, хотя и толстоватый корпус из магниевого сплава, большой дисплей 160 x 128 точек с инверсной подсветкой, поддержка MP3 и WMA. Но и немного – никаких дополнительных функций. Камнем преткновения стала цена: $400 за 15 ГБ.

Здесь Philips совершил ошибку многих «старых» компаний, которые, насмотревшись на меняющиеся, словно в калейдоскопе, бесчисленные модели от безвестных производителей, ваяли величественный дизайн из качественных материалов и шли на рынок с криками: «подвинься, мелюзга!». И ставили запредельный ценник, ибо не может PHILIPS или SONY стоить столько же, сколько mpio или iriver. Или даже apple. А после этого ломали голову, почему их товар не берут.

Именно это произошло с HDD100. После слабых продаж этой модели, Philips затаился на два долгих года, прежде чем выпустить на свет новый Jukebox.

Samsung YH-900 / 910 / 920

Свой первый Jukebox Samsung анонсировала не рано, в конце 2002 года но и не поздно, если говорит об устройстве второго поколения.

А YH-900 был именно таким – с 10 ГБ на 1,8” жестком диске, относительно компактен, в удобном форм-факторе. Проигрывал MP3 и WMA, нес FM-тюнер. К сожалению, на рынке этой модели почти не было видно. На западный рынок пошла другая модель, YH-910. Похожая, но с другим дизайном.

Надо отдать корейской компании должное, она рано осознала потенциал кооперации плеера с он-лайн сервисом. Это вылилось в распространившееся на две модели компании сотрудничестве и кобрендинге с он-лайн сервисом Napster. YH-910 и новая модель, YH-920 имели комплектное ПО для работы с Napster и проигрывали защищенные WMA файлы, которые предлагал этот сервис.

К сожалению, складывается впечатление, что компании Samsung никто не сказал, что этот Napster был уже совсем не тем Napster, что гремел на рубеже 1999-2000 гг. Новый Napster был самым обыкновенным интернет-магазином второго эшелона, не страдал от повышенной популярности и существенно помочь продажам плееров никак не мог. Позже начало сертификации PlaysForSure сделает данное сотрудничество и вовсе бессмысленным, т.к. Napster был частью PlaysForSure.

Сами по себе Jukebox-ы были, что называется, ни рыба ни мясо. По 20 ГБ памяти в каждом, средние размеры, обычный, незапоминающийся дизайн. YH-910 имела редкую у Jukebox-ов функцию - встроенный FM-трансмиттер, правда, на его работу были нарекания. Управление у 910-ой было не очень удачным. С 920-ой ситуация была получше, к тому же эта модель поддерживала OGG формат помимо MP3 и WMA. Однако время работы обоих плееров было маловато для 2003-2004 годов, не превышало 10 часов.

Модель YH-920 позже стала основой для первого аппарата второго поколения от Samsung.

Cowon-iAudio M3 / M5

Первый Jukebox от Cowon продемонстрировал оригинальный подход компании в этом вопросе. Модель M3 была выпущена в начале 2004 года была единственным в своем роде Jukebox-ом «в стиле Shuffle». Концепция напоминала CD-MP3 плеер iMP-350 от iRiver: дисплей на корпусе плеера отсутствовал, зато в комплекте шел пульт ДУ с 6-строчным дисплеем. Такой подход позволил сделать устройство компактным, хотя плеер не был рекордсменом в этом отношении.

M3 поставлялся в вариантах с 20 и 40 гигабайтами на борту, имел цельноалюминиевый корпус неплохого дизайна, предлагал очень достойную функциональность:

  • Поддержка MP3, WMA, OGG и WAV
  • FM тюнер и диктофон
  • Запись с линейного входа (через комплектный крэдл)
  • Поддержка UMS

Хотя дисплей и управление были не вполне адекватны задачам взаимодействия с библиотекой из тысяч аудиофайлов, плеер от Cowon был неплохо принят на рынке. Оригинальность помогла корейской компании избежать прямого столкновения с «монстрами» в лице Creative, iRiver и, конечно, Apple, закрепиться на небольшой части рынка, чтобы затем расширять данное направление новыми моделями.

M5 была бюджетной версией успешной модели третьего поколения X5 и появилась на рынке летом 2005 года. Главным отличием была замена цветного дисплея на монохромный, что повлекло отказ от возможностей воспроизведения изображений и видео. Также плеер лишился USB-хоста, что окончательно опустило его с третьего поколения во второе. Здесь Cowon снова проявила оригинальность, конкурирующие производители обычно поступали наоборот, устанавливая в модель второго поколения цветной дисплей, чтобы поднять ее до третьего. Если призадуматься, подход Cowon был мудрее: психологически, старая модель, даже с серьезными улучшениями, все равно воспринималась как старая. M5 же позволил получать многие возможности неплохо раскрученной X5 за меньшие деньги. Таким образом, обе модели могли успешно существовать на рынке одновременно, как линейка, а не восприниматься как новая и устаревшая. Вместе с продолжавшим выпускаться M3 эти плееры составляли целый продуктовый ряд Jukebox-ов, чего не было у других производителей.

Rio Karma

Второй Jukebox от Rio получился таким же оригинальным как первый, но куда более практичным. За два года прошедших с создания Rio Riot компания успела поменять владельца: теперь она принадлежала японскому холдингу D&M. Поначалу смена хозяина отразилась на фирме благоприятно: в середине 2004 года была анонсирована сразу целая серия моделей, в основном, интересных. Среди них была и Rio Karma, Jukebox о 20 гигабайтах, едва ли не самая интересная.

Ее дизайн был выдержан в фирменном «полуспортивном» стиле от Rio. Необычным было квадратное сечение корпуса – в результате плеер получился очень компактным, хотя и довольно «пухлым». Большой с очень качественный монохромный дисплей и колесико прокрутки дополняли картину. И все же главное сокровище скрывалось внутри плеера.

Программистам от Rio Audio удалось выжать из платформы Portal Player многое:

  • Поддержку MP3, WMA, OGG и FLAC
  • Gapless проигрывание и кросфейдинг
  • Качественный пятиполосный эквалайзер со множеством пресетов
  • Качественное и очень мощное звучание

Кроме того через комплектный крэдл плеер мог подключаться к ПК через Ethernet и даже самостоятельно выходить в интернет.

Естественно, были и свои минусы – качество сборки аппарата оставляло желать лучшего, отказы не были редкостью. И все же Rio Karma вместе с iRiver ihp-100 относится к Jukebox-ам, о которых вспоминают с ностальгией.

Следующего аппарата этого класса от Rio небольшая, но стабильная доля рынка ждала с нетерпением.

Но так и не дождалась. Осенью 2005 года компания D&M объявила о закрытии разработки и производства плееров под маркой Rio, а вся интеллектуальная собственность была продана компании Sigmatel.

Archos Gmini 220 / XS200

Хотя Archos и сосредоточилась на медиа плеерах, в рамках своей «младшей» серии Gmini она время от времени выпускала аппараты в этом классе. Ее коньком стала компактность: так, XS200, вероятно, является самым маленьким Jukebox-ом в истории.

Плеер появился во второй половине 2004 года и является типичным представителем второго поколения: большой монохромный дисплей, 1,8” жесткий диск объемом 20 ГБ, поддержка MP3 и WMA. Аппарат очень ограничен функционально, его управление не очень приспособлено к нуждам владельцев Jukebox-ов. Это и тот факт, что модель находится «в тени» PMP от Archos обуславливает невысокий уровень ее продаж.

Также можно упомянуть Gmini 220, представленный летом того же года. Он имел много общего с будущим XS200 в дизайне. Модель была любопытна возможностью просмотра фотографий, правда, лишь в черно-белом виде – в силу ограничений дисплея. Зато дисплей был крупным: диагональ 2,5 дюйма. Накопитель имел емкость 20 ГБ, была и более бюджетная 10 ГБ версия, с урезанным вдвое дисплеем.

Модель XS200 предлагается Archos до сих пор, как бюджетный Jukebox.

Jukebox. Часть 2 >>>

Алексей Дорожин (adoro@list.ru)
Опубликовано - 21 декабря 2006 г.

   

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

28.06.2017 Яндекс.Такси подскажет удобную точку посадки

28.06.2017 Samsung представила новый бренд фотосенсоров ISOCELL

28.06.2017 Amazon предлагает смартфон Alcatel Idol 5S со скидкой в 80$ за просмотр рекламы

28.06.2017 Qualcomm представила новый процессор Snapdragon 450 для смартфонов и планшетов среднего уровня

27.06.2017 Российская армия получит шлемы дополненной реальности

27.06.2017 ИскИн Bixby испытывает проблемы с освоением новых языков

27.06.2017 Samsung вкладывает средства в 6-нм техпроцесс

27.06.2017 Facebook, Microsoft, Twitter и YouTube объединились для борьбы с терроризмом

27.06.2017 Greenpeace и iFixit назвали лучшие и худшие устройства по ремонтопригодности

27.06.2017 Европейские антимонопольные регулирующие органы оштрафовали Google на рекордные 2,42 миллиарда Евро

27.06.2017 Samsung Pay стал доступен клиентам Россельхозбанка и банка «Девон-Кредит»

27.06.2017 Роскомнадзор: требования к Telegram не подразумевают доступ к перепискам

27.06.2017 Управление ФССП арестовало акции МТС

27.06.2017 Samsung предлагает Galaxy S8 Plus в розовом цвете

Hit

26.06.2017 Видео на канале: Обзор BlackBerry Aurora

26.06.2017 FiiO представила для поклонников продукции Apple новый усилитель для наушников FiiOi1

26.06.2017 TP-Link объявила о старте продаж смартфона Neffos X1 Max в России

26.06.2017 Пользователи «Ростелекома» пожаловались на скрытое подключение дополнительных услуг

26.06.2017 ФАС собирается изъять из российских законов термин «роуминг»

26.06.2017 Запуск Samsung Galaxy Note8 в продажу планируется в сентябре

23.06.2017 TCL представит еще один BlackBerry без физической клавиатуры

23.06.2017 WhatsApp позволит пересылать любые файлы

23.06.2017 Android 8 может быть назван в честь овсяного печенья

23.06.2017 Павел Дуров ответил на угрозы главы Роскомнадзора заблокировать его мессенджер Telegram

23.06.2017 Закон о блокировке «зеркал» принят Госдумой

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.