podcast quotes-left quotes-right search menu arrow-up arrow-up2 google-plus3 facebook2 instagram telegram twitter vk youtube android rss2
[an error occurred while processing this directive]
AddThis Social Bookmark Button
Версия для печати

MP3-плееры – помимо музыки. Аудиокниги

В сознании людей MP3-плееры связаны, прежде всего, с музыкой. Хотя буквы «MP» в слове MP3 происходят от кинематографа, а не музыкальной индустрии, в представлении большинства MP3-плеер – это Music Player.

Производители в своем продвижении и рекламе следуют именно этому образу. Богатые компании нанимают музыкальных суперзвезд, фирмы попроще довольствуются фотографиями пляшущей молодежи из фотобанков, но потребление MP3-плеера как продукта изображается исключительно в виде прослушивания музыки.

ММежду тем, как и их кассетные и CD-предшественники, MP3-плееры – это АУДИОплееры. А аудио это больше чем музыка. И не так мало существует применений для MP3-плееров, лежащих за пределами последней. О них, конечно, вспоминают, но внимания им уделяют куда меньше, чем те заслуживают.

К этой категории относятся аудиокниги. Про этот старый и популярный вид аудиоконтента производители нечасто вспоминают в своих пресс-релизах и рекламах и обычно ленятся добавлять в свои аппараты пару-тройку полезных для прослушивания звуковой литературы функций. А между тем аудиокнига открывает перед плеером совершенно новые возможности применения, как развлекательные, так и просветительские, образовательные.

История

Американцы возводят родословную аудиолитературы к 1931 году, когда их Конгресс поручил своей библиотеке проект по созданию «говорящих» книг для слепых.

Для СССР/России такой датой считается 1961 год, когда под эгидой Всесоюзного общества слепых здесь начал реализовываться аналогичный проект.

Таким образом, формально аудиокниги существуют уже более 75 лет. Сегодня у них можно найти много «корней»: это и аудиолитература для инвалидов, слепых и людей с нарушенным зрением; и начитанные сказки для детей младшего возраста; и аудиокурсы иностранных языков; и популярные в эпоху господства радио радиопостановки и радиороманы. Порой, говоря об аудиокнигах, вспоминают и значительно более старые традиции, к примеру, прислугу в викторианской Англии, в чьи обязанности входило устное чтение романов и поэм подрастающим аристократам.

На протяжении двадцатого века аудиокниги развивались параллельно с музыкальными записями, претерпевая те же трансформации: от виниловой пластинки и кассеты к CD, от CD – в Интернет.

И на аудиокнигах переход в Интернет, пожалуй, сказался благотворнее. В эпоху традиционных носителей они в основном использовалась людьми, по какой-то причине ограниченными в способности читать: инвалиды, старики, не умеющие читать дети. Ну, и обучение иностранным языкам, где важно восприятие на слух.

Неудивительно, в те времена доминировала стационарная техника, а дома, сидя в кресле, какие-либо серьезные преимущества аудиокниги перед бумажным конкурентом найти сложно. Иное дело – новая портативная эпоха. MP3-плееры превратили аудиолитературу в полноправный контент, по популярности соперничающий с музыкой. Миллионы людей с нормальным зрением и прекрасно умеющие читать слушают аудиокниги в дороге, на прогулке, во время занятий спортом.

В итоге, появившись как литература для людей, физически ограниченных в способности читать, детей, стариков, инвалидов, сегодня аудиокниги превратились в продукт для людей, способность читать которых ограничена недостатком свободного времени.

Изменилась аудиолитература и внешне – от безликих аудиокассет в неказистой упаковке к красочно оформленным CD-изданиям с роскошной полиграфией.

Существуют и специальные премии для аудиолитературы. Кроме положенного им отдельного Грэмми, существует награда Audie Award, выдающаяся американской ассоциацией издателей аудиокниг (APA) – своеобразный аудиокнижный Оскар.

Сегодня большинство бестселлеров сразу издаются как в бумажном, так и в аудиоварианте. Конечно, продажи звуковых книг по объему на порядок уступают бумажным коллегам, но этот рынок растет.

Аудиокнига: описание продукта

Чтобы сразу отделить аудиокниги от родственных продуктов, дадим определение: это литературное произведение, устно начитанное на какой-либо аудионоситель.

По виду последнего рынок можно разделить на категории:

  • Аудиокниги на компакт-кассетах. Россия, по большому счету, «проскочила» этот этап развития аудиокниг, на Западе же он до сих пор по инерции занимает определенную, хоть и сокращающуюся, долю рынка

Для информации. Несмотря на то, что на дворе XXI век, производители аудиокниг в США продолжают считать компакт-кассеты лучшим носителем для детских аудиокниг. Аргументы? Компакт-кассеты… прочнее, их сложно сломать, а их обломками сложнее пораниться. Остается надеяться что распространение детских MP3-плееров наподобие Sandisk Sansa Shaker отправит наконец компакт-кассеты на давно заслуженный отдых.

  • Компакт-диск – аудио-CD. Пока что доминирует на Западе, российский рынок благополучно «проскочил» его заодно с кассетами.
  • MP3-компакт-диск – MP3-CD. В России сегодня это основной легальный носитель. Иное дело в Европе и США – там неповоротливые гигантские издательства пока что считают огромным достижением переход от кассет к аудио-CD, а MP3-CD рассматривают в «отдаленной перспективе».
  • Онлайн-продажи в сжатых цифровых форматах. Этот рынок стремительно развивается. На Западе его главным двигателем стали воспользовавшиеся инертностью издательств молодые динамичные стартапы.

Если брать Россию, то редкая современная аудиокнига имеет объем больше 20 часов, это соответствует примерно 600-700 бумажным страницам. В среднем же обычно это в районе 10 часов или 200-300 страниц. Достигается это не в последнюю очередь урезанием текста. Удаление информации, причисляемой к избыточной, может сократить объем более чем в два раза (пример – «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, было 25 часов, стало 10 – информация компании «РИО Продакшн»). Хотя такой подход не может избежать критики, вспоминаются «сжатые» версии классических произведений на 10-20 страниц. Литература при этом не может не терять глубину, но пока издатели, да и многие читатели, голосуют «за»: первые экономят деньги, вторые – время.

Характерно, однако, что, к примеру, в США сокращенная литература не пользуется популярностью – более 70% продаж составляют несокращенные аудиокниги, а если какое-либо издание недоступно в полноценном варианте, это порождает поток жалоб. Вероятно, это свидетельство зрелости рынка, – вначале покупатели «распробуют» технологию, затем начинают требовать максимального качества.

Продажи аудиокниг в США, 2006 год

Большая часть аудиокниг в России сейчас продается в сжатых форматах, в основном это MP3, изредка используются WAV PCM, WAV ADPCM, WMA. «Пиратские» аудиокниги можно найти сжатыми и более экзотическими кодеками, например, OGG.

На Западе в сегменте сжатого аудио популярны проприетарные форматы, к примеру, AA у крупнейшего игрока компании Audible. Наличие DRM часто является непременным требованием со стороны правообладателей-издательств. Так, в октябре 2007 года после долгих колебаний крупнейший мировой книгоиздатель Penguin прекратил сотрудничество со вторым по величине онлайн-магазином eMusic исключительно из-за того, что последний не применяет DRM-технологии при продаже.

(с сайта sevensheaven.nl)

Для информации. Чтобы облегчить страдания мучимых разнообразными DRM-архитектурами пользователей, американская компания RapidSolution Software AG выпустила ПО Tunebite, которое преобразует защищенные DRM аудиокниги в открытые форматы: MP3, WMA, OGG, WAV. Конвертация осуществляется путем проигрывания и записи, поэтому взлома защиты не происходит, и программа не нарушает DMCA (Digital Millennium Copyright Act), что позволяет продавать ее легально. Кроме аудиокниг Tunebite освобождает от DRM также музыку и видео, но аудиокниги без DRM найти порой сложнее.

Достаточным битрейтом для речи считается 64 Кб/с, аудиокниги же запаковывают обычно 128-192 Кб/с битрейтом, что дает достаточное качество как для речи, так и для музыкального и аудиосопровождения. Можно встретить аудиолитературу и в 320 Кб/с битрейте, хотя рациональность этого оценить сложно.

Битрейт,
килобайт в секунду
Битрейт,
мегабайт в час
Мегабайт нужно для средней
книги (10 ч.)
Мегабайт нужно
максимально (20 ч.)
32 14 141 281
64 28 281 563
128 56 563 1 125
160 70 703 1 406
192 84 844 1 688
256 113 1 125 2 250
320 141 1 406 2 813

Таким образом, большая часть аудиокниг уместится на один, максимум два диска. Для сравнения: на Audio CD умещается не более 78-80 минут, что заставляет бить аудиокниги дисков на 10.

Аудиокниги могут быть разбиты на треки по главам, могут идти одним куском. Последнее значительно менее удобно. При прослушивании на ПК это не так чувствительно, а вот для MP3-плееров, ввиду небольших объемов памяти у большинства аппаратов во владении у населения (до 1 ГБ), возможность загрузки отдельных глав по 30-50 МБ предпочтительнее.

Аудиокниги обычно озвучиваются профессиональными актерами. Для России характерно использование музыкального сопровождения, аудиоспецэффектов. Во многом это следствие сильной традиции советской школы радиопостановок. На Западе принято читать книги одним голосом, без музыки и спецэффектов, считается, что любое включение музыкального фона или участие режиссера искажает оригинальный текст. Хотя в последнее время это начинает меняться.

Аудиокнигам как продукту есть куда расти. Хотелось бы более эффективного использования тегов, например, создания с их помощью «карты произведения» со ссылками не только на главы, но и на отдельные диалоги, ситуации, описания и прочие элементы повествования, по которой можно было бы «путешествовать» с помощью программного проигрывателя или MP3-плеера. В популярных книгах, «растащенных на цитаты», возможны ссылки на фразы, ставшие крылатыми. Метаданные современных сжатых форматов позволяют реализовать это. В тегах также может содержаться графическое изображение обложки, биография автора, рецензии. К сожалению, весь этот потенциал в настоящее время не используется.

Аудиокниги: рынок

Всю массу представленных на рынке аудиокниг можно разделить на легальные, лицензированные и пиратские, нелегальные.

Если рассматривать российскую картину, то первые можно найти на официально изданных CD или в легальных онлайн-магазинах. Вторые обитают на пиратских CD-дисках, нелегальных сайтах, в P2P-сетях. Пиратские аудиокниги могут быть копиями лицензионных либо перенесены с других носителей, кассет, аудио-CD, могут быть записаны с радио. Попадаются и полностью любительские варианты, чей правовой статус неясен. С легальными CD тоже не так все просто, особенно для иностранной литературы, получил ли правообладатель положенные ему отчисления – зачастую непонятно. Но читателям обычно все равно.

На Западе все более контрастно – есть 100% легальные издания на CD или в онлайн-магазинах, есть обширный пиратский рынок в P2P-сетях.

По жанру аудиолитературу можно разделить на развлекательную (художественная, научно-популярная, документальная) и учебную (учебники, курсы, пособия). Распространены и «промежуточные» виды, к примеру, аудиопутеводители, способные в каком-то смысле заменить живого гида.

Мир

Эксперты оценивают мировые продажи аудиокниг порядка в 2.5-3 млрд. долларов в год. Это примерно 10% от объема продаваемой литературы вообще.

Треть этого объема приходится на США, также примерно по трети – на Европу и остальной мир.

Приблизительная картина мирового рынка аудиокниг (млн. долларов)

Рост рынка составляет примерно 5-20% в год. Это самый динамично растущий сегмент книгоиздательского бизнеса на сегодняшний день.

Рынок аудиокниг США составляет примерно $925 миллионов долларов в год. Это один из наиболее зрелых рынков, его среднегодовой рост составляет не более 4-5%.

Число слушателей аудиокниг в США по опросам достигает 26% населения.

Среди носителей безусловным лидером является аудио-CD (77%), кассеты имеют 7%, онлайн-продажи – в районе 14%. Доля MP3-CD – не более 1%.

На американском рынке аудиокниг действует немало игроков. Это и традиционные книжные издательства, HarperCollins, Random House, др., и компании, которые специализировались в переносе книг в аудиоформат еще в «доцифровую» эпоху, Books in Motion, Books on Tape, и независимые аудиоиздательства, Blackstone Audio, Brilliance Audio (поглощенное недавно Amazon, агрессивно развивающей свое контент-направление в последнее время). Сильным игроком является BBC Audiobooks America – подразделение британского медиаконгломерата.

Лидером агрессивно растущего онлайн-рынка является компания Audible – эксклюзивный поставщик аудиолитературы в iTunes. При всей мощи интернет-магазина Apple он обеспечивает не более 30% продаж Audible, общая же доля компании на американском онлайн-рынке – не менее 80%. Многолетний поставщик аудиолитературы для инвалидов, MediaBay Audio Book Club, пытается догнать конкурента, но пока имеет не более 15% – типичный случай того, как компания проспала революцию на рынке.

В свое время «убойным» предложением аудиокниг в США стало их удобство для автовладельцев. Американцы как никакая другая нация проводят в своем авто уйму времени. В 90-ых годах, во времена подъема компакт-диска, крупные книгоиздательства сделали им заманчивое предложение – разбавить музыку и на глазах падающие в качестве FM-радиостанции «чтением вслух». Предложение оказалось удачным – по сей день автомобиль остается главным местом прослушивания аудиокниг, хотя старушку CD-магнитолу для многих уже заменил iPod с FM-трансмиттером.

Европа считается более сложным рынком для аудиокниг, по мнению экспертов, не в последнюю очередь из-за меньшего времени, которое жители Старого света проводят на колесах. Объем местного рынка оценивается примерно в $700 млн.

CD и здесь занимают его большую часть, Интернет пока соревнуется с аудиокассетами. Но доля онлайн-сервисов растет за счет «новых» слушателей, в основном молодежи. Традиционный книжный ритейл замечает эту тенденцию и пытается противопоставить этой угрозе свои инновации: запись аудиокниг на карты памяти или специальные док-станции для прямого подключения MP3-плееров и покупки аудиолитературы в книжных магазинах.

В целом европейский рынок развит неравномерно – есть крупные и зрелые рынки Великобритании, Германии, Франции, есть еще не «распробовавшие» аудиокниги южные страны – Италия, Испания.

Лидерами немецкого рынка являются Hoerbuchverlag, Random House Audio, Deutsche Grammophon – любопытное трио из сравнительно новой компании, специализирующейся на аудиокнигах, крупнейшего мирового издательского дома и старейшего немецкого рекорд-лейбла.

В Великобритании бал правит BBC (40%) с ее гигантским каталогом, следом идут, в основном, крупные издательства.

В онлайн-продажах в Европе местные представительства Audible борются с постепенно усиливающимися национальными сервисами.

Соотношение продаж на носителях и «цифровых», интернет-продаж для аудиокниг на Западе сопоставимо с таковым в музыке. Тенденции схожи: онлайн-сервисы наращивают свою долю со скоростью до 50% в год. Подключились и мобильные операторы, к примеру, американский Sprint еще с 2004 года предлагает своим клиентам аудиокниги Audible.

Samsung SP-i600 был первым телефоном (смартфоном) с поддержкой аудиокниг Audible

Россия – легальный рынок

Годовой оборот российского рынка аудиокниг составляет порядка 10 млн. долларов (2006), в 2007 году планируется рост до 18-19 млн.

Динамика российского рынка аудиокниг

Для сравнения: общий оборот книгоиздательской индустрии – порядка $1.5 млрд., то есть доля аудиокниг едва переваливает за полпроцента. При сравнении с мировыми показателями – не менее 10% – становится очевидно, что рынок находится в младенческом возрасте.

О том же свидетельствуют и опросы населения – 6% слушателей аудиокниг на фоне 20-30% на Западе выглядят довольно бледно.

Естественно, что рынок растет очень динамично: ежегодно в 2-2.5 раза. 2004 год был рекордным, тогда наблюдался 5-кратный рост.

Легальным бизнесом по аудиокнигам в России занимается 30-40 компаний, лидерами считаются студия звукозаписи «СОЮЗ» (проект «Книга вслух»), компании «Ардис» и «Сидиком» (с сентября 2007 – собственность издательства ЭКСМО). В основном это рекорд-лейблы или компании, специализирующиеся на мультимедиа-изданиях для ПК, играх. Традиционные книжные издательства долгое время не работали на рынке аудиокниг – разительный контраст с ситуацией на Западе.

Основной носитель – MP3-CD (70%), аудио-CD (30%). Снова картина отличается от европейской и американской, где доля MP3-CD ничтожна, а основную массу составляют аудио-CD. Это не в последнюю очередь обусловлено и различиями в возрастном распределении – российский слушатель обычно моложе.

Тиражи пока небольшие, каждая книга выпускается лишь в 1-2 тысячах экземпляров. Не так велик и выбор: официально издано лишь около 2000 наименований. Цена на CD-аудиокнигу колеблется от 100 до 200 рублей. Существуют и коллекционные издания по 1500-2000 руб.

Важным этапом должен стать выход на рынок крупных издательств. Во всем мире эти компании входят в число лидеров, что логично – именно они владеют авторскими правами на большинство издаваемых произведений, имеют широчайшую сеть сбыта, внушительные финансовые ресурсы. В будущем они должны стать серьезными конкурентами для игроков-пионеров. Их приход на рынок также должен обогатить его новым контентом, к примеру, детективной литературой.

Первый ход здесь сделало одно из крупнейших российских издательств, Эксмо, приобретя в сентябре 2007 года одного из самых заметных игроков на рынке аудиокниг – компанию Сидиком.

Другие издательства, такие как АСТ, Олма Медиа, Росмэн пока предпочитают развивать аудиобизнес самостоятельно.

Еще один сегмент аудиолитературы, недоразвитый в России сегодня – деловые издания На Западе аудиоучебники и аудиопособия для бизнесменов составляют львиную долю рынка, не в последнюю очередь из-за веры во внушающую способность голоса (самый большой сегмент, чуть ли не четверть рынка в США – аудиопособия по самосовершенствованию).

Онлайн-продажи пока составляют незначительную часть, в этом ситуация аналогична таковой на Западе. Интернет-магазины пока что продают в основном CD-издания.

Аналогов Audible в России пока что не существует. Из интересных проектов можно упомянуть портал «Мобильная библиотека», через который аудиокниги могут приобрести абоненты сотовых сетей.

Осведомленность россиян об аудиокнигах постоянно растет, чему способствуют, к примеру, такие заявления президента России Владимира Путина: «Очень хорошая форма — это аудиолитература. Можно и в машине аудиозапись слушать в ходе передвижения на работу и обратно либо в каких-то других местах профессиональной деятельности. Я сейчас слушаю лекции Ключевского по русской истории» (из стенограммы пресс-конференции, 31 января 2006 года). Это пиар из разряда «не купишь»: лекции Ключевского после этого выступления еще долго держались в «топе» по продажам.

Суперзвезда отечественной аудиокниги

Россия – нелегальный рынок

Различные опросы в Интернете, не претендуя, естественно, на стопроцентную достоверность, позволяют утверждать, что легально в России сегодня приобретается не более 40% аудиокниг. Остальная, большая, часть распространяется нелегально.

Среди нелегальных каналов – бесплатные сайты, на которых можно найти и скачать аудиокниги, P2P-сети наподобие eDonkey и BitTorrent.

Значительным каналом также является обмен между потребителями, для аудиокниг он даже актуальнее, чем для музыки, из-за их значительного объема – легче скопировать, чем скачать.

Стоит упомянуть, что не весь бесплатный контент нелегален, так как часть аудиокниг изначально распространяется бесплатно. Так, значительная часть аудиокниг представляет собой архивы Всероссийского общества слепых и Гостелерадио (создаваемые еще с 1961 года), не требующие расходов на актеров, студию и авторские права.

Аудиокниги и MP3-плееры

Для прослушивания аудиокниг используют самое разнообразное оборудование:

  • персональные компьютеры
  • стационарную музыкальную аппаратуру (для CD и MP3-CD)
  • портативные CD- и MP3-CD-плееры
  • Магнитолы в автомобилях
  • MP3-плееры, флэш и HDD
  • КПК
  • мобильные телефоны
  • смартфоны

В «доцифровое» время специализированными устройствами для аудиокниг можно было назвать лингафоны, хотя их сфера применения ограничивалась изучением иностранных языков.

Сегодня таких аппаратов для аудиолитературы нет, хотя на заре MP3-плееров на рынке можно было заметить кое-какие эксперименты в этом направлении.

MultiChannel Labs MP-Talky – плеер для аудиокниг 2001 года

Очень популярны сегодня в этом качестве MP3-плееры. Опросы показывают, что от 30 до 50% владельцев таких аппаратов используют их для прослушивания аудиокниг.

Хотя на первый взгляд прослушивание аудиолитературы мало чем отличается от прослушивания музыки, оно предъявляет ряд уникальных требований к функциональности MP3-плеера, чтобы это занятие было комфортным. К сожалению, по-настоящему достойных в этом плане аппаратов пока не наблюдается.

К такой расширенной функциональности для аудиолитературы можно отнести:

Поддержку форматов. Это требование удовлетворить легче всего. Плеер должен по крайней мере проигрывать формат MP3 во всех его разновидностях. Возможность воспроизведения WMA, AAC, OGG и APE также приветствуется, так как аудиокниги, особенно из P2P-сетей, иногда сжимаются этими кодеками. Для западных стран желательна поддержка закрытого формата Audible.

Помимо Apple, Audible поддерживают и некоторые другие производители, например, Creative в отдельных плеерах

Поддержка протокола UMS (или хотя бы MTP) для загрузки контента на плеер. Популярные медиаменеджеры, наподобие Windows Media Player, Sonic Stage, не очень приспособлены к аудиокнигам, а аудиокниги не очень приспособлены к ним, и старый добрый Drag&Drop здесь удобнее.

USB 2.0 High-speed. Аудиокниги имеют значительный объем, и было не слишком приятно, когда 50 МБ глава записывалась на плеер примерно минуту, что неизбежно при скорости Full Speed. Желательна скорость хотя бы в районе 2.5 МБ/с (больше зачастую не позволяет распространенная теперь MLC-память).

Дополнительная функциональность перемотки внутри файла. Продолжительность аудиокниги, как говорилось выше, может достигать 20 часов. Поэтому плеер должен иметь ускоряющуюся, т.н. прогрессивную перемотку. Причем степень ускорения должна настраиваться, т.к. для 20-часовой книги нужна одна степень ускорения, а для 1-часовой – другая. Желательна перемотка с аудиосопровождением, чтобы пользователь мог понять, какой момент он перематывает (особенно эффективно в отечественных аудиокнигах с музыкальным сопровождением и аудиоэффектами), хотя это встречается чрезвычайно редко. Полезна также перемотка с шагом, лучше с настраиваемым. Она позволяет перематывать книгу фиксированными кусками. Если шаг настраивается (например, от 10 до 60 с), то можно приспосабливать ее под большие или малые книги.

Т.н. функция автовозобновления проигрывания. Ее работа выглядит следующим образом: пользователь идет по улице, слушает аудиокнигу. Что-то его отвлекает (он пришел куда хотел, встретил знакомых и т.п.), и он выключает плеер. При наличии функции автовозобновления проигрывания, когда он включит плеер снова, проигрывание должно начаться с того момента, на котором остановилось, причем начаться автоматически: пользователь включил плеер, и оно сразу началось, без дополнительных усилий, нажатий клавиш и тому подобного. Для музыки все это не принципиально – за прошедшее время можно вообще забыть, на каком месте остановил прослушивание песни. А вот для аудиокниг это немаловажно. Автоматическое возобновление воспроизведения должно быть возможно отключить в меню. Такую функциональность можно было найти в корейских плеерах «старой школы», сегодня это – редкость.

Закладки. Пользователь должен иметь возможность ставить закладки в свои книги и возвращаться к ним. Должна иметься возможность ставить много закладок, чем больше, тем лучше, в идеале их количество должно быть неограниченным. Должна быть возможность заложить несколько закладок в одном файле (полезно, к примеру, при учебе, для аудиоучебников и аудиопособий). Также нужно закладывать закладки во множестве разных файлов одновременно, т.к. пользователь может попеременно слушать несколько книг, не считая подкастов, учебников и т.п.

Хороший плеер для аудиокниг должен иметь отдельную кнопку для постановки закладок (короткое нажатие – заложить, длинное – открыть список закладок). Таких было выпущено не много, в основном это снова были корейские продукты. Хорошо, когда файлы с закладками как-то помечаются в общем списке треков.

Корейский плеер Monoloth MX-7010 имел отдельную клавишу для закладок

Список закладок должен быть грамотно организован. Пример хорошей организации – в списке закладок (он должен быть доступен отдельным пунктом в меню) мы видим список файлов, в которые заложена закладка. Если в файле она одна, то рядом – временные координаты закладки в файле. Если их несколько – что-то в роде значка > . При выборе файла с одной закладкой проигрывание автоматически начинается с заложенного момента. При выборе файла с несколькими открывается подсписок закладок в этом файле с указанием их временных координат в файле. Идеальной была бы возможность комментариев к закладкам (особенно для обучающей аудиолитературы), но этого нет нигде. В хорошем плеере для аудиокниг пункт «закладки» вынесен на самый верх основного меню, чтобы доступ к ним был быстрым. Функция закладок имеется во многих корейских аппаратах (Iriver, Cowon, Ritmix, Qumo), а также в Apple iPod.

Для информации. Apple iPod для аудиокниг использует специальный формат M4B, где закладки включены в теги. То есть, ставя закладку, мы ставим ее внутри самого файла и потом можем возвращаться к ней на другом айподе, в iTunes на ПК. Это очень удобно для пользователя, к закладке можно обратиться спустя годы, после того как она была заложена, на совсем другом устройстве. К сожалению, не-Apple-аппаратура не поддерживает эту технологию.

Управление скоростью проигрывания. Не у всех пользователей есть 10 часов на прослушивание аудиокниги, и ускорение скорости проигрывания может существенно сэкономить время. Оптимальна возможность ускорения до 100%. Идеальным было бы ускорение с компенсацией тоновых искажений (чтобы голос не становился «смешным»), но в плеерах так никто не делает, это привилегия дорогих диктофонов. Ускорение проигрывания было у многих корейских плееров. При изучении иностранных языков и прослушивании иноязычной литературы, может быть, полезно, наоборот, замедление проигрывания, чтобы разобрать «сложное» место.

Apple iPod позволяет настраивать скорость проигрывания, правда, не очень гибко

Сопровождение аудио синхронизованным текстом. Обычно эта функция используется для музыки – звучание песни сопровождается отображением ее слов на дисплее. Поэтому ее часто называют функцией Lyrics, функцией караоке. Для аудиокниг это не самая нужная функция, т.к. теряется главное удобство – свобода глаз и рук. Кроме того, предподготовленный контент – аудиокниги с текстами – сложно найти. Тем не менее, она не помешает, особенно для обучающей литературы со сложной терминологией, иноязычной литературы. Кроме того, текстом можно пустить различного рода комментарии и дополнительную информацию, например, сноски, перевод фрагментов на иностранном языке. И вновь всех этих удобств мы не найдем в продаже – мешает отсутствие единых стандартов на Lyrics. Казалось бы, лежащий на поверхности способ – теги – почти не используется, каждый производитель считает своим долгом предложить проприетарное решение.

Эквалайзер. Хорошему плееру для аудиокниг полагается иметь отдельный пресет эквалайзера для них. Если этого нет, то хотя бы должна быть возможность настроить его самому, т.е. должны наличествовать пользовательские настройки эквалайзера.

10-полосный эквалайзер Meizu M6

. Хотя частоту человеческого голоса принято ограничивать диапазоном 80-1200 Гц, специалисты считают этот спектр приемлемым только для систем с малой полосой пропускания – теряется много информации, голос становится «телефонным», возникают сложности с интерпретацией отдельных звуков. Идеальным для воспроизведения голоса считается полоса 80-15000 Гц. Частоты ниже 80 Гц рекомендуется обрезать, т.к. они могут мешать восприятию речевой информации. АЧХ на речевом диапазоне должна быть максимально плоской – часто желанная при воспроизведении музыки некоторая неравномерность здесь может приводить, к примеру, к заглушению согласных (которые и так звучат значительно тише гласных).

Зацикленный повтор фрагмента, также известный как функция A-B. Та самая кнопка A-B, которая так смущает своим наличием многих авторов обзоров MP3-плееров. Неудивительно, это больше нужно для обучения иностранным языкам, в частности, для овладения произношением, а у нас это далеко не так популярно, как в Азии, где каждый владелец MP3-плеера, скорее всего, учит английский. Поэтому обычно эту функцию можно найти в китайских или корейских плеерах.

Поддержка Album Art (отображение обложки альбома на дисплее во время проигрывания). Для книг это, естественно, обложки книг. Эта функция на перспективу, пока что аудиокниг с приложенными изображениями обложек почти нет. Поддержка Album Art есть в плеерах Apple, Sony, Creative, Samsung, iriver, Cowon.

Поддержка просмотра изображений (одновременно с проигрыванием аудио). Некоторые издания аудиокниг предлагают бонусный контент в виде иллюстраций, фотографий. Было бы неплохо, если бы плеер (особенно актуально для современных PMP и MP4-плееров) имел возможность это воспроизводить.

Возможность записи с линейного входа – может быть полезна для оцифровки аудиокниг на компакт-кассетах. В России это не слишком приоритетно – мало у кого дома есть залежи компакт-кассет с аудиокнигами. Хотя на этом носителе нередко поставляются обучающие курсы.

ПО для сжатия аудио-CD в MP3 в комплекте – для аудиокниг на Audio CD. Такой функциональностью обладает Windows Media Player, входящий в комплект Windows, так что наличие такого ПО не принципиально.

Аудиокниги – плюсы и минусы

Плюсы

Универсальность. У музыки только три функции: развлечение, рабочий фон, расслабление. Аудиокнига может использоваться как для развлечения – художественная литература, научно-популярная литература, документальная литература, так и для обучения – аудиокурсы, аудиопособия.

Универсальны аудиокниги также и в возрастном плане. В отличие от ориентированной в массе своей на молодежь музыки, эта продукция доступна и для детей от 3 лет (сказки), и для стариков. Аналогично и с обучающими аудиокнигами – они могут использоваться и для обучения дошкольников, и для дополнения к школьному курсу, и при обучении в ВУЗе, и для повышения квалификации работника вплоть до пенсии.

По сравнению с традиционными книгами преимущества аудиокниг общеизвестны: их можно прослушивать во время занятий повседневными делами, в дороге, будь то пеший ход, общественный транспорт или собственный автомобиль, во время занятий спортом, приготовления и поглощения пищи, работы за компьютером и т.д. и т.п. Аудиокнига освобождает глаза и руки человека для любой деятельности. Аудиокнигу можно слушать стоя, на ходу, не испытывая неудобств. Таким образом, аудиокнига дает возможность ознакомления с литературой людям, у которых не находится времени на традиционное чтение.

Многим аудиокнига приятна сама по себе, особенно людям, лучше воспринимающим информацию на слух (аудиалы). Неаудиалам может быть приятен голос профессионального актера, хорошо передающего настроения, эмоциональный подтекст книги, аудиокнига может помочь по-новому взглянуть на знакомое произведение.

Минусы

Аудиокниги часто критикуют как рассадники безграмотности. Порой рисуется безрадостная картина будущего, где люди полностью разучились читать и занимаются исключительно прослушиванием.

Части потребителей может не нравиться голос, которым озвучена аудиокнига, могут не нравиться акценты и настроения в начитанном тексте, они утверждают что аудиокниги навязывают свое восприятие текста, не оставляют места воображению читателя.

Некоторые исследователи говорят о том, что у мужчин лучше развита зрительная память (среди них больше визуалов) и они лучше усваивают традиционные книги.

Прослушивание аудиокниг отвлекает намного больше внимания, чем прослушивание музыки, в результате чего возрастает риск ДТП при прослушивании их на улице пешеходом или водителем.

Прогнозы и возможности

Хорошая приспособленность под аудиокниги может стать для MP3-плееров одним из аргументов в борьбе с сотовыми телефонами. Последние пока не могут похвастаться мощной аудиокнижной функциональностью.

Тем не менее, неизбежен уход части этого рынка к мобильным устройствам. Производители сотовых экспериментируют с телефонами для аудиокниг, операторы и контент-провайдеры начали продажу аудиокниг через мобильные сервисы.

«Аудиокнижный» телефон LG LF1300

Аудиокниги сегодня переживают этап, сходный с музыкой, – переход от носителей к цифровому распространению через Интернет. Как и музыка, аудиокниги ищут новые каналы дистрибуции – мобильная телефония, Wi-Fi. В США экспериментируют с трансляцией аудиокниг через цифровое спутниковое радио.

У России здесь больше возможностей для рывка вперед – развитого рынка аудиокниг на традиционных носителях, в отличие от Запада, здесь не было. Потребителя можно сразу приучать к новейшим видам контента – сжатым аудиофайлам, приобретаемым через онлайн-сервисы или у мобильных провайдеров.

Обсуждение на форуме >>>

Алексей Дорожин (adoro@list.ru)
Опубликовано - 01 ноября 2007 г.

Есть, что добавить?! Пишите... eldar@mobile-review.com

 
Новости:

29.03.2017 Samsung официально представила свои новые флагманские модели смартфонов – Galaxy S8 и S8+

29.03.2017 ZTE Nubia Z17 Mini получит сдвоенную камеру и будет показан 6 апреля

29.03.2017 LG V30 получит две двойных камеры?

29.03.2017 Micromax представил Dual 5 со сдвоенной основной камерой

29.03.2017 Tele2 обнуляет трафик в Viber

29.03.2017 В России стартуют продажи смартфона TP-Link Neffos X1

29.03.2017 Xiaomi начинает бороться с серыми поставками в России

29.03.2017 Яндекс.Маркет и Почта России запускают совместный проект

29.03.2017 Huawei представила для России флагмана линейки Honor – 8 Pro

28.03.2017 Вредоносные приложения в Google Play маскируются под Minecraft

28.03.2017 Очки дополненной реальности от Apple появятся через год или позже

28.03.2017 Vodafone рассекретил европейские цены на Samsung Galaxy S8

28.03.2017 Задержки поставок Google Pixel при покупке через Google Play превысили месяц

28.03.2017 Microsoft не покажет Surface Book 2 этой весной

28.03.2017 Oppo R11 получит двойную основную камеру

28.03.2017 LG подала иск о нарушении патентных прав в отношении североамериканского производителя смартфонов BLU

28.03.2017 Энди Рубин подразнил мобильный мир, показав часть будущего смартфона от своей новой компании

28.03.2017 Samsung представила новую технологию для «кинотеатров будущего»

28.03.2017 МТС продала свой узбекский бизнес за символический доллар

28.03.2017 Samsung планирует выпустить в продажу восстановленные Galaxy Note 7

Hit

28.03.2017 Посиделки по вторникам №163. Лень и автокоррекция

Hit

27.03.2017 Видео на канале: Обзор OnePlus 3T

Hit

27.03.2017 Видео на канале: Обзор смартфона Google Pixel XL

27.03.2017 Panasonic представил новые модели смартфонов с собственным виртуальным помощником Arbo

27.03.2017 TSMC проводит переоснащение для производства чипсетов Apple A11

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2017. All rights reserved.