Путешествие в дизайн-центр на примере R&D Lenovo в Пекине

Дизайн – материя тонкая и непостоянная, но мы привыкли без тени сомнений заявлять, что хорошо, а что плохо. Забывая о том, что каждый человек уникален и имеет свои представления о прекрасном, мы проецируем свои мысли на всех и уверенно утверждаем – вот этот дизайн отличен, а вот тут что-то подкачал. Неосознанно, но мы оперируем секретным языком дизайнеров, нас учат ему ежедневно в телевизионной картинке, на рекламных щитах, да и в обычных магазинах. И я говорю не про дизайн вещей как таковой, а про те слова, которые ежедневно в своей работе используют дизайнеры. Это закрытая каста тех, кто имеет возможность создавать мир и вещи, его населяющие. Художники и ремесленники, одаренные гении или умелые мастера, освоившие несколько трюков, – они очень разные и сильно отличаются. Дизайнер небольшой компании, производящей конверты для писем, и индустриальный инженер, создающий ноутбуки, формально работают в одной области – но вы сочтете, что между ними мало общего, и это будет ошибочное мнение. Хорошие дизайнеры вне зависимости от той области, где они применяют свои знания и умения, всегда ориентируются на людей, создают решения для определенного стиля жизни. И это роднит их между собой. Слово «стиль жизни» избито, его можно слышать на бесконечных презентациях, на которых маркетологи зажевали его до полной непригодности. Для дизайнеров стиль жизни – это производственная необходимость и основа основ. Отсюда и иное отношение к жизни – быть дизайнером означает широко открыть глаза и удивляться окружающему миру, пытаться предугадать те изменения, что в нем происходят. Рецепт удачного дизайнера прост. Немного взять от Кассандры, немного от прагматика, чуточку от обычного человека, добавить широкий кругозор и постоянное желание учиться, путешествовать и изучать мир. На выходе получается одаренный дизайнер, который меняет наш мир.

Мне повезло – с детства меня окружают красивые вещи, а в зрелом возрасте мне удалось свести дружбу с некоторыми дизайнерами. Кто-то из них на слуху и создает модную одежду, кто-то творит устройства, которыми пользуются миллионы, не подозревая, кто их автор.

В крупных компаниях, которые производят электронику, центры разработки (R&D) являются одной из самых закрытых областей. Туда не пускают посторонних, туда не пускают своих сотрудников – это закрытый мир, в который невозможно проникнуть. Это словно пещера Алладина, полная сокровищ, которые видят избранные единицы, а остальные имеют весьма превратное впечатление о том, что происходит за закрытыми дверями. У меня давно зрела идея написать подробный репортаж о том, как устроены дизайн-центры компаний, производящих электронику, они во многом схожи между собой, но отнюдь не одинаковы. Посещение такого центра Lenovo в Пекине заставило вернуться к этой теме и описать эту историю на конкретном примере Lenovo, хотя мой рассказ будет применим к большинству таких центров крупных компаний. И не только в электронике, но и производстве одежды, продуктов питания и создании автомобилей. Не обещаю, что в этом репортаже будет много иллюстраций, но постараюсь рассказать все, что знаю про дизайн-центры и то, как они живут.

Нарисуй мне желто-звездный цвет на пурпурной вишне

У дизайнеров есть боссы – это прагматичные люди, много лет боровшиеся за лидерство в компании, съевшие не одного соперника и знающие наверняка, какие продукты должна выпускать компания. Успешные начальники и правда знают, что производить, или они очень удачливы в своих предположениях. Плохие начальники быстро убеждаются в том, что их вкусовые пристрастия не совпадают с представлениями о прекрасном у обычных покупателей. И бесполезно убеждать их в том, что они неправы – покупатель всегда прав. Этот императив надо запомнить и руководствоваться им при создании самых необычных дизайнерских решений.

Мне неизвестны компании, производящие электронику, где у руля находились бы дизайнеры. Сама профессия настолько творческая, что не предполагает общения с презренным металлом, обретшим в наше время форму электронных счетов, дебита и кредита в платежных ведомостях компании. Открою страшный секрет – у дизайнеров есть начальники, которые, также как и вы, прекрасно разбираются в предмете. В некоторых случаях они не мешают процессу создания дизайна, кое-где вмешиваются в работу напрямую, говоря, как должен выглядеть продукт. К сожалению, начальники не изучили в полной мере секретный язык дизайнеров, не оканчивали художественных школ и мыслят иными категориями, поэтому общение дизайнеров и руководства компаний напоминает разговор слепого с глухим, наблюдать их общение очень забавно.

Представьте, что начальник разводит руками в воздухе в тщетной попытке описать, какого результата он хочет добиться от команды дизайнеров. Обычно он предельно туманен, использует общие слова – хочу, чтобы это устройство было крутым, дорогим, выглядело лучше, чем у конкурентов, и вообще, поразите меня! Для дизайнеров подобный набор пожеланий стандартен, и они давно составили словарь по переводу требований начальства на свой секретный язык. Более того, в процессе общения внутри компании они пытаются насадить этот язык, сделать его стандартным для коллег из других отделов. Иногда эта тихая революция частично удается, тогда во внешнем мире появляются необычные названия цветов – как вам такой цвет как «космический серый»? Это обычный серый цвет для многих продуктов от Apple, но изначально он назывался именно так.

В каждой компании есть свои уникальные названия для цветов, их оттенков и вариантов. Там, где дизайнеры берут вверх над маркетингом, эти цвета транслируются во внешний мир. Но пользователи крайне редко цитируют официальные названия цветов – язык не любит излишеств и упрощает многие понятия до их основы, так, «космический серый» превращается в обычный серый цвет. Развитие компьютеров и их широкое применение дизайнерами создали цвета, которые никогда не существовали в языке – тут главным было стать первым и придумать самое безумное название для цвета. Хотите примеры? Их у меня десятки, например, атомный мандарин. Почему атомный? Быть может, очень яркий? Желающие могут поискать название в оригинале – atomic tangerine. Впрочем, вполне справедливо будет обвинить меня в том, что новые названия цветов начали придумывать вовсе не дизайнеры, этим страдали и художники прошлого, просто сейчас этот процесс поставили на поток и в создании новых названий цветов может участвовать каждый. Возможно, что вы не знаете такого цвета как “titian”, ничего страшного, о нем мало кто слышал, в отличие от Тициана, который рисовал картины в 16 веке. Этот итальянский художник любил экспериментировать с цветами – взгляните на его «Мадонну с младенцем», оригинал можно видеть в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Коричнево-оранжевый цвет получил название Titian, но подавляющее большинство тех, кто смотрит на картину, не сможет назвать этот цвет по его имени. Описать другими словами, но никак не назвать его так. Желающие посмеяться над названиями цветов могут посмотреть их список из нескольких программ.

В каждой компании существуют собственные наборы цветов, и многие продукты пытаются создавать в той же гамме. О цветовых кодах, их преобразовании мы поговорим позже – сейчас же нам надо запомнить, что когда начальник говорит, что ему нравится оранжевый, то он может превратиться в «атомный мандарин». Богатство цветовой гаммы для дизайнера отличается от обычного человека на порядки, в процессе выхода продукта на рынок все это разнообразие втискивается в рамки здравого смысла – но этим занимаются уже не дизайнеры. Это традиционная игра в испорченный телефон – но первый «звонок» совершают не дизайнеры, а начальство, которое хочет получить определенный продукт.

Частой задача формулируется крайне просто – хочу получить продукт, как у конкурента, но чтобы он был на него не похож. Хотя кто-то, напротив, просит, чтобы продукты были максимально схожи. Задача хорошего дизайн-центра – научиться переводить запросы боссов и преобразовывать их в качественный дизайн, который будет понятен максимальному числу людей. И это вовсе не такая простая задача, как может показаться нам – хотя все мы «разбираемся» в дизайне. Хотя скажем иначе – мы понимаем, что нравится нам.

Количество проблем, которые стоят перед крупными интернациональными компаниями в области дизайна, просто трудно перечислить. Продолжим историю цветов – в зависимости от освещения они по-разному выглядят. Например, под ярким пекинским солнцем оранжевый цвет будет играть, покажется вам жизнерадостным и вдохновляющим. Ровно тот же цвет где-то на севере зимним днем под тусклым или ярким освещением в офисе будет играть совсем иначе – он покажется вам удручающим, никаких положительных впечатлений он не принесет.

Крупные производители смотрят на то, как выглядят эти цвета в разном освещении, для этого существует специальная камера, в ней моделируется свет под разными углами, в различных условиях – от улицы и до сумерек в вашей кровати. Причем важно проверять не только то, как выглядит цвет на устройстве, но и то, как он сочетается с обычными вещами. Например, ноутбук Lenovo могут прикладывать к обычной мебели, которая распространена в том или ином регионе, к одежде и тканям. Это вовсе не механический процесс, важно понимать, кто будет пользоваться устройством, вещи каких цветов есть у человека.

Место дизайна, а также дизайн для вещей этого мира

Очевидно, что вещи создаются для людей и под их восприятие, поэтому дизайнерам приходится тратить кучу времени на то, чтобы быть в курсе последних модных веяний. Электроника – это часть образа жизни, например, телефон должен быть максимально нейтральным и подходить под вашу одежду – это означает, что при его создании дизайнер вместе с маркетологами задумывается, кто будет покупателем, каков доход этого человека, какими продуктами он уже пользуется. Большинство компаний уже создали свое представление о прекрасном и том, какие цвета подходят для каких продуктов. Например, белый и черный цвета считаются базовыми – их предлагают в продуктах любых ценовых диапазонов. Можно также назвать эти цвета классическими. Но типично, что бюджетные устройства стараются создавать именно в таких цветовых решениях, тяготея только к черному.

Помимо цвета, важна также текстура материала, то, как он ощущается в руках, – это неотъемлемая часть любого продукта. Концепция давно обрела название – «Look-Touch-Feel». Это то, как вещь выглядит (цвет и рисунок), какова она при касании и, наконец, как она ощущается исходя из первых двух составляющих. Порой бывает так, что смотришь на картинку и она производит отличное впечатление – красиво, глянцево, вкусно. В жизни вещь оказывается разочаровывающе тусклой. Это даже создало стереотип о том, что нельзя оценивать вещи по картинке, их обязательно надо пощупать в реальной жизни. И с этим трудно не согласиться.

Дизайн в этом аспекте трехмерный – надо не только выбрать цвет и его оттенок, также важна текстура плюс ощущение от касания. Беспроигрышные варианты давно вошли во все учебники по дизайну, а также они используются десятилетиями в продуктах, которые продаются на рынке. Чем больше компания, чем больше вещей она создает, тем меньше она экспериментирует с цветами для определенных категорий продуктов – это не нужно, так как это излишняя трата усилий. Покупатели все равно покупают то, к чему они привыкли, и крайне редко реагируют на цветовое многообразие ярких решений. В аспекте электроники даже появился термин «черно-белая техника», который описывает бытовую электронику – телевизоры, холодильники, кухонные устройства.

Ведущие дизайнеры у производителей электроники – частые гости показов мод в Милане, Нью-Йорке и других городах. Они смотрят на то, какие текстуры и цвета используют кутюрье, для них это подсказка, что будет популярно через несколько лет. И возможность подготовиться, чтобы сыграть гарантированно, показав то же самое, но в своих вещах. Так устроен этот мир.

У крупных компаний существуют линейки продуктов – что-то подешевле и попроще, в таких бюджетных устройствах нет полета фантазии, а только прагматичный подход. Причем, в зависимости от того, к какому классу относится устройство, отличаются и подходы к цветовому разнообразию. В качестве примера приведу то, какой подход исповедуют в Lenovo для ноутбуков. Во многом это зависит от стоимости модели, ее позиционирования, например, в бюджетных моделях, ограничиваются несколькими цветами, в более дорогих – большим числом, и так далее. Концепция выглядит так – первоначально выпускается устройство в базовых расцветках. Затем добавляются дополнительные цвета – это обычно веселые цветовые решения, в последнюю очередь добавляются дополнительные, не очень популярные цвета, это могут быть устройства Limited Edition, как правило, они выходят очень небольшим тиражом. Любопытно, что подобный подход является симбиозом маркетинга и дизайна – посмотрите на то, как другие компании запускают свои продукты, никакой разницы нет. Вначале идет несколько основных цветов, затем их освежают обновлением, расширяют цветовые решения, в последующем выходят иные варианты. Например, в Samsung выпустили Galaxy Note 3 в 2013 году в двух цветовых решениях (белом и черном), спустя несколько месяцев добавили розовый и другие цвета, а затем обновили до моделей La’Fleur, в которых на корпус нанесен цветочный узор. Этот же подход используется для многих иных моделей и большинством производителей разной техники. Он позволяет продлить жизненный цикл устройств, варьируя только их цвета и текстуру.

Чтобы понять, как в компаниях варьируют подход в цветах и материалах, давайте взглянем на то, как это делают в Lenovo:

  • Entry (начальный уровень или бюджетные устройства), белый и черный цвета, текстура технического рода, основной материал – пластик.
  • Precious (премиум-продукты, ограниченные серии), цвет Honey Gold, текстура шелка, основной материал – металл.
  • Premium (название говорит само за себя), цвета платиновый и серебряный, текстура шелка, материалы – стекло и металл
  • Sunshine Orange (флагманские продукты), цвет – текущий цвет из коммуникационной стратегии, текстура шелка, материалы – стекло и металл.

Глядя на это деление (оно неполное, некоторые сегменты для Lenovo я не стал упоминать, важно было дать вам представление о том, как это выглядит), можно понять также и позиционирование продуктов, их стоимость. Видно, что в Lenovo не ориентируются на бюджетный сегмент, предпочитая приумножать более дорогие продукты, разводя их по разным линейкам.

У каждой компании есть свое понимание позиционирования продуктов, разведения их по разным ценовым сегментам с помощью языка дизайна, это основной помощник в этом. Посмотрите на продукты от Nokia, в линейке Lumia основными цветами являются белый и черный, но одновременно с ними выходят и все другие цветовые решения. Или можно взглянуть на недорогую Nokia X.

Компания выступает в противовес сложившейся практике на рынке, пытается отличаться в этом. В какой-то мере это правильное решение – поступать не так, как другие, но на подобные эксперименты, как правило, идут те, кто неуспешен в стандартных подходах.

Последнее на чем хотелось бы заострить ваше внимание относительно цвета устройств, это то, что он не может существовать вне контекста нашего мира и того, как живут покупатели. Он должен соответствовать их настроению, одежде, представлениям о себе. Поэтому создание дизайна в аспекте цветовых решений – процесс сравнения того, что становится популярным. Тут также важно помнить, что каждое устройство изначально имеет предполагаемый жизненный цикл. Для зеркальной фотокамеры это от 3 до 6 лет, для компьютера – 1.5-3 года, для телефона – 1-2 года. Дизайнерам важно выбрать такие цветовые решения и текстуру, которые не выйдут из моды весь срок службы устройства. Это также частично объясняет, почему для массовых продуктов используются проверенные, стандартные цвета – это необходимость.

Еще один момент, связанный с цветами, о котором многие не догадываются. Размер играет огромную роль, выбор цвета для устройства не так банален, как может показаться, выше мы говорили о том, что цвета проверяют в специальной камере, а теперь надо посмотреть, как на цвет влияют текстура и размер устройства.

Дизайн-центр Lenovo как типичный пример

Пекин – это родной город для Lenovo, по городу разбросаны офисы компании, на зданиях – огромные вывески. В одном из кампусов Lenovo – небольшие здания, между ними – трава, дорожки и вода. Умиротворяющее зрелище, заплутать невозможно – на зданиях стоят буквы A, B, C, D, E. Мой провожатый шутливо рассказывает, что A – это администрация, B – развитие бизнеса, D – разработки и дизайн, E – топ-менеджеры, запомнить, кто и где находится, просто и легко. Что находится в здании с буквой С, я запамятовал, но это и не важно.

Дизайнеры сосредоточены в здании D, они занимают несколько этажей, их больше 150 человек. В этом центре отвечают за большие устройства – компьютеры и ноутбуки. В Пекине есть еще один центр, в котором создают дизайн мобильных телефонов. А всего у компании пять дизайн-центров – один в США, один в Германии и еще один в Гонконге, плюс в Японии. Математика у меня не сходится, но видимо, два пекинских центра считают за один, хотя они и подчиняются разным подразделениям – все зависит от того, какие продукты в них создаются.

В дизайн-центре нельзя фотографировать, это закрытая территория для любых устройств. Жаль, но внутри много секретов, а непросвещенный посетитель может сделать неправильные выводы из увиденного. Постараюсь рассказать то, что знают все сотрудники крупных компаний, но о чем не догадываются обычные люди.

Начнем с того, что в задачи дизайн-центра входит не только создание дизайна устройств, в списке присутствуют также все креативные задачи. Давайте заглянем в офис на втором этаже, где устроился десяток человек, двое стоят у огромной белой доски и рисуют маркерами комикс. Выглядит это именно так, какие-то человечки радостно прыгают из картинки в картинку, а в конечном итоге наступает Happy End. Работа выглядит как некая забавная игра, одни картинки стираются, заменяются на другие, идет обсуждение, и в ход снова идет маркер. Бесконечный процесс, на который можно смотреть часами, как и на огонь. На доске представлено то, что называется Story Board, это процесс создания рекламного или промо-ролика. Кто, как не дизайнеры, должен создавать красоту? Их задача – правильно подать продукт, визуально выстроить картинку и добиться максимального эффекта.

Также как и при создании дизайна устройств, выборе текстуры и цветовых решений, дизайнеры ориентируются на контекст, то, как выглядит мир сегодня, в рекламе действуют аналогичные подходы. Корпорации не могут позволить себе полет фантазии для массовых продуктов, они действуют в контексте рынка. Но как они узнают этот контекст? Ответ скрывается в уголке комнаты, скрытый от любопытных глаз – здесь висят листы с покадрово расчлененной рекламой крупных компаний – вот сверхудачная реклама Samsung – Next Big Thing, которая наделала много шума, чуть дальше – листики с промо-кампанией другого производителя. Есть искушение подумать, что тут занимаются копированием, но это не так. Дизайнеры осмысливают чужие приемы, удачные находки и находят тот контекст, в котором работают конкуренты. Понимание этого позволяет выбрать стратегию для продвижения собственных продуктов, сделать рекламу или промо-материалы другими, а возможно, и такими же. В какой-то мере это частично объясняет схожесть большинства коммуникаций крупных производителей – они все в чем-то схожи, если не брать работы, которые специально создаются для Каннских львов или подобных конкурсов. Такие конкурсы престижны, но реклама, показанная на них, крайне редко выходит на широкую аудиторию – обычно вы видите ее только в рамках подобных соревнований.

В отрасли всегда есть текущие лидеры, стиль их коммуникаций может быть скопирован или обыгран другими компаниями. Противоборство Apple и Samsung создало два направления, фактически, Apple задает тон, а Samsung как задорный новичок атакует рекламные коммуникации американской корпорации. Другие компании, как правило, выступают более спокойно, но выбирают сходный язык дизайна для представления своих продуктов как на сайтах, так и в рекламе. Но разные культурные установки, различия в продуктах – все это создает отличающийся конечный результат.

Давайте на минуту спустимся на первый этаж здания, справа от входа находится вывеска RED Labs.

Заходим внутрь и видим обычный магазин – на полках расставлены продукты Lenovo, есть небольшие поясняющие таблички – вот тут – телефоны, чуть дальше – ноутбуки и так далее. Здесь как создается дизайн флагманских магазинов, так и проходит тестирование упаковки устройств, их открытой выкладки. Это также задача дизайн-центра. Плюс создание новых концепций, которые позволят подсветить собственные продукты в чужих магазинах. Мой проводник ведет меня к полупрозрачной тумбе в человеческий рост – вверху стоит Kinekt, он скрыт за накладной панелью. Полупрозрачное стекло имеет дисплей – внутри крутится какой-то ноутбук Lenovo, на стекле отображается целый набор пунктов и показывается видео. Делаете шаг ближе, и Kinekt улавливает ваше движение – дальше вам предлагают ознакомиться с ключевыми особенностями устройства.

Просто? Весьма. Основная задача дизайнеров состояла в том, чтобы создать работающую технологию, которую можно применять в любой точке мира и сделать это из подручных материалов. Произвести такую стойку можно в Пекине, Москве или любом городе Латинской Америки, где угодно. Универсальность, невысокая стоимость и отсутствие необходимости импортировать оборудование, что повышает его стоимость в разы.

Дизайн – это не только создание наилучшей возможности без оглядки на деньги, это всегда жесткая экономия и ориентирование на себестоимость. Дизайн должен создавать иллюзию более дорогого продукта, чем он есть на самом деле. И это в крови у большинства дизайнеров, вне зависимости от их места работы. Неважно, что у вас корпус не из металла – важно, как он выглядит и ощущается в руке. Если, не процарапав дыру в корпусе, вы не можете сказать точно, какой материал использован, то это победа дизайнера.

Выкладка товара тоже имеет свои законы, не во всех торговых сетях она возможна так, как задумал производитель. Задача – создать максимально красивое сочетание цветов, выделить свои продукты, подсветить их. И этим занимаются в этой лаборатории, которая больше напоминает обычный магазин. Тут могут перестраивать полки, по десять раз на дню менять расположение товаров, экспериментировать с разными упаковками и сравнивать их с конкурентами. Конечная цель проста – добиться преимущества с помощью дизайна не только устройств, но и внешнего вида упаковки, открытой выкладки.

Библиотека материалов – святая святых

В каждом дизайн-центре есть местное святилище, куда имеет доступ небольшое число сотрудников – это библиотека материалов. Давайте заглянем в эту комнату Lenovo – небольшое помещение в 40 квадратных метров, большой экран для презентаций, столы, чтобы раскладывать образцы, и рядами идут стеллажи. На них можно видеть отрезы тканей и кожи, книги, в которых представлены образцы пластика и металла, на стенах – плакаты с описанием языка дизайна для текущих продуктов компании и примерами в виде небольших образцов.

Мало кто задумывается, как компании получают тот или иной цвет устройства, от чего он зависит, откуда берется текстура. Вариативность в изготовлении устройств максимальна, но как возникают изначальные библиотеки материалов, от чего они зависят?

Первоначальный набор материалов происходит простым путем – существуют производители, специализирующиеся на пластике, металле, стекле. Они присылают вендорам свои каталоги, которые выглядят как небольшой набор образцов, вы можете их пощупать. Обычно это книжки, в которых в углублениях расположены образцы пластика и даны их названия. Обычно такие «книжки» обновляются раз в три-четыре месяца, кто-то выпускает новые версии постоянно, а кто-то – раз в полгода. Задача крупных производителей устройств – собирать подобные каталоги и сравнивать с тем, что компания делает сегодня, выискивать новые, перспективные решения и переиначивать их на свой лад.

Например, в Lenovo для ноутбуков используют нескольких поставщиков каталогов, давайте посмотрим на книжки AKZONOBEL. На обложке написано Resource Extension, Design Theme, Design Trend #9.

При первичном отборе дизайнеры компании смотрят цветовые решения и текстуры. Они выбираются исходя из тех представлений, что есть о будущих продуктах, внутри компании уже готова концепция коммуникаций с рынком и потребителями, остается выбрать материалы. Формируется большой список возможных текстур и цветов, первое и второе не всегда совпадает. Бывает так, что дизайнерам нравится текстура, но цвет не устраивает – тогда заказываются образцы, которые комбинируют эти свойства, и они уже уникальны для компании, попадают в ее библиотеку материалов.

После первичного отбора, когда выделяются перспективные цвета, текстуры, идет их тестирование. Тут очень многое зависит от того, для какого устройства будет применяться пластик или металл. Образцы небольшие, размеров чуть меньше среднего телефона – на ноутбуке такой корпус и цвет могут выглядеть совсем иначе, чем в небольшом размере. И начинается изготовление больших панелей, их смотрят в разных световых условиях в специальной камере, мы обсуждали ее принцип работы выше. На этом этапе отсеивается около 70-80 процентов текстур и цветов, они идут на второй и третий круг. Основная проблема, что при определенных углах или вариантах освещения на больших панелях могут появляться разводы, своего рода рябь. Визуально это неприятно, и необходимо, чтобы поверхность ноутбука не была с такими искажениями – поэтому дизайнеры, работающие с материалами, пытаются убрать эти изъяны.

Это метод проб и ошибок, другого пока не придумали. Вариативность может быть достигнута тем, что вы выбираете качество покраски – в один, полтора, два слоя, каким материалом будете закреплять краску. И дальше вновь добро пожаловать в камеру пробовать, как это выглядит.

Процесс подбора материалов бесконечен, он происходит ежедневно. Но каждый год внутри компаний формируют текущую библиотеку, с которой и начинают работать. Каждый материал описывается (для каких по стоимости продуктов, где и как он может применяться и так далее), заносится в базу, и это облегчает работу индустриальных дизайнеров, создающих собственно облик устройств. Им не требуется уже тратить время на поиски того, что выбрать для устройства, у них есть готовая библиотека компании. В ней содержатся отобранные образцы пластика, стекла, кожи, красок и приводятся примеры, как можно менять степень окраски и износоустойчивости. Это своего рода шаблоны, которые в крупных организациях позволяют избежать серьезных ошибок. Приведу такой пример – в библиотеке Lenovo есть премиум-материалы, которые используются для топовых устройств. Это могут быть ноутбуки оранжевого цвета с гладкой поверхностью, напоминающей шелк, и использующие алюминий. Попытка использовать этот материал для бюджетных устройств обернется провалом – дизайнер не сможет выбрать этот материал, он будет недоступен. Причина очевидна – срок службы недорогого ноутбука может быть в разы больше, а значит, выше и износ. Аккуратность пользователя также под большим вопросом, а значит, корпус должен сохранять внешний вид и при получении потертостей, царапин, не быть марким. И такая схема оправдывает себя, она отлично работает.

С выбора цветов, материалов и их текстуры и начинается дизайн будущих устройств. Вначале создается дизайн-концепция и позиционирование устройств, которые даже еще не существуют в проекте. Давайте посмотрим на то, каким видит 2015 год дизайн-центр Lenovo, отвечающий за ноутбуки. Предполагается четыре основных направления в дизайне, и, соответственно, это и те сообщения, что будет продвигать маркетинг, а также PR:

  • Eco-World. Тема экологии и перерабатываемых материалов – это может быть не только упаковка из переработанного картона, но и корпуса устройств, которые будут изготовлены из вторичного сырья. Позиционирование в бюджетном и среднем ценовых сегментах.
  • Hi-Tech. Высокотехнологичные устройства, в которых используются новейшие технологии (процессоры, память, софт), им должны соответствовать и материалы – это может быть как пластик, так и металл, реже кожа – все зависит от позиционирования конкретного устройства, его линейки.
  • Active. Тема активного образа жизни, описание тех, кто увлекается спортом, – типичные материалы плюс резина, силикон и комбинирование этих материалов. В настоящий момент в линейке Lenovo это направление отсутствует.
  • Neo-Luxury. Очень интересное направление топовых продуктов, которые выпускаются небольшими тиражами, стоят дорого, но при этом статусность подкрепляется и максимально возможными характеристиками, а также необычными и качественными материалами – металл, стекло, кожа. В настоящий момент у Lenovo есть ряд продуктов, которые условно подпадают под этот сегмент, но он не выделен и не оформлен в отдельное направление. Начиная с января 2015 года оно станет одним из основных в развитии компании, что, впрочем, видно и сегодня по тому, куда идет развитие ноутбуков Lenovo.

Термин Neo Luxury сегодня известен очень небольшому числу дизайнеров, пока он не превратился в тренд, но станет таковым через год (возможно, что каждая компания придумает свои слова и обозначения, но суть останется той же). Чтобы не распыляться и не отвлекать ваше внимание, предлагаю вам отличную статью, которая описывает этот термин и частично позиционирование будущих устройств, из нее у вас сложится понимание, что это такое.

Позвольте на этом закончить экскурсию по библиотеке материалов, общее представление вы уже получили, а я проболтался о самых больших секретах Lenovo. Очень надеюсь, что это не вызовет неправильной реакции, благо, самые большие тайны остались за кадром, пусть у компании будет шанс показать их на CES’2015 без предварительных утечек.

В 15.00 собираемся в военной комнате – быть всем!

На компьютере у Джо мигает значок письма, в корпоративную почту пришло приглашение на встречу: «Прибыть в 15 часов в военную комнату». На английском это приглашение звучит жестче, возможно, что виной тому звучание war room. Джо с коллегами выходят из дизайн-центра и отправляются через внутренний двор кампуса в здание E. Как вы помните, тут сидят руководители, но не только – добавим еще одно мнемоническое правило, E (Engineers). Правда, инженеры, как и дизайнеры, сюда приходят на время, чтобы встретиться на нейтральной территории. Большое помещение, стол для обсуждений, экран, стеклянные стены и полная звукоизоляция от внешнего мира. Это место, где инженеры и дизайнеры обсуждают, как должны и могут выглядеть будущие продукты.

Мы уже говорили о том, что руководство компании зачастую имеет представление о том, что они хотят получить, какие продукты. Но это только первое приближение – дальше в дело вступают инженеры и дизайнеры. Первые серьезные обсуждения происходят в военной комнате. Здесь говорят о том, как совместить дизайн и технологическую начинку устройств. Споры очень горячие, зачастую переходят в крик, где каждая сторона настаивает на своем, но в итоге всегда находят компромисс, который устроит всех. Отсюда и название переговорной комнаты – оно точно отражает суть, внутри идет война за идеи, каждая сторона отстаивает свои позиции, уступает по чуть-чуть, чтобы в итоге получился продукт, который максимально соответствует своим задачам. Это всегда поиск идеала в рамках ограниченного времени и других ресурсов.

Помните правило бойцовского клуба? Все, что происходит в клубе, должно оставаться в клубе. Тот же подход и для всех встреч в военной комнате, из нее наружу не должно просочиться ничего – каждый из участников встречи занимает достаточно высокую позицию, чтобы не болтать о результатах обсуждений, это лидеры своих направлений, которые намечают пути развития.

Встречи инженеров и дизайнеров редко бывают быстротечными, часто это споры на несколько часов, давайте оставим Джо и вернемся в дизайн-центр, в здание D. В каждом подобном центре есть стена славы, где демонстрируются достижения компании. В Lenovo на полках расставлены десятки разных наград, а также Red Dot Design Award в виде металлического прямоугольника. Это переходящий немецкий приз, очень тяжелый – ежегодно его передают следующему победителю.

Рядом стена с фотографиями всех дизайнеров, что работают в этом здании.

По какой-то причине общим местом для дизайн-центров становится необходимость демонстрировать свою креативность. В Lenovo есть отдельная стена, на которой лежат разные вещи, их приносят дизайнеры, для них это источник вдохновения. Старая пленка Kodak в выцветшей коробке, детская игрушка, фонарик и многое другое. Без объяснений в этом нагромождении вещей не разобраться, и оно оставляет легкое недоумение.

В подобных местах есть еще одна вещь, которая меня всегда привлекает, это плакаты на стенах – они очень тонко передают настроение в компании и описывают то, чем живут люди. В Lenovo первый плакат – раритет, на нем изображение полуразобранного ThinkPad и надпись о том, что необходимо думать о безопасности на рабочем месте. В плакате эксплуатируется общеизвестная в Lenovo идея того, что ThinkPad – это очень безопасное устройство со всех точек зрения и людям надо стремиться также думать о безопасности, правда, информационной. Плакат из начала 2000-х. К сожалению, именно этот плакат мне не разрешили сфотографировать. Причина? Безопасность!

Но мои сопровождающие любезно разрешили заснять плакаты второй половины 90-х, когда в Lenovo создавали и усиливали корпоративную культуру. Сегодня эти плакаты выглядят наивно, в чем-то наигранны, но безо всяких скидок это произведения искусства. Пользуясь случаем, хочу попросить присылать мне такого рода плакаты с предприятий (любых), заранее признателен. В моей коллекции их уже несколько сотен, и они очень привлекательны.

Жаль, но каждое увлекательное путешествие всегда подходит к концу. Про дизайн-центры можно написать сотни страниц, и все равно многие вопросы останутся за кадром, в этом материале я попытался дать вам представление о том, чем и как живут дизайнеры, как выглядит их место работы. Пример Lenovo наглядно показывает, как дизайн устройств связан с реальным миром, чем руководствуются компании – этот пример можно расширить на любых производителей уровня Lenovo. Надеюсь, что вам было не менее интересно в этом путешествии, чем мне. Если вам понравилось, то поставьте лайк или расскажите своим друзьям об этом материале. Спасибо.

К содержанию >>>

Ссылки по теме

Эльдар Муртазин ([email protected])

Опубликовано — 23 мая 2014 г.

Поделиться

Мы в социальных сетях:

Новости:

13.05.2021 MediaTek представила предфлагманский чипсет Dimensity 900 5G

13.05.2021 Cайты, имеющие 500 тысяч пользователей из России, должны будут открыть местные филиалы

13.05.2021 Amazon представила обновления своих умных дисплеев Echo Show 8 и Echo Show 5

13.05.2021 МТС ввел удобный тариф без абонентской платы - «МТС Нон-стоп»

13.05.2021 Zenfone 8 Flip – вариант Galaxy A80 от ASUS

13.05.2021 Поставки мониторов в этом году достигнут 150 млн

13.05.2021 Состоялся анонс модной версии «умных» часов Samsung Galaxy Watch3 TOUS

13.05.2021 Tele2 выходит на Яндекс.Маркет

13.05.2021 OPPO представила чехол для смартфона, позволяющий управлять устройствами умного дома

13.05.2021 TWS-наушники с активным шумоподавлением Xiaomi FlipBuds Pro

13.05.2021 В России до конца следующего года появится госстандарт для искусственного интеллекта

13.05.2021 ASUS Zenfone 8 – компактный флагман на Snapdragon 888

12.05.2021 Компания Genesis представила внешность своего первого универсала G70 Shooting Brake

12.05.2021 В России разработан высокоточный гироскоп для беспилотников

12.05.2021 В Россию привезли новую версию смарт-часов HUAWEI WATCH FIT, Elegant Edition

12.05.2021 Раскрыты ключевые особенности смартфона POCO M3 Pro 5G

12.05.2021 Honor 50: стали известны дизайн и другие подробности о смартфоне

12.05.2021 Чипсет Exynos 2200 от Samsung будет устанавливаться и в смартфоны, и в ноутбуки

12.05.2021 МТС начала подключать многоквартирные дома к интернету вещей

12.05.2021 iPhone 13 будет толще и получит более крупные камеры по сравнению с iPhone 12

12.05.2021 Xiaomi договорилась с властями США об исключении из чёрного списка

12.05.2021 Xiaomi выпустила обновлённую версию умного пульта Agara Cube T1 Pro

Hit

12.05.2021 Игровые ноутбуки с NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti уже в России!

12.05.2021 Индийский завод Foxconn сократил производство в два раза

12.05.2021 Lenovo отказалась от очного участия в предстоящем в июне Mobile World Congress

Подписка
 
© Mobile-review.com, 2002-2021. All rights reserved.