podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2
[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

Итоги года: персональное аудио и видео

Развитие рынка, исчисляемое в продажах, следует за технологическим развитием отрасли всегда с некоторой задержкой. Поэтому наблюдавшийся еще в 2005 году определенный застой цифровых плееров в технологическом плане в году уходящем отозвался серьезным снижением роста продаж. В 2006 году он не превысит 50%.

Данные isuppli

Для преодоления застойных явлений на подобных рынках необходимы технологические прорывы. 2006 год прошел в поисках путей для этих прорывов, он был богат на экспериментальные новинки, но беден на новые технологии в массовых продуктах.

Застой на Западе, инновации на Востоке

В 2006 году усилился разрыв между мировыми регионами. Картина на рынке в разных частях света стала различаться еще сильнее.

Так, для стран Запада, то есть для Северной Америки и Европы, 2006 год был годом стагнации. Ни в технологическом, ни в маркетинговом плане на этих рынках практически не произошло каких-либо серьезных изменений.

Лицо рынка цифровых плееров на Востоке, точнее, в странах Юго-восточной Азии, напротив, за год изменилось довольно значительно. Главным образом это коснулось технологий: прошедший год явил здесь новые типы портативных электронных устройств.

Запад: остывание после перегрева в 2005 году

После резкого роста в прошлом году в 2006 рынок начал постепенно остывать. 200 и 300% рост продаж остался в прошлом, сегодня темпы роста в США и Европе не превышают 10-50%.

Исследования говорят об истощении базы новых покупателей. Все больше покупок осуществляется для замены старого аппарата, ожидается, что концу 2007 года такие покупатели в странах Америки и Европы превысят 50% от общего числа.

США – год прошел в ожидании прорыва от Apple. Sandisk и Microsoft бросают вызов лидеру

Главная интрига американского (и в значительной степени и всего мирового) рынка в 2006 году – ожидание новинок от Apple Computers. Каждое сколько-нибудь значимое мероприятие, организуемое американской компанией, сразу обрастало массой слухов о революционных iPod-ах, которым надлежит быть на нем представленными. Ждали, в первую очередь, музыкальный мобильный телефон, а также полноценный PMP. Однако Apple раз за разом разочаровывала своих поклонников, особенно запомнилось февральское выступление, когда вместо iPhone или видео-iPod был представлен новый чехол для nano и переносная аудиосистема с док-станцией iPod HiFi.

В сентябре компания все же обновила свою линейку цифровых плееров, но ничего революционного представлено не было, основные модели компании просто подверглись рестайлингу.

В итоге 2007 год поклонники Apple встречают, как и прошлый, с надеждами на прорывы в будущем.

Пока компания из Купертино топталась на месте, два других национальных производителя вели серьезную борьбу за американский рынок портативного аудио.

Sandisk взялась за дело агрессивно. Ее цены на флэш-плееры заставили забыть рекорды iPod Shuffle и nano в 2005 году. В сочетании с оригинальными способами продвижения это позволило компании резко увеличить свою долю на рынке США, выйдя на второе место.

Ее отрыв от преследователей в течение года рос, а отставание от Apple уменьшалось. Однако в ассортименте компании не хватает моделей высокой ценовой категории, в частности, Jukebox-ов.

А в области Jukebox-ов бросить вызов iPod решила старая соперница Apple, Microsoft. В лучших традициях buzz-маркетинга компания в течение первой половины года интриговала общественность слухами о грядущей новинке. Поступивший в продажу плеер Zune получил противоречивые отклики, закрытая архитектура, нестабильное ПО получили заслуженную долю критики.

Данные о продажах пока противоречивы, но специалисты верят в будущее Zune, подкрепленное огромными маркетинговыми и финансовыми возможностями Microsoft, не в этом, так в следующем поколении.

В результате доля Apple на североамериканском рынке в 2006 году прекратила рост и начала некоторое снижение. Ситуация конца 2005 года, когда у компании просто не было конкурентов, осталась в прошлом. Это, пожалуй, можно считать главным итогом уходящего года для рынка США.

Европа – начало насыщения. Несортовой товар правит рынком

Европе 2006 год также не принес ничего нового. Тенденции, обозначившиеся в 2005 году, продолжили свое развитие.

Дешевые MP3-плееры стоимостью до 100 евро продолжили доминировать в европейских странах, подмяв под себя львиную долю продаж.

Это аппараты китайского производства, не блещущие ни дизайном, ни функциями, продающиеся, главным образом, под частными торговыми марками европейских компаний.

Единственным изменением можно назвать распространение дешевых MP4-плееров на платформе Actions Semiconductors, с маленькими цветными 1 – 1.2-дюймовыми дисплеями, зато с возможностью просмотра видео.

Господство крайне дешевого, несортового и неинтересного товара ускоряет насыщение европейских рынков. В 2006 году на самом крупном и зрелом из них, немецком, уже наметился спад продаж.

Борьба за корейское наследство

Еще одним явлением прошедшего года, в первую очередь затронувшим Европу и Азию, но заметным во всем мире, стал фактически окончательный уход небольших корейских производителей с рынка портативного аудио. Эта тенденция началась еще в 2004 году, развивалась в 2005 и в 2006 достигла своего логического завершения, воплотившегося в банкротстве и уходе с рынка большинства разработчиков.

Reigncom (iriver)

Четыре убыточных квартала подряд, общая сумма убытков свыше $100 млн.

Mpio

Отставка президента-основателя компании, позже – начало расследования в отношении нового президента, обвальное падение акций, огромные убытки

S-cam (Sorell)

Банкротство

EZ-AV

Банкротство

i-bead

Закрытие бизнеса материнской компанией

Stormblue

Большая задолженность, на грани банкротства

Estarlab

Банкротство

Maycom

Большая задолженность, на грани банкротства

На освободившийся после ухода Южной Кореи сегмент флэш-плееров средней ценовой категории есть два претендента. Это резко усилившиеся в последние годы китайские компании и начавшие оживать в 2006 году. К последним можно причислить Sony, Samsung, Philips, все эти компании в уходящем году добились некоторого прогресса именно за счет аппаратов в верхнем Low-End и Middle-End сегментах.

Участвуют в дележе этого сегмента и американские компании, Apple и Sandisk.

Россия – движение в сторону Европы

Российский рынок упорно сопротивлялся китайскому «нашествию» в течение последних лет. В 2006 году ситуация начала меняться, количество местных торговых марок, предлагающих продукцию из КНР, все более увеличивается, отдельные из них, такие, как Texet, Explay, Powerman, уже имеют неплохой уровень продаж и популярности.

Товар китайских производителей привлекателен не только для конечного потребителя из-за своей низкой цены. Он также приносит более высокую прибыль дистрибьютору, что в 2006 году было особенно важно на фоне общего спада продаж в первой половине года.

Таким образом, российский рынок все более начинает напоминать европейский с множеством частных торговых марок, имеющих примерно равные доли, и доминированием дешевого китайского товара.

Восток: видео – пройденный этап, на повестке дня DMB, GPS, игры

Контрастируя с застоем в США и Европе, для Китая и Кореи прошедший год был годом серьезных перемен.

Южнокорейские компании окончательно отошли от традиционного MP3-бизнеса, полностью сосредоточив свое внимание на новых портативных технологиях. Горячими темами здесь были цифровое телевидение и спутниковая навигация.

Цифровое телевидение в формате DMB, как спутниковое, так и эфирное, начиная с 2006 года, стало в Корее обычным явлением. Ответом на это стал бум PMP, способных принимать этот формат. Имеются предложения как дорогих устройств со встроенными жесткими дисками, так и бюджетных вариантов на картах флэш-памяти. Часто в подобные комбайны встраивается и другая востребованная возможность – поддержка GPS, спутниковой навигации. Практическая ценность последней выглядит даже выше, чем DMB, и подобные аппараты уже популярны среди корейских автомобилистов.

Китайские разработчики в 2006 году серьезно продвинулись в направлении видеоплееров на флэш-памяти. Из примитивных и неудобных в использовании устройств с крошечными дисплеями китайские MP4-плееры превратились в тонкие аппараты со сносным дизайном. Распространение получили QVGA-дисплеи, а новые платформы от национального производителя позволили, наконец, проигрывать видео практически без переконвертации. Сегодня разработка простых MP4-плееров считается в Китае пройденным этапом, на повестке дня – плееры с игровыми возможностями.

Осознавая главную проблему портативных консолей, дефицит игр, китайские разработчики реализуют в своих устройствах с одной стороны поддержку Flash, с другой – игр с приставок старых поколений: Gameboy и Gameboy Color, NES и SNES, Sega Mega Drive.

Главный вопрос 2007 года: будут ли идеи с Востока востребованы на Западе?

Современный рынок глобален, экономики разных стран взаимодействуют друг с другом по принципу сообщающихся сосудов. Поэтому столь разная картина на рынках цифровых плееров Запада и Востока вызывает недоумение. Кажется логичным, что технологии, разрабатываемые и внедряемые в Китае и Корее, должны прийти и в США с Европой.

То, насколько корейские и китайские новинки конкурентоспособны в рынках американских и европейских стран, должен показать следующий год. В частности, популярность GPS-плееров в Европе уже растет.

DVB-H- и DMB-сервисы мобильного цифрового телевидения в странах Запада также должны постепенно переходить на коммерческие рельсы, что будет стимулировать спрос на устройства воспроизведения.

Отдельная интрига – смогут ли китайские MP4- и гейм-плееры добиться успеха за пределами национального рынка. В 2006 году компания Meizu, первая сочетавшая в своем аппарате M6 тонкий корпус и QVGA-дисплей, смогла добиться неплохих продаж по всему миру, включая Европу и США.

Технологии: память. Стабильный рост объема при снижении цены

Тенденция постоянного роста объемов встроенной памяти при снижении цен на нее в 2006 году продолжилась.

  • Появились первые 8 ГБ флэш-плееры, а цены на 4 ГБ модели упали ниже $100.
  • Емкость моделей на микродрайвах достигла 8, 10 и 12 ГБ.
  • 1.8” винчестеры в плеерах покорили 80 ГБ отметку.

В первой половине года особенно впечатлило падение цен на флэш-память, на некоторые объемы расценки упали в четыре раза.

Флэш-память догнала микродрайвы и готовится бросить вызов 1.8” дискам

Достигнув объема 8 ГБ, флэш-память тем самым догнала, наконец, 1” жесткие диски.

По мнению лидера рынка памяти, компании Samsung, 16- и 32-гигабайтовые объемы не за горами, это означает приход флэш-памяти в емкие плееры, считавшиеся традиционно вотчиной 1.8” жестких дисков.

«Цифровое неравенство» во флэш-плеерах: узкая группа лидеров далеко оторвалась от остального рынка по объему памяти

Большие объемы флэш-памяти доступны, однако, не всем. В 2006 году лишь три компании смогли достигнуть 8 ГБ отметки – Apple, Sandisk и Creative. Модель с подобной емкостью анонсировала Samsung, и пока это все.

Для остальных производителей сложностью выглядит даже выпуск 4 ГБ плеера, большинство компаний продолжает считать основным объемом 1 ГБ, а 2 ГБ – High-End-версией. Во многом данная ситуация вызвана страхом перед ценовой конкуренцией, неуверенностью компаний в своей способности продать произведенный товар, считается, что дешевое продать всегда легче. Результатом является ситуация, при которой покупатель, желающий приобрести 8 или даже 4 ГБ флэш-плеер, жестко ограничен в выборе.

Технологии: ожидание Wi-Fi и Bluetooth затягивается

Прихода в цифровые плееры Bluetooth и Wi-Fi ждут уже несколько лет. От этих технологий ожидают быстрой беспроводной передачи контента с ПК на плеер, возможности использования беспроводных наушников и даже приобретения музыки без использования компьютера – через точку доступа.

2006 год снова разочаровал: из примеров использования этой технологии на ум приходит только ужасная реализация Wi-Fi в Microsoft Zune (все переданные по Wi-Fi треки исчезают через три дня или после трех прослушиваний), дорогостоящий PMP Archos 604 Wi-Fi, плеер с поддержкой Bluetooth от Samsung и еще нескольких компаний. Интересным представляется проект Music Gremlin – первая система, сочетающая Интернет-сервис по продаже музыки и MP3-плеер с возможностью Wi-Fi. К сожалению, этот проект географически ограничен и в каком-то смысле представляет собой эксперимент.

Ожидание массового прихода беспроводных технологий в плееры тем самым переносится на следующий год.

Технологии: интеграция портативных цифровых плееров в традиционную аудио-видео технику активизируется

Модным направлением 2006 года, связанным с MP3-плеерами, стало распространение возможности подключения этих устройств к традиционной аудиотехнике: стереосистемам, автомагнитолам.

Соединение MP3-плеера с автомобильной аудиосистемой в первую очередь, естественно, коснулось самой автомобилизованной страны мира, США, и самого популярного плеера там, iPod.

В течение года все больше мировых автопроизводителей заявляли о своих планах выпускать новые автомобили совместимыми с продуктами Apple. Американская компания надеется, что в 2007 году 70 процентов производимых в мире машин будет иметь возможность подключения iPod.

Прочим плеерам оставалось довольствоваться другими способами интеграции, наподобие FM-трансмиттеров, рынок которых в прошедшем году серьезно вырос.

Скрещиванием портативных плееров с домашними аудиосистемами в уходящем году озаботились компании Apple и Sony. Американская корпорация начала с уже упомянутого iPod HiFi, продукта, встреченного довольно прохладно. Утверждения, что это устройство способно легко заменить традиционные HiFi-аудиоцентры, были встречены с усмешкой.

Позднее, в сентябре, публике был показан прототип устройства с кодовым названием iTV.

Оно должно стать связующим звеном между инфраструктурой Apple, включая iPod, и традиционной домашней аудио-видео системой: телевизорами, аудиоцентрами и т.п. Для этой цели планируется использование беспроводных соединений.

Sony, в своем стиле, предпочитает закрытые системы и представила линейку мини-аудиосистем, совместимых с новыми плеерами Walkman.

Компания также начала активно пропагандировать через рекламу возможность подключения ее плееров к ее аудиотехнике: магнитолам, аудиосистемам.

Наконец, компания Microsoft активно работала в прошедшем году над модификацией своей архитектуры PlaysForSure, включив в нее спецификацию PlayFromDevice, призванную сертифицировать аудиосистемы, совместимые с PlaysForSure-плеерами.

Sony и Microsoft также пропагандируют подключение портативных плееров к своим консолям последнего поколения, соответственно PS3 и Xbox 360.

В общем и целом можно говорить о том, что за бумом MP3-плееров в прошлом году в 2006 году последовал бум сервисов, построенных вокруг этих аппаратов, эта тенденция должна продолжиться и в 2007.

Технологии: потеснит ли Lossless сжатые форматы

Хотя цифровой плеер для многих является, прежде всего, устройством воспроизведения музыки, большая часть разговоров в 2006 году велась вокруг немузыкальных возможностей: DMB, GPS, Wi-Fi и т.п. Но кое-какие интересные тенденции наметились в области первичного применения этих устройств. В частности, ряд производителей повернулся к так называемым Lossless-форматам, форматам сжатия без потерь.

Считается, что, в отличие от традиционных MP3, WMA, AAC и прочих сжатых форматов, Lossless совершенно не изменяет звучания оригинальной CD-записи. Популярность этих форматов долгое время была ограниченной, о поддержке их в плеерах не шло и речи.

Однако благодаря распространению широких Интернет-каналов Lossless становится все популярнее в Интернете, и производители цифровых плееров начинают обращать внимание на эти форматы. Так, в 2006 году большое количество китайских производителей заявило о поддержке в своих плеерах Lossless-форматов FLAC и APE. Корейская Cowon распространила поддержку FLAC на свои флэш-плееры. Toshiba выпустила Gigabeat S с поддержкой WMA Lossless. В 2006 году отсутствие поддержки Lossless все чаще становилось одной из претензий к портативным плеерам как в обзорах специалистов, так и в сообщениях рядовых потребителей.

Также в 2006 году активно циркулировали слухи о начале в ближайшем будущем продаж музыки в формате Apple Lossless через iTunes. Считается, что Lossless-форматы смогут стать новым козырем в конкурентной борьбе между онлайн-сервисами.

Дизайн: iPod nano превращается в форм-фактор

Не имея желания или возможности добавлять в свои устройства новые интересные потребителю возможности, производители в 2006 году попытались налечь на дизайн. Делалось это просто: брался наиболее востребованный дизайн – как правило, iPod nano – и с минимальными изменениями предлагался потребителю.

Впрочем, по двум главным параметрам – удобству управления и тонкости корпуса – продукт от компании Apple в 2006 году догнать никому не удалось. Как, впрочем, и по продажам.

Дизайн: сенсорная эпидемия

Второй областью помешательства дизайнеров в 2006 году стал дизайн в стиле LG Chocolate: сенсорные органы управления с подсветкой на гладкой лицевой поверхности, обычно черного цвета.

Сколько ни говорят, что в практической жизни такое управление неудобно, разработчики продолжают его разрабатывать, а покупатели – покупать.

Контент: обострение борьбы против DRM – подключение национальных властей

В 2006 году на рынке цифровой музыки оформилось два основных игрока: Apple со своим iTunes и коалиция, собравшаяся под знаменами Microsoft и ее программы PlaysForSure.

Стороны поставляют музыку в форматах, несовместимых с устройствами противоборствующей стороны, привязывая пользователей к определенным моделям плееров или онлайн-сервисам. Эта ситуация натыкается на все более серьезное противодействие со стороны общественности, обоснованно считается, что такая система не выгодна ни пользователям, ни правообладателям. С DRM в его нынешней форме активно борются самые разные общественные организации, несколько серьезных ударов по этой системе были нанесены и в 2006 году.

Так, летом прошедшего года французский парламент принял ряд законов, касающихся защиты авторских прав, получивших общее название DADVSI. Одним из положений этих законов является требование от всех разработчиков DRM-систем передавать всю необходимую документацию по ним и все исходные коды по первому требованию любой компании, решившей включить поддержку этого DRM в свой продукт. Закон был принят, несмотря на протесты компании Apple и правительства США, и фактически ставит американскую компанию перед выбором: уйти с французского рынка или сделать открытой всю документацию по своей тщательно закрытой DRM-системе FairPlay. Другие европейские страны, в частности, Дания, изъявили желание принять аналогичные законы, что в перспективе может грозить для Apple потерей европейского рынка. Любопытно, что критика закона звучала и с другой стороны: обязав разработчиков DRM раскрывать спецификации своей защиты, закон с другой стороны ставит вне закона желающих взломать или обойти эту защиту самостоятельно. Звучат голоса, что подобная постановка вопроса в итоге может положить конец открытости и свободе в Интернете.

Этим же летом в Интернете появилась программа Fair Use for Windows Media (FairUse4WM), удаляющая DRM-защиту с WMA-файлов, защищенных DRM от Microsoft.

Американская компания несколько раз модифицировала свой DRM, в ответ на это создатели FairUse4WM модифицировали свою программу. Microsoft также подала в суд на анонимных создателей вредоносного для нее ПО.

2006 год: интересен для специалистов, скучен для покупателя

Это, пожалуй, главный итог 2006 года. Эксперты могли наблюдать разного рода новые любопытные концепции в разных уголках мира, к примеру, проект Music Gremlin в Нью-Йорке, DMB- и GPS-плееры в Корее, гейм-плееры в Китае. Потребитель же наблюдал на прилавках примерно то же, что и в 2005 году, разве что в корпусе а-ля nano или с «шоколадным» дизайном.

Поменяются ли они ролями в наступающем году? Или идеи 2006 года окажутся невостребованными, и рынок продолжит стагнацию и медленное загнивание? Это уже вопросы к новому, 2007 году.

Алексей Дорожин (adoro@list.ru)
Опубликовано - 29 декабря 2006 г.

   

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

24.03.2017 ZTE потерпела убытки в 4 квартале из-за штрафа в США

24.03.2017 Цены и варианты Xaiomi Mi 6 и Mi 6 Plus попали в сеть

24.03.2017 В сервисе Google Авиабилеты для России теперь можно планировать поездки и на поезде

24.03.2017 Samsung продемонстрировал концепты умных часов на базе Gear S3

24.03.2017 Meizu M621C-S прошел сертификацию TENAA

24.03.2017 EZVIZ представила на российском рынке полнофункциональную систему «умный дом»

24.03.2017 Флагман Nokia получит сдвоенную камеру с оптикой Carl Zeiss

Hit

24.03.2017 Видео на канале: Обзор смартфона 4Good R407

24.03.2017 В России представлены игровые ноутбуки Lenovo Legion Y520 и Legion Y720

24.03.2017 Google избавит Hangouts от поддержки SMS

24.03.2017 Panasonic сделает крупного испанского разработчика автомобильных систем своей дочерней компанией

23.03.2017 Fossil представила более 300 моделей умных часов

23.03.2017 Le XiubaleR получит Helio X20 и Android 7.1.2

23.03.2017 LG Pay будет запущен в Корее в июне

23.03.2017 Casio представила версию смарт-часов Pro Trek WSD F20 с сапфировым стеклом

23.03.2017 Два смартфона Meizu с быстрой зарядкой зарегистрированы в Китае

23.03.2017 Красный iPhone оказался аномально популярным в Китае

23.03.2017 Яндекс увидел угрозу для своих «Денег» в СП Сбербанка и Alibaba

23.03.2017 Apple запустила вебсайт «Бизнес» в России

Hit

23.03.2017 Видео на канале: Обзор Huawei P10

23.03.2017 «Связной» и «Евросеть» могут объединить

23.03.2017 Panasonic представил для тайваньского рынка новый смартфон – ELUGA PURE

23.03.2017 В Карты Google возвращается возможность делиться с друзьями своим местоположением

22.03.2017 ZTE представила обновление линейки Nubia в Китае

22.03.2017 Huawei представит смартфон линейки Honor 5 апреля

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.