Новые модели:
Huawei Mate 30 Pro
Huawei Mate 30
iPhone 11
iPhone 11 Pro
iPhone 11 Pro Max
Samsung Galaxy Note10+
Samsung Galaxy Note10
Honor 8S
BQ 2818 ART XL+
BQ 1846 One Power
Xiaomi Mi A3
Huawei P smart Z
Huawei Y5 (2019)
Huawei P30 lite
Samsung Galaxy A80 (2019)
Новые обзоры:
Samsung Galaxy S10 Lite
Samsung A51
Panasonic TOUGHBOOK P-01K
HTC Wildfire E1 и E1 Plus
Redmi Note 8T
Vivo V17
Samsung A20s 2019
Oppo A9 2020
BQ Magic S
Philips S397
|
Версия
для печати
Расширяемая и сменная память в мр3-плеерахВ наших прошлых материалах мы постарались осветить вопросы, связанные с использованием встроенной памяти в цифровых плеерах, в частности, затронули тему флэш-памяти и накопителей на магнитных жестких дисках. Сегодня мы хотели бы поговорить о расширяемой и сменной памяти в ее применении к этой отрасли. Прежде всего, нужно сделать оговорку, что термины «расширение памяти», «сменная память», «внешняя память» и подобные следует использовать исключительно в ситуации, когда сменный носитель реально используется наряду или вместо встроенной памяти аппарата. То есть предполагается, что пользователь сможет свободно проигрывать из дополнительной памяти любой контент, и ее емкость, как минимум, сопоставима с емкостью встроенного накопителя. Таким образом, к примеру, разъемы для карт памяти на современных HDD-PMP или фотовинчестерах не могут рассматриваться как средства расширения памяти, их предназначение – сохранение информации с карты на встроенный накопитель, иными словами, бэкап. В своем «правильном» значении внешняя память сегодня довольно редко встречается в цифровых плеерах. Терять популярность она начала где-то с 2003 года, когда по большому счету остановилась разработка плееров на оптических накопителях и плееров со слотами для карт расширения. Сегодня если мы окинем взглядом продуктовые линейки ведущих игроков, то увидим лишь пару-тройку моделей с расширяемой памятью, и то это будут, как правило, не хиты. MpioFY800 и CowonD2 – едва ли не единственные плееры с расширяемой памятью в ассортименте глобальных брендов Решение отрасли отказаться от моделей с расширяемой или сменной памятью вызывает противоречивое отношение со стороны потребителей. С одной стороны, недовольные голоса раздаются довольно часто, а редкие модели, дающие пользователю возможность расширить свою память, привлекают внимание и пользуются популярностью. С другой стороны, отсутствие в линейке подобных моделей не помешало компании Apple стать лидером рынка и абсолютным авторитетом в плане дизайна и концепций портативных плееров. Это показывает, что возможность расширения памяти для большинства потребителей не является ключевой. Резким контрастом тут выступают мобильные телефоны, смартфоны, КПК. В этих устройствах мы практически всегда наблюдаем малый объем встроенной памяти и возможность ее расширения. Почему подходы производителей (иногда, как в случае Samsung, LG, одних и тех же) для этих отраслей так отличаются? Очевидно, это связано с тем, что плеер – специализированное устройство, а сотовый телефон, смартфон, КПК – многофункциональные. Разработчик сотового не может доподлинно знать, как потребитель будет использовать свою покупку. Поэтому, чтобы никого не оттолкнуть, он предлагает последнему самому выбрать, будет ли тот вообще использовать аппарат для проигрывания контента и какой объем памяти ему для этого будет нужен. В случае плеера предназначение его абсолютно очевидно, как очевидно и то, что для выполнения этого предназначения устройству понадобится достаточно большой объем памяти. Останется только вопрос, какой именно объем понадобится. Этот вопрос решается выпуском нескольких модификаций плеера с разным объемом встроенной памяти – прием, практически никогда не использующийся в телефонах, смартфонах и КПК. Конечно, это решение более удобно производителю, чем потребителю. Сменная и расширяемая память имеет одно важное преимущество перед встроенной – она удлиняет жизнь устройства, отдаляет момент его морального устаревания. Также она делает аппарат дешевле благодаря возможности установить в него небольшой объем памяти или не устанавливать никакого вообще. Оба этих плюса для потребителя являются минусами для производителей: удлиненная жизнь старого аппарата помешает купить новый, прибыль от продажи карты памяти пойдет в карман ее производителя, а не производителя плеера. Прибыль же последнего, за счет удешевления устройства, уменьшится. Впрочем, у производителей плееров есть все же пара аргументов «для публики». Первый – эстетический – устройства на сменной или расширяемой памяти не могут быть столь же миниатюрными или изящными, как плееры, ограничивающиеся встроенной памятью. iPodnano в профиль. Уместить разъем для карты памяти в таком корпусе было бы весьма непростой задачей Правда, с появлением карт памяти сверхминиатюрного формата этот аргумент перестал быть столь убедительным. Кроме того, указывается на путаницу в стандартах расширяемой памяти. Этот аргумент немного весомее, но вряд ли его хватило бы, чтобы поставить крест на плеерах с внешней памятью, если бы это не было в интересах производителей. В любом случае, сегодня «золотой век» плееров на сменной или расширяемой памяти уже давно миновал. Однако в прошлом цифровых плееров был период, когда буквально все аппараты использовали эти типы памяти. Собственно, с таких плееров и началась история отрасли. Прежде чем рассказать о таких моделях подробно, следует произвести небольшую классификацию. Так, плееры, использующие внешнюю память, можно разделить на плееры со сменной памятью и плееры с памятью расширяемой. Первые не несут на борту никакой памяти, доступной пользователю, и не могут работать без подключения внешней памяти. Вторые уже имеют определенный объем встроенной памяти, но он может быть расширен. Технологически плееры с внешней памятью можно разделить на три типа:
В таком порядке мы и будем их описывать. Плееры на оптических накопителяхГоворя о плеерах на оптических накопителях, мы вначале и в первую очередь будем говорить о плеерах на компакт-дисках (CD). Именно они получили наибольшее распространение и в свое время занимали изрядную долю рынка. Они также выполнили весьма ценную миссию – помогли плавно «пересадить» с классических CD-walkman’ов на MP3-плееры изрядное количество консервативных пользователей.
Первый Discman от SonyD-50 (фото с сайта www.alphashell.de), 1984 год, и один из первых CD-MP-плееров – Pine Technology D'music SM-200C (фото с сайта www.dansdata.com) Практически все CD-MP3-плееры относятся к категории устройств на сменных носителях. Попыток установить в них встроенную память практически не делалось: когда аппараты на оптических носителях были распространены, флэш-память (а только этот носитель было разумно устанавливать в и так довольно громоздкие устройства) имела объем, намного уступающий емкости компакт-диска, и высокую цену. А когда ситуация изменилась, разработка новых CD-MP3-плееров практически прекратилась. Исторически CD-MP3-плееры были последним типом, появившимся на рынке, флэш-плееры и HDD-плееры на тот момент уже существовали. Однако на момент своего появления эти аппараты предлагали возможность использования огромного объема памяти (до 700 МБ только на одном диске) по смешным ценам. Это обусловило успех устройств на рынке. Не следует недооценивать помощь и других характеристик CD-MP3-плееров – привычный форм-фактор, возможность проигрывания обычных аудио-СD. «Королем» CD-MP3-плееров считалась компания iRiver, специализирующаяся на данных аппаратах, заработавшая на них первую известность. Некоторые корейские компании также выпускали популярные модели, в первую очередь тут можно вспомнить ныне покойную S-cam с ее брендом Sorell. Довольно скоро в борьбу за рынок вступили традиционные производители CD-плееров – Sony, Panasonic, Philips. В этой отрасли они преуспели больше, чем в флэш- и HDD-плеерах. После ухода с этого рынка iRiver и корейских компаний они прочно оккупировали его верхний и средний сегмент. Наконец, нижний сегмент быстро заполнили разнообразные китайские компании, предлагающие не всегда надежные (сделать надежный CD-плеер куда сложнее, чем плеер на флэш-памяти), но очень доступные устройства. За три года своего развития, с 2000 по 2003 год, CD-MP3-плееры пережили определенные метаморфозы. Так, в плане дизайна шла бескомпромиссная борьба за уменьшение размеров – вопрос остроактуальный в борьбе с флэш-, а с определенного момента и с HDD-плеерами. В этой области CD-MP3-плееры еще в 2002-2004 годах предвосхитили «борьбу за тонкость», которую плееры на других накопителях, как и сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты, ведут сегодня. Тут был достигнут довольно существенный прогресс – от довольно пухлых аппаратов первого поколения индустрия пришла к рекордсменам с толщиной корпуса в районе 13 мм – цифра, и сегодня не зазорная не только для HDD-, но и для флэш-плееров. К сожалению, с высотой и шириной ничего поделать было нельзя – она ограничена размерами носителя. Один из самых тонких CD-MP3-плееров (CD-ATRAC-плееров в данном случае) Sony D-NE20 – 12,7 мм Функционально плееры обзаводились поддержкой все большего числа аудиоформатов: к MP3 прибавились WMA и OGG, хотя Sony осталась верна ATRAC-у. Ища пути расширения функциональности, разработчики добавляли в плееры возможность проигрывания Video-CD и аналоговый видеовыход, обреченный на провал в связи с фактической смертью этого формата. У iRiver были идеи поинтереснее, в частности, DivX-совместимые плееры. Правда, появились они уже в то время, когда компания начала сворачивать все работы по CD-MP3, и развития не получили. Идея подключения плеера к телевизору, впрочем, и не могла получить развития – это сомнительная замена стационарному DVD-MPEG4-проигрывателю, который есть уже буквально у каждого. А вот идея портативного видеоплеера на оптическом носителе со встроенным экраном оказалась куда более востребованной, хотя уже в форме портативных DVD-плееров. CD-DivX-плеерот iRiver iMP-1100 Правда, iRiver был здесь далеко не первооткрывателем – портативные DVD присутствовали на рынке с начала 2000-ых годов. Куда более полезный прогресс заключался в усовершенствовании интерфейса – улучшении характеристик дисплеев, как на устройствах, так и на пультах ДУ, поддержке навигации по папкам и тэгах. Пульты ДУ от CD-MP3-плееров, кстати, с их удобным управлением, большими четкими дисплеями, до сих пор вызывают ностальгию у многих владельцев HDD- и даже флэш-плееров. Интерфейс пультов ДУ (на фото – пульт от iMP-900) от своих CD-MP3-плееров iRiver почти без изменения перенесла на свои флэш-модели Внутри тоже шел прогресс – отдельные обкатанные на CD-плеерах платформы, к примеру, от Sony и Philips, позже перекочевали во флэш-плееры почти без изменений. Вообще, в годах 2001-2002 CD-MP3-плееры явно казались выигрышнее неказистых флэш-«коробочков» с их 64-128 МБ памяти. По мере роста емкости флэша, однако, последние начинали смотреться все более уверенно. И все же на главном мировом рынке, в США, «убийцей» CD выступили Jukebox-ы. Уже ранние модели от HanGo, Creative, Archos были «призрачной угрозой» для оптических носителей, их реклама говорила, прежде всего, об огромном количестве CD, которое может уместиться в их память. iPod закончил эту работу, после его появления интерес к CD-MP3 в Штатах резко пошел на спад. Главный поставщик этих аппаратов на американский рынок, Rio Audio, быстро перестроилась, свернула свою линейку RioVolt, состоящую из OEM-моделей от iRiver, и выпустила свои Jukebox-ы. Замена RioVolt – Rio Riot, a позже – Rio Karma Далее пошла цепная реакция – ориентированная прежде всего на американский рынок iRiver начала разработку флэш- и HDD-моделей и сворачивание работ по CD-направлению. Немного позже, в 2004 году, дешевые флэш-плееры вытеснили плееры на оптических носителях и из Европы и Азии. Дольше всего держится Россия – в ней и сегодня CD-MP3-плееры занимают до четверти рынка. Это уникальная местная черта, проистекающая из относительно низкой доступности широких Интернет-каналов, слабого развития онлайн-сервисов по продаже контента на фоне мощного рынка контрафактной CD-MP3-продукции. Более успешным «отростком» этого рынка стали портативные DVD-плееры. Они, правда, с самого начала были, во-первых, ориентированы только на просмотр видео, во-вторых, их можно назвать только портативными, но не мобильными – удобное использование подобных аппаратов возможно лишь в автомобилях, самолетах. Тем не менее, в отличие от CD-MP3-плееров, DVD-плееры сегодня – это растущий рынок, поделенный между крупными брендами уровня Toshiba и Panasonic сверху и бесчисленными китайскими производителями снизу. Устройства этого класса успешно конкурируют с HDD-PMP – они дешевле последних и гораздо проще в использовании. Здесь продолжается движение прогресса: растет качество и разрешение дисплеев, экономичность устройства, добавляются дополнительные возможности наподобие слотов для карт памяти. Одна из последних моделей от Toshiba, SD-P2800: 9” дисплей с разрешением 800 на 480 точек, слоты для четырех форматов карт памяти, большое количество поддерживаемых форматов Новые форматы носителей, HD-DVD и Blueray, несомненно, вдохнут в эту отрасль новую жизнь. Поклонники плееров на оптических накопителях сегодня часто жалуются на неиспользованные возможности развития отрасли. В качестве подобного пути называется использование носителей 3-дюймового формата, которые могли бы позволить плеерам конкурировать в плане размеров, по крайней мере, с HDD-аналогами.
3-дюймовые DVD-диски при скромных размерах вмещают в себя почти полтора гигабайта данных. Почему же подобные носители не были использованы в портативных плеерах? Кроме того, считается, что DVD был необоснованно проигнорирован как емкий носитель для музыки. Разумные основания для этих жалоб имеются. Рынок плееров на оптических носителях был действительно убит с обескураживающей поспешностью волевыми решениями производителей, а не потребителей. Мотивы производителей понятны: флэш- и HDD-плееры – куда более технологичные устройства, и производство их намного легче и прибыльнее. Но не надо забывать, что эти флэш- и HDD-плееры в конечном итоге также удобнее для рядового конечного пользователя. Для большинства людей на Западе, не имеющих доступа к российским «развалам» пиратских MP3-CD, запись на «болванку» является лишним действием: приходится покупать MP3 с онлайн-сервиса, затем еще и записывать на CD-R и только потом можно их прослушивать. Эти два соображения – большее удобство для производителя в плане технологичности и прибыльности и большее удобство для пользователя в «законопослушных» странах – обусловили победу флэша и жесткого диска над оптическими носителями. CD-burn (прожиг CD – коллаж с сайта www.phoenixdfs.com) – лишняя процедура для законопослушного пользователя Что касается предлагаемых выше мер, то у производителей просто не было стимулов их внедрять. Так, создание портативного аудио DVD-плеера требовало немалых вложений в разработку, чтобы подобный аппарат по своим потребительским характеристикам хотя бы не уступал CD-MP3-аналогам. К тому же тут, как и в вопросе с 3” носителями, имеет место т.н. проблема «курицы и яйца». Разработка подобных устройств имеет смысл, только если носители (аудио-DVD и 3” CD и DVD) уже массово используются. А массовое использование этих носителей ограничено из-за отсутствия в продаже устройств, специально для них предназначенных. Для решения этой проблемы нужны изрядные финансовые средства, ведь первое время спрос на такие устройства будет довольно ограничен. На перегретом MP3-рынке подобные телодвижения и вовсе обречены на провал – потребителями подобных устройств будет лишь жалкая кучка энтузиастов, на которых не удастся даже «отбить» средства, потраченные на разработку. В заключение перечислим достоинства и недостатки плееров на оптических носителях: Достоинства:
Недостатки:
Плееры, использующие карты расширения памятиНа страницах портала уже был опубликован хороший цикл материалов, посвященный истории карт памяти. Это дает нам возможность сосредоточиться исключительно на их использовании в портативных цифровых плеерах. Первыми MP3-плеерами на рынке можно назвать два аппарата: Saehan MpMan F10 и Diaomond Rio PMP300. Первый имел только встроенную память, второй предлагал возможность ее расширения. Таким образом, вопрос «что лучше?» был поставлен с первых месяцев существования MP3-плеера как класса устройств. MpMan и Rio в 1998 году. С точки зрения индустрии, первый был на правильном пути Для плееров на флэш-памяти порядка пяти лет на этот вопрос однозначным ответом было «второе». Большинство подобных аппаратов в те времена предлагали пользователю возможность расширения памяти с помощью соответствующих карт. Плееры, использующие карты расширения памяти, могли относиться как к плеерам со сменной памятью и не иметь встроенного накопителя, так и быть устройствами с внутренней памятью и возможностью ее расширения. Первые три года в качестве решений расширения доминировали карты формата Smart Media. В 1998 – первой половине 2000 гг. их максимальная емкость была ограничена 32 МБ, что вдвое уступало максимальной емкости встроенной памяти в то время – до 64 МБ. В 2000 году появились первые плееры с 128 МБ встроенной памяти, и ограничение в 32 МБ стало совсем неуютным. Но, наконец, в этом же году начали появляться 64 МБ карты и плееры с их поддержкой. Позже емкость Smart Media достигла 128 МБ, но это был потолок, карт этого типа большего объема на рынке не появилось. В 2002 году плееры на Smart Media стали исчезать со сцены, уступая место плеерам на MMC, SD, но, прежде всего, плеерам без возможности расширения памяти. Одной из причин было то, что при появлении нового объема SM-карты приходилось перепрошивать плеер – процедура, которую в то время был способен произвести только сервис-центр. Один из плееров на SmartMedia, 1999-2000 гг. – SamsungYP-E Первые плееры на MMC-картах появились в 2000 году. За счет небольшого, по сравнению с SM, размера карт и разъема этот тип карт дал возможность производителю использовать довольно оригинальное решение – устанавливать в одном плеере сразу два кард-слота, удваивая емкость. Правда, поначалу емкость этих карт составляла те же 32 МБ, а встроенной памяти обычно в такие плееры не ставили, отсюда те же 64 МБ максимум. Однако уже в том же году подоспели 64 МБ MMC, а позже и 128 МБ карты. В 2001 году количество новых моделей на MMC примерно соответствовало таковому для SM. KoreaMediaMPCap – один из MMC-плееров 2000 года с двумя разъемами MMC (фото с сайта impress.co.jp) В 2002 году число производителей, предпочитающих обходиться без карт расширения, начало расти. Так, подобные устройства начала выпускать MPIO, плееры от Cowon iAudio также были лишены слота расширения. Наконец, в конце года появился первый флэш-плеер от iRiver, продемонстрировав всю свободу полета мысли дизайнера, не ограниченного необходимостью думать об установке в плеер громоздкого разъема. Те производители, которые не хотели бросать идею расширения памяти, в 2002 году представили первые плееры с разъемом SD/MMC. Среди таковых была и Mpio, решившая еще немного посидеть на двух стульях, и Rio Audio. Формат MMC тогда многим казался умирающим, и подспорье в виде SD пришлось весьма кстати.
RioAudios10 – один из первых плееров компании на SD/MMC-картах 2003 год оказался последним годом для массовых моделей с расширением памяти. Флэш-рынок уверенно завоевывал iRiver, чья идеология не предусматривала наличие подобных функций. Объемы встроенной памяти в 512 МБ, а осенью и 1 ГБ, в плеерах подчеркивали правильность этого пути – ну кому может понадобиться больше? А для тех, кому все же нужно было больше, были Jukebox-ы. Последними флэш-плеерами с расширяемой памятью, на которые имело смысл обратить внимание, были аппараты от Mpio – FD100 и FL100, и плееры от Rio – Cali и Chiba. Все четыре модели продержались на рынке аномально долго, около двух лет, именно из-за этой функции, подчистую исчезнувшей из флэш-плееров в 2003-2004 гг. Mpio FD100 на Smart Media был, правда, не так сильно востребован, а вот FL100 и Rio Cali и Chiba стали настоящими хитами. Cali и Chiba позже пережили рестайлинг и обновление платформы, превратившись в одну модель, Rio Forge, благополучно прожившую до самой смерти Rio в середине 2005 года. Mpio FD100 и FL100 для Европы и Азии, RioCali и Chiba для Америки – «последние могикане» с расширяемой памятью Кроме этих моделей, корейские и китайские компании второго и третьего эшелона время от времени выкидывали на рынок плееры с SD/MMC-разъемом, который после схода со сцены Smart Media стал единственным пригодным форматом. Все эти модели не отличались никакими достоинствами кроме, собственно, наличия слота, но, тем не менее, находили своего покупателя. Другие типы карт так и не освоились во флэш-плеерах. За все время появилось лишь несколько моделей на Compact Flash-картах, что огорчало многих покупателей, ведь этот тип карт всегда лидировал и по доступному максимальному объему, и по цене. Производители в качестве причины указывали большие размеры CF-карт, хрупкий разъем. Микродрайвы в форм-факторе CF-2 карт использовались в HDD-плеерах, правда, в качестве встроенной памяти, а не сменной. RCA/ThomsonLyra (фото с сайта impress.co.jp) и MaycomMP-2000 – одни из немногих плееров на CF-картах Для Sony-вского формата карт памяти – Memory Stick – компания выпустила несколько моделей плееров, т.н. Memory Stick (MS) серию: NW-MS7, NW-MS9, NW-MS70D, NW-MS90D. Все они проигрывали только закрытый формат Sony ATRAC. Сочетание закрытого формата карт и закрытого формата файлов повлекло за собой низкий спрос на эти устройства, тем более цена на Memory Stick в то время была и вовсе неразумно завышенной. Да и сами плееры тоже стоили невменяемо дорого. В тех же 2003-2004 гг. Sony отказалась от развития MS-серии в пользу плееров на встроенной памяти. NW-MS7 – первый плеер от Sony на MemoryStick Отдельной строкой следует упомянуть Panasonic. Будучи в числе главных разработчиков стандарта SD, эта компания не смогла удержаться от соблазна производить плееры на этом носителе. В частности, в ассортименте Panasonic имеются SD-плееры, в которых отсутствует встроенная память, а карты SD используются в качестве сменного накопителя. Уже выпущено несколько поколений подобных устройств. Плееры от Panasonic имеют оригинальный дизайн и приличное время работы от батареи. Однако завышенная стоимость, необходимость специального форматирования SD-карты, низкая функциональность, слабые усилия по продвижению держат продукцию Panasonic в пределах 3% и меньшей доли на большинстве мировых рынков. Ранний концепт SD-плеера от Panasonic В середине-конце 2005 года, когда, казалось, идея флэш-плеера с расширяемой памятью уже была благополучно похоронена, на рынке флэш-памяти разразился беспрецедентный кризис. О его причинах все должны помнить – Apple выкупила у Samsung огромный объем памяти с 50 % скидкой. В результате цены на флэш резко скакнули вверх, причем даже по завышенным ценам закупить память было нелегко. Производители карт памяти пострадали менее всего – они относились либо к производителям, либо к крупным прямым закупщикам. А вот небольшие компании из Кореи, Китая, Тайваня, привыкшие закупать память у дилеров, оказались в очень тяжелой ситуации. К тому же эта беда случилась накануне рождественского сезона! Одним из вариантов ответа на этот вызов стало «возвращение к истокам». SD/MMC-разъемы начали возвращаться в продукцию «азиатов». Наиболее типичными стали два типа решений:
Один из бесчисленных MP4-плееров с SD/MMC-разъемом
Одна из бесчисленных вариаций бюджетного SD-плеера Таким образом, возможность расширения памяти вернулась в продукты производителей второго эшелона как орудие в борьбе за выживание. Эффективность этой меры можно оценивать по-разному: лидеры рынка остались на своих местах, и в их ассортименте по-прежнему нет места для моделей с расширяемой памятью. Однако отдельным производителям на отдельных рынках удалось достичь неплохих продаж, предлагая расширяемые решения. Новые, пост-SD/MMC форматы карт памяти входят в мир портативных плееров с большим скрипом. MMCmicro, miniSD, microSD – кард-слоты для этих форматов в современных плеерах найти очень сложно. Что и не удивительно – современный плеер с расширяемой памятью в большинстве случаев – бюджетное решение, соответственно, на бюджетных картах SD/MMC. А сегодняшний MP4-плеер имеет размеры, позволяющие разработчику разместить в нем SD/MMC-разъем с минимумом хлопот. Впрочем, именно в китайских MP4-плеерах в последнее время все чаще и чаще стали попадаться слоты для карт miniSD. Один из свежих китайских MP4-плееров с miniSD-слотом (фото с сайта imp3.net) Другое исключение – плеер от Sandisk, Sansa e200 со слотом для microSD. Решение Sandisk понятно – крупнейший производитель карт памяти убивает двух зайцев, увеличивая объем памяти своего плеера и одновременно продвигая свои карты памяти. Sansae200 с microSD-разъемом (фото с сайта www.anythingbutipod.com) Относительно будущего карт памяти в цифровых плеерах можно с большой долей уверенности говорить о том, что основная доля рынка останется за плеерами с только встроенной памятью. Однако предложение моделей с расширяемой памятью также будет присутствовать. Ситуация 2003-2005 гг., когда таких моделей практически не было, вряд ли повторится: рынок стал намного более зрелым и сегментированным. Другое дело, что основная масса такого предложения будет исходить от компаний второго и третьего эшелонов, что не всем понравится. Функционально за 8 лет модели на флэш-памяти прошли большой путь. Аппараты первого поколения работали только через специализированное ПО. Сегодня любой (кроме моделей от Panasonic) такой плеер можно без проблем использовать как кард-ридер. Самые последние модели уже без проблем поддерживают карты, отформатированные под FAT32, стандарт SD 2.0 (SDHC), что открывает доступ к 8 ГБ и более емким флэш-картам (но будьте осторожнее! На рынке все еще немало аппаратов, не способных понимать SD > 2 ГБ!) Экзотические решенияДля начала вспомним решения на альтернативных носителях. На рубеже веков таковых было немало, что же придет на смену дискете и компакт-диску – еще никому не было ясно, но всем было ясно одно: поставивший на этот формат (или форматы) будущего обязательно обогатится. В результате возник целый ряд носителей, использовавшихся в том числе и в портативных плеерах. В итоге все они по большому счету ушли с рынка, став жертвой уже затрагиваемой выше проблемы «курицы и яйца»: пока у потребителей нет в распоряжении достаточного количества устройств, проигрывающих новый формат, производителям контента невыгодно издавать его в этом формате. А пока нет доступного контента, у покупателей нет резона покупать новые проигрыватели. Чтобы разорвать этот порочный круг, нужны огромные инвестиции и удача. В одиночку это еще мало кому удавалось. MinidiskПожалуй, самый известный из них. Очередной закрытый формат из такой богатой на такие выдумки компании Sony. И в очередной раз, если судить по рыночным результатам, неудача. В двух словах рассказать об этом формате довольно сложно, так что ограничимся рассказом о его маркетинговой судьбе. Носитель появился еще в 1992 году и, как предполагала Sony, должен был заменить тогда еще очень популярную компакт-кассету. Формат получил широкое распространение в Японии, но был куда более прохладно встречен в США и Европе и в итоге попал в своеобразные «клещи» из CD-R- и RW-носителей «снизу» и флэш- и HDD-памяти «сверху». Сейчас технология по большому счету ушла из потребительского рынка, хотя продолжает быть весьма уважаемой и активно использоваться в профессиональной среде. Вину за провал Minidisk возлагают на малое количество контента, выпущенного на носителе, иными словами, типичная проблема «курицы и яйца». Кроме того, винят и высокие цены, как на носитель, так и на плееры на нем. Не следует сбрасывать со счетов и макроэкономические причины – середина 90-х годов была для Японии периодом жестокого кризиса, от которого она не вполне оправилась и сейчас. А Sony лицензировала технологию исключительно японским компаниям: Panasonic, JVC, Sharp, Pioneer. Кто знает, предоставь Sony лицензии на MD компаниям с динамично растущих рынков Кореи и Китая, возможно, судьба стандарта была бы иной. Iomega Clik!Куда менее распространенный формат. Компания Iomega несла ответственность за разработку довольно популярных на рубеже веков форматов накопителей Zip и Jaz. Для портативных устройств они не годились в силу размеров, энергопотребления. Поэтому Iomega разработала новый накопитель – Clik!, также известный как карманный (Pocket) Zip. Это были магнитные диски, похожие на Zip, но значительно меньшего размера. Их максимальная емкость составляла 40 МБ. Iomega разработала и плеер для этих накопителей, HipZip. Понадеявшиеся на технологию разработчики различных компаний также подготовили свои проекты. Однако в итоге стандарт провалился: Iomega оказалась не в состоянии разработать 100 МБ вариант, и Clik! стал сильно проигрывать картам памяти. Вскоре звезда как Iomega, так и ее основных продуктов Zip и Jaz закатилась, и Clik! постигло окончательное забвение. DataplayДиски Dataplay, появившиеся в 2002 году, в какой-то мере были духовными продолжателями Iomega Clik! Тоже очень маленькие носители в форме магнитных дисков для портативной техники, нацеленные на замену CD. Как и предыдущие форматы, они не смогли конкурировать с флэш-памятью и жесткими дисками и быстро ушли с рынка. Однако в 2002 году отдельные производители, в т.ч. iRiver, верили в этот продукт и даже выпускали модели на нем. Любопытный способ расширения памяти в свое время предлагала компания Rio Audio. Память ее плееров Rio 600, Rio 800 и Rio 900 расширялась с помощью специальных «бэкпаков» (Backpack) – своеобразных «ранцев», цепляющихся сзади на плеер. Rio Backpack В состав «ранца», помимо памяти (32, 64 или 128 МБ), входил и аккумулятор. Купить их можно было, естественно, только у Rio, и стоили они недешево даже по тем временам. В итоге Rio Audio получила очки за оригинальность и падение продаж. Другим любопытным решением с использованием сменной памяти являются HDD-плееры с возможностью пользовательской замены жесткого диска. Естественно, замена не бывает «горячей», и ее сложно произвести на ходу, тем не менее, такая возможность может присутствовать. Предлагается заменять в основном 2,5” винчестеры как наиболее доступные в широкой продаже. Конечно, эта возможность более рассчитана на апгрейд существующего устройства, тем не менее, никто не мешает купить несколько жестких дисков и использовать их попеременно. Конечно, использование таких плееров требует определенного уровня квалификации от конечного пользователя, поэтому широкого распространения они не получили. В основном это продукция малоизвестных китайских производителей. Хост-плеерыНаконец, еще один интересный класс плееров с внешней памятью, на который в 2003-2004 гг. возлагалось немало надежд, но который в итоге не получил почти никакого распространения. Технология хост-плеера основывалась на стандарте USB-хост, позволявшем устройству обмениваться данными с другим USB-устройством без участия компьютера. Идея была проста: сам хост-плеер лишен встроенной памяти, вместо нее имеет хост-разъем. К нему подключается любой USB-накопитель (флэш-драйв, портативный жесткий диск). Плеер считывает с накопителя контент и проигрывает его, как со встроенной памяти. Реализация этого принципа фактически дала бы в руки пользователям универсальный пульт ДУ, к которому можно было бы подключить и миниатюрный флэш-драйв, и жесткий диск 100 гигабайтной емкости, в зависимости от запросов. Однако реализация этой концепции натолкнулась на серьезные трудности. Так, хост-плеер должен был не только считывать данные с конечного устройства, но и запитывать его, что делало решение неэкономичным. Работу с HDD-накопителями, которые сами по себе не имеют буфера, было особенно сложно организовать. Да и работа большинства хост-контроллеров не отличалась устойчивостью и беспроблемностью. Поэтому, несмотря на ряд концептов, дальнейшие разработки в этом направлении были свернуты. Впрочем, идея хост-плеера не умерла окончательно – сегодня она пережила второе рождение в виде т.н. автомобильных плееров. К этим устройствам, постоянно запитанным от автомобильного прикуривателя, подключаются внешние накопители – плееры, флэш-накопители, кард-ридеры со вставленными картами. Плеер, как и положено, считывает с них информацию, декодирует и передает на FM-частоте на автомобильную аудиосистему. Сегодня такие решения довольно востребованы автомобилистами. Типичный автомобильный хост-плеер (фото с сайта www.anythingbutipod.com) Еще одним «экзотическим решением» в будущем могут стать беспроводные протоколы, в результате «расширенной памятью» плеера сможет стать весь Интернет! Пока первые проблески этих технологий видны в устройствах от Archos и Microsoft. Ссылки по теме:Алексей Дорожин ([email protected]) Есть, что добавить?! Пишите... [email protected] |
Новости: 13.05.2021 MediaTek представила предфлагманский чипсет Dimensity 900 5G 13.05.2021 Cайты, имеющие 500 тысяч пользователей из России, должны будут открыть местные филиалы 13.05.2021 Amazon представила обновления своих умных дисплеев Echo Show 8 и Echo Show 5 13.05.2021 МТС ввел удобный тариф без абонентской платы - «МТС Нон-стоп» 13.05.2021 Zenfone 8 Flip – вариант Galaxy A80 от ASUS 13.05.2021 Поставки мониторов в этом году достигнут 150 млн 13.05.2021 Состоялся анонс модной версии «умных» часов Samsung Galaxy Watch3 TOUS 13.05.2021 Tele2 выходит на Яндекс.Маркет 13.05.2021 OPPO представила чехол для смартфона, позволяющий управлять устройствами умного дома 13.05.2021 TWS-наушники с активным шумоподавлением Xiaomi FlipBuds Pro 13.05.2021 В России до конца следующего года появится госстандарт для искусственного интеллекта 13.05.2021 ASUS Zenfone 8 – компактный флагман на Snapdragon 888 12.05.2021 Компания Genesis представила внешность своего первого универсала G70 Shooting Brake 12.05.2021 В России разработан высокоточный гироскоп для беспилотников 12.05.2021 В Россию привезли новую версию смарт-часов HUAWEI WATCH FIT, Elegant Edition 12.05.2021 Раскрыты ключевые особенности смартфона POCO M3 Pro 5G 12.05.2021 Honor 50: стали известны дизайн и другие подробности о смартфоне 12.05.2021 Чипсет Exynos 2200 от Samsung будет устанавливаться и в смартфоны, и в ноутбуки 12.05.2021 МТС начала подключать многоквартирные дома к интернету вещей 12.05.2021 iPhone 13 будет толще и получит более крупные камеры по сравнению с iPhone 12 12.05.2021 Xiaomi договорилась с властями США об исключении из чёрного списка 12.05.2021 Xiaomi выпустила обновлённую версию умного пульта Agara Cube T1 Pro 12.05.2021 Игровые ноутбуки с NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti уже в России! 12.05.2021 Индийский завод Foxconn сократил производство в два раза 12.05.2021 Lenovo отказалась от очного участия в предстоящем в июне Mobile World Congress Подписка |